| | Проблемы современной экономики, N 1 (61), 2017 | | НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ | | Прийма К. А. аспирант кафедры Общей экономической теории и истории экономической мысли
Санкт-Петербургского государственного экономического университета
| |
| | Ключевые слова: Китай, КНР, инновационное развитие, базовый сектор, пионерный сектор, товарность, планомерность | УДК 330.3; ББК 65.013.8 Стр: 248 - 249 | Экономика представляет собой динамичную постоянно изменяющуюся систему, в которой ее ключевыми показателями выступают производство и потребление. Характеристики этих двух процессов и путь движения товаров и услуг от производителей к потребителям претерпевали изменение с развитием человеческой цивилизации. Для понимания динамики этих изменений следует выделить два типа продуктов — базовый и пионерный (или инновационный) [1, с. 119–121]. Под базовым продуктом понимается такой произведенный в экономике продукт, который формируется в результате стабильного повторения актов производства и потребления с получением в итоге производства точно такого же товара или услуги. В том случае, если в итоге производства путем творческого переосмысления формируется иной, новый продукт, то следует называть его пионерным или инновационным. Цель настоящей статьи — выявление особенностей развития инновационной системы Китая на примере теоретической модели двухсекторной экономики.
На сегодняшний день Китай представляет собой самую крупную и быстро развивающуюся экономику мира. В 2015 году ВВП составил 67670,8 млрд юаней, что на 6,9% больше по сравнению с предыдущим годом (см. рис. 1). [4] | | | Рис.1. ВВП Китая и темпы его изменения в 2011-2015 годах [4] | ВВП на душу населения в 2015 году составил 49351 юаней, что на 6,3 процента больше по сравнению с предыдущим годом. Валовой национальный доход в 2015 году составил 67302,1 млрд юаней. [4]
Расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (R&D) в Китае составили 1,422 млрд юаней в 2015 году, что на 9,2% больше по сравнению с 2014 г., что составляет 2,1% от ВВП, см. рис. 2. [4] | | | Рис. 2. Расходы на НИОКР в Китае в 2011–2015 годах [4] | Из этой суммы 671 млн юаней [4] выделено за счет государственных программ фундаментальных исследований. Было реализовано 574 проекта в рамках ключевых национальных технологических исследований и разработок. К концу 2015 года в Китае насчитывалось 132 национальных инженерных исследовательских центра и 158 национальных инженерных лабораторий. Количество государственных предприятий — технических центров достигло 1187.
Для глубокого понимания сущностных особенностей развития инноваций в Китае, необходимо четкое выяснение специфики его экономической системы, в рамках которой осуществляется процесс производства и потребления инноваций. В экономике Китая соединены плановые принципы и элементы рыночной экономики, то есть экономика носит смешанный характер, огромное значение имеет государственное регулирование экономики. В народном хозяйстве существует значительный государственный сектор, жесткий контроль за «чистотой» ведения бизнеса, социальная направленность, поддержка предпринимательства. Одновременно страна успешно развивает частную собственность, рыночные отношения, активно привлекает значительные иностранные инвестиции. Таким образом, экономическую модель КНР можно охарактеризовать как смешанную экономическую систему с преобладанием плановых, командно-административных начал. Данная экономическая система дала возможность активному развитию экономики, самым высоким темпам экономического роста среди других государств мира, увеличению доли Китая в мировой экономике и становлению в качестве одного из лидеров инновационного производства в мире. Возникают вопросы: во-первых, что предопределило формирование именно такой модели экономической системы в Китае; во-вторых, насколько указанная модель способствует инновационному развитию; в-третьих, может ли опыт организации экономики по аналогичному типу быть востребован в других государствах и принести аналогичные результаты?
Поиск ответа на эти вопросы приводит к истокам экономических отношений в древнекитайской общине. Совместный труд стимулировал усердие работающих, попытки планирования результатов, укреплял взаимовыручку. И ознаменовался далее строительством ирригационных систем и защитных сооружений, отражением нападений врагов.
Кроме того, важным фактором, влияющим на развитие той или иной экономической системы в обществе является делимость или неделимость производимого продукта. Делимая продукция создает условия для товарности, неделимый продукт — для планомерных экономических отношений. Наличие базовых и делимых продуктов в обществе приводит к формированию рыночной экономики, неделимых и пионерных — к командной экономике, а наличие «неделимости и базовости» или «делимости и пионерности» приводит к развитию смешанной экономики.
По мере развития первобытного способа производства на евразийском пространстве возникали устойчивые экономические системы, продукт которых можно было бы охарактеризовать как «пионерные и неделимые», что закрепляло планомерность экономических отношений и дало возможность появиться великой цивилизации Древнего Китая в 3 тысячелетии до нашей эры. В условиях такого государства стремление к индивидуальному успеху и личная инициатива не развиваются, поскольку потребности экономики требуют слаженных коллективных действий, формируется установка делиться с теми, кто лишен нормальных ресурсов. Такие стереотипы поведения закреплялись, давая возможность подготовить появление человека евразийского типа.
Когда развитие экономики доходит до уровня, при котором формируется устойчивое воспроизводство одного и того же продукта, начинается совершенствование и накопление соответствующих навыков и технических средств, развиваются психологические реакции людей на тот или иной тип производства и потребления. Экономическая культура включает в себя объективные производительные и потребительные силы, психологические реакции и экономические институты в обществе. Экономическую культуру Древнего Китая следует назвать планомерной, в рамках которой пионерный продукт играет ключевую роль. Широко известны примеры изобретения китайцами пороха, фарфора, которые не производились в западной цивилизации [3, с. 39].
Первоначально, инновации являются пионерными продуктами, которые созданы благодаря творческой инициативе, изобретательству и нестандартному мышлению отдельных людей или группы людей. Затем, по мере налаживания производства инновационный пионерный продукт приобретает свойства базового продукта и получает широкое распространение. Так, для современного Китая характерна широкомасштабная реформа высшего образования, поддержка технологических предприятий, особых зон развития и кластеров [3, с. 37]. Китай ориентируется на долгосрочное развитие, включающее в себя достижение стратегических целей, умение принести в жертву краткосрочные выгоды, что составляет конкурентное преимущество нации.
Например, первые попытки Китая создать высокоскоростные железные дороги в начале 1990-х годов можно назвать пионерным продуктом, поскольку идея производства таких поездов находилась на стадии апробации и опытного тестирования. Но с начала 2000-х китайский поезд, развивающий скорость 200–350 км/ч, превратился в базовый продукт, обеспечив передвижение жителей Китая по высокоскоростным дорогам протяженностью более 16 тыс. км. А благодаря «китайскому гению» пионерным продуктом сейчас стала технология производства железнодорожных составов на магнитном подвесе, что даст возможность китайским поездам разгоняться до скорости 430 км/ч. Подобная линия уже работает в Шанхае, соединяя станцию метро Лунъян Лу и аэропорт Пудун [2].
Важной особенностью анализа экономики с позиции базовых и пионерных продуктов является то, что затраты при производстве базового продукта ниже стоимости результата, а в случае пионерного продукта — затраты на производство выше стоимости результата. Это объясняется отлаженными технологиями производства базовых продуктов и сложностями с внедрением пионерных продуктов в процесс потребления. Сложности с внедрением инновационных продуктов в процессы потребления и высокие затраты на инновации наблюдаются во всех странах мира, но в Китае преодоление данной проблемы имеет свои особенности. Во-первых, государство обладает значительным трудовым ресурсом — 150 млн. фабричных работников, современную инфраструктуру и большое количество поставщиков материалов и полуфабрикатов. Оно в 5 раз больше, чем в Японии. В результате между поставщиками и работниками происходит конкуренция, что приводит к снижению затрат на инновации, повышается качество и уменьшается время вывода новых товаров на рынок. Кроме того, производители в Китае нацелены на занятие более высоких позиций в цепочке «добавленной стоимости», создавая все более наукоемкие продукты, используя процессы автоматизации и роботизации производства [2].
Поскольку при производстве пионерных продуктов, стоимость результата ниже стоимости затрат, то производство данных пионерных инновационных продуктов возможно только за счет перераспределения избыточного базового продукта, обеспечивая при этом ресурсную базу для освоения пионерных продуктов. Также потребление базового продукта дает возможность обеспечивать исходные навыки для производства пионерного продукта. Китайские производители быстро учатся, что частично объясняется усилиями правительства по упрощению обмена техническими нововведениями с зарубежными партнерами. Благодаря этому Китай смог достичь показателей: 41% мировой выручки от производства и продажи высокоскоростных поездов; 20% выручки от ветряных турбин; 18% выручки от коммуникационного оборудования.
Вопрос о перенесении опыта китайской инновационности на территории других стран пока остается открытым. Несомненно, для этого необходимо историческое формирование схожих условий развития базовых и пионерных продуктов в истории развития нации, а также соотношения делимости и неделимости продукта. |
| |
|
|