| | Проблемы современной экономики, N 4 (12), 2004 | | НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ | | Пчелинцева А. С. заведующий кафедрой экономики и менеджмента
Сибирского государственного технологического университета,
кандидат экономических наук, профессор
| |
| | Инновационный бум постиндустриального общества требует не готовых приемов и схем действий, а методов, позволяющих субъекту оперативно и самостоятельно конструировать способы представления ситуации и наилучший вариант своих действий. При этом речь не идет о выборе из уже готовых вариантов, что объясняется следующим:
1) наработано огромное количество вариантов действий и их элементов, дающих при комбинировании нереальное для восприятия число; "выучить" все эти варианты невозможно, а использовать в практической ситуации самые распространенные - неэффективно. На выбор "лучшего варианта" из имеющихся тратится недопустимо много времени, а порой и средств, ситуация же к тому моменту успевает измениться;
2) любой известный вариант представлений или действий был создан для решения конкретной проблемы. Вероятность, что такая проблема повторится еще раз, особенно в деле разработки проектов реализации конкурентных преимуществ, практически нулевая, и поэтому "готовый рецепт" лишь частично решает проблему, обнаруживая новые противоречия, без чего можно обойтись.
Задача, таким образом, трансформируется: вместо выбора готового решения должен происходить выбор ресурсов для создания своего решения, обеспечивающего преодоление вставшего перед субъектом инноваций противоречия.
Нестандартные творческие решения должны предприниматься не только на этапе поиска идеи, но и на протяжении всего хода ее реализации. В связи с этим необходимо обеспечить реинжиниринг качества образовательных услуг в соответствии с возникающими противоречиями и нестандартными задачами. Важнейшими характеристиками этого процесса являются комплексность, самореализуемость и самозащищенность. Кратко рассмотрим каждую из них.
1) Комплексность. Качество образовательных услуг определятся системой предложений, в центре которой находится идея освоения конкурентного преимущества. Система эта не сводится лишь к идее создания новой или модифицированной образовательной услуги; она включает в себя логически взаимосвязанную серию проработанных решений по раскрытию потенциала новой идеи, распространению новшества на рынке образовательных услуг, поиску и мобилизации ресурсов, необходимых для ее оказания, адаптации образовательного учреждения к изменениям, отслеживанию процесса пользования данной модификацией для обнаружения новых возможностей и дальнейшего совершенствования образовательной услуги. Несмотря на кажущуюся очевидность этой характеристики, соблюдение принципа комплексности способно повысить эффективность разрабатываемой инновации за счет удовлетворения смежных потребностей;
2) Самореализуемость. Эта характеристика качества образовательных услуг имеет наибольшее практическое значение. Можно выделить объективную и субъективную стороны самореализуемости качества образовательных услуг, хотя четкую границу между ними провести вряд ли возможно. К объективной стороне относится насущность удовлетворяемых предложенной идеей потребностей в качественных образовательных услугах, возможность оказания качественной образовательной услуги с заведомо низкими затратами, учет возможных вариантов развития ситуации и наличие предложений по их использованию. К субъективной стороне можно отнести готовность вуза к восприятию идеи-новинки, включая понятность идеи для коллектива данного образовательного учреждения и мотивированность сотрудников к производству новой модификации образовательной услуги; полезность новшества для потребителя и выгоду для образовательного учреждения;
3) Самозащищенность. Этот принцип заключается в гарантиях обеспечения коммерческого интереса вуза. Данная характеристика качества образовательных услуг вступает в противоречие с предыдущей: если решение всем понятно, быстро и с малыми затратами может быть реализовано, то найдутся желающие присвоить это решение и стать конкурентами. Ситуация осложняется тем, что далеко не все продуктивные решения на рынке образовательных услуг, а тем более решения, касающиеся создания новых модификаций образовательной услуги и инновационной организации образовательного процесса, патентоспособны. Кроме того, оформление патента требует времени. Вследствие этого традиционные способы защиты новых разработок эффективны далеко не всегда. Поэтому составной частью качества образовательных услуг должны быть решения, направленные на обеспечение коммерческого интереса разработчика в каждом конкретном случае.
Среди общих направлений обеспечения самозащищенности могут быть следующие: а) планирование дальнейшего совершенствования, максимально раскрывающего потенциал базовой идеи образовательной услуги и сопутствующих идей, выработанных в результате ее совершенствования; б) участие потребителей и их агентов в работе по дальнейшему развитию идеи; в) гибкое ценообразование, позволяющее в одних случаях получать сверхприбыль, в других - возмещать лишь прямые затраты; г) превращение потенциальных конкурентов в поставщиков, франчайзинг, передача им технических функций (закупка, изготовление, продажа) с сохранением у вуза стратегических функций (создание системы деловых решений, поиск ресурсов); д) создание и использование инновационной инфраструктуры вуза.
Анализ понятия "качество образовательных услуг" позволяет говорить о том, что оно призвано решать две дополняющие друг друга задачи: развивать, обогащать базовую идею образовательной услуги и, одновременно, создавать новую центральную идею. Таким образом, реинжиниринг СМК образовательных услуг можно представить как постоянное движение в неизвестное, но не вслепую, а ориентированное на разрешение обнаруженных противоречий предшествующей идеи. Можно сказать, что способность генерировать систему решений по созданию новых модификаций образовательных услуг становится важнейшим фактором развития современной экономики. Более того, хотя такие решения обладают ограниченными возможностями отчуждения их от носителя (в противном случае страдает самореализуемость решения), образовательные услуги все шире вовлекаются в экономический обмен, становясь, таким образом, товаром.
Традиционно на первое место в реализации конкурентных преимуществ любого вуза ставится экономический эффект, то есть результат, приносимый образовательным проектом в денежном выражении. Этот эффект и соответствующая ему эффективность определяется так же, как и в обычном инвестиционном проекте в области модификации образовательных услуг, с помощью таких показателей, как внутренняя норма доходности, чистая текущая стоимость, срок окупаемости. Однако принимать решение только по результатам расчета указанных показателей нельзя, так как любая деятельность вуза имеет ряд эффектов помимо прямого финансового результата в виде приведенной прибыли от реализации образовательных услуг.
Обычно выделяют научно-технический, социальный, экологический, культурный и другие эффекты. Отметим и универсальный социальный эффект образовательного проекта в реализации конкурентных преимуществ. Все эффекты подобных проектов можно разбить на две группы:
1) эффекты, получателем которых становится непосредственный потребитель. Плата за них является ценой образовательной услуги. Совокупность последних образует экономический эффект;
2) эффекты, получателями которых являются иные по отношению к потребителю лица либо сам потребитель, но уже в ином качестве. Эти эффекты часто достаются получателям бесплатно, хотя для многих из них можно разработать надежные способы превращения эффекта, увеличив, таким образом, доходы от реализации образовательной услуги.
Поскольку речь идет о развитии образовательных услуг, то имеет смысл определить систему уровней такого развития и ограничения каждого уровня. Будем называть максимальный набор возможностей образовательных услуг, предоставляемых вузом, его потенциалом. Целесообразно говорить как о функциональном потенциале (наборе решений, обеспечивающих те или иные взаимодействия образовательных услуг с окружающей средой), так и о рыночном потенциале (возможном потоке прибыли от их реализации). Данные типы потенциалов часто находятся в противоречии: стремление к максимальному достижению одного не обеспечивает максимизации другого. Например, увлечение дохода от реализации функционального потенциала может сдерживать переход качества образовательных услуг на новый базовый принцип действия, который потенциально может принести высокие доходы.
По широте распространения можно выделить следующие виды потенциала качества образовательных услуг:
1) прямой потенциал конкретной модификации образовательной услуги, который имеет только рыночную сторону (функциональная сторона фиксирована) и представляет собой возможное в будущем распространение данной услуги на рынке;
2) прямой потенциал принципа, с функциональной точки зрения выражающийся в любых полезных изменениях, не затрагивающих базовый принцип оказания образовательной услуги, а с рыночной стороны - возможное распространение на рынке всех модификаций образовательной услуги;
3) полный потенциал, который объединяет функциональные и рыночные возможности использования решений, выработанных в ходе совершенствования образовательной услуги, а также эффектов, получателями которых являются иные по отношению к пользователю лица;
4) расширяющийся потенциал, связанный с возникновением потребности в услуге, основанной на ином базовом принципе, в процессе развития качества образовательных услуг и потребителя. Сконструировать такую образовательную услугу можно лишь на основе реинжиниринга качества образовательных услуг. Расширяющийся потенциал не имеет ограничений, о его пределе можно говорить только по отношению к какому-либо моменту времени.
Практическое значение потенциала качества образовательных услуг состоит в требовании создавать "законченные" образовательные услуги с максимальной реализацией функций, востребованных потребителем.
Главным ресурсом, без которого идея, реализующая конкурентное преимущество любого вуза, не смогла бы воплотиться в конкретном деле, являются люди, его инициирующие, или лица, принимающие деловые решения. Они часто отождествляется с инноваторами - тем самым подчеркивается, что их задача не просто выбрать комбинацию известных деловых решений (это делает менеджер), но создать новое решение, расширяющее рамки уже существующих. Вместе с тем для тех, кто принимает решения, недостаточно одной способности смотреть на обычные вещи по-новому и генерировать идеи. Их главная полезная функция - реализовать новое решение. Для ее выполнения нужны следующие личностные качества:
1) личностная сила, харизма, проявляющаяся в способности взаимодействовать с окружением как известными, так и незнакомыми другим приемами. В качестве подсистемы личностная сила включает в себя лидерство - формальное и неформальное;
2) целеустремленность, осознание необходимости выполнения каждого действия для достижения поставленной цели, конструирование действия в соответствии с этой необходимостью, а также способность развивать и корректировать поставленную цель по мере ее достижения. Данное качество в определяющей степени способствует развитию предыдущего;
3) способность целостно и непредвзято воспринимать ситуацию, оценивать происходящие в ней взаимодействия и замечать имеющиеся противоречия, а также воздерживаться от односторонней интерпретации наблюдаемых явлений сквозь призму распространенных стереотипов;
4) коммуникабельность - основная практическая реализация личностной силы тех, принимающих решения. Задача коммуникабельности видится нам в том, чтобы изменить сознание ресурсного окружения (т. е. людей и групп, которые могут быть полезны для осуществления нововведения, включая его потребителей) в пользу реализуемого вузом решения. Это поможет сократить срок реализации нововведения или снизить затраты по его внедрению;
5) самостоятельность, то есть умение самому конструировать, совершать и оценивать предпринимаемые шаги. Основой ее являются объективные законы развития бизнеса, потребностей, товаров, рынка и выработанная опытом интуиция. Важной составной частью самостоятельности является умение отстаивать свои идеи и действия;
6) качества, обеспечивающие психологическую, физиологическую выносливость и здоровье.
В связи с усилением инновационной ориентации бизнеса потребность экономики в высококвалифицированных специалистах в последнее время повышается. Удовлетворяться эта потребность может двумя взаимно дополняющими друг друга способами:
1) развитием образовательной деятельности "вширь", через повышение доли лиц с профессиональным образованием в общем числе экономически активного населения;
2) развитием образовательной деятельности "вглубь", предполагающим принятие на себя большей ответственности за свой профессиональный и квалификационный статус с целью постоянного поиска в нем резервов и возможностей. | |
|