Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 3 (63), 2017
ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Адаманова З. О.
зав. кафедрой мировой экономики и экономической теории
Крымского инженерно-педагогического университета (г. Симферополь),
доктор экономических наук


Развитие инновационной деятельности малых предприятий в регионе: концептуальные основы и поддержка
В статье представлены концептуальные основы развития инновационной деятельности малых предприятий в Республике Крым. Выделены основные элементы развития региональной модели. Разработаны основы создания региональной экосистемы малого предпринимательства, определены ее функции и составляющие. В этой связи рассмотрены вопросы формирования инфраструктуры поддержки инновационных малых предприятий и консолидации экосистемы. Обоснована важность и выделены основные направления государственной поддержки инновационной деятельности в секторе малого бизнеса. Основное внимание уделяется ее формам и подходам реализации
Ключевые слова: инновационная деятельность, малое предприятие, региональная экономика, экосистема, государственная поддержка, Республика Крым
УДК 332.1:334; ББК 65.5   Стр: 89 - 93

Задачи наращивания экономического потенциала, ускорения структурных изменений и подъема реального сектора, актуальные для Республики Крым (РК), неотъемлемо включают повышение инновационной активности бизнеса, в том числе малых предприятий (МП). Сектор малого предприниматель­ства в регионе имеет значительные резервы роста, повышения продуктивности и расширения функций в экономике, что предполагает наращивание инноваций. Учитывая особенности и состояние экономики РК, а также новые условия, вызванные последствиями глобального финансового кризиса и трансформацией мирохозяйственной системы, возникает научно-практическая проблема выработки оптимальной региональной политики развития инновационной деятельности МП, что требует обновления концептуальных основ и подходов ее государственной поддержки.
Прежде всего, региону необходима долгосрочная стратегия инновационного развития, предполагающая превращение инновационного предпринимательства в новую движущую силу региональной экономики. Наиболее значимыми для экономики будут инновации, основанные на последних достижениях НТП, что создает главные ориентиры развития инновационной деятельности МП. На базе малого бизнеса могут создаваться новые воспроизводственные циклы, ориентированные на внутренний региональный и национальный рынок, повышая уровень самодостаточности экономики. Также инновационные МП могут способствовать модернизации региональной экономики и, особенно, оживлению экономики периферийных районов, создавая новое производство.
Необходимо учитывать особенности современной экономики, а именно широкое использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и становление так называемой Интернет-экономики, что создает для МП более широкие трансакционные, оптимизационные, организационные, образовательные возможности.
«Конструирование» нового типа МП, как субъектов региональной экономики, включает несколько измерений: 1) мотивационное (предполагает повышение уровня мотивации предпринимателей к инновационной деятельности); 2) экзистенциальное (предполагает закрепление значимой роли МП в региональной экономике, в том числе как «источника» инноваций); 3) организационное (определяются возможности организации инновационной и производственной деятельности); 4) коммуникационное (предполагает развитие взаимодействия с партнерами, органами власти и обществом); 5) «деятельностное» (предполагает закрепление инновационных ориентаций и расширение возможностей); 6) структурное (предполагает укрепление структурных позиции МП и достижение баланса с другими формами хозяйствования).
Основным принципом развития инновационной деятельности МП является принцип «радикальной постепенности», означающий умеренные, последовательные и необратимые изменения в направлении расширения областей и улучшения параметров инновационной деятельности. Важно не текущее состояние, а динамика изменений, поэтому главными предпосылками являются динамичные способности предприятий к адаптации и инновационный потенциал.
Следует выделять два основных типа адаптации:
– прогрессивная, основанная на инновациях и расширении хозяйственной деятельности;
– регрессивная, основанная на снижении издержек и свертывании деятельности. Прогрессивная адаптация является более сложной, но дает большие шансы для успешного развития предприятий. Преобладание такой адаптации является предпочтительным для экономики региона и требует создания соответствующих благоприятных условий, что становиться задачей региональной политики.
Повышение инновационного потенциала МП требует, прежде всего, развития способностей к получению новых знаний и креативности. Для формирования и, самое главное, реализации инновационного потенциала необходим доступ к научно-технической информации, накопленным интеллектуальным ресурсам, специальной инфраструктуре, широкие возможности сотрудничества с научными учреждениями и рыночной экспертизы, а также использование ИКТ. Также важно качество инновационного менеджмента и использование эффективных моделей организации инновационной деятельности.
В РК преобладают МП, ориентированные на традиционные виды и инертные в плане инноваций. В то же время наибольший интерес представляют предприятия, способные к разработке и внедрению сложных инноваций, на которых и необходимо фокусировать внимание. Целесообразно выделять несколько типов инновационных МП:
1) предприятия-лидеры в сфере инноваций (занимают передовые позиции на рынке, периодически внедряют инновации, имеют значительный опыт и накопленный потенциал);
2) предприятия-последователи лидеров (воспроизводят достижения лидеров с незначительными дополнениями);
3) предприятия — начинающие инноваторы (планируют выйти на рынок с собственными разработками);
4) предприятия — потенциальные инноваторы (имеют определенный потенциал для разработки инноваций, который не раскрыт). Кроме этого, необходимо учитывать различный темп инноваций и роста на предприятиях.
В рамках стратегических целей социально-экономического развития региона необходимо выделить ряд структурных приоритетов для активизации МП, а именно: новые виды промышленного производства, в том числе распределенное, с использованием информационных платформ (в том числе в сельских районах); альтернативная энергетика; ИКТ и инфраструктура; точное земледелие; туристическая отрасль; переработка промышленных и сбытовых отходов; обустройство городов. Отдельными направлениями являются импотозамещение и экспортная деятельность, где возможности МП также расширяются.
Активизация инновационной деятельности МП предполагает интенсивное взаимодействие с научными и образовательными учреждениями (кооперационные инновационные проекты; передача технологий; научно-технические услуги; доступ к разработкам и др.). Помимо этого целесообразно сотрудничество между МП для совместной разработки и продвижения инноваций. Этому будет способствовать создание объединений и инновационных кластеров МП. Целесообразно рассматривать не только построение производственных цепочек, но и кластеры по разработке новых знаний.
Учитывая существенные особенности, РК необходима своя модель развития инновационной деятельности МП. Такая модель должна включать следующие основные элементы:
1) цель (обеспечение устойчивого роста региональной экономики, переход к инновационной экономике);
2) оценка проблем (структурные дисбалансы, дефицит инвестиций, снижение темпов инноваций и пр.);
3) задачи (повышение инновационной активности, ускорение структурных преобразований и пр.);
4) принципы (стратегическая направленность, сбалансированность, последовательность, расширение роли региональной власти и пр.);
5) предпосылки (повышение качества институтов, рационализация структур и механизмов поддержки МП, построение региональной инновационной системы и др.);
6) институциональная база (стратегии, региональные законы и программы, специальные структуры и институты развития);
7) субъекты (органы власти, учреждения, общественные организации);
8) направления (инновационный потенциал, сотрудничество, кластеризация, выход на новые рынки и пр.);
9) ресурсы (финансовые, человеческие, интеллектуальные, материально-технические, информационные и др.);
10) механизмы государственной поддержки (инновационная инфраструктура, фонды, особые экономические зоны и пр.);
11) управление (планирование, спецификация инструментов, мониторинг, система координации, регулирующие нормы, взаимодействие с МП).
Создание условий для МП основано на принципах комплексности и системности, что предполагает образование региональной экосистемы малого предпринимательства (РЭМП), ориентированной на развитие инновационной деятельности [1]. РЭМП охватывает важнейшие региональные факторы и включает: 1) административные, правовые, финансовые и другие условия деятельности МП; 2) всевозможные формы государственной поддержки; 3) различную инфраструктуру; 4) развитые межфирменные связи в секторе, отношения сотрудничества с крупными предприятиями, научными учреждениями; 5) объединения и кластеры МП. РЭМП является многоуровневым, многофакторным и сложным (включающим различные подсистемы) образованием, состоит из организационных и институциональных элементов, а также объединяет сами предприятия. Экосистема имеет открытый характер и является кроссотраслевой. Региональный характер экосистемы обусловлен законодательно-правовой базой и проведением региональной экономической политики.
Основными принципами создания и функционирования РЭМП являются следующие: учет особенностей региональной экономики; следование национальным траекториям развития; фокусирование усилий на сфере инноваций, особенно в базовых для региона отраслях; долгосрочное расширение участия власти в развитии сектора МП; всестороннее обеспечение инновационной деятельности МП; дифференцированный подход к различным предприятиям; приоритетное решение социальных проблем.
Функционирование РЭМП должно рассматриваться во внутреннем и внешнем аспектах. Внутренний аспект раскрывается в широком круге задач РЭМП, в том числе: аккумулирование ресурсов; ликвидация существующих барьеров и трудностей; улучшение управляемости сектора и т.п. Во внешнем аспекте рассматривается взаимодействие предпринимательского сектора региона с национальной и международной средой, фокусируя внимание на содействии МП за пределами региона.
В целом РЭМП призвана создать благоприятные институциональные, организационные, ресурсные, социальные условия для полного цикла зарождения, разработки и коммерциализации инноваций. Ввиду многообразия видов деятельности и инноваций РЭМП должна быть способной синтезировать особые факторы и условия, реагируя на меняющиеся запросы. Для понимания функциональности РЭМП предлагается рассматривать не только широкий спектр ее функций (создание условий и поддержка инноваций; усиление экономического потенциала и воспроизводства сектора; улучшение предпринимательской среды и пр.), но и различные виды обеспечения инновационной деятельности, которые прямо или косвенно создаются ею (финансово-инвестиционное; правовое; социально-трудовое; организационное; информационно-аналитическое; научно-техническое; образовательное; управленческое). В большой степени эти виды обеспечения реализуются через различные инфраструктурные компоненты.
Мировой и в последние годы российский опыт построения инфраструктуры поддержки инновационных МП постоянно расширяется, увеличивается разнообразие специальных учреждений, охватывая самые разные процессы в сфере инноваций. Наиболее важны для МП те, которые способствуют разработке инновации, созданию и быстрому росту стартапа, а именно: инновационные центры, центры учреждения, бизнес-инкубаторы, бизнес-акселераторы, венчурные фонды, инновационные биржи. В современных условиях многие из этих структур действуют на базе сети Интернет (например, Интернет-биржи инноваций, площадки для представления проектов, платформы краудсорсинга). Интенсивно развиваются специальные информационные системы (различные поисковые базы данных, хранилища научно-технической информации и др.). В мировой практике появляются специальные платформы для сотрудничества, в том числе на основе модели открытых инноваций. Для достижения реальных сдвигов РК необходима диверсифицированная инфраструктура, способная комплексно обеспечить инновационную деятельность МП. На первых этапах построить ее возможно на базе крупных университетов.
Таким образом, включая специальную инфраструктуру поддержки, РЭМП охватывает весь инновационный цикл, все стадии создания предприятия и выхода на рынок. Важно, что экосистема создает разнообразные функциональные механизмы (сотрудничества науки и бизнеса, трансфера знаний и технологий, государственно-частного партнёрства, государ­ственных закупок, защиты интеллектуальной собственности). В РК происходит становление таких механизмов. Крупные научные и образовательные учреждения могли бы выступить аттракторами, объединяющими МП, оказывая им разнообразную поддержку, выступая базой для создания новых для региона видов инфраструктуры, партнерств, механизмов наставничества и т.п.
В рамках РЭМП целесообразно организовать экспертную поддержку МП, которая необходима при разработке сложных инноваций. В современных условиях взаимодействие с экспертами обеспечивается преимущественно с помощью соответствующих веб-платформ. Это же касается и программ образовательной поддержки, новыми формами которой могут стать: системы наставничества; кооперационные проекты; НИОКР; маркетинговые исследования; совместные творческие команды и пр.
Комплексирование разрозненных сегодня и создающихся новых элементов для образования целостной РЭМП может осуществляться на основе сочетания нескольких подходов, а именно:
1) модульный — предполагает создание отдельных модулей по функциям и процессам РЭМП, связывая разные (взаимодополняемые) ее элементы;
2) сетевой — предполагает создание сетей учреждений, занимающихся поддержкой МП;
3) алгоритмический — предполагает формализацию процесса решения определенных задач и осуществления действий в рамках РЭМП;
4) проблемный — предполагает инкрементальное устранение отдельных проблем функционирования и развития малых предприятий;
5) отраслевой — создание отраслевых подсистем, имитирующих структуру общей РЭМП, а также включающих специфические (отраслевые) элементы;
6) территориальный — создание территориальных подсистем (по районам), имитирующих структуру общей РЭМП, а также включающих специфические для данного района элементы.
РЭМП необходимо строить «от практики», изучив потребности и опыт МП. Это требует ее мониторинговой функции и установления обратной связи с бизнесом.
Экосистема представляет собой сложную структуру, многие элементы которой требуют длительного «укоренения» и эволюционной адаптации. Поэтому предлагается выделить несколько стадий формирования РЭМП, отличающихся своими целями и содержанием. Это стадии: концептуализции (разработка концепции новой системы); реализации (создание эффективных институтов и структур как новой базы развития); консолидации и корректировки (повышение качества и эффективности системы); роста (обновление системы, ее расширение по направлениям). В процессе формирования и функционирования РЭМП необходимо оценивать ее качество, обобщая анализ комплексности, изменения условий и наращивание результативности инновационной деятельности МП.
Определяющую роль в создании РЭМП играет региональная власть. В то же время с развитием сектора МП роль обеспечивающих частных структур расширяется и сама РЭМП переходит в состояние саморазвития.
Для МП непосредственная поддержка важна не менее, чем внешние условия. Более качественно она может осуществляться именно на уровне регионов и городов, поэтому роль региональных и местных властей должна обогащаться. Усиление государственной поддержки является особенно важным для РК, исходя из задач реформирования региональной экономики и модернизации промышленного комплекса, что неразрывно связано с интенсификаций инновационных процессов.
Основными функциональными направлениями государственной поддержки инновационной деятельности МП в регионе являются: 1) развитие инновационного потенциала предприятий; 2) НИОКР, разработка инновационных проектов; 3) маркетинговые исследования и коммерциализация инноваций; 4) привлечение капитала и инвестиционная деятельность; 5) выход на новые рынки; 6) развитие новых видов предпринимательства [2; 3]. Осуществлять поддержку необходимо на новых принципах, например, она должна носить целевой, проактивный и упреждающий характер, быть концентрированной и соответствовать реальным потребностям (и соответственно более разнообразной). Предпочтительными являются косвенные методы, стимулирующие МП. Принципиальным является тесное взаимодействие с бизнесом, сочетание различных подходов в поддержке и возможность применения специальных мер. Качественная поддержка требует создания достаточной ресурсной базы, формирования действенных административных структур и комплекса правовых, управленческих, финансовых механизмов [4].
Усиливая поддержку, важно учитывать ее негативные последствия. Предлагается выделять преимущества и недостатки каждого метода поддержки, анализируя их, например, на предмет: бюджетных расходов, бюрократизации, мотивации предпринимателей, нарушения конкурентной среды, сложности реализации, применимости для разных типов предприятий и т.п.
В РК полное обновление институциональной базы целесообразно использовать для внедрения новых механизмов работы с МП. Кроме всего прочего, это касается внедрения модели электронного правительства как способа взаимодействия с бизнесом и предоставления ему услуг.
В поддержке МП, учитывая их специфику, необходимым является сочетание и гармонизация всех форм поддержки инновационной деятельности (основные установлены в Федеральном Законе РФ «О науке и государственной научно-технической политике»). В рамках формирования спроса на инновационную продукцию целесообразно сочетать различные виды закупок, а именно: «рыночный» (поиск альтернативных решений на открытом рынке), «дорыночные» (приобретение разработок инновационной продукции до выхода ее на рынок); «стимулирующие» (заказ на разработку, производство и поставку инновационной продукции). МП также могут привлекаться к выполнению государственных заказов, осуществляемых крупными предприятиями через механизмы вовлечения.
В мировой практике важным трендом является то, что традиционные методы поддержки (фискальные, кредитные, инвестиционные и земельные льготы, субсидии, гранты, закупки и пр.) все чаще ориентируются на поддержку инновационной деятельности посредством закрепления соответствующих требований. Поддержка становиться более целенаправленной, охватывает сферу НИОКР и включает новые методы, связанные передачей знаний, экспертными и техническими услугами.
Для усиления поддержки МП на региональном уровне, следует расширить существующий инструментарий ее реализации, дополнив его, например, специальными стратегическими планами (по отраслям, технологиям, видам предпринимательства) и региональными инновационными проектами с привлечением крупных предприятий и научных учреждений.
Повышение эффективности поддержки инновационной деятельности МП предполагает сочетание различных подходов. Распределим их на следующие три группы: 1 группа: всеобщий, селективный и конкурентный; 2 группа: постоянный и ситуативный; 3 группа: горизонтальный, отраслевой, кластерный и адресный подходы. Такое деление позволяет охватить все МП, но в то же время предусмотреть их усиленную поддержку. Принципиальным вопросом в этой связи является дифференциация предприятий, которая позволяет запустить процесс положительной селекции и более эффективно способствовать развитию бизнеса.
Кроме деления предприятий по типам (лидеры, последователи, начинающие и потенциальные инноваторы) целесообразно внедрить ряд критериев, а именно: уровень инноваций; темпы инноваций; потенциал и темп роста; содействие инновационному развитию региональной экономики и др. В критериальной системе необходимо также учесть законодательно установленные приоритеты научно-технического развития и выделить направления, представляющие особый интерес для региона. В рамках дифференциального подхода необходимо проводить работу, в том числе, с новыми предприятиями и с теми, которые потерпели неудачу и стремятся возобновить свою деятельность.
Важным подходом и одновременно механизмом поддержки малых инновационных предприятий выступает государственно-частное партнерство (ГЧП), которое становиться чертой современной парадигмы [5]. Целесообразность развития партнёрства государства и малого бизнеса обусловлена особенностями функционирования государственного сектора, усложнением функций общественного производства, необходимостью экономии бюджетных средств и еще рядом обстоятельств. В то же время МП находятся в постоянном поиске новых видов деятельности и источников прибыли. Им выгодно за счет взаимодействия с государством получить более стабильные рынки сбыта, доступ к капиталу и многое другое.
Формирование ГЧП с малым бизнесом подчинено задачам пространственного, институционального и структурно-отраслевого развития экономики региона, что должно быть тесно увязано с задачами развития инновационной деятельности. В РФ государство на национальном и региональном уровне все больше нацелено на расширение и углубление партнерства с частным сектором. В то же время недостаточно проработаны вопросы ответных интенций со стороны МП, их инициативности, ответственности, формирования конструктивной среды взаимодействия.
Для того, чтобы максимально реализовать потенциал ГЧП следует закрепить его инновационную направленность в рамках традиционных механизмов (контракт; аренда или лизинг с выкупом арендованного имущества; концессия на пользование государственной или муниципальной собственностью; соглашение о разделе продукции), а также разработать специальные формы (например, кооперативные инновационные проекты).
Всеми видами институтов и форм поддержки инноваций, по сути, создается «пространство успеха» для инновационных МП. Такой пространственный аспект может использоваться для обеспечения и максимального выравнивания условий инновационной деятельности между различными территориями.
Регионально-пространственный подход гармонично сочетается с фокусированным инновационным развитием отраслей. Для этого в рамках РЭМП целесообразно создавать отраслевые экосистемы, концептуальный вид которых представлен на рис. 1.
Обобщая возможности, предоставляемые перечисленными выше подходами, могут применяться специальные меры поддержки в отношении определенных предприятий и инноваций. Такие меры необходимы в особых случаях, возможно индивидуально. В них методы и формы поддержки подбираются исходя из конкретной ситуации.
Непрерывная и всеохватывающая поддержка, наряду с принятыми региональными стратегиями и программами развития, формирует механизм развития инновационной деятельности МП.
Важными предпосылками эффективной поддержки МП, которые включены в рассмотренные выше подходы, являются: повышение качества государственных услуг; непрерывный мониторинг инновационной деятельности и развития сектора МП; прогнозные исследования; периодическая оценка эффективности мер государственной поддержки; повышение качества государственных программ и других мер в секторе МП.
Развивая инновационную деятельность МП важно достижение сбалансированности сектора. Она заключается в гармоничном развитии всех сфер и направлений хозяйственной деятельности с общим повышением уровня инновационной активности. Необходимо стремиться к диверсификации и «обогащению» сектора МП, что делает его более устойчивым в условиях постоянных изменений.
Рис. 1. Основные элементы отраслевой экосистемы малого предпринимательства


Литература
1. Isenberg D.J. How to start an entrepreneurial revolution // Harvard business rev. — Boston, 2010. — Vol. 88, № 6. — Р. 41–50.
2. Грибовский А.В., Ушакова С.Е. Механизмы государственной поддержки малого инновационного бизнеса за рубежом // Наука. Инновации. Образование. — 2014. — № 16. — С. 205–221.
3. Иванова Е., Филин С. Механизмы стимулирования инновационной деятельности малого и среднего бизнеса // Вестник Института экономики Российской академии наук. — 2014. — № 4. — С. 51–65.
4. Сибирская Е.В., Петрухина Е.В., Строева О.А. Формирование региональной системы поддержки малого инновационного предпринимательства [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. — 2012. — № 6. — URL: http://www.science-education.ru/106–7406.
5. Александров П.А. Государственно-частное партнерство с участием малых и средних предприятий в России // Вестник ВГУ. Серия: экономика и управление. — 2016. — № 1. — С. 5–9.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия