| | Проблемы современной экономики, N 1 (65), 2018 | | ПРОБЛЕМЫ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ | | Медынская И. В. профессор кафедры мировой экономики и международных экономических отношений
Санкт-Петербургского государственного экономического университета,
доктор экономических наук
| |
| | В статье рассматриваются проблемы и перспективы развития международного сотрудничества организаций высшего образования в условиях интеграции в Евразийское научно-образовательное пространство. Показана необходимость использования информационно-коммуникационных технологий, которые предоставляют образованию возможность соответствовать глобальным тенденциям развития | Ключевые слова: Евразийское образовательное пространство, экспорт образовательных услуг, интеграция, Евразийский экономический союз, организации высшего образования, академическая мобильность | УДК 378:337.6 Стр: 194 - 196 | В настоящее время формирование межгосударственного научно-образовательного и бизнес пространств оказывают все возрастающее влияние на состояние экспорта образовательных услуг в условиях демографического спада в ведущих странах мира.
Создание единого научно-образовательного пространства стран—участниц Евразийского экономического союза (ЕАЭС) является одним из перспективных направлений современного развития мирового хозяйства.
Международное сотрудничество и обмен опытом стали необходимым средством для разграничения растущих издержек и уменьшения риска введения инноваций, а также для кумуляции необходимого потенциала опыта, квалификации и знаний в процессе разработки и внедрения новых образовательных услуг для иностранных граждан. Активно развивается синергизм с вузами государств-членов ЕАЭС по созданию сетевых программ магистратуры и докторантуры. В этих условиях возникает необходимость стратегического сотрудничества специализированных организаций, предоставляющих образовательные услуги для иностранных граждан с целью разделения расходов и уменьшения риска, для успешной борьбы с конкурентами.
Формирование Евразийского научно-образовательного и бизнес пространства требует создания общего рынка услуг, в том числе образовательных. Новый подход к регулированию рынка образовательных услуг должен быть направлен не только на решение возникших в связи с политической нестабильностью на мировой арене проблем, но и на восстановление динамического равновесия спроса и предложения, повышение гибкости Евразийского рынка образовательных услуг и поиска новых возможностей привлечения иностранных граждан.
На современном этапе эволюции мирового хозяйства успешное развитие научно-образовательных систем ЕАЭС должно быть связано с интеграционными процессами, позволяющими достигать синергетических эффектов за счет объединения и координации в Евразийском союзе.
Научно-образовательная и бизнес интеграция в странах ЕАЭС, качественно повышает уровень открытости национальных экономик, создает единое информационное пространство, обуславливает интенсификацию международного движения технологий.
Углубление связей между странами-участницами ЕАЭС является ключевым фактором устойчивого развития международных отношений и становится необходимым условием развития, как отдельных стран, так и евразийского интеграционного процесса в целом. Для интеграции образования, науки и бизнеса в рамках Евразийского союза имеется целый ряд объективных аргументов — это единое научно-образовательное и бизнес пространство, традиции сотрудничества в едином языковом пространстве, а также многие аспекты социально-экономической направленности.
Процессы глобализации и интернационализации оказывают влияние на Евразийский экономический союз в силу его особого географического, природного, стратегического и экономического положения и делают его потенциальным центром мировой геополитической системы.
Процесс формирования межгосударственного научно-образовательного и бизнес пространства ЕАЭС обусловлен, прежде всего, необходимостью сделать образование более адекватным современным экономическим требованиям, динамике развития рынка труда. Для увеличения потоков академической мобильности и трудовой миграции за гражданами ЕАЭС закреплен безвизовый въезд в любое государство, входящее в Союз. В связи с увеличением потоков академической мобильности и расширением экспорта образовательных услуг дипломы, выданные национальными вузами, согласно Договору о ЕАЭС, признаются внутри объединения без каких-либо дополнительных процедур подтверждения. Исключения составляют педагогическая, медицинская, фармацевтическая и юридическая специальности. Таким образом, для студентов, преподавателей и исследователей существует абсолютная свобода передвижения в рамках ЕАЭС [1].
Определяющим фактором российского геополитического влияния на постсоветском пространстве остаётся то, что там сегодня проживает около 20 млн русских и русскоязычных соотечественников, во многом предопределяя активность России в ближнем зарубежье. Именно поэтому одним из ключевых условий укрепления авторитета России на постсоветском пространстве является обеспечение и углубление российского культурно-образовательного присутствия, сохранение и укрепление русскоязычного пространства вдоль границ [2].
Академическая мобильность иностранных студентов и профессорско-преподавательского состава является неотъемлемой частью инновационного процесса в условиях Евразийской интеграции, которая может способствовать развитию сетевых академических технологий, новых направлений процесса обучения в системе высшего образования и, следовательно, расширению экспорта образовательных услуг.
На сегодняшний день Россия остается региональным центром академической мобильности для граждан из стран ЕАЭС: абитуриенты из стран ЕАЭС представляют существенную группу иностранных студентов, обучающихся в российских вузах.
В настоящее время российское высшее образование наиболее востребовано у граждан Казахстана, число которых составляет 27,5 тысяч учащихся, граждан Туркмении — 12,1 тыс. человек, граждан Таджикистана — 6,6 тыс. человек. Наименьшее количество иностранных студентов — это граждане Армении — 2,2 тыс. человек и Белоруссии — 1,9 тыс. человек.
Динамика среднего ежегодного роста числа студентов из стран ЕАЭС в 2014–2017 годах составляет более 16 %, что превышает средний темп роста иностранных студентов в России (8%). [3] Но в 2014/15 учебном году был зафиксирован рост в 18,1%. Самую большую долю иностранных студентов в российских вузах составляют иностранные граждане их стран СНГ (более 53%). В то же время, доля иностранных студентов из ЕС сокращается и в 2017 году она составила около 4% (табл. 1).
Таблица 1
Динамика численности иностранных студентов | Годы | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 |
---|
Общая численность иностранных студентов ( чел.) | 175 432 | 182 869 | 224 279 | 240 924 | Доля студентов в общей численности контингента иностранных студентов в РФ (в %) | ЕАЭС | 13,5 | 24,8 | 23,1 | 24,9 | СНГ | 51,7 | 53,0 | 53,1 | 53,4 | ЕС | 5,4 | 4,8 | 4,3 | 3,9 | Составлено автором по материалам [3], [6]
По прогнозам Минобрнауки РФ к 2025 году в России будут учиться более 750 тысяч иностранных граждан. Также в рамках Евразийского экономического союза увеличится поток мобильности иностранных студентов на 5,6% и профессорско-преподавательского состава на 3,8%. Таким образом, увеличение численности иностранных студентов, как в РФ, так и в рамках ЕАЭС, будет способствовать расширению экспорта образовательных услуг на Евразийском научно-образовательном пространстве.
Информационно-коммуникационные технологии предоставляют образованию возможность соответствовать глобальным тенденциям развития и адаптироваться к быстроменяющимся условиям существования современного мира [4]. Настоящим трендом в высшем образовании являются технологии онлайн-обучения. К инновационным преобразованиям относится трансформация технической базы информатизации. Информационная компетенция — это использование сети Интернет.
Информационные образовательные ресурсы должны значительно расширить возможности учебно-методической инновационной информации. Эти уникальные возможности связаны с современной телекоммуникацией, которая является одной из составляющих инновационно-информационной среды.
Вследствие этого информационно-коммуникационные технологии выступают в роли фактора формирования ключевых компетенций в процессе обучения иностранных граждан. Следует отметить компетентностный подход в обучении иностранных граждан в связи с растущей интеграцией российской системы высшего образования не только в Евразийское, но и в международное образовательное пространство.
Обострение международной конкуренции за абитуриента стимулирует повышение качества образования, содействует разработке новых сетевых международных программ обучения. Следовательно, для повышения конкурентоспособности и привлекательности высшего образования стран-участниц Союза необходимо находить новые сегменты рынка образовательных услуг, а именно университеты должны разрабатывать и открывать новые сетевые учебные программы бакалавриата и магистратуры.
Анализ ситуации на евразийском рынке образовательных услуг показывает, что требуются активные действия государств-членов ЕАЭС, стремящихся сохранить и укрепить свои позиции, в том числе создание образовательных центров за пределами Евразийского союза, рассчитанных на потребности различных регионов и интеграционных объединений мирового хозяйства. Для более успешной интеграции в евразийское образовательное пространство необходимо активнее модернизировать системы образования стран-участниц ЕАЭС.
Несмотря на положительные тенденции евразийской интеграции можно выделить и ряд существующих на сегодняшний день, проблем. Во-первых, преодоление «наследия» советской образовательной системы, традиционно характеризуя его как тормозящее процессы реформирования [5]. Во-вторых, факторы, возникающие в процессе реформирования системы, такие как отсутствие необходимой инфраструктуры, обеспечивающей модернизацию образования, слабость законодательной базы на национальном и на межгосударственном уровне, а также проблемы финансирования образования [6]. В-третьих, специфика социально-экономического развития каждой из стран евразийского пространства и отсутствие единого подхода к реорганизации системы образования. В-четвертых, отсутствие стратегий интеграции систем высшего образования, науки и бизнеса стран ЕАЭС в единое пространство при сохранении специфики национальной идентичности [7]. В-пятых, проблемы финансирования образовательных сетей — это распыление средств, недофинансирование и избыточность сетей. В-шестых, отсутствие цельной и прозрачной картины евразийской интеграции.
В российских университетах в рамках многих международных проектов проводится работа по рекрутингу иностранных граждан стран-участниц ЕАЭС, но эта деятельность носит очень разрозненный характер, отсутствует обмен накапливаемой информацией и приобретаемого опыта между участниками проектов, практически не осуществляется диссеминация результатов. Необходимо создание эффективной сиcтемы управления образовательными услугами для иностранных граждан, которая охватывала бы управление разных уровней в сфере образовательных услуг [8].
В условиях интеграционных процессов в ЕАЭС, необходимо активизировать работу между странами-членами Союза:
во-первых, в экономический сфере, а именно, по повышению конкурентоспособности товаров и услуг;
во-вторых, в социальной сфере — по улучшению качества жизни, привлекательности условий труда;
в-третьих, в сфере образования и науки — по расширению и модификации образовательных услуг, созданию возможности реализации союзного научно-технического потенциала;
в-четвертых, в инновационно-информационной сфере — по улучшению качества международного информационного позиционирования ЕАЭС.
В связи с этим, между странами участницами ЕАЭС необходимо создавать научно-образовательные сети и бизнес альянсы, которые в дальнейшем позволят выстроить подходы к долгосрочной стратегии сотрудничества.
Таким образом, экспорт образовательных услуг в условиях интеграции в Евразийское научно-образовательное пространство является заметной тенденцией в развитии всего мирового сообщества, будущее которого будет зависеть от эффективности использования инновационного процесса и международного сотрудничества ЕАЭС и от его внутренней стабильности, а евразийская интеграция будет способствовать экономическому росту стран-участниц ЕАЭС. |
| |
|
|