Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (65), 2018
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВ ЕВРАЗИИ И ДРУГИХ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
Парпиева Н. Р.
доцент кафедры экономики и налогов
Ошского государственного университета,
кандидат экономических наук


Первичные индикаторы социально-экономической модернизации Кыргызской Республики
В статье на основе применения индикаторов первичной модернизации проанализированы проблемы экономического развития Кыргызской Республики, выявлены особенности осуществления модернизации. Рассчитаны экономические и социальные показатели и индикаторы знаний первичной модернизации. Обоснованы пути осуществления экономической политики, направленные на ускорения темпов экономического роста. На основе анализа экономической, социальной сферы и области знаний, рассчитан комплексный индекс модернизации Кыргызской Республики, свидетельствующий об уровне и стадии первичной модернизации. Для ускорения темпов модернизации, предложена разработка и внедрение конвергенционной экономической политики
Ключевые слова: Кыргызская Республика, модернизация, первичная и вторичная модернизация, индустриализация, экономический рост, качество жизни, экономика знаний, экономическая политика
УДК 338.001.36   Стр: 153 - 155

На современном этапе развития экономики важным ключевым фактором достижения устойчивого роста является комплексное осуществление процессов модернизации. Она необходима на каждом этапе исторического развития страны и это процесс непрерывный, постоянный и жизненно важный, дающий возможность обеспечения поступательного развития для дальнейшего полноценного включения экономики страны в глобальное экономическое пространство. Низкая доходность экономики и неудовлетворительный уровень жизни населения Кыргызской Республики (далее КР), особенно актуализирует изучения данных процессов.
Для качественной оценки состояния и динамики модернизации для Кыргызской Республики, как и для других стран СНГ, актуальным является постоянный мониторинг состояния и динамики модернизации. Такой мониторинг позволяет, с одной стороны, сопоставлять эти данные с тенденциями всемирной модернизации, с другой — оценивать ход текущих модернизационных процессов. Это сопоставление дает возможность принимать эффективные управленческие решения, необходимые для осуществления комплексных программ модернизации.
Модернизация — непрерывный процесс, сопровождающий все стадии экономического развития. Исходная (первичная) модернизация происходила на этапе перехода от аграрной структуры хозяйства к индустриальному производству с вытеснением аграрного сектора в результате промышленного переворота. Первичная модернизация продолжилась вплоть до 60-х годов 20 века и в настоящее время развитые страны приступили к вторичной модернизации, где информация становится самостоятельной отраслью, а знания и умения становятся главным фактором. Происходит информатизация общества с изменением структуры производства и потребления, преимущественно за счет возрастания роли услуг. Однако важно заметить, не все страны мира закончили процессы индустриализации, и в их структуре хозяйства все еще преобладает аграрный сектор и ручной неквалифицированный труд. Разная интенсивность осуществления процессов модернизации приводят к еще большей неравномерности развития экономик стран мира, разделяя страны на индустриально развитые и на страны с догоняющим типом модернизации.
В связи с этим, особенно актуальным становится анализ динамики и стадий модернизации в каждой отдельно взятой стране для определения достигнутого уровня социально-экономического развития, что важно для обозначения дальнейших приоритетных направлений экономического развития.
Комплексный анализ динамики и уровня модернизации в 131 стране был проведен китайскими исследователями во главе с профессором Хэ Чуаньци и результаты были опубликованы в 10-м ежегодном «Докладе о модернизации в мире и Китае». В РФ особенности модернизации в условиях глобализации отражены в трудах Н.И. Лапина, в которых раскрыто значение инструментов, применяемых китайскими исследователями для сравнения хода модернизации в разных странах и их регионах [1].
Для сравнения уровня модернизации в разных странах используется индекс модернизации:
Im = R/S;
где Im — индекс модернизации;
R — реальный показатель, соответствующий данному этапу развития анализируемой страны;
S — стандартное значение индекса модернизации.
Для значений по умолчанию используется индекс модернизации, характерный для промышленных стран в конце 60-х годов 20 века, кроме ВВП на душу населения, который рассчитывается ежегодно.

Таблица 1
Экономические индикаторы и индексы первичной модернизации (ПМ) в Кыргызской Республике за 2016 год
СферыИндикаторыСтандарт­ные значенияРеальные значенияиндексы
Экономические индикаторыВРП на душу населения, долл. США100981042,20,10
Доля лиц, занятых в сельском хозяйст­ве, к общему числу занятых, %3029,30,93
Доля добавленной стоимости в сельском хозяйстве по отношения к ВВП, %15161,02
Доля добавленной стоимости в сфере услуг по отношению к ВВП, %4555,81,24
Среднее значение0,76
* Источник: Кыргызстан в цифрах. — Б.: Нацстатком Кырг. Респ., 2017.

Как видно из таблицы 1, в структуре ВВП доля сектора услуг составляет 55,8%, что сопоставимо с показателями промышленных государств. Впрочем, по производству ВВП на душу населения Кыргызская Республика отстает от значения развитых государств в несколько раз. Кыргызстан еще и занимает одну из последних позиций в рейтинге государств ЕАЭС по производству ВВП на душу населения. По результатам 2016 года размер ВВП в Кыргызстане составил $6,6 миллиардов. Производство ВВП на душу населения — $1133,61. Как отмечается, за последние годы размеры ВВП на душу населения сократились в большинстве государств ЕАЭС, что явилось следствием падения курса национальных денежных единиц в долларовом выражении. По остальным двум экономическим показателям первичной модернизации индикаторы модернизации республики находятся в пределах стандартных значений.

Таблица 2
Социальные индикаторы первичной модернизации (ПМ) в Кыргызской Республике
 ИндикаторыСтандарт­ные значенияРеальные значенияиндексы
Социальные индикаторыДоля городского населения, в %5033,70,67
Число врачей на 1000 чел.12,32.3
Младенческая смертность в возрасте до 1 года на 1000 родившихся3016,61,8
Ожидаемая продолжительность жизни70711,01
Среднее значение0,92

Большая часть населения Кыргызской Республики проживает в сельской местности, в городах — всего 33,7% (табл.2). Кыргызстан заслуженно считается аграрной страной. Учитывая высокую долю услуг в ВВП страны, ее можно назвать аграрно-сервисной. Несмотря на то, что около 70% населения проживает в селе, вклад сельского хозяйства в экономику не превышает 30%[2].
В 2016 году в Кыргызстане врачебную поддержку населению оказывали 13,2 тысячи работников с высшим образованием и 33,4 тысячи специалиста со средним медицинским образованием (обеспеченность — 23 на 10 000 чел. населения)2. Такие индикаторы первичной модернизации, конечно же, выше стандартных значений. Но, некоторая часть населения Кыргызской Республики все же испытывает нехватку медработников, особенно в селах и отдаленных высокогорных областях. В сравнении с некоторыми странами Азии и Европы в Кыргызстане на 10 тысяч населения приходится приблизительно в 2 раза меньше работников медицинских специальностей. Так, в Австрии на 10 тысяч человек приходится 48,3 доктора, Греции — 54, Грузии — 42,7, Испании — 49,5, Катаре — 77,4, Нигерии — 0,2, Швеции — 39,33. Задача осложняется тем, что из-за низкой заработной платы ежегодно пределы республики покидает от 40 до 150 чел. медицинских работников. В то же время молодые доктора, только что получившие дипломы киргизских медицинских вузов, не торопятся занять эту нишу рынка труда. По данным Минздрава, в 2016 году направление на трудоустройство получили 227 выпускников медицинских вузов. Доехали всего 137 человек (60,4%). Несмотря на нехватку врачей, в Кыргызстане детская смертность до пяти лет сократилась на две трети с 1990 по 2016 год, а неонатальная смертность была сокращена в два раза — с 24 до 12 случаев на 1000 новорожденных. Среди положительных тенденций в указанной сфере стоить отметить улучшения медицинского оснащения, в арсенале специалистов появилось современное оборудование, позволяющее оказывать своевременную высокотехнологичную медицинскую помощь.

Таблица 3
Индикаторы образованности первичной модернизации в Кыргызской Республике
СферыИндикаторыСтандарт­ные значенияРеальные значенияиндексы
Индикаторы знанийУровень грамотности населения, %8099,21,24
Доля студентов обучающихся в вузах, среди населения от 18 до 22 лет1520,61,37
Среднее значение1

Индикаторы образованности в Кыргызской Республике достаточно высоки и по данным табл. 3, можно сказать, что первичная модернизация в данной сфере выполнена более чем 100%. Однако постиндустриальное общество, которое характеризуют еще и как экономику знаний, предъявляет все новые требования к человеку, к его навыкам и умениям. По­этому, в современном мире недостаточно достигнуть всеобщей грамотности населения и увеличения количества обучающихся студентов, но и необходимо обеспечить качество образования. Сегодня качество знаний определяется их фундаментальностью, глубиной и востребованностью в работе после окончания обучения. Сегодня высшее образование воспринимается работодателями как необходимое, но недостаточное условие при приеме на работу. Соискатель должен обладать не только базовыми навыками, но и дополнительными специализированными знаниями и умениями. Поэтому дальнейшая реформа в системе высшего образования должна быть направлена на преодоление противоречий между рынком труда и рынком образовательных услуг.
На основе таблиц 1, 2, 3 можно определить комплексный индекс первичной модернизации по республике, который рассчитывается как средняя величина всех индексов:
ИПМк = (ИПМэ + ИПМс + ИПМи) / 3 ;
где ИПМк — комплексный индекс первичной модернизации;
ИПМэ — индекс экономических индикаторов первичной модернизации;
ИПМс — индекс социальных индикаторов первичной модернизации;
ИПМи — индекс по индикаторам знаний первичной модернизации.
Итак, индекс первичной модернизации в Кыргызской Республике равен 0,89. Профессор Хэ Чуаньци включает республику в число предварительно развитых стран с индексом модернизации 0,694 за 2006 год [3, с. 54]. Судя по этим двум показателям, в стране наметился прогресс в осуществлении модернизационных процессов с 2006 года. Но все же индекс 0,89 свидетельствует о недостаточном уровне первичной модернизации в Кыргыской Республике, которая задана в первую очередь низкими темпами экономического роста. В России же этот показатель достиг 100% уже в 2010 году [4, с. 177].
Невысокая доходность экономики Кыргызской Республики является следствием низкой производительности труда, недостатком квалифицированного труда, неэффективным использованием природных ресурсов и инвестиций, технологической отсталостью. Несмотря на статистику 2–3% роста ВВП ежегодно, становится очевидным, что такой рост явно недостаточен для экономического рывка, который необходим в процессе догоняющей индустриализации.
Все усилия в осуществлении экономических реформ должны быть направлены на достижение ускорения темпов индустриализации и устойчивого экономического роста, улучшения качества жизни населения. По нашему мнению, выполнение такой задачи можно осуществить путем проведения конвергенционной экономической политики.
Конвергенция (от лат. convergens — сходящийся) — 1) сближение различных экономических систем, стирание различий между ними, обусловленное общностью социально-экономических проблем и наличием единых объективных закономерностей развития; 2) сближение уровня социально-экономического развития разных стран, регионов.[5, с.155].
Конвергенционная экономическая политика — это политика, направленная на преодоление отставания в социально-экономическом развитии путем осуществления первичных и вторичных модернизационных процессов в едином временном промежутке с использованием передового опыта, передовых технологий и последних достижений науки и техники. Конечная цель конвергенционной экономической политики — завершение процессов индустриализации и обретение основных черт, характерных развитой экономике знаний и информационной эпохе.
Для успешной реализации конвергенционной политики требуется завершение процессов индустриализации и осуществление вторичной модернизации в ускоренном темпе. Вторичную модернизацию, осуществляемую в рамках конвергенционной экономической политики можно назвать новой ускоренной модернизацией. Новая ускоренная модернизация направлена на создание такой экономики, в основе которой лежит использование инноваций с одновременной разработкой и внедрением собственных новых технологий.
В отличие от догоняющей модернизации, сущность новой модернизации заключается не только в заимствовании передовых технологий, хотя и это необходимо на начальном этапе, а дальнейшая разработка и внедрение собственных новых проектов, обеспечивающих качественный рост экономики, за счет высокотехнологических инвестиций. И доля таких инвестиций должна быть не менее 24% от ВВП [6, с.15].Доля прямых инвестиций в основной капитал в Кыргызской Республике в 2016 году составила 133383,7 млнсом, что равно 29% от ВВП. Внутренние инвестиции — 57,4%, а иностранные — 42,6%4. Для увеличения доли прямых иностранных инвестиций необходима целенаправленная государственная политика по улучшению инвестиционного климата, достижению политической стабильности и совершенствованию институтов экономической системы. Еще одним важным направлением в сфере привлечения инвестиций является создание условий устойчивости, прозрачности формальных и неформальных институтов на основании общепризнанных мировых стандартов и правил.
Построение конвергенционной экономики и проведение новой модернизации потребует от государства пересмотра и детального планирования экономической политики с упором на новые передовые технологии с привлечением инвестиций и эффективным их использованием; а от рядовых граждан — нового мышления, и понимания необходимости перемен.


Литература
1. Лапин Н.И. Измерение модернизации российских регионов и социокультурные факторы ее стратегии // URL: http://www.isras.ru (дата обращения 11.12.2017)
2. Бровко Н.А., Гусева В.И. Проблемы в социальной сфере и экономический рост в Кыргызской Республике // Современные технологии управления. — 2016. — №4 (64). Дата публикации: 2016–04–03. URL: http://sovman.ru/article/6405/ (дата обращения 12.12.2017).
3. Хэ Чуаньци. Введение // Обзорный доклад о модернизации в мире и Китае (2001–2010) /Гл. ред. Хэ Чуаньци; пер. с англ.; под ред. Н.И. Лапина. — М.: Весь мир, 2011. — 560 с.
4. Абрамова М.О, Булатова Т.А и др. Проблема модернизации и социокультурной модернизации Томского региона (после 2000-х гг.) // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. — 2012. — № 4(20). — Вып. 1. — С.175–196.
5. Райзберг Б.А. Современный экономический словарь / Б.А. Райзберг, Л.Ш. Лозовский, Е.Б. Стародубцева. — 6-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2017. — 512 с.
6. Акаев А.А. Тенденции развития современной экономики. — СПб. : СПбГУП, 2014. — 36 с. (Избранные лекции Университета. Вып. 159).

Сноски 
1 В Кыргызстане ВВП на душу населения... URL: https://kyrtag.kg/news-of-the-day/v-kyrgyzstane-vvp-na-dushu-naseleniya-v-7-raz-nizhe-chem-v-kazakhstane-i-rossii (дата обращения 27.01.2018)
2 Кыргызстан в цифрах. — Б.: Нацстатком Кыргызской Республики, 2017.
3 Инфографики: сколько врачей в Кыргызстане в цифрах и сравнениях. // URL https://kaktus.media (дата обращения 20.01.2018)
4 Кыргызстан в цифрах. — Б.: Нацстатком Кыргызской Республики, 2017.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия