| | Проблемы современной экономики, N 1 (61), 2017 | | ИЗ ИСТОРИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ И НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА | | Пыхалов И. В. историк, публицист (Санкт-Петербург)
| |
| | Рассматривается дореволюционная история российской чёрной металлургии. В разные периоды её развитие шло весьма неравномерно, испытывая как подъёмы, так и падения. Решающую роль в этом играла политика российского государства. Недостаточно продуманные реформы (1861 г.) или свободный ввоз чёрных металлов из-за границы (1861–1880 гг.) сказывались негативно, в то время как протекционистские меры — защита внутреннего рынка таможенными пошлинами, стимулирование отечественного производителя — оказывали благотворное влияние, особенно ярко проявившееся в 1880–90-е гг. Однако, несмотря на эти успехи, дореволюционная российская чёрная металлургия продолжала уступать ведущим западным странам в абсолютных величинах произведённой продукции и особенно в производстве на душу населения | Ключевые слова: железо, протекционизм, Российская Империя, сталь, таможенные пошлины, чёрная металлургия, чугун | УДК 94(47) «1700/1913» + 669.1; ББК 63.3(2) + 34.32 Стр: 221 - 227 | Анализируя развитие дореволюционной российской промышленности, в первую очередь следует обратить внимание на чёрную металлургию, этот фундамент индустрии. Чёрная металлургия — базовая отрасль тяжёлой промышленности, наличие достаточного количества чёрных металлов (чугуна, железа и стали) жизненно необходимо для развития железнодорожной сети, машиностроения, строительства.
Исторической особенностью развития России является догоняющая модернизация, вызванная необходимостью навёрстывать отставание от ведущих стран и осуществляемая «сверху». Так, три века назад ответом на вызов Запада стали реформы Петра I, давшие мощный импульс развитию нашей страны. К середине XVIII столетия Россия вышла на первое место в мире по выплавке чугуна:
Таблица 1
Выплавка чугуна в Англии и в России XVIII в. (тыс. пудов) [3, с. 50]Годы | Англия и Шотландия | Россия* |
---|
1720 | 1037 | 610 | 1725 | 1040 | 815 | 1730 | 1047 | 957 | 1750 | 1342 | 2009 | 1760 | 1647 | 3663 | 1770 | 1952 | 5106 | 1780 | 2440 | 6718 | 1790 | 4880 | 7957 | 1800 | 9516 | 9908 | * Учтён только доменный чугун. В петровской России насчитывалось ещё до 3000 ручных горнов с продукцией 350 тысяч пудов сыродутного железа.
Благодаря успехам отечественной металлургии «ввоз из-за границы железа, доставлявшегося ранее главным образом через Архангельск из Швеции (свицкое железо), в 1724 г. уже был вытеснен местным производством» [1, с. 15 (1-я паг.)]. Более того, железо стало заметной статьёй русского экспорта. В 1717–1719 гг. его вывоз составлял 35 тыс. пудов, в 1730-е гг. колебался в пределах 200–340 тыс. пудов в год, к середине века эта цифра достигла 1 млн пудов, в конце 1770-х гг. из России ежегодно вывозилось около 2 млн пудов железа, а в начале 1790-х гг. — 2,5 млн пудов. В 1793 году было вывезено 3033 тыс. пудов железа на 5204,4 тыс. рублей, а в следующем, 1794 году экспорт железа достиг наивысшей величины — 3885 тыс. пудов. Главным потребителем русского железа была Англия, решавшая тем самым задачу индустриализации [3, с. 51–52].
В первой половине XIX века рост выплавки чёрных металлов в России резко замедлился. Одновременно происходит быстрое развитие коксовой металлургии, сперва в Великобритании, а затем и в других странах Запада. Это постепенно привело к утрате Россией лидирующих позиций в чёрной металлургии. В 1801–1810 гг. русский экспорт составлял 2,1 млн пудов железа, в 1810–1830-х гг. — 1,3 млн пудов [3, с. 52].
Таблица 2
Выплавка чугуна в 1820–1860 гг., тыс. пудов [1, с. 9–10 (2-я паг.)] | 1820 | 1830 | 1840 | 1850 | 1860 |
---|
Англия | 25 211 | 42 230 | 86 925 | 140 056 | 237 168 | Франция | 7 442* | 13 725 | 24 583 | 24 766 | 54 778 | США | 1 240 | 10 187 | 17 690 | 34 099 | 50 094 | Россия | 9 333* | 11 169 | 11 331 | 13 892 | 20 467 | * Данные за 1822 год.
Ускоренное развитие производительных сил России, наступившее по окончании Крымской войны, увеличило потребность в чёрных металлах, особенно для строительства железных дорог, перевооружения армии и флота. Однако старая уральская промышленность, основанная на древесно-угольной выплавке чугуна, имела весьма ограниченные возможности для роста. Более того, реформа 1861 года вызвала обвальное сокращение выплавки чугуна на уральских заводах:
«В начале шестидесятых годов уральские заводы перенесли тяжкий горнозаводской кризис, первое начало которому положено было крутым возвышением цен на хлеб, начавшимся в 1857 г. вследствие неурожаев, свирепствовавших особенно на северном Урале. При обязательном труде, главный расход заводчиков заключался в даровой раздаче хлеба пайками, по числу душ, всему заводскому населению. Когда с 1858 по 1861 год цены на хлеб быстро возросли, то соразмерно с ним возросла и стоимость заводских материалов — руды и угля, а затем и самых металлов; продажная же цена этих последних поднялась далеко не в такой степени...
Таким образом, стоимость железа возвысилась на 100%, а в то же время продажная цена его в Нижнем Новгороде поднялась не более 24%. Этот убыточный оборот застал большую часть заводов совершенно без капиталов, которых потребовалось теперь несравненно более, а потому некоторые заводы вынуждены были уменьшить производство. Между тем настала крестьянская реформа, которая довершила кризис, раскрыла все недуги старого порядка и потребовала безотлагательно ввести новое хозяйство, вольный труд вместо обязательного и новых капиталов, которых не было у заводчиков» [7, с. 109 (1-я паг.)].
«Перед освобождением крестьян от крепостной зависимости (1861 г.) на Урале действовало 224 горных завода с выплавкой в 16 1/2 миллионов пудов. Уничтожение крепостного права, позволившее рабочим бросить ненавистную тяжёлую заводскую работу, привело к массовому переселению вчерашних рабов прочь от заводов, в другие губернии. Результатом этого явилось значительное сокращение производства. Уральская промышленность, основанная на правительственной опеке и кабальном труде, с трудом переходила на новые начала производства с вольнонаёмными рабочими. Целых 10 лет понадобилось для того, чтобы выплавка чугуна в 1870 году догнала выработку уральских заводов, какую они давали до уничтожения крепостной зависимости» [14, с. 22].
Таблица 3
Выплавка чугуна в различных промышленных районах Российской империи, тыс. пудов [1, с. 7 (2-я паг.)]1Годы | Южный | Уральский | Центральный | Север и Сев.-Запад | Польский | Сибирский | Итого |
---|
1860 | — | 14.513 | 3.150 | 346 | 1.383 | 189 | 19.581 | 1861 | — | 14.226 | 2.743 | 306 | 1.428 | 178 | 18.881 | 1862 | 8 | 10.467 | 2.171 | 199 | 1.542 | 148 | 14.535 | 1863 | 79 | 11.921 | 2.744 | 147 | 1.275 | 89 | 16.255 | 1864 | 194 | 12.533 | 2.852 | 228 | 1.569 | 72 | 17.448 | 1865 | 168 | 12.329 | 3.167 | 264 | 1.351 | 118 | 17.397 | 1866 | 117 | 12.580 | 3.208 | 209 | 1.315 | 64 | 17.493 | 1867 | 117 | 12.399 | 3.263 | 247 | 664 | 192 | 16.882 | 1868 | 260 | 13.857 | 3.649 | 150 | 789 | 274 | 18.979 | 1869 | 324 | 13.402 | 3.156 | 149 | 1.881 | 250 | 19.162 | 1870 | 352 | 14.797 | 3.460 | 133 | 1.730 | 278 | 20.750 |
К этому времени Россия уступала по выплавке чугуна не только Англии, Франции, США и Германии, но и таким странам, как Бельгия и Австро-Венгрия (см. табл. 11).
Таким образом, отечественная чёрная металлургия не могла в полной мере удовлетворить потребности народного хозяйства. «В 60-х годах внутри России добывалось лишь около 20 милл. пудов чугуна, и вся потребность страны в чугуне (считая 1 п. железа = 1 1/4 пуда чугуна, а пуд машин = 1 1/2 пуд. чугуна, так как при переделке происходят неизбежные утраты) достигала 50 милл. пуд. чугуна. Почти такою же оставалась эта потребность России и во всё продолжение 70-х годов, когда внутреннее производство могло удовлетворить не более как 40% существовавшего спроса» [15, с. 14 (1-я паг.)].
Особенно это касалось развития железнодорожного транспорта. На 1860 год протяжённость российских железных дорог составляла всего лишь 1491 версту [17, с. 787]. С 1860-х годов начинается усиленное железнодорожное строительство:
Получить недостающий металл можно было лишь за счёт импорта.
Согласно действовавшему таможенному тарифу 1822 года многие иностранные товары были запрещены к привозу или обложены очень высокими пошлинами. Так, ввоз чугуна и железа морем был запрещён, при ввозе через сухопутную границу чугун облагался пошлиной в 90 коп. с пуда, а железо — 1 р. 20 коп. с пуда [15, с. 345 (2-я паг.)]. Если учесть, что в 1855–1857 гг. стоимость чугуна на Среднем Урале составляла 12–13,5 коп., а железа 53–57 коп. за пуд [7, с. 109 (1-я паг.)], фактически такой тариф можно назвать запретительным.
Таблица 4
Темпы строительства российских железных дорог [1, с. 79 (1-я паг.)]Пятилетия | Построено железных дорог, вёрст |
---|
1861–1865 | 2.066 | 1866–1870 | 6.667 | 1871–1875 | 7.443 | 1876–1880 | 3.436 | 1881–1885 | 3.042 | 1886–1890 | 4.311 | 1891–1895 | 5.839 | 1896–1900 | 14.887 | 1901–1905 | 7.215 | 1906–1910 | около 6.000 |
Новый таможенный тариф, который был Высочайше утверждён 25 марта 1857 г. и введён в действие со дня получения его в таможнях [15, с. 545 (2-я паг.)], разрешил ввоз чугуна и железа морем, при этом пошлина на чугун была назначена 15 коп. с пуда, а на железо в зависимости от сорта — от 50 до 90 коп. с пуда (при ввозе через сухопутную границу 30 коп.). Размеры этих пошлин были рассчитаны так, чтобы в центральных местностях империи (Москва, Нижний Новгород) иностранные чугун и железо обходились несколько дороже русских. Для покровительства возникновению металлургических заводов на юге России был воспрещён ввоз чугуна и железа из-за границы в порты Азовского моря [15, с. 554 (2-я паг.)].
Высочайше утверждённым 19 июня 1859 г. мнением Государственного Совета пошлина на чугун была снижена до 5 коп. с пуда, на железо полосовое до 35 коп, сортовое — до 45 коп. и листовое — до 70 коп. с пуда [15, с. 545 (2-я паг.)].
Высочайше утверждённым 8 мая 1861 г. мнением Государственного Совета был разрешён беспошлинный привоз в Россию иностранного чугуна и железа для машиностроительных заводов [15, с. 346 (2-я паг.)]. Мотивировалось это тем, что таможенный тариф, допуская беспошлинный ввоз готовых машин и взимая пошлину с сырья для их производства, создавал тем самым преимущества заграничным механическим заводам в ущерб отечественному машиностроению.
По первоначально установленным правилам этой льготой могли пользоваться только владельцы машиностроительных заводов, причём в количестве, соответствующем объёму производства на этих заводах машин и фабричных принадлежностей. Однако затем к машиностроительным заводам были отнесены и заводы, занимающиеся постройкой железных судов, броненосцев, гидравлических приборов, железных мостов, а также артиллерийских снарядов, орудий и лафетов. В последующие годы льгота беспошлинного получения чугуна и железа была распространена на производство железнодорожных принадлежностей и подвижного состава, на сооружение и ремонт самих заводов [15, с. 554 (2-я паг.)], и даже на заводы, изготовлявшие телеграфную проволоку [15, с. 108 (2-я паг.)].
Эти меры привели к постепенному увеличению ввоза чёрных металлов. «До 1862 года Россия могла ещё собственными средствами удовлетворять свою потребность в чугуне, железе и стали; но с 1863 года начинается перевес ввоза над вывозом» [15, с. 351 (2-я паг.)].
Новый таможенный тариф, Высочайше утверждённый 3 июня 1868 г., был введён в действие с 1 января 1869 г. [15, с. 546 (2-я паг.)]. Хотя беспошлинный ввоз большинства категорий машин и механизмов отныне прекратился — были введены пошлины в 75 коп. с пуда для паровозов и 30 коп. с пуда для всякого рода машин, аппаратов и орудий, за исключением земледельческих, бумагоделательных, типографских и служащих для текстильного производства — правила о беспошлинном привозе чугуна и железа для машиностроительных и механических заводов остались в силе. Более того, был отменён запрет на привоз чугуна и железа в азовские порты [15, с. 148, 554 (2-я паг.)].
Что же касается импорта чёрных металлов, не подпадавших под льготу, то пошлины на разные виды железа были частично снижены и составили: 20 коп. с пуда на рельсовое, 35 коп. с пуда на полосовое, сортовое, фасонное и в лому, 50 коп. на листовое, котельное, броневое, 80 коп. на сталь [15, с. 555 (2-я паг.)]. Штыковой чугун (выплавленный в виде грубых болванок, так называемых штыков) по-прежнему облагался в размере 5 коп. с пуда, чугун в изделиях — от 50 коп. до 2,5 руб. с пуда, смотря по отделке [15, с. 347 (2-я паг.)].
Последствия этого тарифа оказались неблагоприятными для отечественной железной промышленности, так как ввоз иностранного продукта чрезмерно усилился [15, с. 347 (2-я паг.)]:
Таблица 5
Ввоз чёрных металлов и изделий из них, в среднем за год, тыс. пудов [15, с. 13 (1-я паг.)] | 1869–1872 | 1873–1876 | 1877–1880 |
---|
Чугун | 3.263 | 4.129 | 9.319 | Железо и сталь в разных видах | 15.144 | 20.768 | 18.124 | Машины | 3.620 | 4.639 | 7.487 |
Чтобы оценить масштаб этого ввоза, следует вспомнить, что в 1870 году в Российской империи (включая Финляндию) было выплавлено 15.138,507 пудов железа и 536,040 пудов стали, в 1871 году — соответственно 15.506,413 и 442,241 пудов [7, с. 108 (1-я паг.)].
При этом в период 1868–1878 гг. 90% чугуна и свыше 60% железа ввозилось беспошлинно [15, с. 555 (2-я паг.)]. Как отметил заслуженный профессор Санкт-Петербургского технологического института Н.Ф. Лабзин в своей статье из обзора «Фабрично-заводская промышленность и торговля России», «контроль за правильным расходованием беспошлинно пропущенного железа был затруднителен» [15, с. 108 (2-я паг.)].
«Лучшею иллюстрацией нашей отсталости в 70-х годах [XIX века] может служить тот факт, что рельсы Уральской железной дороги, проложенной в гнезде нашего железного производства, привезены из Англии» [16, с. 261].
Впрочем, по мнению известного российского предпринимателя XIX века В.А. Кокорева, этот прискорбный факт иллюстрирует скорее не отсталость нашей страны, а использование «административного ресурса» во вред государственным интересам:
«Само дело указывало, что надобно было спешить с устройством горной Уральской дороги, чтобы получать оттуда рельсы, железные мосты и прочее; а мы эту дорогу, отложив на самый конец, покрывали (о, ужас!) рельсами и железными мостами, привозимыми из Англии» [5, с. 35].
«Покойный директор горного департамента В.К. Рашет, отлично знавший Урал, как управлявший некогда заводами Демидовых, тотчас после Крымской войны представил ко всем властным лицам проект сооружения Уральской горнозаводской железной дороги с ясными доказательствами необходимости построить эту дорогу прежде других линий, дабы воспользоваться недрами Уральского хребта для выделки рельсов и прочих принадлежностей железных дорог. Более 15 лет Рашет хлопотал о приведении своей мысли в исполнение, но стену равнодушия пробить не мог и в 70-х годах умер» [5, с. 36–36]. Этот эпизод показывает, что развитию промышленности, в частности металлургии, могли бы способствовать не только меры протекционизма и таможенного регулирования, но и рациональное планирование развития промышленной инфраструктуры — как первооснова достижения поставленных целей индустриализации.
Такое положение дел побудило русское правительство принять ряд мер по защите внутреннего рынка. Первым шагом на этом пути стало распоряжение о взимании с 1 января 1877 года таможенных пошлин золотою валютою по номинальному достоинству кредитного рубля. Если учесть, что среднегодовой курс золотого рубля составил в 1877 году 1,5, а в 1878 году — 1,57 кредитных рублей [15, с. 550–551 (2-я паг.)], переход на взимание пошлин золотом фактически означал их повышение в полтора раза.
Высочайше утверждённым 3 июля 1880 г. мнением Государственного Совета было решено отменить с 1 января 1881 г. льготу беспошлинного пропуска из-за границы чугуна и железа для машиностроительных заводов, одновременно была повышена до 80 коп. золотом с пуда пошлина со всяких фабричных и заводских аппаратов и машин из чугуна, железа и стали [15, с. 555 (2-я паг.)].
В конце 1881 года была сделана 10%-ная надбавка ввозной пошлины по всем отраслям, кроме соли. Тарифом 1882 года пошлина на чугун была округлена до 6 коп. золотом с пуда, на полосовое и сортовое железо — до 40 коп., на сталь же понижена до 40 коп. и тем самым уравнена с железом [15, с. 347 (2-я паг.)]. Наряду с этим были приняты и другие меры поощрения отечественной железной промышленности: повышены пошлины с паровозов и вагонов; установлена премия на стальные рельсы и паровозы русских заводов; в концессии железнодорожных обществ включались условия приобретения путевых принадлежностей и подвижного состава в России и т.п. [15, с. 347 (2-я паг.)]
Несмотря на это, ввоз чугуна в первой половине 1880-х гг. ещё более возрастает, а его выплавка внутри страны растёт весьма слабо. Низкие таможенные пошлины на чугун не защищали отечественных производителей от конкурентов из развитых западных стран. При обсуждении в 1884 году в Государственном Совете вопроса о пошлинах на чёрные металлы выяснилось, что для полного обеспечения чугуноплавильного производства как на Урале, так и на Юге и в Царстве Польском пошлину с чугуна надлежало определить в 25 коп. золотом с пуда [15, с. 557 (2-я паг.)].
Пока же российские передельные заводы вовсю использовали для выделки железа и стали иностранный чугун. Так, в 1880–1881 гг. 2/3 стальных рельс отечественной выделки (за производство которых выплачивалась попудная премия из казны) были изготовлены из импортного чугуна [15, с. 369 (2-я паг.)].
Между тем технические возможности для успешного развития отечественного чугунолитейного производства к этому времени уже имелись. Построенная сеть железных дорог приблизила места добычи чугуна к крупным центрам промышленности и торговли, создала возможности для развития современной металлургической базы на Юге России, опирающейся на имеющиеся там месторождения железной руды и угля. Однако для ввода в строй доменных печей требовалось время. Поэтому правительство решило действовать последовательно и с осторожностью, с тем, чтобы постепенно перевести переделочные заводы, по мере возможности и без особых потрясений в производстве, к выделке железа и стали из отечественного материала взамен иностранного.
Высочайше утверждённым 16 июня 1884 г. мнением Государственного Совета было постановлено повысить ввозную пошлину на чугун поэтапно: с 1 июля 1884 года она должна была составить 9 копеек с пуда, с 1 марта 1885 г. — 12 копеек и с 1 марта 1886 г. — 15 копеек; причём в последующие 12 лет эта пошлина не должна была снижаться. При этом пошлина на полосовые и сортовые железо и сталь была оставлена в размере 40 коп. с пуда, пошлина на железо и сталь специальных сортов (в листах, плитах и мелкосортное) — увеличена с 55 до 60 коп. Также было повышено таможенное обложение машин и вообще изделий из чугуна, железа и стали [15, с. 556 (2-я паг.)].
Тарифом 1887 года пошлина на штыковой чугун была повышена до 25 коп. за пуд по Балтийской морской границе и до 30 коп. по западной сухопутной границе, достигнув тем самым полного покровительственного размера. Разница в 5 копеек объяснялась тем, что переделочные, железоделательные и механические заводы Царства Польского находились близ границы, в более благоприятных условиях относительно получения заграничного сырья. При этом было постановлено не понижать таможенные тарифные ставки для чугуна до 1898 года. Одновременно были повышены пошлины на железо и сталь, а также на чугунные, железные и стальные изделия, машины и суда [15, с. 348 (2-я паг.), 557 (2-я паг.)].
В результате начиная с 1887 года ввоз чугуна резко упал, а его выплавка на российских заводах за 1880-е годы удвоилась, причём основная часть этого роста приходится на вторую половину 1880-х гг. Что касается производства железа и стали, то оно увеличилось лишь на 38,7%.
Таблица 6
Производство и ввоз чёрных металлов и изделий из них в 1881–1890-х гг., млн пудов [15, с. 557 (2-я паг.)]Годы | Выплавка чугуна | Привоз чугуна | Приготовление железа и стали | Привоз железа и стали | Привоз железа и стали в изделиях | Привоз машин и орудий |
---|
1881 | 28,7 | 14,3 | 35,7 | 8 | 1,8 | 2,7 | 1882 | 28,2 | 13,4 | 33,3 | 7,3 | 1,5 | 3,3 | 1883 | 29,4 | 14,5 | 33,3 | 6,8 | 1,3 | 3,3 | 1884 | 31,1 | 17,3 | 34,7 | 5,4 | 1,1 | 3 | 1885 | 32,2 | 13,5 | 33,9 | 4,3 | 0,8 | 2,2 | 1886 | 32,5 | 14,5 | 36,9 | 4,5 | 1 | 2,2 | 1887 | 37,4 | 8,8 | 36,3 | 3,4 | 0,7 | 2 | 1888 | 40,7 | 4,5 | 35,8 | 8,9 | 0,9 | 2,5 | 1889 | 45,2 | 6,4 | 41,9 | 5,4 | 0,9 | 3,2 | 1890 | 56,6 | 7,1 | 49,5 | 6 | 0,8 | 2,9 |
В начале 1890 года кредитный рубль существенно укрепился: если в 1887 г. его среднегодовой курс составил 181 коп. за золотой рубль, а в 1888 г. — 172 коп. [15, с. 551 (2-я паг.)], то в августе 1890 г. золотой рубль равнялся всего лишь 129 кредитным копейкам. Столь резкое повышение курса удешевляло цены иностранных товаров на русских рынках и облегчало оплату ввозных пошлин, а с другой стороны делало менее выгодной продажу русских товаров за границу. Чтобы защитить отечественную промышленность, Именным Высочайшим Указом от 16 августа 1890 г., данным министру финансов, таможенные пошлины на большинство ввозимых товаров, включая чёрные металлы и изделия из них, были повышены на 20% сроком по 1 июля 1891 г. [15, с. 564 (2-я паг.)]
Новый таможенный тариф был установлен высочайше утверждённым 11 июня 1891 года мнением Государственного Совета и введён в действие с 1 июля того же года [15, с. 566 (2-я паг.)]. Для чугуна не в деле было признано необходимым сохранить установленную годом ранее временную 20%-ную надбавку. Таким образом, пошлина с него была определена в размере 30 коп. золотом с пуда при привозе морем и 35 коп. — по западной сухопутной границе. На специальные сорта чугуна (марганцевый, кремнистый и хромистый) была установлена пошлина в 50 коп. с пуда. Соответственно были повышены и пошлины на железо и сталь, причём некоторые сорта фасонного железа, ранее облагавшиеся наравне с сортовым, и листовое тонкое железо были выделены к высшему обложению [15, с. 572 (2-я паг.)].
1893 год ознаменовался «таможенной войной» между Россией и Германией, которая являлась в то время одним из важнейших наших внешнеторговых партнёров:
При этом основными статьями российского экспорта были продукты сельского хозяйства. Так, в 1890 году было вывезено хлеба на 339 745 416 руб. [10, с. II,А-1], в 1891 — на 354 341 121 руб. [11, с. II,А-1], в 1892 — на 164 158 508 руб. [12, с. II,А-1].
Между тем к началу 1890-х гг. Германия установила высокие таможенные пошлины на ввоз сельскохозяйственной продукции. Ситуация усугубилась после вступления в действие 1 февраля 1892 года торговых договоров Германии с рядом европейских государств, которым при этом были понижены пошлины на хлебные продукты, лес, масло, яйца, живой скот, некоторые животные продукты и т.п. Россия оказалась в неравноправном положении по сравнению с другими странами: так, наш хлеб оказался обложенным на 30% выше, лес — на 33%, яйца — на 50%, лошади — на 100% и т.д. [15, с. 597–598 (2-я паг.)]
Попытки заключить торговый договор с Германией затягивались по вине немецкой стороны, которая отказывалась снижать пошлины на российский экспорт, хотя настаивала на понижении российских тарифов на ввоз германских товаров.
В этих условиях Высочайше утверждённым 1 июня 1893 года мнением Государственного Совета с 20 июля того же года был введён двойной таможенный тариф. Если раньше однородные иностранные товары подлежали одинаковому таможенному обложению независимо от страны их происхождения, то теперь для государств, не предоставивших России режим наибольшего благоприятствования, вводились надбавки к таможенным пошлинам. В первую очередь это коснулось Германии — на главные предметы её экспорта в Россию пошлины были увеличены на 30% [15, с. 599–601 (2-я паг.)].
В ответ германское правительство ввело с 20 июля (1 августа) 1893 г. 50% надбавку к таможенным пошлинам на российские товары. В свою очередь 18 июля 1893 г. было опубликовано Высочайшее повеление, которым министру финансов было предоставлено право, по соглашению с министром иностранных дел «издавать распоряжения о взимании особо повышенных пошлин с товаров тех государств, которые будут, с своей стороны, облагать наш ввоз особо повышенными пошлинами против их общих таможенных тарифов». При этом увеличение пошлин было поставлено в зависимость от размера надбавок, какие будут наложены иностранным государством на русские товары. Таким образом, российские таможенные пошлины на германские товары увеличились ещё на 50% [15, с. 605–606 (2-я паг.)].
Таблица 7
Российский ввоз и вывоз, руб. [10, с. Б; 11, с. Б; 12, с. Б] | 1890 | 1891 | 1892 |
---|
| вывоз | ввоз | вывоз | ввоз | вывоз | Ввоз |
---|
Германия | 177 940 038
25,24% | 114 634 693
27,55% | 192 931 822
26,74% | 103 267 529
27,22% | 138 239 422
28,25% | 101 653 048
25,17% | Великобритания | 203 662 673
28,88% | 93 340 173
22,43% | 179 905 098
24,93% | 83 059 805
21,90% | 118 523 887
24,22% | 101 177 809
25,05% | Франция | 49 365 176
7,00% | 17 254 005
4,15% | 48 906 062
6,78% | 16 698 457
4,40% | 35 109 876
7,17% | 18 491 264
4,58% | США | 362 140
0,05% | 53 387 894
12,83% | 815 345
0,11% | 39 715 289
10,47% | 2 535 019
0,52% | 35 779 853*
8,86% | Всего | 705 096 972 | 416 065 478 | 721 613 570 | 379 342 097 | 489 409 718 | 403 879 940 |
Конфликт закончился подписанием 29 января (10 февраля) 1894 г. торгового соглашения с Германией, которое вступило в действие с 8(20) марта того же года [15, с. 606 (2-я паг.)]. Нормальные торговые отношения двух государств были восстановлены, при этом стороны пошли на взаимные уступки. В частности, были несколько снижены пошлины на ввоз из Германии чёрных металлов и изделий из них по сравнению с уровнем до начала «таможенной войны» [15, с. 349–350 (2-я паг.)].
Проводимая правительством России протекционистская политика дала результаты. За 1890-е годы выплавка чугуна, а также производство железа и стали более чем утроились.
Как мы видим из табл. 8 и 9, этот рост был обеспечен в основном за счёт быстро развивающегося Южного промышленного района, обогнавшего в эти годы Урал, в течение длительного времени служивший главной металлургической базой России. Как отмечал В.И. Ленин в своей фундаментальной работе «Развитие капитализма в России»:
«Южный район горнопромышленности представляет из себя во многих отношениях диаметральную противоположность Уралу. Насколько Урал стар и господствующие на Урале порядки “освящены веками”, настолько Юг молод и находится в периоде формирования. Чисто капиталистическая промышленность, выросшая здесь в последние десятилетия, не знает ни традиций, ни сословности, ни национальности, ни замкнутости определённого населения. В Южную Россию целыми массами переселялись и переселяются иностранные капиталы, инженеры и рабочие, а в современную эпоху горячки (1898) туда перевозятся из Америки целые заводы» [6, с. 488–489].
Таблица 8
Выплавка чугуна в различных промышленных районах Российской империи, млн пудов [8, с. 372]Год | Юг России | Урал | Подмосковный район | Северный район | Царство Польское | Итого |
---|
1887 | 4,2 | 23,8 | 4,4 | — | 3,7 | 36,1 | 1888 | 5,4 | 24,4 | 4,6 | — | 4,8 | 39,2 | 1889 | 8,5 | 24,9 | 5,1 | — | 5,4 | 43,9 | 1890 | 13,4 | 28,2 | 5,8 | 0,005 | 7,4 | 54,8 | 1891 | 15,5 | 30,4 | 6,2 | 0,007 | 7,5 | 59,6 | 1892 | 17,2 | 31,1 | 6,4 | 0,021 | 8,8 | 63,521 | 1893 | 20,0 | 31,4 | 7,2 | 0,041 | 9,8 | 68,441 | 1894 | 27,4 | 33,7 | 7,7 | 0,052 | 10,7 | 79,552 | 1895 | 34,0 | 33,6 | 7,7 | 0,043 | 11,3 | 86,643 | 1896 | 39,2 | 36,2 | 8,4 | 0,046 | 13,3 | 97,146 | 1897 | 46,3 | 41,2 | 10,9 | 0,108 | 13,7 | 112,208 | 1898 | 61,5 | 44,6 | 11,3 | 0,404 | 15,8 | 133,604 | 1899 | 82,6 | 45,6 | 14,9 | 1,7 | 18,7 | 163,5 | 1900 | 91,9 | 50,5 | 14,3 | 2,0 | 18,1 | 176,8 | 1901 | 92,0 | 49,2 | 11,0 | 1,1 | 19,6 | 172,9 | 1902 | 84,3 | 44,8 | 8,5 | 1,9 | 17,1 | 156,6 | 1903 | 83,3 | 41,1 | 5,7 | 1,5 | 18,6 | 150,2 | 1904 | 110,6 | 40,1 | 5,7 | 0,8 | 22,8 | 180,0 | 1905 | 103,1 | 41,1 | 5,2 | 0,8 | 15,3 | 165,5 | 1906 | 102,0 | 38,2 | 5,3 | 0,3 | 18,4 | 164,2 | 1907 | 111,1 | 38,5 | 4,8 | 0,2 | 17,4 | 172,0 | 1908 | 117,4 | 35,8 | 4,9 | 0,2 | 12,8 | 171,1 | 1909 | 122,9 | 34,9 | 4,2 | 0,1 | 13,2 | 175,3 | 1910 | 126,4 | 39,1 | 4,7 | 0,1 | 15,3 | 185,6 | 1911 | 147,7 | 44,9 | 5,5 | 0,1 | 21,2 | 219,4 | 1912 | 173,4 | 50,6 | 8,3 | 0,1 | 23,9 | 256,3 | 1913 | 189,7 | 55,8 | 11,8 | 0,1 | 25,6 | 283,0 |
Таблица 9
Производство готовых железа и стали в различных промышленных районах Российской империи, тыс. пудов [8, с. 380–381]Год | Юг России | Урал | Подмосковный район | Приволжский район | Северный и Приозёрный район | Царство Польское | Итого |
---|
1887 | 3.283 | 15.737 | 4.111 | — | 5.584 | 6.857 | 35.572 | 1888 | 3.404 | 15.889 | 4.680 | — | 4.704 | 6.376 | 35.053 | 1889 | 5.223 | 17.567 | 6.707 | — | 5.234 | 6.442 | 41.173 | 1890 | 8.622 | 17.558 | 8.331 | — | 6.370 | 7.503 | 48.385 | 1891 | 11.105 | 18.775 | 8.117 | — | 6.941 | 7.487 | 52.426 | 1892 | 14.800 | 20.191 | 6.890 | — | 9.189 | 9.419 | 60.489 | 1893 | 17.757 | 21.720 | 7.246 | — | 10.230 | 11.007 | 67.959 | 1894 | 18.207 | 23.087 | 9.013 | — | 11.928 | 11.615 | 73.850 | 1895 | 21.795 | 23.507 | 9.277 | — | 11.737 | 13.000 | 79.316 | 1896 | 28.580 | 24.810 | 9.728 | — | 13.067 | 15.143 | 91.328 | 1897 | 34.023 | 26.223 | 12.106 | — | 14.581 | 16.455 | 103.388 | 1898 | 47.379 | 30.854 | 13.927 | — | 12.866 | 20.177 | 125.202 | 1899 | 61.850 | 32.334 | 14.605 | — | 15.900 | 20.785 | 145.474 | 1900 | 75.791 | 33.780 | 19.373 | — | 11.351 | 22.730 | 163.024 | 1901 | 75.079 | 35.649 | 17.672 | — | 6.458 | 23.072 | 157.931 | 1902 | 68.946 | 38.540 | 16.149 | — | 7.409 | 20.874 | 151.919 | 1903 | 63.929 | 28.339 | 6.523 | 7.127 | 9.172 | 20.244 | 135.334 | 1904 | 72.799 | 29.459 | 7.379 | 9.306 | 12.010 | 21.638 | 152.591 | 1905 | 68.258 | 32.673 | 7.507 | 8.458 | 10.037 | 16.887 | 143.819 | 1906 | 63.223 | 30.791 | 6.994 | 8.418 | 10.715 | 19.410 | 139.551 | 1907 | 73.141 | 30.307 | 7.761 | 7.417 | 9.806 | 19.781 | 148.213 | 1908 | 75.351 | 31.641 | 6.407 | 7.289 | 9.553 | 17.321 | 147.562 | 1909 | 88.978 | 33.595 | 7.364 | 6.291 | 9.399 | 17.243 | 162.870 | 1910 | 98.885 | 36.962 | 8.928 | 8.419 | 10.484 | 20.490 | 184.168 | 1911 | 112.748 | 37.172 | 9.425 | 7.560 | 13.183 | 22.619 | 202.707 | 1912 | 128.268 | 39.442 | 9.686 | 10.353 | 15.360 | 24.638 | 227.747 | 1913 | 141.044 | 40.812 | 11.101 | 10.067 | 16.439 | 27.088 | 246.551 |
Однако, как справедливо предвидел В.И. Ленин, развитие капиталистической экономики неизбежно сопровождается кризисами:
«Конечно, последнее десятилетие (1888–1898) есть период особой горячки, которая, как и всякое капиталистическое процветание, неизбежно ведёт к кризису; но иначе как скачками капиталистическое развитие вообще не может идти» [6, с. 490].
Не стала исключением и экономика царской России:
«После интенсивного подъёма второй половины 90-х годов, достигшего кульминационного пункта в 1900 г., наступил обычный капиталистический кризис. Кризис этот, носивший общеевропейский характер, проявился в особенно острой форме в России. В истории нашей промышленности кризис 1901–1902 гг. был самым крупным хозяйственным потрясением и по широте своего охвата и по значительности своих последствий. На фоне глубоких внутренних противоречий, которые медленно подтачивали наш старый порядок, кризис 1901–1902 гг. явился таким ударом, который резко ослабил экономическую и политическую силу старой империи.
В 1903 г. стали замечаться признаки новой повышательной волны в промышленной конъюнктуре, но наступившая вскоре японская война и революция 1905 г. оборвали начавшееся оживление и затянули депрессивное состояние промышленности, которое продолжалось до 1908 г. и в некоторых отраслях даже до 1909 г.» [4, с. 70].
Как мы видим из табл.8 и 9, в 1909 году производство чугуна, железа и стали находилось на уровне 1900 года, и лишь с 1910 года начинается его рост. Однако этот рост шёл в основном за счёт ввода в действие производственных мощностей, простаивавших во время кризиса.
В 1911 году горный инженер и экономист И.Б. Гливиц, только что получивший пост директора Варшавского отделения синдиката российских металлургических заводов «Продамет», предсказал скорое наступление нового кризиса:
«Вне сомнения, нашу промышленность ждёт, наравне с мировой, новый кризис, судя по продолжительности в 7 лет сменяющихся фаз подъёма и застоя, приблизительно в 1914–1915 г.» [1, с. 144 (1-я паг.)].
Начавшаяся Первая мировая война помешала проверить правильность этого прогноза.
Каковы были в эти годы позиции российской чёрной металлургии среди других ведущих держав? К 1870 г. по выплавке чугуна Россия скатилась на 7-е место в мире. В 1880-е гг. положение начинает выправляться. К 1891 г. наша страна выходит на 5-е место. За 1890-е гг. доля России в мировой выплавке чугуна более чем удвоилась.
С 1870 по 1910 год выплавка чугуна в Российской империи возросла в 9 с небольшим раз. По сравнению с Францией и Англией, увеличивших чугунолитейное производство соответственно в 3,4 раза и в 1,7 раза, подобный рост смотрится вполне прилично. Увы, выплавка чугуна в Германии возросла за то же время в 10,2 раза, а в США — в 16,7 раза. А если ещё и пересчитать на душу населения, картина получится совсем безрадостной:
«Таким образом, потребление чугуна в С.-А. Соед. Штатах ровно в 10 раз превосходит наше, составившее в 1912 г. — 28 кгр. Потребление маленькой, но сильно развитой в промышленном отношении Бельгии, достигшее в 1912 г. на голову населения 190 кгр., в 7 раз больше нашего, потребление Германии (156 кгр. в 1912 году) в 5 1/2 раз, Франции и Соед. Королевства в 4,2 раза, даже Австро-Венгрия со своими весьма скудными и не обещающими развития промышленности ресурсами показывает более высокую цифру потребления.
По потреблению чугуна мы стоим на одном уровне с обнищавшей Испанией. Впрочем, это наш частый сосед во многих статистических таблицах и сопоставлениях» [2, с. 9–10].
В 1913 году в России было выплавлено 283,0 млн пудов или 4636 тыс. тонн чугуна [8, с. 372]. В том же году производство чугуна в США составило 30 970 тыс. тонн [8, с. 3], в Германии — 16 766 тыс. тонн, в Великобритании — 10 479 тыс. тонн [8, с. 7], во Франции — 324,0 млн пудов или 5307 тыс. тонн [14, с. 41].
Стали в России в 1913 году было выплавлено 246,551 млн пудов или 4039 тыс. тонн, в США — 1940 млн пудов или 31 777 тыс. тонн, в Германии — 1046 млн пудов или 17 133 тыс. тонн, в Великобритании — 475 млн пудов или 7781 тыс. тонн, во Франции — 286 млн пудов [14, с. 41] или 4685 тыс. тонн.
Недостаток чёрных металлов собственного производства восполнялся за счёт импорта (табл. 12).
Таблица 10
Процентное отношение фактического производства к производительной способности [1, с. 120 (1-я паг.)] | 1904 | 1905 | 1906 | 1907 | 1908 | 1909 | Средн. 1904–1909 | 1910 |
---|
Чугун | 64,49 | 56,17 | 54,86 | 55,10 | 53,60 | 53,85 | 55,63 | 56,91 | Полупродукт | 68,37 | 57,41 | 54,87 | 59,68 | 57,09 | 60,84 | 59,58 | 68,74 | Балки и швеллера | 44,21 | 30,83 | 25,48 | 28,96 | 29,32 | 33,39 | 31,47 | 43,05 | Рельсы | 56,80 | 49,02 | 37,79 | 44,79 | 40,57 | 55,08 | 47,37 | 53,50 | Железо
Сортовое |
71,74 |
66,13 |
64,08 |
61,87 |
59,18 |
56,29 |
65,37 |
68,70 | Листовое и универс. | 52,58 | 41,93 | 35,92 | 44,84 | 38,05 | 36,09 | 43,04 | 47,50 | Кровельное | 73,70 | 70,34 | 63,51 | 70,18 | 80,30 | 86,27 | 74,49 | 89,73 | Бандажи | 61,72 | 67,81 | 53,90 | 46,73 | 30,83 | 25,68 | 47,13 | 38,23 | Оси | 44,66 | 56,94 | 35,69 | 27,38 | 23,75 | 20,20 | 29,38 | 28,44 | Чугун. трубы | 57,30 | 60,33 | 32,87 | 31,77 | 35,42 | 43,18 | 43,61 | 56,01 |
Таблица 11
Выплавка чугуна в разных странах в 1860–1910 гг., тыс. пудов [1, с. 10–11 (2-я паг.)] | 1860 | 1870 | 1880 | 1890 | 1900 | 1910 |
---|
Англия | 237 168 | 369 595 | 480 196 | 490 016 | 549 630 | 633 318 | Германия | 31 177 | 84 858 | 166 471 | 284 165 | 460 910 | 867 847 | Франция | 54 778 | 71 858 | 105 225 | 119 682 | 165 710 | 244 061 | США | 50 094 | 101 576 | 233 946 | 561 365 | 855 310 | 1 691 835 | Бельгия | 19 516 | 34 479 | 37 093 | 48 058 | 70 890 | 110 044 | Австро-Венгрия | 19 032 | 22 790 | 28 319 | 58 888 | 80 090 | 118 860** | Россия | 20 467 | 21 946 | 27 375 | 56 560 | 176 828 | 185 587 | Доля России в мировой выплавке чугуна [1, с. 34] | 3,9%* | 3,0% | 2,5% | 3,4% | 7,1% | 4,7%** | * Данные за 1861 год
** Данные за 1909 год.
Таблица 12
Привоз чугуна, железа и стали, пудов [13, с. 391]Год | Общий привоз | Австро-Венгрия | Бельгия | Великобритания | Германия | Голландия | Дания | Франция | Швеция | Финляндия |
---|
Чугун |
---|
1905 | 815.305 | 33.319 | 8.978 | 91.652 | 96.804 | 23.370 | 3.657 | 3.198 | 66.642 | 484.476 | 1906 | 471.516 | 21.787 | 17.336 | 64.559 | 63.429 | 4.462 | 12.681 | 4.580 | 11.730 | 231.810 | 1907 | 298.481 | 26.003 | 25.026 | 38.811 | 67.620 | 8.219 | 2.095 | 15.839 | 44.836 | 63.737 | 1908 | 395.637 | 20.070 | 17.767 | 50.243 | 132.619 | 12.568 | 10.619 | 10.524 | 19.330 | 116.427 | 1909 | 334.337 | 20.028 | 8.040 | 54.873 | 115.056 | 5.000 | 9.538 | 20.923 | 14.319 | 85.926 | 1910 | 386.780 | 42.110 | 7.737 | 66.862 | 159.975 | 4.565 | 30.603 | 14.481 | 24.784 | 15.498 | 1911 | 3.453.433 | 64.876 | 2.780 | 1.038.213 | 2.085.862 | 52.793 | 45.547 | 61.982 | 50.543 | 35.211 | 1912 | 6.305.827 | 12.872 | 33.312 | 2.282.061 | 3.457.512 | 371.373 | 45.427 | 54.801 | 35.934 | — | 1913 | 1.941.374 | 27.512 | 29.622 | 168.062 | 1.288.153 | 132.634 | 111.044 | 55.996 | 113.197 | — | 1914 | 2.547.629 | 20.101 | 23.990 | 433.348 | 1.475.744 | 162.786 | 61.156 | 11.005 | 334.226 | 12.524 | Железо |
---|
1905 | 2.511.870 | 3.541 | 52.751 | 1.313.012 | 686.084 | 16.772 | 27.676 | 592 | 285.418 | 68.406 | 1906 | 3.065.878 | 976 | 53.171 | 970.777 | 1.184.317 | 12.888 | 34.133 | 19.408 | 376.717 | 30.911 | 1907 | 2.487.966 | 2.444 | 6.312 | 814.250 | 1.358.917 | 21.386 | 25.246 | 326 | 210.280 | 21.414 | 1908 | 2.555.906 | 9.135 | 12.013 | 956.834 | 1.255.586 | 7.454 | 27.093 | 25.115 | 102.399 | 44.459 | 1909 | 2.454.240 | 29.873 | 5.664 | 829.192 | 1.279.342 | 10.584 | 23.356 | 34.837 | 164.582 | 42.012 | 1910 | 2.598.139 | 21.968 | 27.012 | 737.134 | 1.549.079 | 39.776 | 10.737 | 19.997 | 139.959 | 35.226 | 1911 | 2.813.630 | 6.554 | 77.478 | 635.823 | 1.752.081 | 27.464 | 11.377 | 40.823 | 202.681 | 35.948 | 1912 | 2.939.973 | 22.685 | 146.087 | 449.550 | 2.145.551 | 17.182 | 9.391 | 6.611 | 96.327 | 28.988 | 1913 | 3.808.498 | 111.643 | 16.168 | 628.849 | 2.630.068 | 47.300 | 9.943 | 25.946 | 270.358 | 41.381 | 1914 | 6.025.760 | 95.423 | 405.457 | 892.586 | 3.745.905 | 415.033 | 61.728 | 23.731 | 240.023 | 121.768 | Сталь |
---|
1905 | 1.025.581 | 135.487 | 5.614 | 309.713 | 321.938 | 18.094 | 26.742 | 8.053 | 168.280 | 20.818 | 1906 | 1.060.223 | 101.343 | 6.004 | 322.138 | 414.040 | 31.454 | 760 | 3.153 | 94.041 | 15.603 | 1907 | 932.813 | 106.392 | 9.121 | 278.360 | 427.834 | 32.161 | 16.591 | 4.220 | 47.736 | 6.095 | 1908 | 878.863 | 138.718 | 10.059 | 222.869 | 380.509 | 15.219 | 9.820 | 6.636 | 81.000 | 12.361 | 1909 | 722.188 | 108.998 | 6.435 | 205.503 | 289.723 | 25.754 | 11.385 | 9.765 | 45.767 | 15.033 | 1910 | 988.566 | 144.823 | 7.434 | 262.628 | 434.272 | 16.813 | 8.595 | 6.765 | 85.716 | 13.364 | 1911 | 1.214.378 | 166.509 | 22.046 | 319.514 | 519.618 | 38.051 | 9.739 | 22.968 | 70.268 | 26.374 | 1912 | 1.317.808 | 184.206 | 23.288 | 267.300 | 663.606 | 18.871 | 13.436 | 10.574 | 52.393 | 17.675 | 1913 | 2.156.417 | 307.583 | 17.917 | 388.098 | 1.094.545 | 86.054 | 20.914 | 28.617 | 143.365 | 5.911 | 1914 | 2.926.891 | 288.174 | 121.329 | 908.142 | 974.033 | 191.772 | 46.934 | 50.765 | 182.793 | 46.599 |
Выводы
Как мы могли убедиться, развитие российской чёрной металлургии шло весьма неравномерно, испытывая как подъёмы, так и падения. Решающую роль в этом играла политика российского государства. Недостаточно продуманные реформы (1861 г.), свободный ввоз чёрных металлов из-за границы (1861–1880 гг.), непродуманное планирование развития металлургических производств и логистической инфраструктуры (напр., на Урале после Крымской войны) сказывались негативно, в то время как протекционистские меры — защита внутреннего рынка таможенными пошлинами, стимулирование отечественного производителя — оказывали благотворное влияние, особенно ярко проявившееся в 1880–90-е гг. Однако, несмотря на эти успехи, дореволюционная российская чёрная металлургия продолжала уступать ведущим западным странам в абсолютных величинах произведённой продукции и, особенно, в производстве на душу населения, а темпы её роста были недостаточны, чтобы наверстать это отставание.
Стране была необходима новая модернизация. «Снизу» она тормозилась характером общественного устройства Российской империи, «сверху» же (наподобие произведённой в своё время Петром I) Николай II и его окружение не смогли её не то что осуществить, но даже задумать. Это сделали пришедшие к власти в 1917 г. большевики. |
| |
|
|