Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 4 (12), 2004
ПРОБЛЕМЫ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
Пчелинцева А. С.
заведующий кафедрой экономики и менеджмента
Сибирского государственного технологического университета,
кандидат экономических наук, профессор


МЕТОДЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ

Система способов, операций, приемов, направленных на разработку проекта повышения качества образовательных услуг, составляет содержание методов проектирования.
Методы проектирования качества образовательных услуг направлены на разработку проекта системы менеджмента качества вуза и реализацию образовательных услуг в соответствии с заданными требованиями при минимальных затратах труда, материалов, энергии с высокими показателями качества итогов проектирования.
Задачами, для решения которых используются методы проектирования качества образовательных услуг, являются:
- выявление степени влияния и взаимодействий внешних и внутренних условий функционирования вуза на качество образовательных услуг;
- исследования общей структуры и степени взаимосвязей между параметрами и характеристиками качества образовательных услуг и элементами системы проектирования при неполной информации об их взаимодействии для постановки задач разработки проекта системы менеджмента качества вуза;
- определение пограничных показателей и выбор оптимальных режимов функционирования и взаимодействия структурных элементов системы проектирования и их влияния на качественные характеристики образовательных услуг, т. е. соответствие качества образовательных услуг установленным требованиям и возможности его совершенствования в результате проектирования.
Методы проектирования качества образовательных услуг могут быть разнообразны, они базируются на современных достижениях теории познания при выполнении следующих условий:
- познание направлено на определенное качество образовательных услуг;
- проведение оценки необходимости проектирования и путей повышения качества образовательных услуг;
- реализация конструктивных мероприятий, учитывающих принципы преобразования информации в проект системы менеджмента качества вуза с последующим повышением качества образовательных услуг;
- использование семиотического способа превращения проекта в качество образовательных услуг.
Принципы методов проектирования задают общее направление проектирования и подходы к исследованию качества образовательных услуг, отправные точки, оценки полученных результатов при внедрении проекта в практику деятельности вуза. Методы проектирования качества образовательных услуг основаны на принципах переработки информации в материалы проекта системы менеджмента качества вуза путем моделирования, алгоритмизации, апробации образовательных услуг в реальных условиях с учетом экономической целесообразности. Они охватывают принципы формирования последовательности проектирования качества образовательных услуг, формы проектной деятельности, требования, предъявляемые к качеству образовательных услуг при его реализации и исследованиях в реальных условиях деятельности вуза.
Использование методов проектирования обеспечивает высококачественную разработку проекта системы менеджмента качества вуза и реализацию качества образовательных услуг без излишних изменений и исправлений ошибок различного характера, приводящих к затруднению реализации образовательных услуг.
При проектировании качества образовательных услуг используются, хотя и в различной степени, все известные методы познания, причем наиболее эффективные результаты получаются при сочетании разных методов. Результаты, полученные в ходе проектирования качества образовательных услуг, в дальнейшем рассматриваются как исходные и требуют корректировки другими методами.
Экспериментальные методы, т. е. методы макетирования, определяют выполнение условий работоспособности. Они основаны на методологии проектирования многокритериального, многоцелевого синтеза и расчета качества образовательных услуг. Поиск и принятие рациональных решений производится в процессе разработки проекта системы менеджмента качества и проведения необходимых экспериментальных исследований при проектировании качества образовательных услуг.
Методы, направленные на решение проблем, связанных с реализацией единичной образовательной услуги, включают индуктивные и эмпирические подходы формирования содержания качества образовательных услуг и последовательности выполнения этапов и стадий его проектирования путем идеализации, обобщения, восхождения от абстрактного к конкретному.
Критериями выбора метода проектирования являются качество, стоимость, сроки и количество специалистов, занятых при проектировании образовательных услуг. Предпочтение отдается методу с минимальными затратами трудовых и материальных ресурсов.
Качество образовательных услуг как объект проектирования имеет множество закономерно связанных друг с другом элементов, образующих единое целое и одновременно подвергающихся внутренним и внешним воздействиям в системе проектирования на всех этапах и стадиях разработки проекта системы менеджмента качества и его реализации.
Методы проектирования преследуют цель выбора направления выполнения работ проектирования на основе научно-технических достижений и передового опыта.
Задачами, решаемыми методами проектирования качества образовательных услуг, являются следующие:
- исследование степени взаимосвязей между качеством образовательных услуг и системой проектирования;
- определение характеристик качества образовательных услуг в их взаимосвязи со структурой системы проектирования;
- выбор оптимальных режимов взаимодействия качества образовательных услуг и системы проектирования с внешней средой.
Научной базой методов проектирования качества образовательных услуг являются теории сложных систем, исследования операций, информации, вероятности, игр, включая разделы математики, такие, как преобразования Лапласа, численный анализ и др. Методы проектирования основаны на принципах переработки информации в проект системы менеджмента качества с последующей реализацией качества образовательных услуг. Методы проектирования используют практически все известные методы проектирования на основе моделирования и алгоритмизации всего комплекса звеньев и элементов, входящих в состав структур качества образовательных услуг и системы проектирования.
Наибольший эффект проектирования качества образовательных услуг достигается при сочетании разнообразных методов, как формальных, так и экспериментальных.
Методы проектирования условно можно разделить на две группы.
1) методы, основанные на методологии многокритериального подхода к решению задач проектирования, включая многоцелевой, специальный, формальный, индуктивный, синтез качества образовательных услуг;
2) методы, связанные с реализацией принятых решений с учетом установленных ограничений при разработке проекта системы менеджмента качества вуза и реализации качества образовательных услуг.
Критериями выбора метода проектирования являются:
- показатели качества образовательных услуг;
- стоимость образовательных услуг, расходы на создание проекта системы менеджмента качества вуза и количество специалистов, занятых проектированием качества образовательных услуг;
- сроки выполнения проектных работ и внедрения в практику деятельности вуза качества образовательных услуг.
В проектировании качества образовательных услуг могут быть использованы:
1) метод последовательно-параллельного проектирования;
2) блочно-иерархический метод проектирования;
3) агрегатно-модульный метод проектирования;
4) конструкторско-технологический метод проектирования;
5) метод "быстрого проектирования";
6) теория разрешения изобретательских задач.
Метод последовательно-параллельного проектирования качества образовательных услуг.
Целью метода последовательно-параллельного проектирования качества образовательных услуг является:
- сокращение сроков проектирования, производства и внедрения образовательных услуг при высоких показателях качества и обеспечении минимальных затрат труда, материалов, энергии;
- выполнение проекта системы менеджмента качества вуза без риска неработоспособности, технической нереализуемости и увеличения сроков внедрения;
- возможность перехода проектирования качества образовательных услуг на новые прогрессивные технологии с применением современных средств автоматизации.
Последовательно-параллельное проектирование качества образовательных услуг решает следующие задачи:
- расчленение этапов и стадий проектирования качества образовательных услуг на взаимосвязанные процессы, операции, процедуры, алгоритмы, проходящие коррекцию на всех этапах и стадиях с вертикальными и горизонтальными связями;
- четкая однозначная формулировка требований к параметрам и характеристикам качества образовательных услуг;
- формализация содержания отдельных задач в форме норм, правил и предписаний, фиксирующих последовательность определенных видов проектной деятельности в моделях и алгоритмах;
- создание информационной базы данных, содержащей сведения о качестве образовательных услуг и его историческом развитии.
Последовательно-параллельное проектирование выполняется при следующих условиях:
- применение разработанных моделей и алгоритмов на базе последних данных о качестве образовательных услуг;
- использование современных технических средств проектирования качества образовательных услуг, включая информационные технологии;
- участие в разработке проекта системы менеджмента качества вуза высококвалифицированных специалистов, имеющих специальные знания.
Принципы последовательно-параллельного проектирования качества образовательных услуг заключаются в следующем:
- решение отдельных задач проектирования качества образовательных услуг необходимо производить независимо от выполнения предыдущих и последующих этапов в условиях неполной, недостаточно точной информации с неопределенностью свыше 50%, т. е. решать задачи параллельно выполнению этапов и стадий проектирования;
- выделять процедуры на всех этапах, стадиях, во всех направлениях и уровнях одновременно, т.е. составлять задание, выявлять проблемы из множества вариантов и определять рациональный вариант, составлять функциональную схему, конструировать несущую систему, разрабатывать документацию;
- производить моделирование и макетирование качества образовательных услуг в целом на основе количественных и качественных элементных характеристик со степенью риска не более 50%;
- выполнять расчеты, формулировать основные параметры, характеристики, взаимосвязи между звеньями путем применения системно-функционального анализа, структурализма, принципов вероятностного подхода, способа кодирования, субординирования, определения предметных методических связей с учетом функциональных, экономических и социальных параметров;
- синтезировать оптимальный вариант проектируемого качества образовательных услуг путем построения логической структуры функциональной и несущей систем на основе принципов движения материалов проекта системы менеджмента качества вуза от идеализированного и абстрактного к конкретному и реализуемому, с параметрами, при которых будет проходить реализация образовательных услуг в соответствии с заданными требованиями при всех допустимых значениях дестабилизирующих факторов;
- максимальное использование приемов сокращения рутинной работы, нормализации, унификации, стандартизации.
Последовательно-параллельное проектирование качества образовательных услуг позволяет:
- обеспечить разработку проекта системы менеджмента качества вуза с высокими показателями качества образовательных услуг, открытой и гибкой конструкций функциональной и несущей систем;
- производить контроль и оперативную корректировку результатов проектирования качества образовательных услуг на всех уровнях пространственно-временной траектории движения проекта системы менеджмента качества;
- реализовать экономическую и социальную значимость качества образовательных услуг в кратчайшие сроки при условии минимальных затрат в жестко обозначенный срок внедрения.
Блочно-иерархический метод проектирования.
Принцип блочно-иерархического метода проектирования основан на расчленении проектирования качества образовательных услуг на уровни. На высшем уровне используется менее детализированное представление о качестве образовательных услуг, т.е. рассматриваются его общие характеристики. Последующие уровни проектирования характеризуются возрастанием степени детального описания качества образовательных услуг.
Разбивка качества образовательных услуг на блоки осуществляется так, чтобы документация блока любого уровня была бы обозримой и воспринимаемой одним человеком, т. е. сложная задача большой размерности разбивается на последовательно решаемые задачи малой размерности. Применение блочно-иерархического метода проектирования позволяет внедрять автоматизацию проектирования с использованием технических средств и современных информационных технологий.
Недостатком блочно-иерархического метода проектирования является то, что на каждом уровне работа ведется с не полностью определенным качеством образовательных услуг, что требует возвратного рассмотрения принятых решений и устранения разногласий при выполненном определенном объеме работы.
Агрегатно-модульный метод проектирования.
Агрегатно-модульный метод проектирования использует принцип проектирования на базе функциональных модулей и агрегатов, содержащих все элементы и звенья, необходимые для выполнения основного предназначения качества образовательных услуг.
Модули и агрегаты представлены элементарными звеньями качества образовательных услуг, имеющими ряд параметров и характеристик, отвечающих требованиям высокой устойчивости отличительных признаков, не зависящих от типа образовательных услуг. Модули делятся по функциональному назначению на три класса: основополагающие, функционирующие, связующие.
Конструкторско-технологический метод проектирования.
Конструкторско-технологический метод проектирования заключается в одновременном движении по вертикали и горизонтали уровней разработки проекта системы менеджмента качества вуза. Процесс конструкторско-технологического метода проектирования базируется на аппаратно-программных комплексах, содержащих необходимую и достаточную информацию о технических, экономических и социальных нормах. Результатом конструкторско-технологического метода проектирования являются программы, позволяющие осуществлять в заданной последовательности необходимый набор проектных операций производства образовательных услуг с заданным качеством. Готовые программы позволяют быстро перестраивать проект системы менеджмента качества вуза под технологию производства образовательных услуг с заданным качеством. Это удовлетворяет требованиям проектирования качества образовательных услуг путем сочетания многообразия научно-технических, экономических и социальных факторов. Контроль качества образовательных услуг производится с помощью тестов, входящих в комплект программ. Тесты позволяют с необходимой степенью точности установить их характеристики без знания принципов действия и задач будущего качества образовательных услуг.
Уровни конструкторско-технологического метода проектирования качества образовательных услуг составляют иерархию этапов по вертикали и горизонтали, последовательность выполнения которых определяется степенью достоверности информации и принятых решений.
Верхний уровень по вертикальной иерархии является началом конструкторско-технологического метода проектирования и решает вопросы потребности в данном качестве образовательных услуг. Результаты первого уровня кладутся в основу планирования этапов проектирования и разработки технического задания на проект системы менеджмента качества вуза.
Второй уровень включает составление, согласование, утверждение технического задания на качество образовательных услуг. На основании исходных данных первого уровня производится расчет эффективности, определяются сроки проектирования, производства и внедрения, включая апробацию нового качества образовательных услуг. Здесь осуществляется расчленение на стадии и этапы разработки проекта системы менеджмента качества вуза, определяются пути достижения рационального качества образовательных услуг, получение информации из банка данных по существующим аналогам образовательных услуг.
Третий уровень по горизонтали включает разработку структурной и функциональной схем проектирования. Устанавливаются ориентировочные характеристики качества образовательных услуг и степень подробности рассмотрения вариантов. Производится одновариантный и многовариантный анализ статического состояния переходного процесса чувствительности, частотных характеристик, стационарных режимов колебаний и устойчивости в качестве образовательных услуг.
Четвертый уровень является уровнем проектирования качества образовательных услуг. Здесь решается совокупная задача разработки проекта системы менеджмента качества вуза, включая функциональные схемы и структуру несущей системы.
Пятый уровень конструкторско-технологического метода проектирования включает разработку технологии производства образовательных услуг с заданными параметрами качества.
Шестой уровень относится к внедрению образовательных услуг с заданными параметрами качества в практику деятельности вуза.
Каждый вертикальный уровень расчленяется на горизонтальные уровни, последовательность которых строится от конкретного элемента к качеству образовательных услуг в целом.
Информатизация конструкторско-технологического метода проектирования требует создания моделей, которые реализуются с помощью информационных систем, включая подготовку модели и процесс формализации. В соответствии с конструкторско-технологическим методом проектирования структура моделируемого качества образовательных услуг рассматривается с точки зрения возможности описания характеристик качества образовательных услуг наборами операций, выполняемых компьютером. В результате изучения моделируемого процесса конструкторско-технологического метода проектирования и накопления информации разрабатывается структура качества образовательных услуг. Применение конструкторско-технологического метода проектирования к сложным задачам имеет исходную неопределенность и слабую структурированность, требует эвристического моделирования.
Процесс эвристического моделирования использует многоэтапный эксперимент и реализует основные черты системного подхода при проектировании качества образовательных услуг на уровне моделирования интроспекции и естественного итерационного эксперимента. Уровень интроспекции структурирует процесс решения и может быть представлен в виде модели "дерева". Описание структуры качества образовательных услуг ведется с помощью самонаблюдения (интроспекции) в ходе решения задачи проектирования.
План действия при конструкторско-технологическом методе проектирования включает:
- решение задачи проектирования путем выделения подмножества исходных данных и результатов;
- производство функциональной либо логической связанности результатов с промежуточными и исходными данными, т. е. "обратный ход" по дереву решения;
- получение данных, являющимися структурными составляющими задачи и компонентами связанности дерева решения;
- получение результата расчленения процесса на структурные составляющие, т.е. "прямой ход" по дереву решения от исходных данных к результату.
Иногда применяют только "прямой ход". Дерево решения обладает наглядностью и позволяет динамично оценивать качество структуризации, несмотря на фрагментарность и неполноту описания на этом уровне. Критерием оценки качества структуризации является появление на вершине модели "дерева" качества образовательных услуг, описываемых существующими математическими моделями. Оценку качества образовательных услуг производит разработчик модели либо эксперт.
Конструкторско-технологический метод проектирования обладает рядом положительных качеств:
- высокой экономичностью, за счет сокращения срока проектирования качества образовательных услуг по сравнению с традиционно-формальным методом проектирования;
- сокращает срок проектирования до минимально возможного, учитывая время старения идеи;
- уменьшает количество специалистов, занятых решением задач проектирования;
- позволяет получить оптимальные проектные решения с рациональным сочетанием физического и математического моделирования, экспериментального макетирования, интуитивно-эвристического метода и индуктивного метода решения задач.
- позволяет достигать высокого качества проекта системы менеджмента вуза и качества образовательных услуг по содержанию и форме за счет использования действующей нормативно-правовой документации.
Метод "быстрого проектирования".
Метод "быстрого проектирования" предполагает:
- организацию структуры системы проектирования в соответствии со стадиями и этапами проектирования по мере поступления принятых решений, а также наличие достаточной информации для начала, проведения и окончания проектирования качества образовательных услуг без ожидания наступления установленного срока выполнения проекта;
- анализ типовых затрат в зависимости от срока проектирования;
- самостоятельность руководителей специализированных групп в принятии решений без излишнего согласования;
- создание руководящего органа, производящего детальный анализ проектирования, определение долгосрочных целей, стратегических потребностей и плана действий;
- соединение всех частей системы проектирования качества образовательных услуг для синхронизации действий, разработки модели интеграции, обучения персонала, поддержки главного звена управления.
Метод "быстрого проектирования" преследует цель выполнения разработки проекта системы менеджмента качества вуза в кратчайший срок, с минимальными затратами и при высоких показателях качества реализации образовательных услуг, а также без затрат на исправления ошибок в проекте и в процессе внедрения качества образовательных услуг в практику деятельности вуза.
Теория разрешения изобретательских задач.
Методы теории разрешения изобретательских задач относятся к последовательной оценке вариантов качества образовательных услуг путем интуиции. Цель применения данной теории - поиск решения проблемы по результатам анализа, что требует разработки универсального языка для различных отраслей знаний. Описание эффектов функционирования по единому образцу дает возможность получения совокупности операций с новыми свойствами, позволяющими решить проблему проектирования качества образовательных услуг. Это происходит на основе унифицированной формы описания различных эффектов изменения параметров и характеристик качества образовательных услуг, функционирования системы проектирования и условий реализации совокупности отношений между качеством образовательных услуг и параметрами системы проектирования.
Моделирование по теории разрешения изобретательских задач производится по принципу "ВЕПОЛЬ", где "ВЕ" - вещество, "ПОЛЬ" - поле. Вещество включает материальную часть качества образовательных услуг, поле отражает взаимодействие энергий материальной части. С помощью одного или нескольких "ВЕПОЛЕЙ" можно получить модель любой образовательной услуги с заданными параметрами качества без лишних, несущественных предметов, не имеющих отношения к проблеме создания проекта системы менеджмента качества. Построенная модель позволяет выявить недостатки, связанные с нарушением закономерностей построения структуры качества образовательных услуг.
Алгоритм теории разрешения изобретательских задач характеризует движение качества образовательных услуг к идеальному конечному результату, т. е. развитию качества образовательных услуг в направления повышения идеальности. Степень идеальности качества образовательных услуг определяется уравнением:
И = Ефп/Ефвр + Ефс, (1)
где Ефп - сумма полезных функций образовательных услуг;
Ефвр - сумма вредных функций образовательных услуг;
Ефс - сумма функций существующих образовательных услуг.
Линия идеального качества образовательных услуг позволяет решать задачу проектирования без введения новых веществ и полей только за счет использования собственных ресурсов системы проектирования. Основная задача формулировки идеального качества образовательных услуг - создание образа "идеального решения" - недостижимого, но нацеленного на лучшее решение.
Приемы теории разрешения изобретательских задач, направленные на разрешение противоречий построения модели качества образовательных услуг, позволяют сформулировать критерии идеального качества образовательных услуг, рассмотреть ресурсы системы проектирования. Линия идеального качества образовательных услуг характеризует движение разработки проекта системы менеджмента качества вуза, позволяет выделить оперативное время и оперативную зону путем анализа модели качества образовательных услуг, поиска использования ресурсов, выбора системы проектирования. Алгоритм теории решения изобретательских задач использует простые формулировки определения функциональных характеристик качества образовательных услуг, используя числовую ось размеров, времени и стоимости.
Метод теории разрешения изобретательских задач позволяет анализировать задачу проектирования с целью ее расчленения и установления правильности выбора структуры системы проектирования качества образовательных услуг для проведения параллельных работ по нескольким направлениям, т. е. использовать принципы системного подхода.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия