Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 4 (12), 2004
ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ

МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ И КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА В АЛМАЗНО-БРИЛЛИАНТОВОМ КОМПЛЕКСЕ

Либерализация в алмазном бизнесе и вхождение России в ВТО ужесточают требования к российской гранильной промышленности, к конкурентоспособности российских производителей в этой важной отрасли.
Соответственно задача подготовки кадров для алмазно-бриллиантового комплекса (АБК) с целью создания на территории Российской Федерации конкурентоспособного производства бриллиантов и ювелирной продукции напрямую связана с усилением позиций России в мировой экономике. Продажа минеральных ресурсов без их переработки уже в недалеком будущем может существенно снизить возможности защиты геополитических интересов РФ в мировом бизнесе.
В настоящее время созданная в СССР система подготовки кадров для гранильной промышленности фактически утрачена. Между тем подготовка специалистов для переработки добываемых в России алмазов, с одной стороны, достаточно сложный процесс, с другой - процесс, который может быть легко нарушен без поддержки со стороны государства и предприятий АБК. Подготовка специалистов для АБК обходится достаточно дорого, и в случае их ухода восполнять потери, связанные с инвестициями в образование, достаточно сложно.
Для подготовки кадров для АБК необходим комплексный подход, который предусматривал бы организацию системы поэтапной их подготовки, распределения специалистов, разработку и реализацию программ стимулирования трудовой и научной деятельности в данной отрасли.
С открытием в 1950-е гг. алмазных месторождений в Якутии, сделавших Россию одной из крупнейших алмазодобывающих стран мира, появилась и возможность создания новых направлений в добыче, сортировке, огранке алмазного сырья, что и было сделано в 1960-1970-е гг. Деятельность по созданию алмазоперерабатывающих предприятий, однако, была засекречена. Кадры для них подготавливались на Смоленском алмазном заводе, построенном в 30-е гг. прошлого века, но только кадры рабочих. Обязанности же инженеров-технологов фактически выполняли минерологи, кристаллографы. Подготовка специалистов для АБК началась лишь в 1975 г., когда по инициативе Гохрана, Московского завода "Кристалл" и по распоряжению Совета министров СССР в Московском государственном геологоразведочном институте им. С. Орджоникидзе (МГГРИ) на факультете минералогии открылась специализация по геммологи (сортировке алмазного сырья). Вначале в МГГРИ существовало 3 отделения: геологическое, разведочное, гидрогеологическое. Затем появилось геофизическое отделение. МГГРИ был единственным в стране высшим учебным заведением, специализировавшимся на подготовке инженеров-геологов по всем геологическим специальностям. Первоначально геммология изучалась на кафедре минералогии на вечернем факультете. В 1983 г. была введена дневная форма обучения.
С возникновением потребности в геммологах не только у государственных, но и у частных совместных предприятий было принято решение создать отдельную кафедру геммологии, которая начала свою работу в 1994 г.
С 1995 г. при Московском государственном геологоразведочном университете им. С. Орджоникидзе образовано Некоммерческое образовательное учреждение "Геммологический институт", который готовит экспертов-геммологов, экспертов по бриллиантам, по сортировке алмазного сырья, оценке ювелирных изделий и многим другим программам. В 1996 г. на базе института открылся российский филиал Геммологического института Америки (Gemological Institute of America).
С учетом острой потребности в квалифицированных специалистах для алмазной промышленности Республики Саха (Якутия) Якутским филиалом НП "Алмазная Палата России" совместно с НОУ "Геммологический институт" в 2001 г. были организованы первые выездные курсы повышения квалификации.
В среднем численность огранщиков на гранильных предприятиях Якутии составляет 80% от всего персонала. Однако лишь 20% огранщиков и технологов имеют высшее образование. Еще меньший процент сотрудников имеет специализированные геммологические дипломы. Существует и проблема "текучести" кадров.

Ввиду применения на гранильных заводах системы сдельной оплаты труда существует прямая зависимость между уровнем заработной платы и развитием обработки алмазного сырья.
По теории иерархии потребностей Абрахама Маслоу, специалисты среднего гранильного предприятия Республики Саха (Якутия) на данном этапе развития отрасли в большей степени стараются удовлетворить потребности первого уровня (стабильность работы, выплата большего размера заработной платы), в меньшей степени - второго уровня (социальные гарантии, обеспечение жильем и т. д.). Вопросам повышения своей квалификации и образования специалисты пока придают небольшое значение (3%).
Между тем производительность труда огранщика, технолога или руководителя напрямую зависит от уровня их квалификации.
При приеме на работу до сих пор основной упор делается на опыт работы (45%), рекомендации с прошлых мест трудовой деятельности (30%). И лишь потом обращается внимание на уровень специальной теоретической подготовки (25%).
Только после подписания меморандума о стратегическом сотрудничестве между Якутским филиалом Алмазной Палаты России и НОУ "Геммологический институт" ежегодно стали проводиться выездные курсы повышения квалификации специалистов АБК Республики Саха. За годы сотрудничества было подготовлено более 170 специалистов по различным направлениям геммологии, в том числе по международной программе Геммологического института Америки.
В 1994 г. на базе кафедры и специализации "Физика твердого тела" в Якутском государственном университете им. М.К. Аммосова была открыта специальность 071000 "Материаловедение и технология новых материалов". В 2004 г. Министерство образования Российской Федерации предоставило Якутскому госуниверситету право открытия и разработки новой и единственной в России специальности "Технология обработки драгоценных камней и металлов", со специализациями "Технология гранильного производства", "Технология ювелирного дела", "Технология камнеобработки". Учебный план ориентирован на подготовку инженеров-технологов для работы в алмазоперерабатывающей и ювелирной промышленности в условиях современных рыночных отношений. Выпускники получают квалификацию "инженер-технолог гранильного производства", "инженер-технолог ювелирного производства" и "инженер-технолог производства алмазных инструментов".
Введена система обучения на базе бизнес-игры с определением текущего рейтинга каждого студента. Вручаются гранты за лучшие дипломные работы, обеспечивающие бесплатное обучение по курсам "Градуирование и оценка бриллиантов" с получением диплома "Эксперт по бриллиантам". Создана инициативная группа из числа лучших студентов, которые привлекаются для подготовки материалов по АБК.
Читаются лекции по курсам: "Маркетинг алмазного бизнеса", "Менеджмент и маркетинг алмазного бизнеса", "Организация и управление предприятием", "Экономика алмазогранильной отрасли Республики Саха (Якутия)", "Основы законодательства по драгоценным металлам и камням".
Курсы повышения квалификации организованы в НОУ "Геммологический институт" (Москва), Геммологическом центре МГУ (Москва) и в Якутском филиале Алмазной Палаты (Якутск) при содействии НОУ "Геммологический институт".
Высшее образование в области геммологии обеспечивают следующие учебные центры России (см. таблицу).

Таблица 1.
Учебные заведения в России, подготавливающие геммологов(1)
NОбразовательные центрыСпециализацияСпециальностьСрокСтепень получаемого образования
1Физико-технический институт, ЯГУ,
г. Якутск
Технология обработки драгоценных камней и металловИнженер-технолог гранильного производства,
ювелирного дела
5 летВысшее образование
2Смоленский филиал Московского энергетического института,
г. Смоленск
Оптико-электронные приборы (Физика и технология обработки алмаза)Инженер5,5 летВысшее образование
3Московский государственный геолого-разведочный университет,
г. Москва
Прикладная геохимия, петрология, минералогия, геммологияГеммолог5 летВысшее образование
5Геммологический центр, Московский государственный университет,
г. Москва
Геохимия, минералогия, геммологияГеммолог5 летВысшее образование
Курсы повышения квалификации
6НОУ "Геммологический институт",
г. Москва
Диагностика ДК
Диагностика бриллианта
Оценка ювелирных изделий
Эксперт-геммолог,
эксперт по оценке бриллиантов и ДК
4 годаВысшее образование
Курсы повышения квалификации
6Якутский филиал НП "Алмазная Палата России",
г. Якутск
Диагностика ДК
Диагностика бриллианта
Эксперт-геммолог,
эксперт по оценке бриллиантов и ДК
2 неделиКурсы повышения квалификации
(1) По данным на июль 2004 г.

Якутский филиал НП "Алмазная Палата России" рассматривает сотрудничество с центральными российскими высшими учебными заведениями и зарубежными научными лабораториями как одно из приоритетных направлений дальнейшего совершенствования системы образования в Якутии в данной области.
Решение проблемы подготовки кадров вместе с тем требует совершенствования самого алмазно-бриллиантового комплекса России в направлении организации более тесных связей образовательной системы и алмазной промышленности с учетом стратегических сфер деятельности в образовании и в АБК.

Таблица 2.
Сферы деятельности в области подготовки специалистов для АБК
Сфера деятельностиНаправление деятельностиСтратегические результаты
1. ТехнологическаяСоздание научных разработок и передовых технологий по обработке алмазов и их применению в промышленности, медицине и т.д.
  • Совершенствование технологии обработки алмазов;
  • Разработка программ внедрения инновационных методов в производство алмазов и бриллиантов;
  • Создание баз данных по передовым технологиям и оборудованию алмазогранильного производства
2. ИнформационнаяРазвитие и использование информационных потоков в мировом АБК и в России с целью повышения конкурентоспособности, качества управления, эффективности АБК России
  • Формирование горизонтальных связей между участниками АБК;
  • Создание единой информационной базы АБК (научные труды - инновационный проекты - новейшие технологии и т.д.)

3.Социально-мотивационнаяСоздание систем, ориентированных на социальную среду, необходимых для повышения социальной ответственности предприятий АБК России.
Организация мотивационных систем, побуждающих студентов, руководителей предприятий АБК, образовательных учреждений к эффективной деятельности.
  • Разработка программ, направленных на повышение уровня мотивации специалистов гранильного и ювелирного производства;
  • Подготовка инновационных проектов в гранильном и ювелирном производствах, в сферах управления предприятием, управления персоналом, социальной ответственности, маркетинга и сбыта алмазов и бриллиантов;
  • Изучение человека в сфере АБК;
  • Разработка программ конкурсных грантов;
  • Разработка схем научного сотрудничества вузов и гранильных предприятий

Прикладные дисциплины целесообразно изучать в рамках названных сфер деятельности:
1. Технология обработки алмазов и получения бриллиантов. Разметка кристаллов алмаза. Материаловедение. Теплотехника. Технология обточки полуфабрикатов. Геолого-разведочные исследования. Геммология. Новые технологии в граночном машиностроении.
2. Экономика алмазного бизнеса. Экономика гранильного и ювелирного бизнеса. Стратегическое планирование предприятий АБК. Финансово-экономический анализ деятельности предприятий АБК. Антикризисное управление в алмазогранильной отрасли. Международные отношения. Международное и российское правоведение. Бренндинг. Маркетинговые исследования алмазного и ювелирного рынков. Продвижение продукта до потребителя. Программное обеспечение предприятий АБК.
3. Управление персоналом алмазогранильных предприятий. Система мотивации персонала. Социальная психология. Исследование физического здоровья персонала. Управление социальными проектами. Организация труда на предприятии. Международная и российская социология.
С целью создания условий для формирования кадрового потенциала АБК Якутским филиалом НП "Алмазная Палата России" определены первоочередные мероприятия в области подготовки кадров. К ним отнесены:
1. Создание условий для нововведений в сфере управления научными исследованиями, процессами образования и переподготовки кадров:
- организация и проведение открытых грантовых конкурсов, конкурсных программ стажировок для освоения передового опыта;
- разработка научных проектов, поиск партнеров и инвесторов для их осуществления.
2. Внедрение информационных технологий:
- создание новых учебно-методических пособий, учебников по геммологии, алмазному бизнесу, экономике гранильного и ювелирного производства, курсов дистанционного обучения по основным дисциплинам;
- оказание технической помощи по внедрению систем дистанционного обучения в рамках межвузовского сотрудничества;
- создание сетевых ресурсов для сферы образования, повышения квалификации, развития исследований по геммологии.
3. Содействие распространению научных идей и разработок:
- выпуск и распространение серий: "Сборник нормативно-правовых документов", "Менеджмент и маркетинг алмазного бизнеса", "Организация и управление предприятием", "Экономика алмазогранильной отрасли Республики Саха (Якутия)";
- создание и развитие архива электронных изданий, содержащих полнотекстовые версии собственных публикаций, изданий научной и учебной литературы по геммологическим дисциплинам;
- организация научных и научно-практических конференций, семинаров, круглых столов по актуальным проблемам АБК России и международного сотрудничества в алмазной промышленности.
Подготовка квалифицированных специалистов для алмазогранильной промышленности является важной составляющей в области защиты экономических интересов России в процессе межрегиональной интеграции. Развитие производственного сектора экономики за счет реализации кадровой политики позволит более эффективно использовать минеральные ресурсы и в целом увеличить экономический потенциал Российской Федерации.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия