| | Проблемы современной экономики, N 1 (61), 2017 | | ПРОБЛЕМЫ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ | | Вахитова Т. М. доцент кафедры экономической теории
Казанского (Приволжского) федерального университета,
кандидат экономических наук Гаделшина Л. А. старший преподаватель кафедры экономической теории
Казанского (Приволжского) федерального университета
| |
| | В статье исследуется проблема усиления влияния образования, в том числе высшего (университетского), на социально-экономическое развитие региона (на примере Республики Татарстан), анализируются различные подходы к оценке роли образования в социально-экономической жизни, управлению знаниями для достижения поставленных целей | Ключевые слова: образование, образовательные услуги, экономические дисциплины, социально-экономическое развитие, экономический рост, Казанский федеральный университет, Республика Татарстан | УДК 332.1; ББК 65.04 Стр: 187 - 189 | Новые специфические требования к уровню знаний и навыков, предъявляемые при переходе к информационному обществу, к экономике, основанной на знаниях, формируются за счет образовательной составляющей. В современных условиях развития общества, характеризующихся использованием современных информационных технологий, внедрением инноваций в различные сферы экономики, качество человеческого капитала является определяющим фактором экономического роста. Для этого работнику, независимо от специализации и профиля деятельности, важно обладать определенными компетенциями, знаниями и навыками, в том числе, в экономической сфере. Работодатели заинтересованы в специалистах, умеющих в рамках сотрудничества при рыночном взаимодействии, эффективно организовать совместную работу, коммерциализировать новые технические идеи, формируя новые стандарты потребления. Воздействие образования на социально-экономическое развитие определяет необходимость подготовки и принятие адекватных рыночной системе хозяйствования решений, в том числе в сфере высшего образования, что требует научной и методологической ясности и обоснованности.
Развитие экономики на современном этапе, экономики знаний, основанной на инновационных технологиях, характеризуется тем, что все большую долю прироста ВВП обеспечивают различные виды интеллектуальной деятельности, а в национальном капитале важную роль приобретает интеллектуальный капитал. Предъявляются новые требования к трудовым способностям индивида, а, следовательно, ставятся иные задачи в сфере образования, трудоустройства подрастающего поколения. Поэтому инвестиции в образование и развитие системы образования могут оказывать значительное влияние на рост и развитие экономики современной России. При этом все более значимую роль в увеличении социального капитала и добавленной стоимости начинают играть современные технологии, наукоемкие производства. Важная роль здесь отводится системе образования, ее модернизации и развитию, поскольку рост специалистов с высшим образованием наиболее характерен для экономически развитых стран, что находит отражение в увеличении доли нематериального продукта в структуре ВВП [1].
Особый интерес представляет анализ проблем изучения экономических дисциплин в контексте влияния образования на социально-экономическое развитие региона. Как указывают некоторые авторы, «экономическая компетентность выступает фактором ограничения отрицательных последствий действий субьектов рыночных отношений... Экономическая компетентность, будучи одним из первых инструментов создания средств адаптации личности к социально-экономическим изменениям, служит способом развития личности, распространения экономических знаний, средством формирования человеческого капитала... Вуз воспитывает социально-личностные, гуманитарные и коммуникативные качества молодого специалиста» [14].
Конкурентоспособность современной экономики во многом определяется тем фундаментом знаний, который закладывается современной системой образования. Именно она и определяет будущих лидеров и аутсайдеров мирового экономического развития в условиях глобализации мирового хозяйства, процесса смены технологического уклада. Данная связь легла в основу теории человеческого капитала, которая связывает экономический рост и образованность населения, как на уровне стран, так и отдельных индивидов. Среди множества определений человеческого капитала достойна особого внимания предложенная С.Фишером характеристика: «Человеческий капитал есть мера воплощенной в человеке способности приносить доход. Человеческий капитал включает врожденные способности и талант, а также образование и приобретенную квалификацию» [2]. По мнению И.Г. Шестаковой, «в современном глобальном мире, благодаря всеобщему образованию и всеобщему тестированию, мы оказываемся в ситуации, когда все драгоценные человеческие ресурсы извлечены на поверхность, на всеобщий обзор, выбор и расхищение. Речь идет не только об утечке мозгов, а об утечке генофонда в целом. В этих условиях Россия должна задуматься о важнейшем ресурсе — человеческом капитале. Если раньше Россию представляли крестьяне, среди которых и были сокрыты самородки — человеческий капитал, то в настоящее время ресурсов почти нет» [3]. Такие глубокие размышления помогают понять и выработать методологические подходы к оценке роли образования на социально-экономическое развитие страны и регионов.
В литературе можно выделить различные оценки роли образования в социально-экономической жизни, управления знаниями для достижения поставленных целей. Рекомендуется использовать проблемный подход, основанный на корреляции показателей с выявленными проблемами в системе управления знаниями [4]. Влияние образования на социально-экономическую жизнь региона оценивается и через деятельность университета в регионе, как с позиций затрат ресурсов, так и эффектов на выходе [5]. Экономические эффекты университета выявляются по следующим направлениям и группам: доходы университета, влияние на рынок труда, создание нового бизнеса, коммерциализация знаний. Вместе с тем, существует мнение, что степень влияния образования на социально-экономическое развитие региона, а также обеспечение успеха вуза на рынке образовательных услуг — это наличие информации о том, как складываются судьбы его выпускников [6]. Некоторые авторы отмечают, что важной особенностью образовательных услуг является то, что они представляют собой смешанное благо, отвечающее личным (конечный потребитель), групповым (предприятия-работодатели) и общественным (государство) потребностям, потребитель (обучающийся) играет активную роль в этом процессе, от которой зависит степень удовлетворения его потребностей в обучении и соответствие ожиданиям. Эти особенности определяют поведение потребителей при принятии ими решения о получении образования и выборе образовательного учреждения. [15]. «Будущее за городами с университетским центром» — известный и правомерный тезис В.Л. Глазычева. [12] Университет задает квалификационный стандарт, результатом деятельности являются подготовленные люди и знания и это есть то, что определяет качество главного ресурса территории — человеческого ресурса. Университет обладает необходимыми интеллектуальными силами и аналитическими ресурсами для выполнения функций выявления имеющихся (или возможных) позиций, их представления, обладает необходимой технической базой. Достаточно обоснованным, на наш взгляд, являются предложенные подходы к оценке вклада образования в социально-экономическое развитие российских регионов на основе заработной платы и премии за уровень образования. Иными словами, чем выше в регионе средняя заработная плата работников со средним (полным) образованием, тем выше потенциальный вклад образования в социально-экономическое развитие данного региона. Кроме того, по мнению исследователей, доля выпускников вузов, выходящих на рынок труда, выше, чем у выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования. Выпускники вузов демонстрируют наиболее высокую экономическую активность и уровень занятости [7]. Также известен подход, согласно которому, оценка эффективности общего образования проводится в контексте повышения заработной платы педагогических работников [8].
Интересен также международный аспект этой проблемы. Так в странах БРИКС, по данным исследований ВШЭ, проведенные реформы в сфере образования привели к значительному увеличению охвата населения по уровням образования. Особенно сильно изменилась ситуация в Индии и Бразилии по сравнению с 1999 годом. Российская Федерация по охвату населения является лидером по вопросам образования, а значит, может поделиться опытом в ходе сотрудничества стран БРИКС. Важно, чтобы программа повышения образованности населения проходила одновременно с решением проблем бедности в ряде стран БРИКС. Так как низкие показатели для высшего и среднего уровня образования в Индии связаны именно с тем, что образование по-прежнему недоступно для беднейших слоев населения, которые в основном проживают в сельской местности. Несмотря на отсутствие точных данных, для Бразилии показатели охвата населения обучением немного выше индийских [9].
Немаловажное значение для усиления влияния образования имеет академическая мобильность студентов и преподавателей. Наиболее высока доля китайских студентов в университетах других стран БРИКС. Это обусловлено, с одной стороны, тем, что в странах БРИКС в принципе мало развита система обучения студентов в зарубежных вузах. Существует лишь небольшое количество государственных программ, которые способствуют увеличению потока студентов на обучение за границей. Для существенной интенсификации взаимодействия необходимо создание единой информационной платформы с помощью которой студенты смогут ознакомиться с существующими для них возможностями.
Кроме того, в условиях современной экономики знаний традиционные институты высшего образования — университеты, институты, академии, оставаясь в целом центральными элементами образовательной системы, пополняются активно развивающимися секторами дополнительного образования, корпоративной подготовки, механизмами дистанционного и удаленного самообразования. Поэтому региональная программа развития высшего образования призвана обеспечивать реализацию политики развития человеческого капитала не только через традиционные формы, но и через развитие при вузах системы непрерывного образования, включающей гибко организованные вариативные формы дополнительного образования, повышение квалификации на протяжении всей жизни человека [10].
Республика Татарстан — один из лидеров рынка образовательных услуг, в том числе, в сфере высшего профессионального образования. В принятом на законодательном уровне документе «Стратегия социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года», среди приоритетов, выделенных на основе обобщения мирового опыта успешных регионов, указываются:
– образованное, предприимчивое, активное, талантливое, креативное население;
– система образования мирового уровня [10].
Именно в Казани, на базе нескольких высших учебных заведений, был образован Казанский (Приволжский) федеральный университет. КФУ участвует в программе 5-100, предполагающей включение пятерки российских вузов в сотню лучших университетов мира, с 2013 года.
Сегодня университет объединяет более чем 9 тысяч сотрудников и 44 тысячи студентов. Бюджет университета в 2015 г. составил почти 12 млрд рублей. По состоянию на 1 января 2016 года средняя заработная плата профессорско-преподавательского состава всего университета, а именно этот показатель сегодня мониторится для оценки достижения определенных социальных параметров, составила 53762 рубля с ростом относительно 2014 года на 4,6 %. В головном подразделении она равна 56858 рублей. Средняя зарплата по всему персоналу университета составила 39642 рубля, с ростом (применительно к 2014 году) на 9%. Средняя зарплата НПР КФУ (по всем видам финансового обеспечения) к средней зарплате по экономике Республики Татарстан по состоянию на 1 января 2016 года составила 193%, хотя было предписано довести её только до 133 %. В этой связи «прорывом года» можно считать попадание университета, и это надо отметить, впервые, в рейтинг Таймс Хайэр Эдьюкейшн (Times Higher Education). В итоговой рейтинговой таблице КФУ занял позицию в диапазоне 301-350. До этого Казанский университет не входил даже в топ-400 лучших вузов и по расширенной, неофициальной версии этого рейтинга занимал в 2014 году лишь 706-ое место (12 место среди российских вузов). В 2015 году Казанский (Приволжский) федеральный университет впервые вошел также и в рейтинг университетов стран БРИКС и стран с развивающимися экономиками по версии уже упомянутого Таймс Хайэр Эдьюкейшн (Times Higher Education) и занял в нем 31-ую позицию [11].
Казанский федеральный университет в очередной раз значительно улучшил показатели в глобальном рейтинге университетов мира по версии QS. Теперь КФУ входит в группу с 501 по 550 место. В октябре 2016 г. Казанский университет стал одним из 23 вузов мира, имеющих «4 звезды» по версии QS Star.
Для обеспечения эффективного трансфера научных изысканий в социально-экономическое развитие в университете выбраны и реализуются приоритетные направления научных исследований: медицина и фармацевтика, нефть и нефтехимия, космические и IT — технологии, образование XXI века. Все эти направления междисциплинарны, а самое главное — они востребованы государством, бизнесом и обществом [16].
Казанский университет имеет все необходимые ресурсы — уникальные лаборатории и научные центры, а также площадки трансфера технологий. Например, у геологического института есть опытный полигон для тестирования технологий добычи нефти, а у химического института — катализаторная фабрика, создано несколько катализаторов для нефтехимических процессов в ПАО Нижнекамскнефтехим, у института фундаментальной медицины и биологии — опытное производство лекарств и собственная клиника. Машиностроение, представленное в Республике Татарстан ведущими предприятиями отрасли, для КФУ также одно из приоритетных направлений стратегического развития. Наиболее ярко взаимосвязь с предприятиями отраслей машиностроения видна на примере Инжинирингового центра в г. Набережные Челны, Инженерного института КФУ и Института физики КФУ.
Следует отметить также возросшую роль КФУ в подготовке и повышении квалификации педагогов на региональном уровне — на долю вуза приходится 75 процентов слушателей. По целевому заказу Министерства образования и науки Республики Татарстан ежегодно КФУ проводятся курсы повышения квалификации для более, чем 7-ми тысяч учителей, что делает вуз крупным и стабильным центром по непрерывному педагогическому образованию в регионе [17].
Рассматривая в контексте исследуемой проблемы влияние высшего (университетского) образования на социально-экономическое развитие региона, следует отметить, что развитие образовательной сферы Республики Татарстан в целом обусловлено рядом общефедеральных и региональных факторов. К первым относятся основные положения федеральной образовательной политики, такие как реализация положений Болонской декларации, укрупнение вузов, особенности финансирования образования, участие вузов (в первую очередь КФУ) в программе повышения международной конкурентоспособности и др. К региональным факторам можно отнести специфику местного рынка труда, особенности кадрового потенциала вузов, достаточно глубокую дифференциацию вузов по уровню конкурентоспособности на рынке образовательных услуг. К основным направлениям модернизации образования в контексте повышения роли и влияния образовательного процесса на социально-экономическое развитие, можно отнести следующее:
— открытость образовательного пространства, предполагающая, в том числе, новый подход к определению целей и результатов образования, к качественному содержанию приобретаемых компетенций;
— усиление прогностической направленности образования, сочетание образовательной деятельности с исследовательской на всех этапах обучения;
— обеспечение практикоориентированности процесса изучения дисциплин в целях более полной реализации полученных знаний и навыков, профессиональных компетенций учащимися.
При существующем многообразии подходов к оценке вклада образования в социально-экономическое развитие региона, можно констатировать, что на современном этапе развития общества, в условиях глобализации хозяйственной жизни усиливается мультипликационный эффект влияния образования на всю экономику. В этой связи необходимо полнее использовать потенциал, заложенный, в том числе в экономических дисциплинах, изучение которых позволяет наделить обучающихся необходимыми профессиональными компетенциями, независимо от направления подготовки, что ведет к более высокой оценке вклада образования в социально-экономическое развитие региона. |
| |
|
|