| | Проблемы современной экономики, N 3 (63), 2017 | | ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ | | Парфенова О. Т. старший преподаватель кафедры менеджмента в горно-геологической отрасли
Финансово-экономического института
Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова (г. Якутск)
| |
| | В статье дается анализ страхового возмещения ущерба от наводнений последних лет, рассмотрено современное состояние рынка страхования имущества от наводнений в регионе. Определены основные тенденции и перспективы развития рынка страхования | Ключевые слова: наводнение, экономический ущерб, компенсация, добровольное страхование имущества, Республика Саха (Якутия) | УДК 368.172.5; ББК 65.271 Стр: 178 - 180 | За последние годы в северных районах* Республики Саха (Якутия) по частоте повторяемости, масштабу и разрушительной силе произошли одни из самых опасных паводков (половодий) республики. Так, в мае-июне 2017 года в результате повышения уровня воды на реках Алазея, Колыма, Индигирка и Анабар были затоплены населенные пункты северных районов Республики Саха (Якутия).
Всего суммарные затраты на ликвидацию последствий, восстановление разрушений и оказание материальной помощи пострадавшим за 2010–2015 гг. составили порядка 4,9 млрд рублей [3], из них 13% приходятся на северные районы.
Средства на аварийно-восстановительные работы были выделены из федерального бюджета РФ и государственного бюджета Республики Саха (Якутия). Доля других источников финансирования, в частности страхования, ничтожно мала. Хотя страхование имущества от наводнений является одним из действенных способов защиты имущества от потери.
Страховая отрасль в Республике представлена почти десятком федеральных страховых компаний, крупнейшими из которых являются ПАО «Росгосстрах», «Ингосстрах», «СОГАЗ» и региональным представителем — АО «РСК «Стерх». Из них только две страховые компании (АО «РСК «Стерх» и ПАО «Росгосстрах») предоставляют услуги страхования имущества от наводнений в северных районах республики. При этом филиалы первой организации расположены в 12 населенных пунктах, а ПАО «Росгосстрах» только в двух (см. табл. 1).
Таблица 1
Размещение представительств страховых компаний в северных районах Республики Саха (Якутия) по состоянию на 2017 год№ | Населенный пункт (район) | АО «РСК
«Стерх» | ПАО
«Росгосстрах» |
---|
1 | с. Саскылах (Анабарский национальный (Долгано-эвенкийский)) | * | – | 2 | с. Оленек (Оленекский эвенкийский национальный) | * | * | 2 | с. Жиганск (Жиганский национальный) | * | – | 4 | пос. Батагай (Верхоянский) | * | * | 5 | пос. Батагай-Алыта (Эвено-Бытантайский национальный) | * | – | 6 | пос. Депутатский (Усть-Янский) | * | – | 7 | пос. Чокурдах (Аллаиховский) | * | – | 8 | пос. Белая Гора (Абыйский) | * | – | 9 | пос. Хонуу (Момский) | * | – | 10 | пос. Черский (Нижнеколымский) | * | – | 11 | г. Среднеколымск (Среднеколымский) | * | – | 12 | пос. Зырянка (Верхнеколымский) | * | – | Источник: составлено автором.
На период с 2002 по 2013 гг. услугами по добровольному страхованию имущества от наводнений воспользовались в Верхоянском, Момском, Оленекском и Среднеколымском районах. По наступлению страхового случая всего за данный период было выплачено 8,9 млн рублей (табл. 2). | | Таблица 2
Страховые выплаты по услуге добровольного страхования имущества от наводнений в северных районах Республики Саха (Якутия) на период с 2002 г. по 2013 г. | | Источник: составлено автором на основании данных годовых отчетов АО «РСК »Стерх» и ПАО «Росгосстрах» | Общая динамика страховых выплат в северных районах Республики Саха (Якутия) с 2002 по 2013 гг. представлена на рис. 1. | | | Рис. 1. Динамика страховых выплат с 2002 г. по 2013 г. на северных районах Республики Саха (Якутия), в тыс. руб.
Источник: составлено автором на основании данных годовых отчетов АО «РСК “Стерх”» и ПАО «Росгосстрах». | Как видно по данным таблицы 2 и рисунка 1, на период с 2002 по 2013 гг. по договорам добровольного страхования имущества от риска наводнения наибольшие страховые выплаты были произведены в Верхоянском районе (73,6%), далее в Момском (17,4%) и Среднеколымском (9,0%) районах. Данная неравномерность связана с тем, что в Верхоянском районе расположены постоянные представительства страховых компаний АО «РСК “Стерх”» и ПАО «Росгосстрах» и за последние два десятилетия здесь произошли одни из самых разрушительных наводнений в северных районах Республики Саха (Якутия).
Далее рассмотрим долю страховых и нестраховых (из бюджетных средств) способов возмещения ущерба в северных районах Республики Саха (Якутия) в 2013 г. (см. рис. 2). | | | Рис. 2. Доля страховых и нестраховых (из бюджетных средств) способов возмещения ущерба от наводнений в северных районах Республики Саха (Якутия) в 2013 г.
Источник: составлено автором на основании данных годовых отчетов АО «РСК “Стерх”» и ПАО «Росгосстрах». | Как видно из рис. 2, страховые способы возмещения ущерба от наводнений составляют всего 7% от общей суммы в Момском, 2% Верхоянском и 1% Среднеколымском районах. Большая часть ущерба возмещается за счет федеральных и региональных резервных фондов.
Причиной низкого страхового охвата являются:
– высокий уровень изношенности жилого фонда, что затрудняет его страхование от рисков;
– низкая сумма страховых выплат, которая полностью не компенсирует реальную стоимость пострадавшего от наводнения имущества;
– низкий уровень жизни постоянно проживающего местного населения Севера и, как следствие, зависимость от государственной помощи при наступлении стихийного бедствия;
– неразвитость рынка страховых услуг в северных районах Республики Саха (Якутия). Постоянные представительства страховых компаний есть только в трех районах: Верхоянском, Оленекском и Среднеколымском;
– низкий спрос на страховые услуги у населения связан в первую очередь с тем, что население не владеет информацией о страховых услугах возмещения ущерба от наводнений, а во-вторых надеется на государственную помощь. Так, по данным социологического опроса проведенного в Булунском районе в 2016 г., более 2/3 опрошенных не владеют информацией о страховом способе возмещения ущерба от наводнения.
При этом в связи с увеличением частоты и масштабов наводнений в северных районах Республики Саха (Якутия) становится нерентабельным для страховых компаний заключать договора страхования имущества от риска наводнений.
Следует отметить, что в январе 2014 года Министерство финансов опубликовало проект федерального закона [2], который предусматривает поэтапное сокращение государственной финансовой помощи гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, не заключившим договор страхования жилья, путем ограничения права обмена предоставленного пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации жилья по договору социального найма и запрета для собственников утраченных жилых помещений на приватизацию предоставленного им другого жилого помещения по договору социального найма. Данная мера должна повысить ответственность граждан за обеспечение сохранности жилья путем самостоятельного его страхования. При этом граждане должны быть наделены правом на доступную и эффективную систему страхования жилья от чрезвычайных ситуаций.
Стоимость полиса страхования будет рассчитана из стоимости жилья и рейтинга региона по риску наступления стихийного бедствия. Соответственно, на тех территориях, где риск наводнения будет высоким, страховые взносы будут максимальными. Таким образом, государство будет регулировать строительство жилья на паводкоопасных территориях, т.к. одним из причин роста количества наводнений является хозяйственное освоение паводкоопасных территорий. Высокие показатели износа жилья (16,6% по республике) [4] и риска наступления страхового случая являются существенной проблемой для страховых компаний для определения суммы страховых выплат, которые бы покрыли стоимость утраченного жилья.
Для того чтобы данный законопроект был действенным инструментом по снижению государственной помощи пострадавшим от наводнений в северных районах Республики Саха (Якутия), необходимо, во-первых, повысить общий уровень жизни населения, во-вторых, должен быть существенный рост количества введенного жилья, сделок по приобретению жилья, в-третьих, строительство берегозащитных сооружений.
Несмотря на то, что развитию страхования имущества от наводнений и других стихийных бедствий мешает много факторов, такой метод возмещения ущерба может стать более эффективным способом компенсации ущерба от чрезвычайных ситуаций, снижения нагрузки на республиканский бюджет. Его внедрение предполагает взаимодействие населения, предприятий, страховых и кредитных организаций, органов государственного управления и надзора, а также решение задач правового, экономического, нормативно-методического и организационного характера. |
| |
|
|