| | Проблемы современной экономики, N 4 (64), 2017 | | ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ | | Кузнецова М. Н. доцент кафедры экономики
Северного (Арктического) федерального университета им. М.В. Ломоносова (г. Северодвинск),
кандидат экономических наук Закорецкая О. С. доцент кафедры экономики
Северного (Арктического) федерального университета им. М.В. Ломоносова (г. Северодвинск),
кандидат экономических наук
| |
| | Статья посвящена проблемам транспортировки материальных ресурсов, которая является важной составляющей эффективной работы любой системы (народное хозяйство, регион, предприятие). Транспортная система оказывает существенное влияние на рациональное движение ресурсов и надежность функционирования народного хозяйства. Для эффективной работы транспортной системы необходимо выявлять проблемы и тенденции её развития посредством экономико-статистического анализа, разрабатывать мероприятия, проводить активную инвестиционную политику | Ключевые слова: Архангельская область, транспорт, транспортная система, стратегия развития | УДК 330.131; ББК 65.37 Стр: 147 - 150 | Экономический анализ транспортной системы Архангельской области
Эффективное функционирование региона невозможно без обоснованного решения вопросов транспортировки материальных ресурсов. Транспорт обеспечивает активную работу области, осуществляет грузовые и пассажирские перевозки, является одним из важных факторов в привлечении инвестиций.
Транспортная система занимает ведущее место в экономической жизни региона — 9,1% налоговых поступлений в бюджет Архангельской области [9].
В табл.1 представлен оборот организаций по экономике региона в целом и по транспорту. Можно сделать следующие выводы:
– оборот организаций транспорта в 2016 году рос более быстрыми темпами, чем оборот по экономике в целом: 110,8% по транспорту, 105% в целом по экономике региона;
Таблица 1
Динамика и структура оборота организаций в целом по экономике региона и по транспортуПоказатели | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | Темп роста 2016/ 2015 |
---|
Оборот в целом по экономике, тыс. руб. | 790097,5 | 730526,3 | 806564,0 | 862820,7 | 105,0 | в т.ч. оборот организаций транспорта, тыс. руб. | 72175,2 | 76841,2 | 93393,7 | 102182,3 | 110,8 | Удельный вес оборота транспорта в обороте по экономике Архангельской области, % | 9,1 | 10,5 | 11,6 | 11,8 | 102,3 | Источник: составлено авторами
– среднегодовой темп прироста оборота организаций транспорта за период с 2013 по 2016 гг. составил 12,3%;
– в структуре оборота по экономике удельный вес оборота по транспорту увеличился с 9,1% до 11,8 % за период с 2012 по 2016 гг.;
– темп прироста удельного веса оборота по транспорту составил в 2016 г. 2,3%;
– наблюдается положительная динамика по основному показателю (обороту) для организаций транспорта;
– организации транспорта играют важную роль в экономике Архангельской области.
В табл.2 представлено распределение транспортных организаций по формам собственности и в целом по экономике региона.
Таблица 2
Распределение организаций транспорта и в целом по экономике по формам собственности в 2016 году (на конец года)Показатели | Число организаций | из них по формам собственности, единиц |
---|
единиц | в % к итогу | государственная и муниципальная | частная | смешанная российская |
---|
Всего организаций | 24291 | 100 | 2887 | 21165 | 239 | в т.ч. транспорт | 1960 | 8,1 | 95 | 1834 | 31 | Удельный вес организаций транспорта по формам собственности, % | – | 100 | 4,8 | 93,6 | 1,6 | Источник: [6].
По статистическим данным, представленным в таблице 2, можно сделать выводы:
– удельный вес организаций транспорта составляет 8,1% и занимает третье место в структуре, уступая организациям, занимающимся строительством (10,4 %) и оптовой торговлей (11,7%) [6];
– наибольший объем перевозок приходится на частных перевозчиков (93,6% в 2016 г.);
– роль транспорта в экономике региона существенна.
На территории области применяются следующие виды транспорта: автомобильный, железнодорожный, воздушный, речной и морской. Транспортная система региона представлена в табл.3.
По данным таблицы 3 видно:
– транспортная система Архангельской области включает в себя 19,8 тыс. км автодорог общего пользования, 1767 км железных дорог, 3826 км речных водных путей [6];
Таблица 3
Протяженность путей сообщения (на конец года, километров)Вид транспорта | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 |
---|
Железнодорожные пути общего пользования | 1767 | 1767 | 1767 | 1767 | 1767 | Автомобильные дороги — всего | 20738 | 21059 | 21457 | 21935 | 22422 | В том числе: | | | | | | Общего пользования | 18777 | 19143 | 19477 | 19647 | 19798 | не общего пользования | 1961 | 1916 | 1980 | 2288 | 2624 | Из общей протяженности автомобильных дорог — дороги с твердым покрытием — всего | 13142 | 13681 | 13851 | 14016 | 14130 | В том числе: | | | | | | Общего пользования | 11760 | 12308 | 12286 | 12394 | 12330 | Из них: | | | | | | Федерального значения | 596 | 601 | 601 | 587 | 587 | Регионального значения | 7029 | 7048 | 7045 | 7072 | 7177 | Местного значения | 4135 | 4659 | 4640 | 4735 | 4566 | не общего пользования | 1382 | 1373 | 1565 | 1622 | 1800 | Внутренние водные судоходные пути | 3833 | 3826 | 3826 | 3826 | 3826 | Источник: [6].
– наибольший удельный вес путей сообщения приходится на автомобильный вид транспорта: в 2014 году — 79,3% , в 2015 году — 79,7%, в 2016 году — 80%;
– протяженность дорог общего пользования регионального значения на конец 2016 г. составляет 7177 км;
– по территории Архангельской области проходит федеральная трасса М-8 «Холмогоры» — 587 км;
– наибольший удельный вес в транспортной системе Архангельской области занимают дороги регионального значения (58,2%), наименьший удельный вес — дороги федерального значения (4,8% от общей протяженности автомобильных дорог с твердым покрытием);
– удельный вес дорог местного назначения — 37%;
– протяженность внутренних водных артерий на территории Архангельской области — рек Северная Двина, Вычегда, Пинега, Мезень, Онега, выходящих в Вологодскую область, Республику Коми и на побережье Белого моря, составляет 3826 км, в том числе с гарантированными глубинами 2463 км.
Основной объём грузоперевозок осуществляется автомобильным транспортом. Снижается доля грузоперевозок железнодорожным транспортом в пользу автомобильного. В табл.4 представлены показатели работы автомобильного транспорта [7].
Таблица 4
Основные показатели работы автотранспортаПоказатели | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | Темп роста
2016/ 2015 |
---|
Перевезено грузов, тыс. тонн | 1213 | 1087 | 1103 | 755 | 912 | 120,8 | Грузооборот транспорта, млн тонно-км | 249 | 279 | ...1 | ... | ... | | Перевезено пассажиров, млн человек | 97,6 | 60,0 | 89,6 | 88,2 | 90,0 | 102,0 | Пассажирооборот, млн пассажиро-километров | 777 | 518 | 820 | 843 | 805 | 95,5 | Источник: [7].
1 Данные не публикуются в целях обеспечения конфиденциальности первичных статистических данных, полученных от организаций, в соответствии с Федеральным законом от 29.11.2007 № 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации» (ст.4, п.5; ст.9, п.1).
По данным табл.4 видно:
– общий объём грузоперевозок в экономике региона и страны падает из-за объективных причин — с 1213 тыс. тонн до 755 тыс. тонн за период с 2012 по 2015 гг. Объективные причины падения грузоперевозок — зависимость от мировых цен на нефть, рост тарифов (табл.5), кризисные тенденции в глобальной хозяйственной системе и в экономике РФ;
– в 2016 г. наблюдается прирост объёма грузоперевозок по сравнению с 2015 г. на 20,8%, но уровень 2012 г. не достигнут;
– подобная ситуация наблюдается и по показателю количества перевезенных пассажиров: уменьшение с 97,6 млн человек до 88,2 млн человек за период с 2012 по 2015 гг. и с последующим приростом в 2016 г. на 2%.
Таблица 5
Индексы тарифов на услуги транспорта1Вид транспорта | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 |
---|
Транспорт — всего | 108,3 | 146,6 | 108,5 | 93,2 | Морской | 110,5 | 172,4 | 109,1 | 83,2 | Внутренний водный | 109,2 | 145,4 | 94,3 | 107,5 | Автомобильный | 100,7 | 105,6 | 115,0 | 102,5 | Воздушный | 100,0 | 100,0 | 101,7 | 101,2 | 1 декабрь к декабрю предыдущего года, в процентах
Источник: [6].
Анализируя индексы тарифов на услуги транспорта, следует отметить их значительный рост в 2014 г., как в целом, так и по отдельным видам транспорта. К 2016 г. ситуация улучшилась, наблюдается снижение тарифов — в целом на 6,8%.
На территории региона осуществляет работу 91 автобусный межмуниципальный маршрут. В 2016 г. выдано 180 разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, 2000 специальных разрешений на движение по автомобильным дорогам транспортных средств, осуществляющих перевозку тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов [9].
Архангельск является конечным и стратегически значимым пунктом Северной железной дороги. В 2016 г. пассажирские перевозки на территории области обеспечивали 16 поездов дальнего следования, предусмотрено движение 59 пригородных поездов [9].
На территории региона сложилась система авиаперевозок, использующая сеть аэропортов местных воздушных линий. Большинство аэропортов располагается в районах, где авиация является единственным круглогодичным видом транспорта. В настоящее время на территории Архангельской области зарегистрировано 23 аэропорта. Базовыми аэропортами региона являются «Архангельск» и «Васьково».
В Архангельской области в целях укрепления присутствия Российской Федерации в Арктике, развития каботажных (прибрежных) и внешнеторговых перевозок сформирована система морских портов ФГУ «Администрация морских портов Западной Арктики», в которую входят Архангельск, Онега и Мезень.
Проблемы транспортной системы Архангельской области
Рассмотрим основные проблемы транспортной инфраструктуры региона:
– опережение роста тарифов над ростом доходов населения (в 2014 г. индекс номинальной среднемесячной заработной платы составил 109,7%, в 2015 г. — 107,4%, индекс тарифов соответственно 146,6%, 108,5%). В результате наблюдалось снижение пассажиропотока и, как следствие, уменьшение доходов перевозчиков, наращивание бюджетного финансирования;
– недостаточная степень освоенности Архангельской области, неравномерное распределение населения и производственных мощностей, большая удаленность населенных пунктов друг от друга, наличие большого числа малонаселенных пунктов на большом удалении от основных транспортных магистралей из-за значительной площади и наличия на территории региона труднодоступных районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей;
– износ основных производственных фондов транспорта (по отдельным группам наблюдаются критические показатели: средний возраст автобусов, осуществляющих пассажирские перевозки, составляет 8,3 года при нормативном сроке эксплуатации автобуса — не более 10 лет, средний возраст судов речного и морского флота составляет 33 года при нормативном сроке эксплуатации судна 25–30 лет) [1];
– слабо развита инфраструктура водного транспорта (из 32 остановочных пунктов, расположенных на территории Архангельской области, причалами, соответствующими требованиям безопасности, оборудованы 15 пунктов, что составляет 47% от потребности);
– сложившаяся конфигурация сети региональных автомобильных дорог в совокупности с ее техническими характеристиками ограничивает мобильность населения и развитие экономики области;
– необходима дополнительная потребность в кадрах предприятий транспортной и дорожной отрасли (в 2017 г. — 236 человек, в 2018 г. — 182 человека, в 2019 г. — 138 человек, в 2020 г. — 144 человека) [1];
– обеспечение безопасного движения из-за высокой аварийности на дорогах области (в 2014 г. — 7,9 погибших на 100 пострадавших, в 2015 г. — 6, в 2016 — 10,7).
Перспективы развития транспортной системы Архангельской области
Основным документом Архангельской области является Стратегия социально-экономического развития Архангельской области до 2030 года [5].
Реализация Стратегии предполагает, что к 2030 году Архангельская область станет одним из развитых экономических центров России из-за активного привлечения инвестиций в развитие инфраструктуры региона. Одним из приоритетных направлений Стратегии является развитие транспортной инфраструктуры.
В регионе для решения этой приоритетной задачи реализуется государственная программа «Развитие транспортной системы Архангельской области (2014–2020 гг.)» в соответствии с Постановлением Правительства Архангельской области от 8 октября 2013 г. № 463-пп [1]. Ответственным исполнителем государственной программы является Министерство транспорта Архангельской области.
Государственная программа подготовлена с учетом:
– роли транспортного комплекса в обеспечении потребностей экономики Архангельской области на период до 2020 года;
– положений Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 года № 1662-р;
– Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 22 ноября 2008 года № 1734-р;
– Транспортной стратегии Архангельской области до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Архангельской области от 15 декабря 2009 года № 319-рп;
– ежегодного послания Губернатора Архангельской области Архангельскому областному Собранию депутатов о социально-экономическом и общественно-политическом положении в Архангельской области от 5 марта 2013 года.
Программа должна обеспечить решение перечисленных ранее проблем и включает в себя следующие подпрограммы:
1. «Проведение сбалансированной государственной тарифной политики на транспорте» (объем финансирования за счет средств областного бюджета составляет 2 650 357,4 тыс. рублей);
2. «Развитие общественного пассажирского транспорта и транспортной инфраструктуры Архангельской области» (общий объем финансирования — 2 224 635,5 тыс. рублей, в том числе средства: федерального бюджета — 100000,0 тыс. рублей; областного бюджета — 2025280,8 тыс. рублей; местных бюджетов — 99354,7 тыс. рублей);
3. «Развитие и совершенствование сети автомобильных дорог общего пользования регионального значения» (общий объем финансирования — 16621243,0 тыс. рублей, в том числе средства: федерального бюджета — 9119590,0 тыс. рублей; областного бюджета — 7501653,0 тыс. рублей);
4. «Улучшение эксплуатационного состояния автомобильных дорог общего пользования регионального значения за счет ремонта, капитального ремонта и содержания» (общий объем финансирования — 25616138,2 тыс. рублей, в том числе средства: федерального бюджета — 886887,8 тыс. рублей; областного бюджета — 24729250,4 тыс. рублей);
5. «Создание условий для реализации государственной программы и осуществления иных расходов» (общий объем финансирования — 4575282,2 тыс. рублей, в том числе средства: федерального бюджета — 20901,1 тыс. рублей; областного бюджета — 4554381,1 тыс. рублей);
6. «Повышение безопасности дорожного движения в Архангельской области» (общий объем финансирования за счет средств областного бюджета составляет 223430,5 тыс. рублей) [1, 6].
Общий объём финансирования государственной программы «Развитие транспортной системы Архангельской области (2014–2020 гг.)» составляет 51875,3 млн рублей. Средства федерального бюджета — 10127,4 тыс. рублей, областного бюджета — 41648,4 млн рублей, местных бюджетов — 99,49 млн рублей [1].
В таблице 6 представлены показатели динамики ввода автомобильных дорог и искусственных сооружений за период с 2014–2016 гг. в рамках государственной программы «Развитие транспортной системы Архангельской области (2014–2020 гг.)» (подпрограммы 3 и 4).
Таблица 6
Результаты реализации госпрограммыМероприятия | 2014 | 2015 | 2016 |
---|
Строительство | – 18,9 км автомобильных дорог;
– 1 мост. | – 24,0 км автомобильных дорог;
– 1 мост. | – 14,5 км автомобильных дорог;
– 2 моста. | Ремонт и капитальный ремонт | – 57,5 км автомобильных дорог;
– 15 мостов;
– 3 моста заменены на водопропускные трубы. | – 22,1 км автомобильных дорог;
– 6 мостов;
– 1 мост заменен на водопропускную трубу | – 69,9 км автомобильных дорог;
– 11 мостов;
– 4 моста заменены на водопропускные трубы. | Источник: [1].
Оценка эффективности реализации этой государственной программы осуществляется по каждому исполнителю в отдельности (Министерство транспорта Архангельской области, государственное казенное учреждение Архангельской области «Дорожное агентство «Архангельскавтодор», Министерство связи и информационных технологий) с применением следующих показателей:
– уровень выполнения исполнителем мероприятий государственной программы (вес показателя — 55%);
– степень достижения целей и решения задач государственной программы исполнителем (вес показателя — 35%);
– уровень расходования средств исполнителем (вес показателя — 10%) [3].
Интегральная оценка эффективности реализации государственной программы рассчитывается по показателям:
– оценка реализации государственной программы по исполнителям (вес показателя — 80%);
– оценка качества планирования и управления реализацией государственной программы (вес показателя — 20%) [3].
В 2016 г. интегральная оценка эффективности реализации государственной программы составила 90,2 (эффективность реализации государственной программы высокая) [3].
Следует отметить, что в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21 апреля 2014 г. №366 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года» на территории Архангельской области предполагается с 2017 по 2020 гг. реконструкция и строительство объектов инфраструктуры порта Архангельск. Общий объём финансирования проекта — 14235,5 млн рублей, в том числе из федерального бюджета 3335,5 млн руб. (23, 4%)) [2].
В рамках данной программы с 2015 по 2016 гг. была проведена реконструкция аэропортового комплекса «Талаги» (г. Архангельск) (объём финансирования — 4637,4 млн рублей, в том числе из федерального бюджета 3857,1 млн руб. (83, 2%)). В 2015 г. была выполнена реконструкция и техническое перевооружение комплекса средств управления радиотехнического обеспечения полётов и электросвязи аэропорта Архангельск (Васьково) автоматическим радиопеленгатором (объём финансирования — 7 млн руб.) [2].
Данные мероприятия позволят обеспечить сбалансированное и эффективное развитие транспортной инфраструктуры региона на основе увеличения пропускной способности транспортной сети, устранения разрывов и узких мест, развития крупных транспортных узлов.
Таким образом, для эффективного развития Архангельской области необходимо:
– развитие и совершенствование сети региональных автомобильных дорог;
– обновление парка транспортных средств (пассажирских автобусов и речных судов);
– сохранение государственного регулирования тарифов на перевозки пассажиров и багажа всеми видами транспорта;
– сохранение практики бюджетного финансирования недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на перевозку пассажиров и багажа всеми видами транспорта;
– развитие перевозок воздушным и внутренним водным транспортом с целью транспортного обеспечения отдаленных и труднодоступных районов Архангельской области;
– активизация использования законодательства Архангельской области в вопросах обеспечения безопасности дорожного движения;
– укрепление присутствия Российской Федерации в Арктике, развитие прибрежных и внешнеторговых перевозок. |
| |
|
|