| | Проблемы современной экономики, N 2 (62), 2017 | | ПРОБЛЕМЫ МАРКЕТИНГА. ЛОГИСТИКА | | Птуха А. Р. Генеральный директор ГК Step by Step (г. Москва),
кандидат физико-математических наук
| |
| | В статье рассмотрен процесс управления ценностью потребителя при создании товара и услуги предприятия при его взаимосвязи с онтологией потребителя. При этом маркетинг понимается как социальная технология, который зависит от вида онтологии, доминирующей в обществе, а ценностное пространство потребителя эволюционирует на основе его онтологии. Построение экономического взаимодействия на страновом уровне в евразийском пространстве будет происходить на основе обмена информацией о эффективных методах организации предпринимательской деятельности, маркетинговых технологиях, а также трансформации аксиологического и онтологического пространств | Ключевые слова: услуга, товар, восприятие ценности продукта, удовлетворенность потребителей, конкурентное преимущество, система ценностей, маркетинг менеджмент, онтология, социальная технология | ББК С550.77я43 Стр: 136 - 138 | Введение
В статье рассмотрены онтологические основания, или базовые смыслы, которые на осознанном или неосознанном уровне со стороны всех участников деловой активности управляют поведением современного потребителя. Маркетинг и его технологии, наиболее полно разработанные научно-педагогической школой «Маркетинг взаимодействия» под руководством проф. Г.Л. Багиева [9, 10], могут быть эффективно использованы в качестве гарантирующей соответствие целям социальной технологии. Векторы развития современного маркетинга показывают, что дополнение маркетингового арсенала последними результатами работ философов, футуристов и обществоведов, делает неоценимый вклад в практику маркетинга и деятельность маркетолога.
Показана зависимость онтологического пространства от типа экономики, что особенно актуально в аспекте рассмотрения и типологии способов построения эффективного рыночного взаимодействия в странах Евразийского пространства.
В нашей стране сложились и активно развиваются современные онтологические школы, которые по своим результатам существенно превзошли мировой уровень и фактически не имеют аналогов. Это школы Щедровицкого, Дудченко, Переслегина, Степанова, Девятова, Анисимова, Лазарева, можно назвать еще несколько имен. Эти люди разработали методики и методологии, имеющие знаковый предсказательный уровень, а также свои собственные языки для объяснения феноменов окружающего мира и всех аспектов человеческой деятельности. Их результаты подкреплены также тем фактом, что Россия, как и еще несколько стран, к которым относятся далеко не все страны постсоветского пространства и социалистического лагеря, за последние три десятилетия пережила не менее трех онтологических сломов, и сейчас, судя по многим признакам, находится в середине четвертого. Последовательно из онтологического пространства ушли: коммунизм и примат общественного над индивидуальным, классический капитализм и ничем не ограниченная свобода предпринимательства, империалистско-глобалисткий вариант капитализма. Сегодня Россия находится на лидерских позициях в движении за автаркистский вариант рыночной экономики параллельно с процессом отказа от патриотического неофеодализма с его патрицианством и патернализмом.
Онтологическое пространство на индивидуальном и общественном уровне шире, чем способ организации экономического взаимодействия, но напрямую связано с ним. В Евразийском пространстве, а также в странах Восточной Европы имеют распространение все четыре указанных варианта экономического уклада. Китайская Народная Республика показывает всему миру пример инновационного развития государственного капитализма в сочетании с вариантами индикативного планового метода управления экономическими транзакциями на своей территории. Наша страна имеет возможность изучить новые механизмы и обеспечить взаимопонимание на Евразийском пространстве. Существенной возможностью рынков РФ становится высокий уровень ценностной толерантности, который дает шанс формирования непротиворечащих друг другу ценностных кластеров, соответствующих различным социальным стратам, между которыми может и должна происходить ценностная миграция.
Маркетинг как социальная технология
По мнению современных исследователей, социальным технологиям присущи все атрибутивные компоненты и качества, проявляющиеся и в материально-предметных технологиях — субъекты, объекты, отношения, процессуальность, средства, результаты и т.д. Социальная технология понимается как совокупность способов и средств деятельности, применяемых социальным субъектом для преобразования общества в соответствии со своими целями и волей, детерминируемых его потребностями и интересами [4]. Они подлежат анализу в зависимости принадлежности их к иной социальной онтологии. В качестве социальных технологий могут быть рассмотрены:
● Способ производства, для которого характерны устойчивые отношения между субъектами экономических интересов; объектами выступают определенные людские, материальные, финансовые и прочие ресурсы (объекты собственности). Способ производства определяет априорные ценностные установки;
● Семья и семейные традиции, устои которых зависят от общественного уклада. Определяющей их функцией выступает социализация личности и трансляция духовных и материальных ценностей между поколениями, что обеспечивает воспроизводство целостности и устойчивости всего общества;
● Способ организации управления государством или его властными структурами, то есть политическая сфера. Активными ее субъектами являются классы, отдельные политические лидеры («великие личности»), партии, общественно-политические объединения и т.д., которые обеспечивают трансляцию общественных ценностей;
● Культура как система духовных ценностей. Объектом воздействия в ней является сознание людей, а средствами его формирования — процесс отбора и передачи ценностей, достойных сохранения в поколениях.
Роль социальных технологий обширна и многогранна и сводится к следующим функциям:
● Стабилизация или обеспечение эффективной общественной трансформации;
● Воспроизводство структур и скреп формации, в рамках которой функционирует общество;
● Передача методов, правил и законов, по которым происходит социально-психологические и экономические операции обмена (транзакции) на экономическом пространстве.
Маркетинг и его методологию нельзя отнести исключительно к процессу экономического взаимодействия. Потребитель принимает решение о покупке на основе как рациональных и измеримых факторов, таких как цена, потребительские характеристики товара, функционал продукта, так и субъективно-эмоциональных факторов, которые, в то же время, могут быть эффективно изучены. То есть предложение товара или услуги потребителю носит двойственный характер: оно состоит из экономических и социально-психологических транзакций. Последние описываются зависимостью восприятия информации о продукте со стороны потребителя от его системы ценностей, ценностной ориентации и ценностного базиса, что только сейчас начинает интересовать маркетологов. На рис. 1 представлена схема системной организации взаимодействия факторов принятия решений потребителем. | |  | Рис. 1. Модель взаимодействия при формировании ценностного пространства потребителя | Рассмотрение маркетинга как социальной технологии, исполняющей трансформационную и трансляционные роли в современном обществе, нацеленном на эффективное потребление, внесет свой вклад в организацию бесконфликтного и плавного взаимного обогащения стран Евразийского пространства.
Онтологические основания маркетинга как базисного бизнес-процесса современного общества
Самое простое и емкое определение онтологии — это учение о фундаментальных принципах бытия. Мы будем полагать, что каждому человеку, и обществу в целом, свойственно иметь свое собственное понимание указанных принципов, или свою онтологию. В 2016 году группа Сергея Переслегина сформулировала новый подход к пониманию взаимовлияния онтологий и общественного сознания [5], основанный на механизме онтологической редукции (Рис. 2). | |  | Рис. 2. Механизм онтологической редукции | В данном подходе подчеркнут побудительный, маркетинговый характер коммуникации как трансляции онтологий, а также выявление бесспорного факта, что цели и ценности человека или социально-экономической системы вытекают из их онтологий, то есть являются их прямым следствием, правда, в некотором усеченном виде.
В то время как изучение стилей потребления носит, скорее, феноменологический характер, изучение онтологий и соответствующих систем ценностей потребителя, имеет онтологические, априорные основания [6]. Рис.3 иллюстрирует соответствие концепций маркетинга и глубины онтологической осознанности со стороны, как потребителя, так и экономического субъекта. Для создания маркетинговой стратегии необходимо понимать всю картину мира потребителя, для продвижения материальных объектов достаточно продвигать поведенческую формулу, и т.д.
Ценностные основания маркетинга как парадигма современного предпринимательства
Онтологическое пространство формирует ценности и цели как предприятия, так и потребителя. В случае счастливого совпадения ценностных полей бизнесу сопутствует удача, основной нематериальный актив компании в виде лояльных клиентов, разделяющих ее ценности, растет. Мы полагаем, что парадигмой, то есть системой представлений, основных концептуальных установок и т.п., характерных для определенного этапа развития предпринимательства, культуры, общества в целом, должно стать понимание необходимости соответствия ценностей компании и ее потребителей.
В 2010-х годах стала явной необходимость изучения соответствия глубинных ценностей потребителей и ценностей, которые несет продукт и, что немаловажно, его создатель. Филипп Котлер назвал одну из своих новых книг «Маркетинг 3.0», то есть маркетинг на основе ценностей, ценностный маркетинг [3]. Эволюционная значимость маркетинга на основе ценностей в общем контексте маркетинга состоит в диалектическом объединении понятий продукта и потребителя — мы проектируем тот продукт, который отвечает ценностному полю потребителя, апеллируем к душе, сердцу и разуму своего клиента, вместо того, чтобы идти на поводу уже имеющейся экономической нужды. Иными словами, идеальное для развития бизнеса совпадение — это совпадение онтологий компании и потребителя.
Дуализм ценности [2] заключается в том, что с одной стороны, под ценностью понимается выгода (положительный результат) для потребителя, когда он приобретает товар, с другой — ценность понимается в более широком социально-психологическом смысле: «ценность есть объединяющие индивидов убеждения, касающиеся предпочтительных стилей поведения, целей жизни или существования, отношений с окружением» [8].
Выгода потребителя формулируется на языке нетто-полезности, то есть положительной разницы между полезностью и ценой [2]. Важно понимать, что покупатель приобретает нетто-полезность, а не товары или услуги ради них самих. Создатели полезности имеют позитивную рыночную власть.
Подробное изучение достижений аксиологии как отрасли знаний [1, 7] позволяет сформулировать еще одну модель поведения потребителей — аксилогическую модель, которая объясняет поведение потребителя с точки зрения его системы ценностей.
В заключение подчеркнем, что в статье сформулирован подход, рассматривающий маркетинг как самостоятельную социальную технологию, которая обеспечивает в современном обществе связность онтологий современных акторов экономического пространства и их систем ценностей — потребителей и производителей товаров и услуг. В условиях формирования общего экономического Евразийского пространства с активным участием Российской Федерации критерием успеха может стать применение маркетинговых инструментов для создания единых аксиологических и онтологических моделей поведения потребителя. | |  | Рис. 3. Стадии редукции онтологий и соответствующие им концепции маркетинга |
| |
|
|