| | Проблемы современной экономики, N 4 (64), 2017 | | ПРОБЛЕМЫ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ | | Гульпенко К. В. профессор кафедры аудита и внутреннего контроля
Санкт-Петербургского государственного экономического университета,
кандидат экономических наук Тумашик Н. В. доцент кафедры аудита и внутреннего контроля
Санкт-Петербургского государственного экономического университета,
кандидат экономических наук
| |
| | В статье раскрываются проблемы непрерывного образования личности и его индивидуализации. Исследованы различные научные позиции в отношении содержания образовательной траектории учащихся. Обоснована необходимость формирования образовательной траектории студентов высшей школы, образовательного маршрута, индивидуальных образовательных программ и учебного плана | Ключевые слова: высшая школа, образовательная траектория, образовательный маршрут, образовательный процесс, образовательная программа, образовательный стандарт | ББК 74.489 Стр: 192 - 197 | Высшее образование развивается под влиянием социальных, политических, научно-технических и экономических факторов. Развитие науки, техники и технологии обуславливает формирование осознанной потребности мирового сообщества в гибких системах образования, адаптированных к изменяющимся условиям жизни, предусматривающих возможность быстрой профессиональной переориентации, повышения квалификации, саморазвития на протяжении жизненного пути человека. Получение необходимых для быстрого реагирования на изменения компетенций и соответствующих знаний, умений и навыков возможно в условиях непрерывного образования и его индивидуализации.
Индивидуализация образования предполагает, с позиции личности, осознание ею учебных действий, позволяющих привнести личное содержание в учебный процесс, с позиции вуза, позволяет организовать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей учащихся по всем направлениям, формам и методам обучения [2]. Новая парадигма преподавания влияет на деятельность образовательного учреждения, а также взаимодействие профессорско-преподавательского состава и учащихся. Это приводит к необходимости:
● существенного изменения структуры и содержания учебных программ;
● совершенствования методов и технологий преподавания дисциплин;
● разработки новой методики оценки результатов освоения программы учащимися;
● создания всесторонней образовательной среды для достижения уровня знаний, умений и навыков соответствующим компетенциям и развитию личности.
Совершенствование системы высшего образования влияет на академическую мобильность студентов, означающую:
● выбор направлений взаимодействия с окружающей действительностью;
● анализ альтернативных вариантов решений;
● развитие коммуникативной способности;
● самоанализ уровня собственных знаний, определяющий дальнейшую мотивацию к получению образования;
● способность к самоорганизации и самоконтролю;
● получение знаний социально-культурного характера.
Таким образом, индивидуализация образования неразрывно связана с личностно-ориентированным подходом, в соответствии с которым обращается внимание на деятельность конкретного учащегося, его внутреннее образовательное приращение и развитие при наличии у него соответствующей мотивации. Формирование и реализация индивидуального компонента в образовании возможны при проектировании и осуществлении индивидуальной образовательной траектории. При этом определение собственных образовательных перспектив является значимым для профессиональной деятельности, карьерного роста и личностного развития. В научной литературе в отношении образования имеет место понятие «индивидуальная образовательная траектория», которое связывают с:
● личностью учащегося;
● образовательным учреждением.
Названный термин в отношении учащегося рассматривается с позиции его образования на протяжении всей жизни — довузовское, вузовское, послевузовское. Содержание индивидуальной образовательной траектории в научной литературе рассматривается в разных аспектах, что представлено в таблице 1.
Таблица 1
Позиции авторов в отношении содержания понятия «индивидуальная образовательная траектория»Автор | Содержание |
---|
Александрова Е.А. [3] | Результат реализации личностного потенциала учащегося в образовании через выполнение соответствующих видов деятельности. | Бочкарёва С.М.
[4] | Линия движения учащегося в саморазвитии личности с присущими ей оригинальными чертами. | Гончарова Е.В., Чумичева Р.М. [6] | Понятие, содержащее несколько направлений реализации личностного потенциала: содержательное, деятельностное и процессуальное. | Гринько М.А. [7] | Организация учебной деятельности учащегося в высшем учебном заведении, основанная на личностно-ориентированном подходе и построении учебно-воспитательного процесса с целью выработки и реализации индивидуальных жизненных стратегий в области индивидуально-творческого и профессионального развития личности учащегося. | Гаязов А.С. [5] | Линия движения образовательной программы. | Зеер Э.Ф.,
Сыманюк Э.Э. [9] | Осознанное определение субъектом основного направления реализации собственного профессионально-образовательного потенциала в условиях сложившихся ценностей, установок и жизненного смысла. | Ковалёва Т.М.
Кобыща Е.И. [10] | Пространственно-временная характеристика, обозначающая «след» линии движения учащегося, который формируется на основе его проб и опыта, образовательных достижений и характеристик индивидуального образовательного пространства. | Тимошина Т.А. [14] | Индивидуальный путь в образовании, определяемый учащимся совместно с преподавателем и организуемый в соответствии с его мотивацией и способностями под влиянием социально-экономических и временных возможностей. | Хуторской А.В.
[16] | Персональный путь реализации личностного потенциала каждого учащегося в образовании. |
Содержание представленной таблицы доказывает, что авторы раскрывают исследуемое понятие по-разному, в качестве:
● результата реализации личностного потенциала;
● линии движения учащегося в саморазвитии;
● стиля учебной деятельности;
● организации учебного процесса;
● линии образовательной программы;
● целевой установки;
● пространственно-временной;
● индивидуального пути учащегося.
Изучение законодательно-нормативных актов в области образования свидетельствует об отсутствии определения понятия «индивидуальная образовательная траектория», и лишь отдельными статьями Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» предусматривается раскрытие его отдельных элементов в (табл. 2) [1].
Информация, содержащаяся в таблице, показывает, что элементы индивидуальной образовательной траектории содержатся в положениях Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации». Эти элементы касаются:
● индивидуальных характеристик личности в период его обучения;
● организации образовательного процесса;
● требований к образовательным программам;
● возможностей применения различных образовательных технологий;
Таблица 2
Статьи Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации», содержащие информацию об элементах индивидуальной образовательной траекторииСтатья закона | Информация об элементах индивидуальной образовательной траектории |
---|
Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе | Рассматривается индивидуальный учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося. | Статья 3. Основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования | Создание условий для самореализации каждого человека, предусматривающих свободу выбора получения образования в соответствии со склонностями и потребностями личности, формы обучения, образовательной организации, направления подготовки.
Обеспечение права на образование в течение всей жизни с учетом потребностей, способностей и интересов личности. | Статья 11. Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования. Образовательные стандарты | Требования Федеральных государственных образовательных стандартов (далее ФГОС) к реализации индивидуальной образовательной траектории:
● вариативность содержания образовательных программ;
● определение сроков получения образования с учетом различных форм обучения, образовательных технологий и особенностей отдельных категорий обучающихся.
● разработка стандартов по уровням образования, профессиям, специальностям и направлениям подготовки;
● обеспечение реализации права на образование учащихся с ограниченными возможностями здоровья. | Статья 12. Образовательные программы | Определение в образовательных программах содержания образования. Обеспечение получения квалификации в рамках профессионального обучения. Реализация основных образовательных программ по уровням общего и профессионального образования; дополнительных образовательных программ — по дополнительному образованию. | Статья 28. Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации | Требование к ведению индивидуального учета результатов освоения обучающимися образовательных программ и их поощрению; использованию и совершенствованию различных методов обучения и образовательных технологий. | Статья 34. Основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования | Предоставление прав учащимся на:
● обучение по индивидуальному учебному плану в пределах образовательной программы;
● участие в формировании содержания собственного профессионального образования при условии соблюдения ФГОС и образовательных стандартов (далее ОС);
● выбор факультативных и элективных учебных дисциплин из состава, предлагаемого образовательной организацией;
● изучение дополнительных дисциплин за рамками осваиваемой образовательной программы, преподаваемых как в данном образовательном учреждении, так и за его пределами;
● освоение нескольких основных профессиональных образовательных программ одновременно;
● перевод для получения образования по другой профессии, направлению подготовки, форме обучения в порядке, установленном законодательством об образовании;
● развитие творческих способностей и интересов;
● участие в научно-исследовательской и другой инновационной деятельности, осуществляемой образовательной организацией;
● прохождение стажировок в других образовательных и научных организациях. |
● особенностей образовательных учреждений;
● возможностей обучения по направлениям творческой деятельности личности.
Исследуя понятие «индивидуальная образовательная траектория», содержащееся в научной литературе, и ее элементы, представленные в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», авторы статьи считают, что под индивидуальной образовательной траекторией понимается индивидуальный путь раскрытия, реализации и развития личностного потенциала учащегося в рамках образовательного пространства с учетом его целевой ориентации и мотивации, влияния социально-экономических и временных условий, включая требования профессиональных стандартов, а также профессорско-преподавательского состава. Таким образом, цель индивидуальной образовательной траектории состоит в максимально полном раскрытии и развитии потенциала личности учащегося через его непрерывное образование.
Необходимость получения высшего образования у каждого человека связана с его личной мотивацией. При этом следует обращать внимание на влияние научно-технического прогресса, требующего постоянного профессионального развития, не исключая общенаучных подходов и взглядов. При этом задачами реализации индивидуальной образовательной траектории в системе высшего образования являются:
● получение необходимых знаний, умений и навыков, а также формирование соответствующих направлению подготовки учащегося компетенций;
● понимание студентом его роли как субъекта образовательной деятельности;
● приобретение учащимся навыков самоуправления в процессе его познания;
● приобретение когнитивно-коммуникативных умений получать и формировать информацию;
● развитие у учащегося самоконтроля и рефлексии, позволяющих ему осуществлять корректировку обучения по заданной траектории;
● получение навыков общения и сотрудничества учащегося с профессорско-преподавательским составом.
Каждым учащимся формируется индивидуальная образовательная траектория, реализация которой предполагает наличие следующих составляющих: диагностическая, целеполагающая, мотивирующая, экспериментально-познавательная и контрольно-оценочная.
Диагностическая составляющая предполагает создание условий для успешного обучения при участии профессорско-преподавательского состава, направляющего студента на активизацию образования с целью приобретения им соответствующих знаний, умений и навыков. Целеполагающая составляющая означает разработку учащимся индивидуального плана для организации самостоятельной работы и форм взаимодействия с преподавателями. Мотивирующая составляющая направлена на успешное освоение дисциплин, прохождение текущего контроля и достижение результатов в научно-исследовательской деятельности. Экспериментально-познавательная составляющая связана с выполнением научно-исследовательской работы и защитой ее результатов. Контрольно-оценочная составляющая рассматривается со стороны преподавателя, учащегося, а также Государственной аттестационной комиссии. Авторы статьи считают, что среди новых инструментов контрольно-оценочной составляющей может быть его портфолио, представляющее собой отчет за определённый период образовательной деятельности учащегося о процессе обучения и характеризующее индивидуальные его достижения. Анализ содержания составляющих индивидуальной образовательной траектории показывает тесную взаимосвязь между ними, необходимость взаимодействия профессорско-преподавательского состава и студента благодаря применению различных методов обучения, контроля и оценки работы студента.
Построение индивидуальной образовательной траектории в вузе зависит от ее постановки профессорско-преподавательским составом, отношения к ней студента и условий ее реализации, создаваемых высшим образовательным учреждением. При этом образовательное учреждение предлагает учащемуся общие направления реализации образовательной траектории. При реализации индивидуальной образовательной траектории во внимание принимаются типологические признаки, связанные с взаимодействием студента с преподавателем и группой учащихся, сложностью в освоении материала и сроками освоения в целом образовательной программы. Реализация индивидуальной образовательной траектории зависит от ценностных ориентиров учащегося и его индивидуальных психологических особенностей. К таким особенностям относятся: способность к постижению процесса познания, приобретению знаний, навыков и умений, необходимых для решения профессиональных задач; аналитические возможности студента для приобретения новых знаний; способность оценивать собственные результаты. Следовательно, в современных условиях значимыми психологическими особенностями учащегося являются интеллект, коммуникативность, креативность, мотивация к образованию и самооценка. Способность студента к самообразованию тесно связана с его индивидуальными когнитивными особенностями.
Комплексное освещение индивидуальной образовательной траектории с различных сторон, начиная с выбора образовательного учреждения и заканчивая психологическими аспектами не случайно, поскольку связано с современными процессами, происходящими на рынке труда и соответственно экономики труда. Наглядным примером такого утверждения является разработка профессиональных стандартов, содержащих:
● уровень образования;
● профессиональные функции;
● дальнейшие возможности карьерного роста;
● другие требования.
Таким образом, система профессиональных стандартов представляет собой характеристику профессиональных квалификаций, содержащихся у выпускника образовательного учреждения и востребованных на рынке труда в различных отраслях экономики.
Разработанные профессиональные стандарты решают проблему, с одной стороны, рационального использования человеческих ресурсов, с другой стороны, подготовки квалифицированных кадров, соответствующих развитию современной экономики. Такой подход следует рассматривать как механизм, способствующий устойчивому и эффективному взаимодействию сферы труда в экономике с системой образования. Образовательные учреждения должны акцентировать внимание на актуальности профессиональных стандартов в сфере труда с позиции влияния на:
● формирование и поддержание высокого профессионального уровня рабочей силы, наиболее полно соответствующей потребностям производства а, следовательно, для обеспечения повышения производительности и конкурентоспособности;
● определение и формирование потребностей в рабочей силе и профессиональной подготовке;
● эффективный, обоснованный подбор кадров и проведение «внутрифирменного» профессионального обучения;
● проведение оценки и аттестации квалификаций;
● развитие мобильности рабочих кадров и т.д. [13].
Учитывая вышеуказанные аспекты, образовательные организации должны разрабатывать образовательные программы, определять методы оценки профессионального обучения, ориентируясь на содержание профессиональных стандартов.
Индивидуальная образовательная траектория предполагает:
● наличие индивидуального образовательного маршрута;
● организацию образовательного процесса;
● применение инновационных технологий.
Индивидуальный образовательный маршрут является объектом дискуссий, содержание которых связано с акцентом и раскрытием определенных элементов образовательной деятельности, таких как:
● образовательная программа;
● персональный путь самоопределения и самореализации учащегося;
● вариативная структура учебной деятельности;
● путь освоения образовательной программы;
● способ организации учебного и воспитательного процессов.
С нашей точки зрения, при рассмотрении содержания индивидуального образовательного маршрута, каждый из названных элементов имеет свой статус и назначение, без которых индивидуальный образовательный маршрут существовать не может. При этом отмечается, что индивидуальная траектория имеет более широкий смысл, чем индивидуальный образовательный маршрут. Ее смысл заключается в использовании гибкого формата обучения и создании таких условий, которые позволяют формировать и развивать индивидуальные профессиональные способности, ценностные ориентиры, знания. В отношении индивидуального образовательного маршрута учащегося отмечается, что он представляет собой собственный проект продвижения в образовательном пространстве, разрабатываемый учащимся совместно с преподавателем и связанный с соответствующей образовательной программой, результатом которого становится индивидуальная образовательная траектория.
Индивидуальный образовательный маршрут каждого учащегося основывается на принципах гибкости и вариативности, благодаря которым он корректируется и уточняется в зависимости от поставленных учащимся задач. Существуют различные типы индивидуальных образовательных маршрутов, к которым относятся:
● адаптивный — способствующий адаптации личности к изменяющимся условиям;
● развивающий — связанный с развитием способностей и раскрытием потенциала учащегося;
● созидательный — способствующий приобретению навыков применения имеющегося потенциала и его совершенствования с целью карьерного роста [11].
Взаимосвязь личных приоритетов студента, его целей, задач и планов с образовательными возможностями вуза влияет на построение индивидуального образовательного маршрута. Отмечается, что формирование и реализация такого маршрута осуществляется во взаимодействии учащегося с профессорско-преподавательским составом.
Реализация индивидуального образовательного маршрута позволяет учащимся приобретать знания и формировать необходимые навыки по двум направлениям:
● самостоятельно в рамках собственных интересов;
● по образовательным программам высшего учебного заведения.
Такое сочетание названных направлений позволяет создать особую образовательную культуру, способствующую развитию личности на новом уровне, включая ее творческий потенциал, профессиональные качества, необходимые для профессиональной деятельности и в современных условиях жизни в целом.
Важной составляющей индивидуального образовательного маршрута учащегося является основная образовательная программа, соответствующая требованиям федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. Методологическая основа ФГОС ВО строится на основе деятельностного и компетентностного подходов, раскрывающих образовательный процесс с разных сторон и дополняющих друг друга. Системно-деятельностный подход направлен на:
● формирование потребностей личности к саморазвитию и непрерывному образованию;
● создание развивающей образовательной среды;
● построение образовательного процесса на основе принципа индивидуализации.
Компетентностный подход сосредоточен на итоге образовательной деятельности. В результате освоения образовательных программ выпускники должны сформировать ряд общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, обозначенных в стандартах по каждому направлению подготовки. Ориентация на компетентностный подход при подготовке учащихся в вузе связана с определением направления получения ими конкретных знаний, умений и навыков, необходимых для формирования профессии. В связи с развитием цифровой экономики и новых направлений в промышленности, представленные во ФГОС ВО последнего поколения компетенции носят интегративный и междисциплинарный характер, отвечающий требованиям рынка труда.
Отмечается, что формирование элементов компетенций «уметь» и «владеть» связано с организацией самостоятельной работы студента, время которого регламентировано федеральными государственными стандартами и реализуется в учебных рабочих планах по направлению и программам подготовки. Следовательно, студентам предоставлено право на участие в формировании содержания своего образования при условии соблюдения ФГОС ВО. При этом ФГОС ВО новые поколения определяют необходимость разработки вузом методического обеспечения для выполнения самостоятельной работы учащимися, а также прохождения учебных и производственных практик. Такое методическое обеспечение должно отвечать требованиям времени и постоянно изменяться.
Основная образовательная программа вуза является основным элементом, обеспечивающим образовательный процесс и реализацию индивидуальной образовательной траектории студента, а также комплексом учебно-методических документов, регламентирующих:
● цели и предполагаемые результаты освоения программы;
● содержание программы;
● возможные условия и образовательные технологии, применяемые при реализации образовательного процесса;
● систему оценки качества подготовки выпускника вуза.
Структура образовательной программы состоит из двух частей: обязательной и формируемой участниками образовательных отношений, то есть соответственно базовой и вариативной частей. При этом базовая часть носит обязательный характер и обеспечивает формирование у студентов, установленных образовательным стандартом компетенций. Вариативная часть основной образовательной программы способствует формированию у учащихся дополнительных специальных профессиональных компетенций, самостоятельно определяемых образовательной организацией. Обязательными для освоения учащимися являются дисциплины и практики, входящие в состав базовой части, а также дисциплины и практики, входящие в состав вариативной части в соответствии с направлением указанной программы. Вузом формируется перечень элективных дисциплин, подлежащих выбору учащимися в обязательном порядке в соответствии с установленным нормативным актом организации и являющихся обязательными для освоения. Учреждение высшего образования также может предоставить студентам возможность освоения факультативных дисциплин, являющихся необязательными для изучения при освоении образовательной программы. Перечень факультативных и элективных дисциплин включается в вариативную часть программы.
Результаты выполненного исследования позволяют сделать вывод о том, что освоение индивидуального образовательного маршрута учащегося осуществляется на основе создаваемой дифференцированной образовательной программы, включающей цели и задачи, содержание обучения, технологические, педагогические и оценочно-диагностические аспекты и способствующей достижению собственных целей учащегося.
Ранее высказанная позиция о том, что индивидуальная образовательная траектория относится к деятельности вуза и организации работы студента при освоении образовательной программы, позволяет рассматривать индивидуализацию образовательного процесса в отношении личности студента, состоящую из создания индивидуальных образовательных программ и индивидуальных учебных планов.
Формирование индивидуальной образовательной программы связано, с одной стороны, с реализацией индивидуальных образовательных потребностей студента, с другой стороны, с предложенными вузом условиями освоения основной профессиональной образовательной программы и, в результате, получением установленных компетенций. Содержание понятия «индивидуальная образовательная программа» в научной литературе раскрывается с разных аспектов. Это:
● разработка учащимися индивидуально-дифференцированного плана при поддержке в его самоопределении и самореализации профессорско-преподавательского состава;
● направленность данной программы на личностное и профессиональное развитие учащегося, разрабатываемой и реализуемой на основе собственных личностных, образовательных, профессиональных интересов, потребностей студента [10, 12, 17].
Понятие «индивидуальная образовательная программа» также применяется в отношении инклюзивного образования, связанного с психолого-педагогическим сопровождением учащегося. При этом следует различать подходы к индивидуальной образовательной программе, относящейся к каждому студенту и учащемуся с ограниченными возможностями.
Индивидуальная образовательная программа предполагает возможность выбора:
● элективных дисциплин из предлагаемого основной образовательной программой состава;
● места прохождения различных видов практики;
● программ дополнительного образования с помощью различных форм научной работы;
● сопряженных учебных дисциплин из перечня, предлагаемого образовательной организацией по разным образовательным программам;
● мероприятий, например, проводимых в рамках сетевого взаимодействия вуза;
● других направлений.
Изложенное позволяет сделать вывод о том, что индивидуальная образовательная программа направлена не только на освоение основной профессиональной образовательной программы, но также побуждает учащегося к творческому саморазвитию и стимулирует его активность и самостоятельность. В этой ситуации нельзя недооценивать роль образовательного учреждения и студенческих организаций в создании условий для всестороннего развития личности учащегося. Вуз организует такие направления, которые способствуют получению учащимися дополнительных знаний, умений и навыков. К ним относятся:
● спортивные: секции, участие в сборных командах вуза или их поддержке;
● творческие: центры творческих объединений по интересам;
● научные: конференции, конгрессы, круглые столы, олимпиады, конкурсы;
● социальные: отряды по защите окружающей среды и волонтерская работа;
● коммуникативные: стажировки в российских и зарубежных вузах.
Названные направления входят как в индивидуальную образовательную программу, так и в индивидуальный учебный план. В соответствии с Федеральным законом в пределах осваиваемой образовательной программы разрабатывается индивидуальный учебный план. С его помощью осуществляется контроль результатов освоения студентом индивидуальной образовательной программы со стороны ответственных лиц вуза, а также возрастает роль самоконтроля со стороны учащегося. Обучение по образовательным программам высшего образования в магистратуре и аспирантуре предусматривает нормативными актами вуза разработку и выполнение индивидуального учебного плана каждым учащимся. Обоснованием такого подхода является соответствующий уровень высшего образования, увеличение объема внеаудиторной самостоятельной и научно-исследовательской работы, усиление индивидуализации образовательного процесса [8, 15].
В отношении реализации индивидуальной образовательной траектории в педагогической литературе применяется понятие «процесс». Объективность такого понятия очевидно. Ковалёва Т.М. раскрывает содержание индивидуализации образовательного процесса как способа обеспечения каждому учащемуся права и возможности на формирование собственных образовательных целей и задач, своей образовательной траектории [10].
В современных условиях и в соответствии с тенденциями развития общества система высшего образования должна отвечать динамичности, означающей оперативное реагирование на изменения в экономическом, информационном и образовательном пространстве при подготовке выпускников. В то же время актуальной становится проблема непрерывного образования личности, дискутируются вопросы о его индивидуализации, что связано с формированием и реализацией индивидуальной образовательной траектории и, соответственно, разработкой индивидуального образовательного маршрута, индивидуальной образовательной программы и учебного плана. Личностное и профессиональное становление студента при таком подходе предусматривает:
● наличие мотивации к активному участию личности в собственном образовании;
● обучение по программе, соответствующей индивидуальным интересам и профессиональным намерениям;
● способы освоения знаний и приобретения профессиональных навыков, соответствующих потребностям личности;
● организацию самостоятельной работы учащегося;
● формирование коммуникативного взаимодействия преподавателей со студентом, содействующего его развитию творческого потенциала и способностей;
● самоорганизацию и самоконтроль учащегося;
● индивидуальную ответственность студента за собственные достижения.
Такой подход в образовании дает возможность учащимся реализовать свой личностный потенциал с учетом разных образовательных особенностей и потребностей и позволяет им гибко реагировать на происходящие изменения. Процесс обучения в вузе имеет ряд особенностей, позволяющих студенту научиться абстрагированию и использованию жизненного и формируемого профессионального опыта, постановке и достижению поставленных целей и задач, общению с коллективом учащихся и профессорско-преподавательским составом, построению собственной стратегии получения образования и планированию использования личного времени, обладать академической мобильностью. |
| |
|
|