| | Проблемы современной экономики, N 2 (62), 2017 | | ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ УСЛУГ | | Лин А. А. заведующий кафедрой экономики и управления
Санкт-Петербургской государственной химико-фармацевтической академии,
доктор фармацевтических наук, профессор Соколова С. В. профессор кафедры управления и планирования социально-экономических процессов экономического факультета
Санкт-Петербургского государственного университета,
доктор экономических наук Большакова М. В. научный сотрудник отдела научно-исследовательских работ
Санкт-Петербургской государственной химико-фармацевтической академии,
| |
| | В статье проанализированы факторы процесса импортозамещения на фармацевтическом рынке: модернизация предприятий, наращивание научно-технического и инновационного потенциала, развитие кадрового потенциала и информационной инфраструктуры российской фармацевтической промышленности; совершенствование нормативного пространства государственных закупок лекарственных препаратов как инструмента локализации производства лекарственных средств на территории России. Подведены промежуточные итоги реализации Федеральной целевой программы «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу». Определены количественные параметры развития процесса импортозамещения на фармацевтическом рынке России | Ключевые слова: фармацевтический рынок, государственные закупки лекарственных средств, модернизация фармацевтической промышленности, импортозамещение, инновации в фармацевтике | УДК 615.1/.4; ББК 52.8 Стр: 181 - 186 | Целью данной статьи является анализ факторов, структуры и динамики процессов импортозамещения на фармацевтическом рынке России и определение их количественных показателей, напрямую влияющих на финансовое измерение человеческого капитала [4].
Характерной чертой российского фармацевтического рынка является его тотальная импортозависимость [1; 2]. В этой связи одной из основных задач «Стратегии развития фармацевтической промышленности Российской Федерации на период до 2020 года» является: «приоритет замещения импортных лекарственных средств отечественными, полный цикл производства которых находится на территории РФ» [3]. Решение этой задачи неразрывно связано с переходом фармацевтической промышленности на инновационную модель развития, которая реализуется в соответствии с Федеральной целевой программой «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу» (в дальнейшем ФЦП «Фарма-2020»), которая предусматривает следующие группы мероприятий:
Группа 1 «Развитие научно-технического потенциала фармацевтической промышленности»;
Группа 2 «Развитие инновационного потенциала фармацевтической промышленности»;
Группа 3 «Развитие кадрового потенциала и информационной инфраструктуры фармацевтической и медицинской промышленности»;
Группа 4 «Инвестиции, обеспечивающие технологическое перевооружение, модернизацию и переход отечественной фармацевтической и медицинской промышленности на инновационную модель развития».
Рассмотрим некоторые промежуточные итоги реализации ФЦП «Фарма-2020» по вышеперечисленным мероприятиям.
Группа 1 включает в себя мероприятия, предназначенные для решения задачи по обеспечению системы здравоохранения жизненно необходимыми и важнейшими лекарственными препаратами (ЖНВЛП) отечественного производства для профилактики и лечения социально значимых и наиболее распространенных заболеваний.
Как следует из данных табл. 1, за период с 2012 г. с 2015 г. проведено технологическое перевооружение 75 фармацевтических производств. Таким образом, плановые показатели программы «Фарма-2020» по данному индикатору выполнены полностью. Что касается других индикаторов, фактические значения показателей близки к плановым, кроме объема производства лекарственных средств отечественного производства по номенклатуре перечня стратегически значимых лекарственных средств и перечня ЖНВЛП за счет коммерциализации созданных технологий (плановый показатель к 2016 г, — 64 млрд руб., фактически достигнутый — 45,7 млрд руб.). Реализация комплекса мероприятий группы 1 позволила увеличить долю препаратов отечественного производства по номенклатуре перечня стратегически значимых лекарственных средств и перечня ЖНВЛП, с 63 % до 76,8 % (рис. 1).
Таблица 1
Индикаторы развития научно-технического потенциала фармацевтической промышленности в 2012–2016 гг.Наименование индикатора | План/
факт | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 |
---|
Количество предприятий фармацевтической промышленности, где произведено технологическое перевооружение производства, единиц | план | 5 | 20 | 24 | 26 | | факт | 5 | 20 | 24 | 26 | | Количество выполненных проектов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по разработке технологии производства лекарственных средств, предназначенных для профилактики и лечения социально значимых и наиболее распространенных заболеваний, единиц | план | 10 | 38 | 48 | 33 | | факт | 10 | 43 | 44 | 29 | | Количество разработанных промышленных регламентов, единиц | план | 10 | 38 | 48 | 33 | | факт | 10 | 43 | 44 | 29 | | Количество заявлений, поданных на государственную регистрацию лекарственных препаратов, единиц | план | 10 | 38 | 48 | 33 | | факт | 10 | 43 | 44 | 29 | | Объем производства лекарственных средств отечественного производства по номенклатуре перечня стратегически значимых лекарственных средств и перечня ЖНВПЛП за счет коммерциализации созданных технологий, млрд руб. | план | | 2 | 9 | 20 | 33 | факт | | | 0,004 | 18,2 | 27,5 | Источник: [5] | | | Рис. 1. Доля лекарственных средств отечественного производства по номенклатуре перечня стратегически значимых лекарственных средств и перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, %
Источник: [5] | В целом, можно сделать вывод о том, что задачи первого этапа реализации ФЦП «Фарма-2020» заключающиеся в преодолении существовавшего научно-технического, технологического и производственного отставания отечественной фармацевтической промышленности выполнены.
В качестве яркого примера реализации стратегии импортозамещения можно привести результаты, достигнутые отечественным производителем лекарств ЗАО «Биокад», являющего резидентом Санкт-Петербургского фармацевтического кластера. В 2014 г. компания зарегистрировала биоаналог ритуксимаба (торговое название Ацеллбия®), импортозамещающего зарубежный препарат-блокбастер с тем же действующим веществом для лечения онкологических и аутоимунных заболеваний Мабтера®, производимый швейцарской компанией Ф. Хоффманн-Ля Рош, общемировой объем продаж которого в 2013 году составил более 7,5 млрд долл., занимая также первое место по объему продаж в России в 2013 (более 8,9 млрд руб.) [6]. Препарат разрабатывался компанией ЗАО «Биокад» c 2010 в рамках инновационного проекта государственного значения «Организация опытно-промышленного производства субстанций и лекарственных средств на основе моноклональных антител, необходимых для выпуска дорогостоящих импортозамещающих препаратов». Влияние выпуска российского биоаналога на структуру рынка лекарственного средства ритуксимаб показано в табл. 2.
Таблица 2
Динамика структуры рынка лекарственного препарата Ритуксимаб (2013–2016 гг.)Годы | Торговое наименование | Объем продаж,
млн руб. | Всего,
млн руб. | Доля, % |
---|
2013 | МАБТЕРА | 8278,9 | 8278,852 | 100,000 | АЦЕЛЛБИЯ | 0,0 | | 2014 | МАБТЕРА | 8997,8 | 8997,995 | 99,998 | АЦЕЛЛБИЯ | 0,2 | 0,002 | 2015 | МАБТЕРА | 3355,1 | 8720,252 | 38,474 | АЦЕЛЛБИЯ | 5365,2 | 61,526 | 2016 | МАБТЕРА | 1914,3 | 7274,409 | 26,315 | АЦЕЛЛБИЯ | 5347,5 | 73,511 | РЕДДИТУКС | 12,6 | 0,174 | Источник: рассчитано авторами по данным информационной базы IMSHealth
Как следует из данных о продажах отечественного препарата Ацеллбия®, к 2016 г. он в значительной степени заместил препарат иностранного производителя Мабтера®. Если в 2013–2014 гг. иностранный производитель был практически единственным поставщиком на этом рынке, то в 2015 г. доля отечественного препарата составила 61,5%, а в 2016 г. — 73,5%, в денежном выражении — 5,3 млрд руб. Заметим, что цена 1 г действующего вещества импортного препарата Мабтера® в 2016 г. составляла 143 тыс. руб., а импортозамещающего отечественного биоаналога Ацеллбия® — 134 тыс. руб. И поскольку препараты с действующим веществом ритуксимаб являются в основном объектом государственных закупок (99,9% от общего объема продаж), то по расчётам авторов это позволило сэкономить 368 млн руб. бюджетных средств.
Компанией также разработаны и зарегистрированы другие биоаналоги — блокбастеры, замещающие импортные препараты Авегра® с действующим веществом бевацизумаб и Гертикад® с действующим веществом трастузумаб, которые заняли в 2016 г. 27% от общего объема рынка в 2,2 млрд руб. и 37% от общего объема рынка в 4,0 млрд руб. соответственно.
Группа 2 мероприятий ФЦП «Фарма-2020» включает в себя меры по развитию инновационного потенциала фармацевтической промышленности, направленные на обеспечение импортоопережения [7]. Сведения об индикаторах выполнения этой группы мероприятий приведены в табл. 3. Как следует из её данных, в 2013–2014 гг. индикаторы выполнения были достигнуты, вместе с тем в 2015–2016 гг. — наметилось отставание в фактическом количестве поданных заявок и полученных патентов и количестве отечественных инновационных лекарственных препаратов от запланированных показателей, что во многом связано с барьерами перехода к инновационной модели развития. [8] | | Таблица 3
Индикаторы развития инновационного потенциала фармацевтической промышленности в 2011–2017 гг. | | Источник: [5] | Реализация стратегии импортозамещения требует адекватного кадрового обеспечения [9, 10, 11]. В 2012–2015 гг. в рамках ФЦП «Фарма-2020» по направлению мероприятий группы 3 «Развитие кадрового потенциала и информационной инфраструктуры фармацевтической и медицинской промышленности» ведущими ВУЗами страны (МГУ им. М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургской государственной химико-фармацевтической академией, Московским государственным университетом тонких химических технологий имени М.В. Ломоносова, Первым Московским государственным медицинским университетом имени И.М. Сеченова, Первым Санкт-Петербургским государственным медицинским университетом имени И.П. Павлова, Белгородским государственным национальным исследовательским университетом и другими) были разработаны и апробированы новые образовательные программы и модули по таким направлениям, как:
– «Разработка лекарственных препаратов и технологический процесс»;
– «Биотехнология»;
– «Создание инновационных лекарственных средств»;
– «Проектный менеджмент в разработке и исследовании лекарственных средств»;
– «Качество фармацевтической и биотехнологической продукции»;
– «Производство фармацевтических субстанций»;
– «Фитохимия и фитобиотехнология»
В общей сложности разработаны и реализуются:
– 7 образовательных программ среднего профессионального образования;
– 5 образовательных программ высшего профессионального образования (уровня бакалавриат);
– 1 образовательная программа высшего профессионального образования (уровня специалитет);
– 9 образовательных программ высшего профессионального образования (уровня магистратура);
– 4 образовательные программы высшего профессионального образования (уровня аспирантура);
– 1 образовательная программа высшего профессионального образования (уровня ординатура);
– 18 образовательных программ дополнительного профессионального образования;
– 17 образовательных модулей [12].
Таблица 4
Количество специалистов, прошедших подготовку и переподготовку в 2011–2016 гг.Годы | план/факт | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 |
---|
Количество | план | 100 | 400 | 650 | 750 | 600 | 500 | факт | 394 | 443 | 743 | 750 | 600 | 600 | Источник: [5]
Как следует из данных табл. 4, за период с 2011 по 2016 гг. было переподготовлено 3530 специалистов, что превышает плановый показатель — 3000 ед.
Группа 4 мероприятий ФЦП «Фарма-2020» включает в себя меры, направленные на развитие материально-технической базы всех объектов инфраструктуры фармацевтической отрасли. В результате их реализации к настоящему времени созданы или реконструированы следующие объекты инфраструктуры:
1. Центр превосходства по разработке инновационных лекарственных средств и технологий в ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургская государственная химико-фармацевтическая академия», г. Санкт-Петербург;
2. Научно-образовательный центр фармацевтики и опытного производства в ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань;
3. Научно-технологический и инновационный центр фармацевтических технологий ФГАОУ ВПО «УрФУ имени первого Президента России Б.Н. Ельцина», г. Екатеринбург;
4. Научно-образовательный центр по разработке инновационных лекарственных средств и технологий в области живых систем Московского физико-технического института, Московская область, г. Долгопрудный;
5. Центр трансферта технологий, разработки инновационных и импортозамещающих лекарственных средств и подготовки кадров для фармацевтической промышленности на базе Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского, г. Ярославль.
Всего по данным программы Фарма-2020, на реализацию мероприятий планировалось потратить из федерального бюджета 83,561 млрд. рублей в период с 2011 по 2020 гг. Сведения о структуре финансирования реализации ФЦП «Фарма-2020» в 2011–2016 гг. за счёт средств федерального бюджета (млн. руб.) представлены в таблице 5, из данных которой следует, что из средств федерального бюджета было израсходовано 51706,3 млн руб., что составляет 85,4% от запланированного объема. В наибольшей степени были сокращены ассигнования на капитальные вложения. Особую озабоченность вызывает то, что в 2016 г. план ассигнований по этой статье выполнен только на 18,5%.
Таблица 5
Структура финансирования реализации ФЦП «Фарма 2020» в 2011–2016 гг. за счёт средств федерального бюджета (млн. руб.)
Год | Капитальные вложения | Расходы на НИОКР | Прочие нужды | Итого расходы |
---|
План | Факт | % вып. | План | Факт | % вып. | План | Факт | % вып. | План | Факт | % вып. |
---|
2011 | 1470,0 | 1265,0 | 86,1 | 1570,0 | 1336,0 | 85,1 | 164,0 | 56,6 | 34,5 | 3204,0 | 2657,6 | 82,9 | 2012 | 2070,0 | 1305,3 | 63,1 | 5563,0 | 5324,7 | 95,7 | 199,0 | 170,1 | 85,5 | 7832,0 | 6800,1 | 86,8 | 2013 | 3138,2 | 2789,7 | 88,9 | 10407,1 | 9936,1 | 95,5 | 313,3 | 270,7 | 86,4 | 13858,5 | 12996,6 | 93,8 | 2014 | 3357,8 | 2480,3 | 73,9 | 10738,4 | 9990,3 | 93,0 | 260,0 | 258,1 | 99,3 | 14356,2 | 12728,7 | 88,7 | 2015 | 2407,3 | 1267,4 | 52,7 | 9572,8 | 8727,5 | 91,2 | 282,1 | 282,0 | 100,0 | 12262,2 | 10276,9 | 83,8 | 2016 | 2570,0 | 475,5 | 18,5 | 6213,5 | 5525,2 | 88,9 | 249,2 | 245,7 | 98,6 | 9032,7 | 6246,4 | 69,2 | Итого | 15013,3 | 9583,2 | 63,8 | 44064,8 | 40839,8 | 92,7 | 1467,5 | 1283,3 | 87,4 | 60545,6 | 51706,3 | 85,4 | Источник: [5]
Также в финансировании проектов реализующих импортозамещающее направление участвует Фонд развития промышленности. В 2015–2016 гг. данный фонд выдал займы со ставкой 5% годовых в объеме 3 735 млн. руб. на финансирование проектов отечественных фармацевтических компаний общей стоимостью 15998 млн. руб.
Перечень проектов частично кредитуемых Фондом развития промышленности приведен в табл. 6. Как следует из ее данных, льготные займы составляют 23% от общей стоимости проектов.
Таблица 6
Проекты, получившие государственную поддержку из Фонда развития промышленностиКомпания | Проект | Год | Стоимость проекта, млн руб. | Сумма займа, млн руб. |
---|
ООО «Завод Медсинтез»
Свердловская область, ЗАТО Новоуральск | Импортозамещающее производство генно-инженерного и аналогового инсулина из субстанции собственного производства | 2016 | 366 | 183 | ООО «Сфера-Фарм»
Калужская область, Боровский район, Добрино | Организация производства препаратов для преодоления белковой недостаточности и очищения крови, и других медицинских растворов | 2016 | 3 547 | 300 | ООО «Велфарм»
Курганская область, Курган | Создание импортозамещающего производства 37 лекарственных препаратов различного назначения | 2016 | 1122 | 500 | ООО «Герофарм»
Санкт-Петербург, Пушкин | Производство фармсубстанций для выпуска пептидных и белковых препаратов, используемых в неврологии, офтальмологии, психиатрии, терапии, педиатрии и неонатологии | 2015 | 2332 | 500 | АО «Р-Фарм»
Ярославская область, Ярославль | Организация производства готовых лекарственных форм для лечения рассеянного склероза в шприцах | 2015 | 986 | 300 | АО «Р-Фарм»
Ярославская область, Ярославль | Фармсубстанции и лекарства для лечения онкологических заболеваний, препарат для лечения болезней костной ткани | 2015 | 740 | 500 | ООО «Ниармедик Плюс»
Калужская область, Обнинск | Производства реагентов для идентификации личности и установления родства | 2015 | 289 | 202 | АО «Фармасинтез»
Иркутская область, Братск | Российское производство фармсубстанций для лекарств от туберкулеза и рака | 2015 | 1368 | 300 | ООО «НПО Петровакс Фарм»
Московская область, Подольский район, село Покров | Производство фармсубстанций и готовых лекарств для иммунологии, гинекологии, урологии, хирургии и педиатрии | | 907 | 300 | АО «АВВА РУС»
Кировская область, Киров | Локализация производства антибактериального средства на основе амоксициллина в уникальной лекарственной форме | | 620 | 50 | ЗАО «Биокад»
Санкт-Петербург, пос.Стрельна | Импортозамещающее производство биосубстанций и лекарств | 2016 | 3120 | 300 | ООО «Норд Плас»
Санкт-Петербург | Изготовление желатиновых капсул для лекарств | 2016 | 601 | 300 | Итого | | 15 998 | 3 735 | Источник: [13]
Кроме того, для реализации ФЦП «Фарма 2020» были привлечены внебюджетные средства, сведения об объемах которых представлены в табл. 7, из данных которой следует, что за рассматриваемый период всего было привлечено 35,67 млрд. руб. внебюджетных средств, что составляет 85% планового показателя, что практически совпадает с показателем выполняемости планов по финансированию из федерального бюджета.
Таблица 7
Объем привлеченных внебюджетных средств для реализации ФЦП «Фарма 2020» в 2011–2016 гг.Годы | Плановый
показатель | план/
факт | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | Итого |
---|
Объем привлеченных внебюджетных средств, млрд руб. | 51,77 | план | 1,22 | 4,82 | 9,95 | 10,8 | 9,03 | 6,15 | 41,97 | факт | 0,90 | 5,35 | 8,75 | 9,37 | 7,8 | 3,5 | 35,67 | Источник: [5]
Рассматривая процессы импортозамещения на российском фармацевтическом рынке нельзя не отметить ту позитивную роль, которую сыграло совершенствование регуляторного пространства государственных закупок лекарственных средств, которое использовалось как инструмент локализации производства лекарств в России. Так, приказом Министерства экономического развития РФ от 25 марта 2014 г. № 155 «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» были предусмотрены 15 процентные преференции в отношении цены контракта для производителей из государств-членов ЕАЭС. Другое важное изменение введено Постановлением Правительства РФ от 30 ноября 2015 г. № 1289 «Об ограничениях и условиях допуска происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд», которым установлено, что при осуществлении государственных закупок заказчик отклоняет все заявки (окончательные предложения), содержащие предложения о поставке лекарственных препаратов, происходящих из иностранных государств при наличии двух и более заявок на участие в конкурсе от фармацевтических производителей стран ЕАЭС. В профессиональном фармацевтическом сообществе данное постановление получило название «третий лишний».
Совокупность этих изменений в нормативном пространстве государственных закупок не только открыло широкий доступ отечественным лекарственным средствам к гарантированному государственному спросу, но и явилась стимулом для локализации производства на территории РФ иностранными фармацевтическими компаниями. Как следует из данных табл. 8, за период с 1996 по 2010 лишь 6 иностранных компаний организовали свое производство в России, в то время как с 2011 по 2016 годы таких компаний оказалось 8. Среди них — признанные мировые лидеры фармацевтической промышленности, такие как Novartis, STADA, Bayer, AstraZeneka, Takeda. Обратим внимание на то, что из 14 компаний, локализовавших свое производство в России, 8 выбрали новое строительство, 4 приобрели уже действующие российские производства лекарственных средств.
Таблица 8
Сведения о локализации иностранными фармацевтическими компаниями производства лекарственных средств в России№ | Название компании | Страна | Место локализации в России | Год запуска | Способ локализации |
---|
1 | Bayer | Германия | Московская область | 2010 | Новое строительство | 2 | Sanofi Aventis Восток | Франция | Орловская область | 2016 | Покупка ЗАО «Биотон Восток» | 3 | Takeda/Nycomed | Япония | Ярославская область | 2013 | Новое строительство | 4 | AstraZeneka | Великобритания | Калужская область | 2015 | Новое строительство | 5 | Novo Nordisk | Дания | Калужская область | 2015 | Новое строительство | 6 | Novartis Нева | Швейцария | Санкт-Петербург | 2015 | Новое строительство | 7 | Gedeon Richter | Венгрия | Московская область | 1996 | Новое строительство | 8 | STADA | Германия | Нижний Новгород, Москва, Обнинск, (Рязанская область) | 2005 | Покупка ОАО «Нижфарм», ООО «Хемофарм». | 9 | «КРКА-РУС»
«КРКА-РУС»II | Словения | Московская область (г.Истра) | 2003
2013 | Новое строительство | 10 | Тева | Израиль | Ярославская область | 2014 | Новое строительство | 11 | Эббот | США | Белгородская область | Еще
не запущено | Покупка ОАО «Верофарм» | 12 | «Берлин — Фарма» | Германия | Калужская область | 2014 | Новое строительство | 13 | Servier | Франция | Новая Москва | 2005 | Новое строительство | 14 | B. Braun | Германия | Тверь | 2008 | Покупка ООО «Гематек» | Источник: составлено авторами по сайтам компаний-производителей лекарственных средств.
Другие иностранные фармацевтические компании выбрали иной путь локализации производств — подписание договоров с отечественными производителями о контрактном производстве и трансфере технологий в Россию. Например, компания Pfizer осуществляет ряд технологических трансферов:
– производство конъюгированной вакцины против пневмококковой инфекции на площадку компании НПО Петровакс (изменения в регистрационное досье в 2015 г.) [14];
– в 2016 г. запущено производство на площадке НТФФ Полисан [15].
Также договоренности о контрактном производстве и технологическом трансфере есть и у немецкой компании Boehringer Ingelheim [16], индийской Cipla [17] и др.
Особенно интенсивно процессы импортозамещения развивались в фармацевтических кластерах. [18] Всего в фармацевтике России официально оформились 12 фармацевтических кластеров [19], из них, по результатам конкурса проведенного Минэкономразвития России в 2012 году 7 получили статус инновационных: кластер медицинской, фармацевтической промышленности, радиационных технологий Санкт-Петербурга, Алтайский биофармацевтический кластер, кластер «Физтех XXI» (г. Долгопрудный, г. Химки), кластер фармацевтики, биотехнологий и биомедицины (г. Обнинск), биотехнологический инновационный территориальный кластер «Пущино», инновационный кластер информационных и биофармацевтических технологий Новосибирской области, фармацевтика, медицинская техника и информационные технологии Томской области [20].
Оценивая результаты реализации политики импортозамещения, обратимся к данным табл. 9, которые свидетельствуют о том, что по всем секторам фармацевтического рынка в 2015–2016 гг. наблюдалось уменьшение доли импортных лекарственных препаратов. Особенно динамично уменьшалась эта доля в секторе льготного лекарственного обеспечения (с 2014 г. по 2016 г. она сократилась на 15,88 %), и в госпитальном секторе (на 8,52 %), и всего в секторе государственных закупок на 10,81 %. В целом по фармацевтическому рынку к 2016 г. доля импортных лекарственных средств сократилась на 5,22 %.
Таблица 9
Динамика доли импортных лекарственных препаратов по секторам фармацевтического рынка и по рынку в целом в стоимостном объеме продаж за период 2011–2016 гг., %Сектор | 2012 г. | 2013 г. | 2014 г. | 2015 г. | 2016 г. |
---|
Коммерческий розничный сектор | 73,88 | 73,83 | 74,09 | 72,42 | 71,11 | Сектор государственных закупок | 79,75 | 80,61 | 78,53 | 71,16 | 67,72 | В том числе госпитальный сектор | 75,65 | 77,13 | 73,95 | 69,36 | 65,43 | В том числе льготное лекарственное обеспечения | 86,81 | 85,91 | 86,87 | 74,09 | 70,99 | Всего по рынку | 75,86 | 75,82 | 75,41 | 72,05 | 70,19 | Источник: рассчитано авторами по данным информационной базы IMSHealth
Таким образом, можно сделать вывод о том, что в 2015–2016 гг. реализация политики импортозамещения на фармацевтическом рынке при государственной поддержке имеет значимые результаты как по рынку в целом, так и по его основным секторам (коммерческому, розничному, госпитальному, льготного лекарственного обеспечения). |
| |
|
|