Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (65), 2018
ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ УСЛУГ
Александров И. Н.
доцент Высшей школы технологий управления бизнесом
Института промышленного менеджмента, экономики и торговли
Санкт-Петербургского государственного политехнического университета им. Петра Великого,
кандидат экономических наук

Фёдорова М. Ю.
аспирант Института экономики Карельского научного центра РАН (г. Петрозаводск)

Стратегическое управление компаниями туристической отрасли как фактор устойчивого развития региональной экономики
В статье выявлены направления повышения эффективности стратегического управления предприятиями сферы туризма. Определены проблемы анализа интеллектуального капитала компаний туристической отрасли и его составляющих — структурного, клиентского и человеческого капитала. Предлагается подход к анализу и оценке потенциала организаций, основанный на развитии доходного подхода к оценке стоимости компании. Использование предлагаемого метода оценки потенциала позволяет оценивать интеллектуальный капитал для широкого круга компаний, включая компании сферы туризма, кроме того предложенный метод позволяет решать задачи оценки эффективности интеграционных сделок, инвестиционных и иных стратегически значимых проектов
Ключевые слова: туристическая отрасль, стратегическое управление, региональная экономика, потенциал компании, интеллектуальный капитал, человеческий капитал, структурный капитал, клиентский капитал, стратегическое управление в туризме
УДК 330.1; ББК 65.05   Стр: 177 - 179

Стратегическое управление компаниями в сфере туризма призвано повысить конкурентоспособность данных хозяйствующих субъектов и способствовать выполнению их миссии. В данной статье предлагается рассматривать сферу туризма как одно из направлений развития региональной экономики. Актуальность данного исследования обусловлена тем, что в последние годы мировая отрасль туризма стала одним из важных факторов развития территорий и регионов. Туризм способствует притоку капитала и созданию новых рабочих мест. Важно также помнить о мультипликативном эффекте от туризма в экономике страны и региона. Развитие отрасли туризма способствует привлечению инвестиций в развитие, как местной инфраструктуры, так других отраслей экономики (строительная отрасль, сельское хозяйство, услуги, торговля, общественное питание, финансовый сектор и прочие). Данные инвестиции идут на улучшение качества жизни местного населения, и могут обеспечивать значительные финансовые поступления в местные бюджеты, развивая экономику региона.
Международный Совет по туризму в 2014 г оценил долю от туризма и путешествий в мировой экономике в размере 7,6 трлн долл. США (то есть около 10% от мирового ВВП). Также организацией приводятся данные, согласно которым отраслью было создано 277 млн новых рабочих мест (таким образом, 1 из 10 рабочих мест приходилось на сферу туризма и путешествий) [7].
Целый ряд системных проблем мешает нашей стране занять адекватное место в совокупном мировом производстве туристических услуг [6]. Несмотря на некоторые положительные тенденции, нужно отметить, что со стороны государства и бизнеса должна быть проделана огромная работа для того, чтобы туристическая отрасль действительно стала одной из значимых отраслей экономики страны. В этом смысле повышение качества стратегического управления призвано использовать значительный потенциал туристической отрасли, обусловленный масштабами и разнообразием России.
Для выработки разумной стратегии менеджеры организаций сферы туризма должны иметь возможность оценивать потенциал, интеллектуальный капитал компании, а также выгоду от тех или иных стратегических мероприятий. Также оценка потенциала и интеллектуального капитала туристических компаний позволяет региональным органам власти формировать свою стратегию развития территории.
Основной целью данной работы является развитие предложенного ранее [1] метода оценки потенциала предприятия и интеллектуального капитала с целью повышения качества процесса разработки стратегии развития туристических компаний. Устойчивые конкурентные преимущества для туристических компаний в основном обеспечиваются именно интеллектуальными ресурсами. Возможность количественной оценки интеллектуального капитала должна позволить менеджерам рационально распределять ресурсы и расставлять инвестиционные приоритеты. Развитие и сбережение интеллектуального капитала является важнейшей задачей стратегического управления.
Под интеллектуальным капиталом (ИК) организации современными исследователями понимаются [3; 4] «активы, представляющие собой мысленные знания, то есть неотделимые от сотрудников, и знания, воплощенные в результатах мыслительной деятельности (структурах, интеллектуальной собственно­сти, клиентах и др.)»
Интеллектуальный капитал включает такие составляющие как Клиентский, Человеческий и Структурный капитал. При анализе интеллектуального капитала можно рассматривать как клиентский капитал самой территории, так и клиентский капитал отдельных компаний туристической и смежных отраслей.
К клиентскому капиталу региона и территории может относиться, например, его туристический бренд, а также наличие особых культурных, экономических и иных связей с другими территориями, благожелательное отношение коммерческих и некоммерческих организаций, средств массовой информации и т.д. К клиентскому капиталу непосредственно компаний туристической отрасли можно отнести известные названия, репутацию, наличие формальных и неформальных связей в организациях партнерах и т.д. Очевидно, что клиентский капитал территории воздействует на все сферы региональной экономики, но для таких отраслей как туризм это воздействие будет более значимым.
Структурный капитал компании включает разнообразные нематериальные активы, необходимые для эффективного ведения бизнеса. Это нематериальная инфраструктура компании и объекты интеллектуальной собственности (информационные технологии, рабочие процессы, система управления, патенты, лицензии и прочие неосязаемые активы, которые помогают компаниям работать успешно).
Последней составляющей интеллектуального капитала будет человеческий капитал [2, 5]. Под человеческим капиталом понимают всю совокупность ценности ресурсов, заключенных в персонале.
Одной из проблем количественной оценки и анализа интеллектуального капитала является и то, что сложно, а иногда и невозможно однозначно отнести некоторые нематериальные активы (деловую репутацию, авторские права, идеи, изобретения и т.п.) только к одной из составляющих ИК. Часто конкурентные преимущества создаются именно сочетанием составляющих интеллектуального капитала. Одним из вариантов может быть оценка ИК целиком. При необходимости в дальнейшем можно провести некоторое аналитическое разделение полученного значения ИК на рыночный, человеческий, а также структурный капитал.
Для оценки интеллектуального капитала можно предложить сначала провести количественную оценку потенциала компании. При проведении этой оценки мы понимаем, что потенциал является совокупным показателем всех ресурсов и возможностей организации.
Эти возможности и ресурсы формируют рыночную стоимость данного хозяйственного субъекта. Рыночная стоимость может определяться как рыночным путем, так и с использованием аналитических подходов. Доходный подход к оценке стоимости бизнеса предполагает анализ возможных доходов. Авторами предлагается следующее развитие доходного подхода к оценке бизнеса [1], которое позволит количественно оценивать потенциал компании: предлагается выделить некоторое количество предпочтительных проектов (ПП), рассчитать их эффективность и учитывать сумму чистых приведенных стоимостей от них при анализе потенциала компании. Кроме того, предлагается при оценке потенциала предприятия рассчитывать остаточную стоимость активов (ОСА) данного субъекта после окончания периода планирования предпочтительных проектов:
Pk = Fk + Ck (1)
где Pk — потенциал хозяйствующего субъекта k; Fk — сумма чистых приведенных стоимостей максимально эффективных проектов для компании k; Ck — остаточная стоимость активов компании k на конец периода планирования (чистые приведенные стоимости выбранных проектов не включают деньги от продажи активов в конце периода планирования).

Предпочтительные проекты — это те проекты, которые предположительно будут иметь максимальный суммарный NPV. Выбор данных проектов является сложной аналитической задачей и может проводиться экспертами.
Очевидно, что предпочтительные проекты должны включать группу действующих или традиционных проектов, характерных для компании. Эти проекты реализуются на момент проведения аналитической оценки (p11, ..., p1w).
Вторая группа анализируемых проектов — это те проекты, которые запланированы компанией к реализации (p21, ..., p1q).
Третья группа — это потенциальные проекты. Реализация данных проектов (p31, ..., p3g) возможна при имеющемся количестве ресурсов (в том числе потенциальных).
Таким образом, Fk сумма чистых приведенных стоимостей наиболее предпочтительных проектов для хозяйствующего субъекта рассчитывается по формуле:
(2)
Предлагая разделить общий денежный поток на отдельные потоки от действующих, запланированных и возможных (потенциальных), авторы предполагают, что данная процедура позволит: во-первых, критически подойти к их анализу и прогнозированию, а во-вторых, оценить риски каждого в отдельности. Очевидно, что все проекты вступают в конкуренцию друг с другом за ресурсы, но в то же время часть из них может быть источником ресурсной базы для других.
Вероятная цена компании Ck после окончания периода планирования по проектам (ОСА) может превосходить чистую стоимость активов. Это может быть связано с возросшим интеллектуальным капиталом компании. Предлагается рассчитывать Ck как произведение рыночной стоимости чистых активов (A1k) на конец периода планирования (без учета денежных средств) и коэффициента интеллектуального капитала (Ik):

Рыночная стоимость чистых активов (A1k) рассчитывается на конец периода планирования и дисконтируется по принятой для проекта ставке дисконтирования, в данном расчете не учитываются денежные средства.
Коэффициент интеллектуального капитала (Ik) призван учесть стоимость нематериальной составляющей в постпрогнозной стоимости (ОСА). Для его расчета предлагается получить отношение предполагаемых доходов к начальным активам. Таким образом, он отражает отдачу начальных активов организации и показывает во сколько раз доходы (Fk), которые могут быть сгенерированы активами (Ak) превысят эти активы. Если коэффициент интеллектуального капитала (Ik) в результате расчета получается меньше единицы, то предлагается его значение при расчете потенциала принимать за единицу.
Учитывая вышеизложенное, потенциал хозяйствующего субъекта предлагается рассчитывать по формуле (5):
(5)
Выбранный интервал планирования должен быть достаточен для реализации проектов и составляет 3–7 лет, хотя для некоторых отраслей его значение может увеличиваться.
На основании вышеперечисленных формул появляется возможность решать задачу аналитической оценки потенциала компании туристической отрасли. Полученное значение оценки потенциала организации может рассматриваться в качестве оценки рыночной стоимости компании, т.е. оценка потенциала позволяет оценивать интеллектуальный капитал компании по формуле:
(6)
Здесь Uk интеллектуальный капитал хозяйствующего субъекта k; Pk — потенциал хозяйствующего субъекта k; Amk — чистая стоимость материальных активов анализируемой компании.
Определение стоимости интеллектуального капитала туристической компании позволяет в дальнейшем провести аналитическое распределение полученного значения между его составляющими (человеческим, структурным и клиентским капиталом), а также получить для каждой из них некоторое вероятное стоимостное значение.
В качестве основных выводов необходимо отметить следующее.
Несмотря на то, что оценка вклада туристической отрасли в экономику регионов и территорий остается до сих пор дискуссионной, авторы полагают, что сфера туризма может оказывать на экономику региона значительное, как прямое, так и косвенное положительное воздействие. Это положительное воздействие выражается не только в финансовом, но и в положительном социальном эффекте. Это воздействие может быть недооценено из-за неучета косвенного вклада в экономику от туризма и неденежных выгод.
Развитие туризма позволяет не только добиться повышения уровня и качества жизни местного населения, вовлечь в трудовую деятельность людей пенсионного возраста, но и сделать жизнь в регионах более привлекательной для молодежи, остановить губительный для регионов отток инициативных и предприимчивых людей в крупные мегаполисы.
Качественное стратегическое управление, направленное на долгосрочное развитие экономики регионов и территорий, не может осуществляться только на уровне коммерческих организации за счет ресурсов менеджеров и акционеров.
Федеральные региональные и муниципальные органы власти должны также заниматься стратегическим планированием с целью определения приоритетов в развитии своих территорий и осуществления помощи бизнесу в решении множества проблем, начиная от инфраструктуры, заканчивая формированием благоприятного делового климата. Но основная задача в поиске возможностей для развития должна решаться бизнесом.
Для выработки разумной стратегии менеджеры организаций сферы туризма должны иметь возможность оценивать весь спектр возможностей, интеллектуальный капитал компании, а также выгоду от тех или иных стратегических мероприятий. Предложенный метод оценки потенциала может способствовать решению данной задачи. Также оценка потенциала и интеллектуального капитала туристических компаний позволяет региональным органам власти формировать свою стратегию развития территории.
Если выбранная стратегия развития компании позволяет повысить потенциал и ведет к росту интеллектуального капитала, то такая стратегия может реализовываться. Также предложенный метод может использоваться при оценке эффективности возможных интеграционных сделок, сделок, связанных с продажей части компании и иных стратегически значимых проектов.


Литература
1. Александров И.Н. Оценка человеческого капитала через оценку потенциала организации // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. — 2016. — № 120. — С. 200–208.
2. Иванов В.В., Соколов Б.И. Оценка человеческих ресурсов в системе высшего профессионального образования. — СПб.: Изд-во НПК «РОСТ», 2011. — 176 с.
3. Козырев А.Н. Экономика интеллектуального капитала. Научные доклады. № 7(R) 2006. — СПб.: НИИ менеджмента СПбГУ, 2006. — 30 с.
4. Пострелова А. В., Донскова М. В. Оценка интеллектуального капитала предприятия // Проблемы и перспективы экономики и управления: материалы II междунар. науч. конф. — СПб.: Реноме, 2013. — С. 53–56.
5. Соколов Б.И. Финансовое измерение человеческого капитала в России //Проблемы современной экономики. — 2010. — №4. — С. 53–57.
6. Фёдорова М.Ю. Развитие туризма в отдельных регионах СЗФО //Научный журнал «Региональные проблемы преобразования экономики» (ISSN 1812–7096) Дагестанского научного центра Российской академии наук. — 2017. — № 3. — С. 36–43.
7. Travel &Tourism Economic Impact 2015 World. // World Travel & Tourism Council. The Authority on World Travel & Tourism [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://sete.gr/media/2614/150430-economic-impact-2015.pdf

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия