| | Проблемы современной экономики, N 2 (62), 2017 | | ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ УСЛУГ | | Карпова Г. А. зав. кафедрой экономики и управления в сфере услуг
Санкт-Петербургского государственного экономического университета,
доктор экономических наук Малинин А. М. профессор кафедры региональной экономики и природопользования
Санкт-Петербургского государственного экономического университета,
доктор экономических наук Андреева Д. А. доцент кафедры международной экономики и менеджмента
Международного банковского института (г. Санкт-Петербург),
кандидат экономических наук Валеева Е. О. доцент кафедры экономики и управления в сфере услуг
Санкт-Петербургского государственного экономического университета,
кандидат экономических наук Ткачев В. А. доцент кафедры предпринимательство в туризме
Санкт-Петербургского государственного экономического университета,
кандидат экономических наук
| |
| | В статье проанализирован состав, по ряду социологических признаков, российских туристов внутреннего туризма и проведен анализ потребительских предпочтений туристов в сфере информационно-аналитического обеспечения туристской деятельности (на материале Ленинградской области) | Ключевые слова: туризм, информационно-аналитическое обеспечение, потребительские предпочтения рекреантов, информационно-туристский центр, Ленинградская область | УДК 338.48-44; ББК 65.9 Стр: 204 - 207 | В теории и практике современного российского туризма огромное значение имеют потребительские предпочтения потенциального потребителя данного вида услуг [1, 2]. Авторами, на основе собственного разработанного методологического подхода был проведен мониторинг потребительских предпочтений [3] российских туристов в сфере информационно-аналитического обеспечения туристской деятельности в Ленинградской области, являющейся весьма перспективной с точки зрения развития въездного туризма [4, 5], как внутреннего, так и международного.
В рамках мониторинга было обработано 500 анкет потребителей. В опросе приняли участие жители разных субъектов РФ, находящихся на момент опроса на территории Ленинградской области.
Среди опрошенных было 217 мужчин, что составило 43% от общего числа респондентов и 283 женщины (57% от общего числа).
Возрастной состав респондентов сложился следующий:
– До 20 лет — 11 % от общего числа респондентов;
– От 21 до 35 лет 42 % от общего числа респондентов;
– От 36 до 50 лет 33% от общего числа респондентов;
– Старше 51 года 14% от общего числа респондентов.
Таким образом, в опросе наименьшее количество отзывов было получено от жителей в возрасте младше 20 лет, большая часть респондентов представляла собой репрезентативную группу в возрасте от 21 до 35 лет.
На вопрос «Какой Ваш социальный статус?» ответы распределились следующим образом:
– работающий — 69% от общего числа респондентов;
– неработающий — 4% от общего числа респондентов;
– студент/учащийся — 18% от общего числа респондентов;
– пенсионер — 9% от общего числа респондентов.
Таким образом, в опросе, преимущественно, приняли участие работающие лица.
На вопрос «Какое у Вас образование?» были получены следующие ответы:
– Высшее — 51% от общего числа респондентов;
– Неполное высшее — 19% от общего числа респондентов;
– Неполное среднее — 1% от общего числа респондентов;
– Общее среднее — 5% от общего числа респондентов;
– Среднее специальное — 24% от общего числа респондентов.
Таким образом, в опросе преимущественно приняли участие лица, имеющие высшее образование (51% от общего числа).
Среди всех опрошенных 53% составили жители, которые постоянно проживают на территории Ленинградской области, 32 % от общего числа респондентов составили жители СЗФО (кроме Ленинградской области) и 15 % жители других субъектов Российской Федерации. Из диаграммы заметно, что большее число респондентов проживают на территории Ленинградской области.
На вопрос «Среднемесячный доход на одного члена вашей семьи?» были получены следующие ответы:
– До 10 тыс. руб. — 3% от общего числа респондентов;
– От 10 до 20 тыс. руб. — 19% от общего числа респондентов;
– От 20 до 30 тыс. руб. — 33% от общего числа респондентов;
– От 30 до 40 тыс. руб. — 38% от общего числа респондентов;
– Более 40 тыс. руб. — 7% от общего числа респондентов.
Таким образом, в опросе преимущественно приняли участие лица, имеющие доход от 30 до 40 тыс. руб. (38% от общего числа). | | | Рис.1. Анализ сферы услуг туристского рынка | На вопрос «Какими услугами туристского рынка Вы пользуетесь?» большинство респондентов ответили, что организации общественного питания предоставляют большую часть услуг сферы туризма (144 человека, что составляет 29% от общего числа опрошенных), а наименьшую часть составляют услуги по изготовлению сувенирной продукции (26 человек или 5% от общего числа опрошенных).
На вопрос «Насколько необходимо создание в вашем муниципальном районе информационно-туристского центра?» были получены следующие ответы:
– Есть необходимость — 17% от общего числа респондентов;
– Скорее необходимо — 34% от общего числа респондентов;
– Скорее нет необходимости — 27% от общего числа респондентов;
– Нет необходимости — 8% от общего числа респондентов;
– Затрудняюсь ответить — 14% от общего числа респондентов.
Таким образом, больше всего респондентов ответили, что скорее необходимо создание в их муниципальном районе информационно-туристского центра.
Большинство опрошенных считают, что наиболее удобным режимом работы будет с 10 до 22 (43% опрошенных из общего числа), а среди других вариантов (22% опрошенных) были предложены: с 7 до 21, с 9 до 19 и с 10 до 18. Наименее удобный режим работы с 10 до 20, так ответило 3% респондентов из общего числа. | | | Рис.2. Анализ мнений респондентов относительно месторасположения информационно-туристического центра | Подавляющее большинство респондентов считают, что в районном центре размещение информационно-туристского центра будет наиболее удобно (226 человек или 45% опрошенных от общего числа), 39% или 193 опрошенных ответили о необходимости расположения центра недалеко от железнодорожного или автовокзала. | | | Рис.3. Набор типовых услуг информационно-туристского центра (было выбрано по 2 варианта ответа) | Среди всех опрошенных наиболее популярным ответом стал вариант возможности аренды автомобиля, так ответило 206 человек. Меньше всего ответов было в пользу такой услуги как «организация тематических фестивалей/выставок (144 человека). | | | Рис.4. Предпочтительный вид питания в информационно-туристском центре | Из диаграммы видно, что подавляющее большинство респондентов считают, что столовая должна быть при информационно-туристском центре (41% из общего числа опрошенных), а всего 3% респондентов из общего числа не считают нужным существование какого-либо пункта питания на территории информационно-туристского центра.
68% респондентов ответили, что не согласны принимать участие в работе информационно-туристского центра в качестве волонтёра, и 32% согласились бы быть волонтером и помогать в работе центра.
На вопрос «Какую сувенирную продукцию вы хотели бы видеть в информационно-туристском центре?» встречались такие ответы: футболки с изображением достопримечательностей, аксессуары с янтарем, блокноты, календари, ручки с логотипом информационно-туристического центра
Практически 3/4 (77%) опрошенных ответили, что готовы принимать участие в оценке качества работы информационно-туристского центра, а 23% не готовы оценивать качество работы. | | | Рис.5. Анализ наиболее предпочтительного источника получения информации о деятельности и услугах информационно-туристского центра | Из диаграммы видно, что удобнее всего получать информацию о деятельности и услугах информационно-туристского центра в группах в социальных сетях (221 человек или 44% опрошенных из общего числа), 4% респондентов ответили, что удобнее получать информацию в Администрации муниципального района.
Подавляющее большинство опрошенных (80%) ранее не использовали услуги информационно-туристского центра, всего 12% опрошенного населения пользовались теми или иными услугами центров. | | | Рис.6. Частота обращения респондентов в информационно-туристские центры | На вопрос «Насколько часто Вы планируете использовать услуги информационно-туристского центра?» были получены следующие ответы:
– Часто — 20% (100 человек) от общего числа респондентов;
– Периодически — 45% (224 человека) от общего числа респондентов;
– Редко — 19% (95 человек) от общего числа респондентов;
– Очень редко — 8% (42 человека) от общего числа респондентов;
– Никогда — 1% (5 человек) от общего числа респондентов;
– Затрудняюсь ответить — 7% (34 человека) от общего числа респондентов.
Исходя из полученных ответов, можно сделать вывод о том, что население периодически использовало бы услуги информационно-туристского центра, никогда бы не пользовались услугами такого центра 1% опрошенных. | | | Рис.7. Приоритетные характеристики информационно-туристского центра (было выбрано 3 варианта ответа) | Среди предложенных характеристик приоритетными, по мнению опрошенных жителей Ленинградской области, являются:
– Актуальность и достоверность информации (ответило 387 человек);
– Качество обслуживания (ответило 311 человек);
– Стоимость услуг (240 человек) и стоимость обслуживания (205 человек).
Такие характеристики работы информационно-туристского центра, как местоположение, режим работы и доступность информации оказались не важными.
На основе результатов, полученных авторами в ходе настоящего и ранее опубликованных исследований [7, 8, 9, 10], были сформулированы основные рекомендации по улучшению качества обслуживания туристов в муниципальных районах Ленинградской области [6]. К их числу можно отнести:
1. Развитие новых видов туризма в Ленинградской области необходимо как для повышения туристской привлекательности региона [7], так и для повышения уровня социально-экономического развития и качества жизни населения. Одним из инструментов решения этих задач может явиться создание на территории области системы информационно-туристских центров в муниципальных районах.
2. Целесообразно расположить информационные центры в районных центрах муниципальных образований Ленинградской области [5] в доступной для туристов зоне.
3. Наиболее удобным для большинства потенциальных туристов режимом работы информационно-туристских центров будет 7 дней в неделю с 10.00 до 22.00.
4. Наиболее популярной услугой среди потенциальных туристов оказалась бы аренда автомобиля при информационно-туристском центре.
5. Необходимо создание постоянных пунктов питания, большинство потребителей отдало бы предпочтение открытию столовой в местах краткосрочного пребывания туристов.
6. Следует обеспечить контроль за обновлением информации о туристских ресурсах и объектах инфраструктуры исследуемых муниципальных районов Ленинградской области на официальных сайтах, а также на сайтах подведомственных организаций.
7. Необходимо создание постоянно действующих сувенирных магазинов с максимально диверсифицированной продукцией исходя из потребительских запросов.
8. Необходимо обеспечить наличие и своевременное обновление информационных материалов о туристских дестинациях муниципальных районов Ленинградской области не только на русском, английском, но и на ряде других языков (китайский, арабский, испанский и др.).
9. Информационно-туристские центры должны активно использовать возможности волонтерского движения при организации информационной поддержки развития туристских дестинаций муниципальных районов Ленинградской области.
10. Следует обеспечить наличие обратной связи с конечным потребителем посредством использования ресурсов социальных сетей и сети Интернет.
11. В ближайшей перспективе после создания сети центров — разработать и внедрить в практику специализированное приложение для мобильных устройств, способствующее оказанию услуг информационно-туристских центров муниципальных районов Ленинградской области. |
| |
|
|