Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (65), 2018
ПРОБЛЕМЫ МОДЕРНИЗАЦИИ И ПЕРЕХОДА К ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКЕ
Мясников Е. С.
аспирант Международного банковского института (г. Санкт-Петербург)

Государственная политика поддержки инноваций и проблема формирования инновационной экономики
В статье анализируются возможности повышения национальной конкурентоспособности нашей страны и усиления ее роли на мировой арене за счет перехода к инновационной экономике. Автором указывается, что в условиях глобализации инновационные процессы являются основой развития любой страны, включая Россию. В этой связи акцент в статье делается на использовании институциональных и экономических инструментов инновационного развития. Исходя из необходимости поддержки спроса на инновации на государственном уровне, автор разрабатывает комплекс предложений по корректировке экономической политики государства в целом. При этом в качестве важнейшей составляющей выделяется политика инновационного развития, обеспечивающая движение России в русле современных тенденций глобализации
Ключевые слова: инновации, экономические интересы, конкурентоспособность, глобализация, спрос и предложение на инновационную продукцию, государственная экономическая политика, государственное регулирование и стимулирование
УДК 338.22.021.2; ББК 65.011.2   Стр: 20 - 22

В условиях усиления глобальной конкуренции наибольшими возможностями обладают страны, экономика которых развивается на основе инноваций. В настоящее время внедрение инновационных разработок представляет собой важнейший элемент национальной конкурентоспособности страны, обеспечивая ее претензии на мировое лидерство не только в экономике, науке и образовании, но и в политике. Это объясняется тем, что инновационно развитые страны, специализируясь на инновационной продукции, не ограничиваются ее производством только для внутреннего потребления. Со временем структура экономики таких стран изменяется, обеспечивая им все более значимые позиции на мировом рынке. Вследствие этого формируется зависимость стран-покупателей не только от поставок инновационной продукции, но и от действий, предпринимаемых развитыми странами в рамках реализуемой ими политики, как экономической, так и не­экономической. В современной истории существует ряд примеров именно такой логики развития, что позволяет рассматривать ее как характерную особенность глобальной экономики [6, c. 37].
В этой связи на национальном уровне возникает потребность в реализации шагов по двум направлениям:
а) по минимизации угроз зависимости от стран, а также крупных международных корпораций, производящих инновационные товары и обладающих инновационными технологиями;
б) по усилению стимулирующего воздействия на деятельность отечественных компаний в целях увеличения доли производимых ими инновационных товаров и технологий, которые будут активно востребованы не только на отечественном, но и на зарубежном рынке.
В рамках данной статьи акцент будет сделан на решении второй задачи, актуальность которой усиливается продолжающимся действием экономических санкций по отношению к нашей стране. Безусловно, санкции не могут трактоваться как инструмент, стимулирующий инновационное развитие российской экономики. В то время как, согласно объективным закономерностям, развитие инноваций должно осуществляться на базе имеющихся передовых разработок, наша страна по ряду направлений сегодня сталкивается с ограничениями на приобретение новых технологий. Таким образом, санкции, если и оказывают стимулирующее воздействие на инновационные процессы, то только как специфический фактор, действие которого носит частный характер.
Следует отметить, что далеко не по всему спектру инновационной продукции в настоящее время мы можем рассчитывать на успех. В то же время, в таких областях, как информационные технологии (особенно — связанные с защитой информации), транспортная и энергетическая индустрия, биотехнологии, освоение космоса и ряд других, перспективы могут оцениваться достаточно высоко. Кстати, перечисленные области соответствуют направлениям, по которым активно развиваются страны-лидеры в области инноваций, хотя перечень инновационно ориентированных отраслей за рубежом включает также развитие нанотехнологий, энергосберегающих технологий, высокотехнологичных медицинских услуг, высокоскоростного транспорта, строительства, машино- и приборостроения.
Среди экономически развитых и развивающихся стран, которые за последние 15–20 лет сделали огромный рывок в области развития инновационной экономики, выделяются те, кому принадлежат лидирующие позиции на мировом рыке. Десятка стран-лидеров (по ежегодно составляемому рейтингу Bloomberg Innovation Index, включающему 50 стран), а также место России в рейтинге самых инновационных экономик мира, представлено в таблице 1.

Таблица 1
Самые инновационные экономики мира [5]
Место вИзменение позицииСтранаКоличество очковИнтенсивность исследований и разработокПроизводство добавленной стоимостиПродук-
тивность
Плотность высоких технологийЭффективность высшего образованияКонцентрация исследованийПатентная активность
2017 г.2016 г.
110Южная Корея89.0011324241
23+1Швеция83.985111571856
32-1Германия83.929316512169
45+1Швейцария83.648621116144
57+2Финляндия83.264132015535
660Сингапур83.2214512171612
74-3Япония82.64392882793
89+1Дания81.9361751322211
98-1США81.44102210134202
1011+1Израиль81.2323030320118
            
2612-14Россия65,243148422432716

Анализируя экономическую и научно-техническую политику лидеров данного рейтинга, можно заметить, что выход стран на передовые позиции в значительной степени определяется поэтапным переходом от использования инструментов стимулирования предложения к инструментам стимулирования спроса на инновации и инновационную продукцию. Это связано с тем, что, используя инструменты стимулирования спроса, хозяйствующие субъекты ориентируются на потенциальных потребителей инноваций и имеют дело, преимущественно, с будущими потребностями, которые предстоит выявлять и направлять, формируя, тем самым, завтрашнее лицо научно-технического прогресса. По мнению ряда авторов, эти инструменты являются в значительной степени интервенционистскими, специфичными с точки зрения направления инновационной активности. [1, c. 71–72].
Как показывает не только зарубежная, но и отечественная практика, важным фактором, влияющим на уровень инновационной активности хозяйствующих субъектов, особенно — в практике стимулирования спроса, является качественный инновационный климат.
Инновационный климат в период глобализации характеризуется ускорением НТП, сокращением времени от создания нового продукта или технологии до их практического применения, перемещением факторов производства между странами, сложностью сохранения эксклюзивных прав на ту или иную разработку. Значимое влияние на инновационный климат оказывает динамичность развития экономики, а также предсказуемость действий государства, как регулятора и как хозяйствующего субъекта. Необходимым условием при этом становится развитие инфраструктуры в научной, производ­ственной и образовательной сфере и политическая стабильность, определяющая готовность инновационно ориентированных компаний осуществлять инвестиции. Инновационный бизнес, предполагающий масштабные вложения в разработку новых технологий и производство инновационной продукции, заинтересован в установлении прозрачных и предсказуемых правил, действующих на долгосрочной основе. Они способ­ствуют пониманию процессов, происходящих в производ­ственной, финансовой, налоговой сфере и формируют представления о тенденциях развития национальной экономики, а также отдельных секторов, отраслей и территорий. В силу этого совершенствование инновационного климата является крайне сложным, многокомпонентным процессом, требующим значительных финансовых, материальных и интеллектуальных затрат со стороны всех участников, прежде всего — со стороны государства, как регулирующего центра.
Предприятия, которые занимаются инновационными разработками, должны осуществлять их в рамках реализации долгосрочных планов и программ, направленных на обеспечение стратегической конкурентоспособности на занимаемых рынках. Это, в свою очередь, предполагает снижение различных барьеров, возникающих при перемещении через национальные границы инновационных товаров, технологий, капиталов, трудовых ресурсов и иных факторов производства.
Исходя из понимания основ управленческих действий инновационно ориентированных предприятий, можно перейти к анализу инструментов, применение которых позволит эффективно решать задачи, направленные на стимулирование их деятельности.
Начать здесь следует с перечисления этих инструментов:
● институциональные;
● экономические;
● организационные;
● инфраструктурные и
● информационные инструменты [2, c. 107].
Характер применения каждого из представленных стимулирующих инструментов в большей или меньшей степени определяется спецификой инновационного предприятия, на которое направлено их воздействие. Наиболее общий подход к классификации инновационно ориентированных предприятий представлен в таблице 2.

Таблица 2
Классификация инновационной деятельности предприятия [4, c. 36–37]
Классификационный
признак
Виды инновационной деятельности предприятия
Доминантный вид инноваций● деятельность по созданию и (или) внедрению преимущественно технологических инноваций;
● деятельность по созданию и (или) внедрению преимущественно продуктовых инноваций;
● деятельность по созданию и (или) внедрению преимущественно управленческих инноваций
Степень самостоятельности субъекта инновационной деятельности● инновационная деятельность, осуществляемая самостоятельно предприятием;
● инновационная деятельность, осуществляемая предприятием совместно с другими организациями (например, предприятиями — партнерами по холдинговой структуре, коммерческими банками, государственными корпорациями и т.п.)
Регулярность инновационной деятельности● постоянно осуществляемая инновационная деятельность;
● регулярная инновационная деятельность;
● нерегулярная инновационная деятельность
Степень формализации инновационной деятельности● инновационная деятельность, детально формализованная в системе локальных нормативных актов предприятия;
● частично формализованная инновационная деятельность;
● неформализованная инновационная деятельность

Представленную в таблице классификацию можно продолжить, выделяя виды инновационных предприятий, например, с позиций профильности инноваций (промышленные, торговые, сферы услуг), масштаба разработки и внедрения инноваций и пр. Во всех этих случаях характер воздействия и результативность инструментов будет различаться. Исходя из этого, должен быть выработан наиболее общий подход к характеристике и использованию инструментов. По нашему мнению, особое внимание здесь следует уделить институциональным и экономическим инструментам.
Если говорить об институциональных инструментах, следует заметить, что центральной задачей их применения является формирование таких правовых условий работы предприятий, которые обеспечивали бы наибольшую эффективность всех инновационных процессов. Ключевой проблемой при этом является проблема собственности, особенно — в рамках таких аспектов, как объекты интеллектуальной собственности, их защита, передача прав собственности и т.д. Анализ правового пространства российской экономики демонстрирует, что за последние полтора десятилетия сделан заметный прорыв в области разработки и принятия пакетов законов и подзаконных актов, регулирующих различные аспекты предпринимательской деятельности, в том числе и в вопросах собственности. Сегодня действует и ряд передовых, с позиции глобализации, законодательных норм, однако, практика их применения далеко не всегда является удовлетворительной [7, c. 33]. В силу этого бизнес вообще и, инновационно ориентированные предприятия — в частности, зачастую не чувствуют себя по-настоящему защищенными.
Важнейшей задачей, с точки зрения экономического развития, является государственное стимулирование развития инновационно ориентированных предприятий в направлении, объединяющем интересы потребителей, государства и бизнеса. Это означает необходимость выявления базовых позиций, касающихся экономических интересов всех вышеперечисленных хозяйствующих субъектов. На этой основе должны быть предложены инструменты, реализация которых обеспечит сближение интересов в процессе производства и потребления инновационной продукции. Это окажет стимулирующее воздействие на всех участников инновационного процесса, прежде всего — на инновационно ориентированные предприятия, а также обеспечит увеличение спроса со стороны индивидуальных и корпоративных потребителей, как национальных, так и зарубежных.
К экономическим инструментам относят:
— государственное субсидирование приобретения инновационной продукции потребителями (прежде всего — дорого­стоящей продукции, потребление которой связано с дополнительными затратами);
— льготное кредитование;
— предоставление таможенных и налоговых льгот производителям;
— создание «дополнительных преград», затрудняющих производство и потребление технологически устаревшей продукции. Это могут быть налоговые и неналоговые меры, в частности, введение утилизационных сборов или платы за загрязнение окружающей среды [2, c. 58–59].
Что же касается остальных указанных инструментов (организационных, инфраструктурных, информационных), то они представляют собой некую производную от первых двух. При этом несколько слов следует сказать по поводу информационных инструментов. Нам представляется необходимым создание полноценной информационной политики, направленной на пропаганду инноваций с позиции их производства и потребления. Такая политика будет успешной только при условии совершенствования человеческого капитала большей части населения страны, особенно — в разрезе такой его составляющей, как образование. Очевидно, что от граждан, располагающих недостаточно высокими доходами, сложно требовать наращивания активного потребления инновационных товаров и услуг в силу их высокой стоимости. Кроме того, инновационное потребление предполагает развитие инновационной инфраструктуры (примером здесь может быть телемедицина, которая предполагает наличие у потребителя компьютерной техники, смартфона, и специальных медицинских гаджетов) и наличие у потребителей специальной подготовки, знаний и навыков.
Таким образом, наличие указанных проблем, связанных со стимулированием развития инновационной экономики и формированием инновационного поведения хозяйствующих субъектов, свидетельствует о необходимости разработки долгосрочных системных решений в данной сфере. Это требует установления эффективной прямой и обратной коммуникации между всеми участниками процесса развития инновационной экономики, прежде всего — первичными хозяйствующими субъектами, представленными предприятиями и домашними хозяйствами. Именно их активность и заинтересованность является залогом успеха на фоне стабильности и прогнозируемости действий государства, как в экономике, так и в политике.
Такие рекомендации должны быть положены в основу формирования особого раздела экономической политики государства, которую можно назвать политикой инновационного развития общества. Это обеспечит движение России в русле современных тенденций глобализации, согласно которым инновационное развитие способствует высокому уровню конкурентоспособности страны и укреплению ее позиций в мировой экономике и политике.


Литература
1. Анохин Р.Н., Бобылев Г.В., Валиева О.В., Ждан Г.В., Кравченко Н.А., Кузнецов А.В., Суслов В.И. Мировой опыт стимулирования спроса на инновации // Вестн. Новосиб. гос. ун-та. Серия: Социально-экономические науки. — 2014. — Т. 14. Вып. 2. — С. 71–82.
2. Васильцов В.С., Виноградов С.И., Харламова Т.Л. Развитие рынка инноваций в хозяйственной системе России. — СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2010. — 145 с.
3. Гукасян А.В. Стимулирующие инструменты инновационно-промышленной политики: достижения и проблемы // Вопросы регулирования экономики. — 2013. — Т.4. — № 1. — С. 107–114.
4. Основы инновационной деятельности: Учебное пособие / Под общ. ред. Б.И. Бедного. — Нижний Новгород: Изд-во Нижегородского гос-университета, 2014. — 303 с.
5. Самые инновационные экономики мира. [Электронный ресурс] / http://theworldonly.org/rejting-innovatsionnyh-ekonomik (дата обращения 28.11.2017).
6. Харламов А.В., Харламова Т.Л. Экономическая безопасность и управление развитием бизнес-среды в условиях глобальной нестабильности //Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. — 2014. — Вып. 5. Ч.1. — С. 34–41.
7. Харламова Т.Л. Управление процессом региональной модернизации: институциональный аспект // Экономика и управление. — 2014. — №  12(110) — С. 31–35.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия