| | Проблемы современной экономики, N 4 (64), 2017 | | ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ УСЛУГ | | Гусев Е. Г. доцент кафедры математики и моделирования
Владивостокского государственного университета экономики и сервиса,
кандидат экономических наук
| |
| | В статье рассматривается возможность применения корреляционно-регрессионного анализа для оценки факторов, влияющих на развитие туристической отрасли в регионе. Показано, что актуальным является анализ взаимосвязи факторов и показателей для программного развития туристической деятельности. Для решения данной проблемы, на основании изучения научных источников, была представлена группировка факторов и предложены показатели результативности, характеризующие каждую из групп | Ключевые слова: туризм, факторы развития туризма, туристическая отрасль, Приморский Край | УДК 332; ББК 65.43 Стр: 181 - 184 | Развитие туризма на Дальнем Востоке ставится государством как один из приоритетов совершенствования региональной политики, способный дать положительный эффект развитию территории в целом.
При этом предприятия туристической отрасли, в настоящее время, вынуждены вести конкурентную борьбу, основная цель которой не столько привлечь новых клиентов, сколько удержать старых, особенно в условиях изменения ориентации потребителей на внутренний туризм. В свою очередь, в последнее время растет интерес к Дальневосточным территориям у иностранных туристов, что ставит задачу повышать качество внутреннего туризма до международного уровня.
Стоит отметить, что повышение эффективности развития туристической отрасли, это, в первую очередь, понимание нужд потребительского рынка и перспектив его развития; знание возможностей конкурентов, анализ тенденций развития окружающей среды; способность предложить продукт с такими качествами, чтобы потребитель предпочел его, а не предложения конкурента. В связи с чем, главная задача — это не столько поддерживать предприятия, но и развитие конкурентоспособности территории [1].
На развитие туризма влияет ряд факторов, которые в научной литературе исследователями представляются в разной степени важности. Изучая современные публикации по данной тематике, можно отметить, что в целом на данную отрасль хозяйствования действуют различные факторы, группировку которых можно представить в формате, обозначенном ниже.
Инфраструктурные. В рамках данной группы исследователи рассматривают такие факторы, как: качество и достаточность средств размещения [2]; наличие компаний, обеспечивающих качественные транспортные услуги, информационную и техническую обеспеченность туристического процесса [3].
Следующей группой являются факторы экономические, рассмотрение которых целесообразно проводить с двух аспектов личностного и общего. К личностным могут быть отнесены факторы, влияющие непосредственно на принятие решения человеком о туристической поездке. К общим относятся те, которые отражаются и регулируются на государственном уровне.
Еще одна группа факторов — это географические и социо-культурные. Это достаточно широкая группа, так Хачатарян А.А. [3] указывает, что факторы данной группы являются определяющими в выборе у туристов. Но не стоит забывать, что достаточно много территорий при соответствующем подходе могут позиционироваться как перспективные для туризма. Ярким примером может служить развитие туризма в г. Мышкин, в котором удалось после проведения реконструкции и использования механизма брендирования территории создать стабильный туристический поток в 140 тыс. чел. ежегодно, менее чем за 10 лет. Таким образом, данный фактор, хоть и является важным, но может быть создан искусственно.
Одной из самых важных задач при изучении факторов, влияющих на развитие туризма является понимание и умение учитывать, что на различных территориях их влияние будет различным. В целом авторы работ, посвященных развитию туризма в Приморском крае выделяют следующие факторы, представленные ниже [4].
Во-первых, низкое качество туристических продуктов и недостаточно профессиональное проведение досуга [5]. Зачастую следствием этого является высокий уровень рисков потери здоровья. Как отмечается в работе Гатауллиной С.Ю. и Косолаповой Е.В., именно это и отсутствие сопутствующего сервиса мешает развитию экстремальных видов туризма в Приморском крае, хотя природные условия для этого являются подходящими [6].
Во-вторых, высокая стоимость туристических услуг, сопоставимая со стоимостью в центральной части России.
В-третьих, информационная закрытость объектов туризма, уникальных мест, которые зачастую скрыты не только от туристов, но и от местного населения.
Четвертая проблема — это низкий уровень сервисных услуг, квалификация гидов, экскурсоводов, качество и достаточность недорогих средств размещения. Эта проблема негативно сказывается, в первую очередь, на развитии делового и событийного туризма [7].
Современная экономика основывается на программно-целевом методе управления, в связи с чем правомерно ставить вопрос о необходимости выбора факторов, воздействие на которые будет максимально оптимальным, при этом они должны быть представлены в количественном выражении.
В ходе работы нами были проанализированы основные программы развития туристической отрасли и выделены показатели, предлагаемые органами власти, характеризующие развитие туризма. Далее был выбран показатель, являющийся, по нашему мнению, результативным и наиболее точно отражающим результативность деятельности компаний. Было проанализировано влияние выбранных факторов на результативный показатель на примере Приморского края.
В результате анализа программ были отобраны следующие показатели:
– оборот туристических услуг;
– количество мест в гостиницах и аналогичных средствах размещения;
– поступления в бюджеты разных уровней Российской Федерации по виду экономической деятельности: гостиницы и рестораны;
– численность высококвалифицированных работников, занятых в туристско-рекреационной деятельности;
– инвестиции в основной капитал, направленные на развитие коллективных средств размещения (гостиниц, прочих мест для временного проживания);
– число туристских фирм;
– число турпакетов, реализованных населению.
Соотнесем представленные показатели с предложенными группами факторов (табл.1).
Таблица 1
Соотнесение показателей и факторов развития туристической отраслиГруппа факторов | Показатель |
---|
Инфраструктурные | – количество мест в гостиницах и аналогичных средствах размещения
– численность высококвалифицированных работников, занятых в туристско-рекреационной деятельности
– инвестиции в основной капитал, направленные на развитие коллективных средств размещения (гостиниц, прочих мест для временного проживания)
– число туристских фирм | экономические (личностные) | – число турпакетов, реализованных населению | экономические (общие) | – оборот туристических услуг
– поступления в бюджеты разных уровней Российской Федерации по виду экономической деятельности: гостиницы и рестораны | Географические и социо-культурные | |
В табл.2 представлена динамика выбранных показателей в период с 2009–2016 гг. в Приморском крае.
Таблица 2
Динамика показателей развития туризма Приморского края с 2009–2016 гг.Показатель | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 |
---|
Оборот туристических услуг, млрд руб. | 3,33 | 3,26 | 4,29 | 4,93 | 5,66 | 7,36 | 11,70 | 13,11 | Количество мест в гостиницах и аналогичных средствах размещения, тыс. | 1,63 | 1,89 | 7,78 | 8,21 | 8,95 | 11,63 | 15,31 | 18,60 | Поступления в бюджеты разных уровней Российской Федерации по виду экономической деятельности: туризм, гостиницы и рестораны, млрд руб. | 0,46 | 0,44 | 0,56 | 0,61 | 0,67 | 0,87 | 1,40 | 1,46 | Численность высококвалифицированных работников, занятых в туристско-рекреационной деятельности, тыс. чел. | 5,8 | 5,8 | 7,3 | 7,98 | 9,34 | 12,78 | 21,55 | 24,03 | Инвестиции в основной капитал, направленные на развитие коллективных средств размещения (гостиниц, прочих мест для временного проживания), млрд руб. | 0,16 | 1,05 | 1,68 | 3,69 | 0,15 | 1,65 | 1,58 | 1,5 | Число туристских фирм | 118 | 112 | 142 | 126 | 147 | 128 | 87 | 85 | Число турпакетов, реализованных населению, тыс. | 290 | 307 | 336,5 | 255,2 | 282,4 | 121,2 | 161,6 | 157,2 |
Анализ представленных показателей позволяет сделать вывод о нестабильности развития туристической отрасли. Кризисные явления и переориентация потребителей негативно отразились на деятельности туристических компаний Приморского края. Проанализируем какой из факторов, скоррелированный с показателями, представленными выше, максимально воздействует на полученные результаты.
Изучение литературы позволило выделить основные методы учета и анализа факторов:
1) метод экспертных оценок;
2) SWOT-анализ;
3) корреляционно-регрессионный анализ.
Метод экспертных оценок является наиболее популярным, так как позволяет оценивать факторы, которые невозможно представить в количественном выражении. Также предлагается при учете факторов использовать метод SWOT-анализа. Результаты анализа сводятся в матричную форму и позволяют наглядно определить основные проблемы, на которые должны быть направлены мероприятия. В отличие от рассмотренного метода экспертных оценок, корреляционно-регрессионный анализ основан на математических расчетах, он снижает степень субъективности оценок, но требует выражения всех факторов через количественные показатели.
Представим выбранные показатели через следующие обозначения:
– количество мест в гостиницах и аналогичных средствах размещения (У);
– поступления в бюджеты разных уровней Российской Федерации по виду экономической деятельности: туризм, гостиницы и рестораны (Х1);
– численность высококвалифицированных работников, занятых в туристско-рекреационной деятельности (Х2);
– инвестиции в основной капитал, направленные на развитие коллективных средств размещения (гостиниц, прочих мест для временного проживания) (Х3);
– число туристских фирм (Х4);
– число турпакетов, реализованных населению (Х5).
Уравнение множественной регрессии представим в виде формулы (1):
Частный коэффициент эластичности показывает, насколько процентов в среднем изменяется признак-результат у с увеличением признака-фактора хj на 1% от своего среднего уровня при фиксированном положении других факторов модели. В результате были получены следующие данные:
– частный коэффициент эластичности |E1| > 1. Следовательно, он существенно влияет на результативный признак Y;
– частный коэффициент эластичности |E2| > 1. Следовательно, он существенно влияет на результативный признак Y.
– частный коэффициент эластичности |E3| > 1. Следовательно, он существенно влияет на результативный признак Y.
– частный коэффициент эластичности |E4| < 1. Следовательно, его влияние на результативный признак Y незначительно.
– частный коэффициент эластичности |E5| > 1. Следовательно, он существенно влияет на результативный признак Y.
– частный коэффициент эластичности |E6| < 1. Следовательно, его влияние на результативный признак Y незначительно.
Стандартизированные частные коэффициенты регрессии — β-коэффициенты (βj) показывают, на какую часть своего среднего квадратического отклонения S(у) изменится признак-результат y с изменением соответствующего фактора хj на величину своего среднего квадратического отклонения (Sхj) при неизменном влиянии прочих факторов (входящих в уравнение).
По максимальному βj можно судить, какой фактор сильнее влияет на результат Y. В нашей модели, характеризующей влияние факторов развития туристической отрасли, непосредственное влияние фактора x1 на результат Y в уравнении регрессии измеряется βj и составляет -1.558, что является наиболее значимым.
Взаимосвязь между факторами и результативными показателями — доказана. Наиболее значимым является фактор Х1 — поступления в бюджеты разных уровней Российской Федерации по виду экономической деятельности: туризм, гостиницы и рестораны.
Следует отметить, что органы власти зачастую рассматривают фактор налогообложения как ключевой и принимают меры по снижению. Так, вновь создаваемые компании могут действовать в рамках режима Свободный порт. Кроме того, в июне 2017 г. ряд предприятий гостиничного бизнеса, смогли получить льготу по налогу на прибыль, хотя данная мера является достаточно спорной, так как большинство компаний находятся на упрощенной системе налогообложения и поэтому данная льгота распространяться на них не будет. Однако, только снижение налогов не будет достаточно эффективным шагом. Исходя из представленной модели, значимым является и повышение эффективности инвестиций, но в настоящее время достаточно эффективных механизмов их распределения пока нет. |
| |
|
|