| | Проблемы современной экономики, N 3 (63), 2017 | | ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА | | Кайбалина Н. Б. Управляющий ООО «Тасеевское»,
аспирант Забайкальского государственного университета (г. Чита) Макаров В. В. доцент кафедры мировой и региональной экономики
Санкт-Петербургского института внешнеэкономических связей, экономики и права,
кандидат экономических наук
| |
| | В статье рассматриваются результаты комплексного анализа проблем оценки уровня конкурентоспособности субъектов предпринимательской деятельности, акцентируется внимание на необходимости учета факторов внешней и внутренней среды при оценке эффективности бизнес структур. Предлагается для оценки уровня конкурентоспособности предпринимательских структур использовать системно-факторный подход | Ключевые слова: предпринимательские структуры, факторы внешней и внутренней среды, эффективность, конкурентоспособность, факторы конкурентоспособности, методы и критерии оценки уровня конкурентоспособности | УДК 330.001; ББК 65. 290–2 Стр: 93 - 96 | Предприниматели осуществляют свою деятельность в условиях жесткой конкурентной борьбы, что вызывает необходимость решать задачи по выработке стратегии с целью усиления своих конкурентных преимуществ и, соответственно, максимизации прибыли. Конкуренция вынуждает предпринимателей постоянно повышать качество продукции, работ, услуг, снижать затраты на производство и повышать производительность труда. За счет рынков производимых товаров или услуг предприниматели стремятся завоевать максимальную долю рынка сбыта и увеличить выручку, привлекая к своей продукции как можно большее число потребителей. Конкуренция является ведущей характеристикой рыночной среды, в которой осуществляется финансово-хозяйственная деятельность предприятий [20].
Изучая конкурентоспособность, многие экономисты отмечают несколько основных аспектов, присущих этому понятию. Во-первых, конкурентоспособность жестко связана с собственно товаром или услугой и сводится к качеству. Второй аспект — это составляющие экономики сбыта и сервиса и возможностей потребителя. Наконец, третий аспект — личные предпочтения потребителя, как члена социальной группы [13].
Экономические исследования конкурентоспособности ведутся до настоящего времени с позиции влияния на конкурентоспособность материальных, вещественных и производственных факторов. Но современная экономическая мысль исходит из предпосылки, что решающая роль в обеспечении конкурентоспособности принадлежит интеллектуальному капиталу и связанным с ним нематериальным активам [21]. Однако это утверждение требует адаптации в условиях экономики России, которая характеризуется нестабильностью рыночных отношений, недостатком информации, слабой правовой базой и незащищенностью субъектов экономической деятельности.
В условиях антироссийских санкций конкурентная борьба между предприятиями обостряется. Несмотря на это, многие предприятия, особенно субъекты малого бизнеса, не проводят целенаправленную работу по анализу деятельности конкурентов. Не систематизируются и не исследуются факторы, которые могли бы оценить конкурентоспособность малого предприятия и помочь выбрать методы управления ею.
Конкурентоспособность — явление многомерное, поэтому менеджмент должен учитывать все конкурентные факторы одновременно, с учетом их взаимосвязи и взаимозависимости. Многоаспектность проявляется также в возможности предвидения поведения соперников на рынке и вариабельности реагирования различных субъектов на одну и ту же ситуацию. Сложность самого явления конкуренции обуславливает возможность ошибок в конкурентном противостоянии. Перед составлением плана действий необходимо структурировать соответствующие понятия и определить их взаимное влияние и связи [17].
Представления о сущности конкуренции развивались и эволюционировались с усложнением социально-экономических отношений в обществе и в результате столкновения экономических интересов субъектов рынка, что отражено в табл. 1.
Следует отметить, что, характеризуя конкурентоспособность через понятие конкуренции как результата полного, достоверного и свободного сопоставления субъектов рынка в плане и предложения, и спроса на товары и услуги, принципиально важна именно идея сопоставления [10].
В настоящее время экономистами выделены три уровня конкурентоспособности:
– макроуровень, на котором определены основные условия функционирования хозяйственной системы;
– мезоуровень, где сформированы основные условия развития отрасли или корпорации, в которую входит группа предприятий;
– микроуровень, на котором конкуренция имеет окончательную, завершенную форму в виде соотношения цены и качества товара, которое зависит от условий, сформированных на предыдущих двух уровнях и от способности персонала предприятия использовать имеющиеся в его распоряжении ресурсы и преимущества [2].
То есть конкурентоспособность формируется на разных уровнях предоставления товара или услуги, предприятия, отрасли, региона или страны. При этом уровни имеют теснейшую взаимосвязь и часто сложно отделить проблемы конкурентоспособности страны от проблем конкурентоспособности конкретного товара или предприятия.
Таблица 1
Наиболее известные определения рыночной конкуренцииАвторы | Определения |
---|
А. Смит [18] | Конкуренция является поведенческой категорией, соперничеством на рынке за более выгодные продажи и покупки между индивидуальными продавцами и покупателями. | Ф. Найт [16] | Результатом конкуренции является лучшее использование способностей и знаний, путем конкуренции достигнута большая часть человеческих благ. Конкуренция стимулирует разумный подход к деятельности, функционирует среди людей, обладающих духом предпринимательства, и является особым методом воспитания умов, изобретателей и предпринимателей | Фатхутдинов Р.А. [22] | Конкуренция — процесс управления субъектом своими конкурентными преимуществами для победы или достижения других целей в борьбе с конкурентами за удовлетворение объективных и/или субъективных потребностей в рамках законодательства, либо в естественных условиях. | Юданов А.Ю. [24] | Рыночная конкуренция — борьба фирм за ограниченный объем платежеспособного спроса потребителей, ведущаяся ими на доступных сегментах рынка | Макконелл К.Р. и Брю С.Л. [11] | Конкуренция — это наличие на рынке большого числа независимых покупателей и продавцов, а также возможность свободно выходить на рынок и покидать его | Горфинкель В.Я. [6] | Основное содержание конкуренции — борьба за потребителя, наиболее полное удовлетворение его потребностей, выражающееся в борьбе за долю на рынке, в успехе, который зависит от стоимости и качества товара. |
Если говорить о макроуровне, то например В. Андрианов считает, что показатель страновой конкурентоспособности является синтетическим показателем, объединяющим конкурентоспособность товара, производителя и характеризующим положение страны на мировом рынке. Страновая конкурентоспособность — это способность страны в условиях свободной конкуренции производить такие товары или услуги, которые соответствуют требованиям мирового рынка и через реализацию их увеличивается благосостояние, как государства, так и отдельных его граждан [15].
Современный экономический словарь определяет конкурентоспособность страны как способность экономики государства участвовать в международной торговле, удерживать и расширять определенные сегменты на мировом рынке и производить продукцию соответствующую мировым стандартам качества [7].
Конкурентоспособность субъекта предпринимательской деятельности подвержена влиянию совокупности факторов внешней и внутренней среды. Внешняя предпринимательская среда представляет собой сложную систему внешнего регулирования предпринимательской деятельности, поэтому для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц она носит объективный характер [3]. Внешние факторы можно условно разделить на прямые — нормы законодательства, политика акционеров, конкуренты, возможности и предпочтения потребителей и косвенные — это технологии, социально-культурные факторы, физико-географические условия.
Конкурентоспособность субъекта предпринимательской деятельности зависит от внешней среды, которая в современной России характеризуется неадекватными правовыми и экономическими условиями, порождающими теневую экономическую деятельность. И здесь можно согласиться с мнением В.Ю. Бурова, рассматривающего конкуренцию как несовершенную, при которой, с одной стороны, теневая экономическая деятельность позволяет усилить конкурентные преимущества предприятия, но при этом возникает риск банкротства, а, с другой, это ведет к уклонению от уплаты налогов, что является деструктивным фактором предпринимательства [4], [5].
Г.Л. Багиев связывает эффективность предпринимательской деятельности с использованием концепции маркетинга пространственного развития [1], [12]. На конкурентоспособность предпринимательской деятельности влияет и эффективность применяемых налоговых систем, что отмечает в своих работах Л.С. Гринкевич [8], [9].
Для оценки конкурентоспособности субъекта предпринимательской деятельности используются методы оценки, обусловленные спецификой хозяйственной деятельности субъектов, особенностями отраслей и целями проведения оценки [14]. Систематизированный перечень основных методов оценки конкурентоспособности представлен в табл. 2.
Таблица 2
Методы оценки уровня конкурентоспособностиНаименование метода | Область и особенности применения |
---|
Общенаучные методы | Дифференциальные методы | Основаны на сопоставлении единичных параметров анализируемого и аналогичного (в качестве эталонного) субъекта предпринимательской деятельности. Использование данного подхода позволяет установить: достигнут ли уровень параметров исследуемого субъекта параметров базового / эталонного; по каким параметрам не достигнут; какие из параметров существенно отличаются от аналога. | Комплексные методы | Методы, основанные на применении групповых, интегральных, смешанных показателей. Оценка осуществляется путем сопоставления показателей анализируемого субъекта предпринимательской деятельности с аналогичными показателями эталона. Преимуществом является простота расчета и возможность однозначной интерпретации результатов, а основной недостаток заключается в неполной характеристике деятельности организации. | Специализированные методы | Аналитические методы | Оценка конкурентоспособности предприятия через интегральный показатель, оценка конкурентоспособности на основе расчета рыночной доли, оценка конкурентоспособности предприятия на основе теории эффективной конкуренции и т.д. Достоинства данной группы методов заключаются в простоте расчетов при имеющейся информации, а также достаточно легком сравнении параметров анализируемого предприятия и образца-аналога. Недостатком данной группы методов является субъективное влияние на оценку со стороны экспертов, а также трудности, связанные с ограниченной доступностью необходимых данных о деятельности оцениваемого субъекта предпринимательской деятельности. | Аналитико-прогностические методы | Отличаются не только возможностью учета влияния различных факторов внешней среды при оценке конкурентоспособности предпринимательской организации, но и возможностью комплексного анализа товаров, конъюнктуры рынка, технологии. Данная группа методов включает в себя метод мозгового штурма, метод оценки конкурентоспособности продукции на основе уровня продаж и т.д. | Графические методы | Позволяют наглядно продемонстрировать конкурентное положение субъекта предпринимательской деятельности по сравнению с конкурентами (многоугольник конкурентоспособности, метод круговых диаграмм, метод гистограмм и т.д.). Однако отсутствие точной количественной характеристики предприятий по заданным критериям ограничивает возможность применения данных методов |
Практика показывает, что использование единственного метода оценки конкурентоспособности, как и в любой другой науке, не дает объективных оценок, поэтому для получения адекватного результата необходимо комбинировать существующие методы. Так, комбинируя аналитический и графический методы, максимально эффективно используя достоинства каждого из них, можно определить реальное положение субъекта предпринимательства в конкурентной среде и ранжировать его относительно конкурентов. Дополнительно возникает возможность выделения отдельных факторов конкурентоспособности, определить состояние каждого, оценить их в статике и динамике. При этом важно не усложнять анализ сложными, объемными и затратными расчетами.
Критерием конкурентоспособности является качественная или количественная характеристика продукции, на основании которой выносится суждение о ее конкурентоспособности. Наиболее простая характеристика — это единичный критерий конкурентоспособности, к примеру — цена продажи. В отличие от единичного, комплексный критерий относится к совокупности характеристик, определяющих конкурентоспособность.
Комплексный критерий конкурентоспособности может быть групповым и обобщенным. Групповой критерий конкурентоспособности — это комплексный критерий, который относится к группе характеристик, определяющих конкурентоспособность товара с той или иной стороны. Примеры группового критерия: уровень качества, имидж, уровень новизны, цена потребления, информативность товара. Понятия единичного и группового критериев несколько условны в разных условиях оценки, оценивающих конкурентоспособность. Некоторые критерии могут выступать в роли единичных или групповых критериев. Например, продажная цена с позиции потребителя — единичный критерий, с позиции предприятия-изготовителя — групповой.
Обобщенный критерий конкурентоспособности — это комплексный критерий, опираясь на который принимается решение о результатах оценки конкурентоспособности товара или услуги. Пример — рейтинг товара.
Чтобы получить более точную количественную оценку конкурентоспособности субъекта предпринимательства можно пользоваться методом, основанным на теории эффективной конкуренции, которая определяет наиболее конкурентоспособные предприятия, где максимально эффективно организована работа всех служб. Основой метода является оценка групповых показателей и критериев конкурентоспособности предприятия (табл. 3) [19].
Фактором конкурентоспособности является некая непосредственная величина, наличие которой является необходимым и достаточным условием для изменения одного или нескольких критериев конкурентоспособности. Факторный анализ может показать причины снижения отдельных критериев конкурентоспособности или указать на те, от которых зависит повышение конкурентоспособности субъекта — предельно важная часть работы предпринимателя. Конкурентоспособность не является неизменной и постоянной величиной, поскольку предприниматель функционирует в макро- и микросредах, сложившихся в экономике страны. Поэтому и факторы, определяющие конкурентоспособность на разном уровне экономики, могут быть разными.
Так, Г.С. Прахова считает, что изучение развития факторов конкурентоспособности дает основание сделать вывод о том, что для лидеров рынка, имеющих конкурентные преимущества присущи следующие характеристики: они имеют и удерживают определенный процент рынка сбыта, т.е. занимают определенную нишу на рынке; контролируют и постоянно поддерживают высокое качество продукции; внедряют инновации во всех сферах; им присуща мобильность, быстрота реагирования, согласованность действий всех служб; высокая квалификация и адекватная мотивация персонала [7].
Дж. Пилдич обосновывает зависимость конкурентоспособности субъектов предпринимательской деятельности от следующих факторов [23].
1. От источников конкурентных преимуществ, подразделяемых на два вида:
— преимущества высокого ранга (связанные с наличием у предприятия высокой репутации, квалифицированного персонала, патентов, ведением долговременных НИОКР, развитым маркетингом, основанным на использовании новейших технологий, современным менеджментом, долговременными связями с покупателями и т.д.) дольше сохраняются и позволяют достигать более высокой прибыльности;
— преимущества низкого ранга (связанные с наличием дешевой рабочей силы, доступностью источников сырья и т.д.) не столь устойчивы, так как могут быть скопированы конкурентами.
2. От источников конкурентных преимуществ. При наличии явных источников преимуществ (дешевое сырье, технология, зависимость от конкретного поставщика) возрастает вероятность того, что конкуренты постараются лишить фирму этих преимуществ.
3. От инноваций. Для удержания лидирующего положения сроки внедрения инноваций должны, по крайней мере, равняться срокам их возможного повторения конкурентами или превосходить их. Инновационный процесс позволяет компаниям переходить к реализации конкурентных преимуществ более высокого ранга и увеличивать число их источников.
4. От отказа от имеющегося конкурентного преимущества в целях приобретения нового, который важен для реализации новой стратегии и создания барьеров для имитаторов.
Конкуренция и рынок взаимодополняющие категории, которые не могут существовать в отдельности, являясь объективным условием развития и совершенствования экономических систем. Конкуренция способствует развитию предпринимательского духа, росту интеллектуального капитала, максимальному удовлетворению потребностей потребителя, способствует естественному отбору предпринимателей. При этом, для выживания действительно сильнейшего, необходимо, чтобы конкуренция была цивилизованной, а рыночные отношения сложившимися и зрелыми, а это требует минимизации масштабов теневых экономических отношений, что, к сожалению, характерно для современной российской экономики.
На основании проведенного в работе исследования можно выделить следующие существенные факторы конкурентоспособности. Это: динамика масштабов долгосрочного спроса; динамика структуры спроса; обновление продукта; технологические инновации; маркетинговые инновации; динамика лидерства; диффузия конкурентных достижений; динамика эффективности; покупательские предпочтения; государственное регулирование рынка; совершенствование и развитие кадрового потенциала, использование человеческого капитала; умение завоевать, удержать и увеличить нишу на соответствующем рынке и др. факторы.
Конкурентоспособность субъекта предпринимательской деятельности, как комплексный показатель эффективности финансово-хозяйственной деятельности с учетом отраслевой специфики, организационно-правовой формы субъекта, статуса, имиджа и положения в пространстве и времени, зависит от ряда факторов внешней и внутренней среды. В связи с этим необходимо применять системно-критериальный факторный подход к оценке конкурентоспособности субъектов предпринимательской деятельности.
При этом, конкурентоспособность предприятия напрямую зависит от человеческого капитала, что связано с его совершенствованием, в первую очередь, через использование инноваций. Также необходимо рассматривать действующие системы мотивации и стимулирования персонала в организации, которые во многом зависят от трудовой, социальной и творческой активности каждого работника, что в итоге повлияет на конечные результаты всей хозяйственной деятельности организации.
Таблица 3
Критерии оценки конкурентоспособностиКритерии и показатели оценки конкурентоспособности | Назначение показателя в оценке |
---|
Эффективность производственной деятельности | Издержки производства на единицу продукции, руб. | Отражает эффективность затрат при выпуске продукции. | Фондоотдача, руб. | Характеризует эффективность использования основных производственных фондов. | Рентабельность товара или услуги, %. | Характеризует степень прибыльности производства товара или услуги. | Производительность труда, руб./ чел. | Отражает эффективность организации производства и использования рабочей силы. | Финансовое положение | Коэффициент автономии | Характеризует независимость предприятия от заемных источников. | Коэффициент платёжеспособности | Отражает способность предприятия выполнять свои финансовые обязательства и измеряет вероятность банкротства. | Коэффициент абсолютной ликвидности | Отражает качественный состав средств, являющихся источниками покрытия текущих обязательств. | Коэффициент оборачиваемости оборотные средств | Характеризует эффективность использования оборотных средств и соответствует времени, в течение которого оборотные средства проходят все стадии производства и обращения. | Эффективность организации сбыта и продвижения товара или услуги | Рентабельность продаж, % | Характеризует степень прибыльности работы предприятия на рынке, правильность установления цены товара или услуги. | Коэффициент затоваренности готовой продукцией | Отражает степень затоваренности готовой продукцией, рост показателя свидетельствует о снижении спроса. | Коэффициент загрузки производственной мощности | Характеризует деловую активность предприятия, эффективность работы службы сбыта. | Коэффициент эффективности рекламы и средств стимулирования сбыта | Характеризует экономическую эффективность рекламы и средств стимулирования сбыта. | Соотношение цены и качества | Качество товара или услуги | Характеризует способность товара или услуги удовлетворять потребности в соответствии с его назначением. | Цена товара или услуги. | Характеризует доступность товара или услуги. |
|
| |
|
|