| | Проблемы современной экономики, N 1 (61), 2017 | | ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ УСЛУГ | | Эмиров Н. Д. профессор кафедры менеджмента
Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна,
доктор экономических наук Батталова С. С. зав. отделом автоматизации информационных и библиотечных процессов
Государственной библиотеки для слепых и слабовидящих (г. Санкт-Петербург)
| |
| | Важность комплексного подхода к управлению организацией, и в частности корпорацией (объединением) библиотек обусловлена современными реалиями и требованиями информационного общества. В статье определяется текущее состояние в секторе информационных услуг, и предлагаются пути совершенствования деятельности корпораций, основанные на стратегическом анализе будущих тенденций и направлений развития информационных сервисов. Рассмотрены возможности и пути расширения спектра оказываемых библиотечными корпорациями услуг, основанных на современных подходах. Обоснованы факторы конкурентоспособности библиотек на современном рынке информационных услуг | Ключевые слова: база данных, кооперация библиотек, библиотечный консорциум, информационные ресурсы, рынок информационных услуг, Кыргызстан | УДК 338.46, 575.2; ББК 65.497.545 Стр: 180 - 183 | Рассматривая современное состояние и опыт организации библиотечных сообществ в разных странах, можно увидеть, что библиотечная ассоциация создается и развивается не только в качестве представителя интересов библиотек, но и как независимая, некоммерческая структура, осуществляющая свою деятельность в сфере оказания информационных услуг обществу. В этой сфере, кроме библиотек продолжают трудиться значительное количество организаций, в том числе коммерческих, государственных, научных и т.п., задачей который в той или иной мере является сбор данных, предоставление информационных услуг для определенной целевой аудитории. Это, например, информационно-аналитические центры, издательства, фонды и др. Однако не все организации заявляют о предоставлении свободного доступа к информации, и не всегда их деятельность имеет своей целью распространение информации.
Опыт нашей работы показывает, что ни одна библиотека не в состоянии охватить все многообразие ресурсов, сервисов и данных. Невозможно также в одиночку решить вопросы оптимизации сбора и представления информации. Для библиотек, которые в век цифровой информации вступили в жесткую конкуренцию с поисковыми системами Интернет, международными и локальными коммерческими компаниями, следует найти свой путь для сохранения своей роли, а также выбрать правильную тактику и стратегию для сохранения этой роли в обществе.
Как отмечается во многих исследованиях, «рост популярности электронных ресурсов и использования Интернет в качестве информационного источника приводит к снижению посещаемости библиотек и сокращению обращений в их справочно-библиографические службы» [1]. Объединение библиотек в корпорации, ассоциации и консорциумы в этой связи — это жесткие реалии времени. Однако объединение для объединения не актуально и не является синонимом успеха.
Мы считаем, что для того чтобы получить реальный результат и иметь определенные преимущества в секторе информационных сервисов, библиотечное объединение должно отвечать некоторым основным требованиям:
— ясное и четкое понимание необходимости кооперации, определение ее цели и задач;
— наличие коллектива (ядра) единомышленников, имеющих общие цели и желание их осуществить;
— наличие стратегии развития и реализации поставленных целей;
— координация деятельности и эффективный менеджмент;
— финансовая база кооперации;
— международные связи и участие в международных проектах.
Следует понимать важность комплексного подхода к управлению консорциумом, основанного как на анализе текущего состояния организации, так и на стратегическом анализе будущих тенденций и направлений развития информационных сервисов. Важно также учитывать местные факторы, которые, безусловно, накладывают важные ограничения, или наоборот, преимущества в вопросах внедрения тех или иных услуг, вариантов сотрудничества и кооперации.
Фокусируясь только на оказании услуг обеспечения доступа к информации и развитии профессиональной подготовки специалистов библиотечного дела, позиции консорциума теряют свои преимущества и могут ослабнуть на фоне снижения финансирования — как собственных средств, так и привлеченных. В этой связи следует все большее внимание уделить развитию стратегического партнерства как на местном уровне (местное самоуправление, НПО, работающие в сфере оказания услуг населению), так и на уровне государства.
Современные тренды мирового развития все более фокусируются на расширении и доминировании роли информации в развитии экономики. Информационная экономика становится реальностью. Как отмечается в отчете Института Будущего, «... полезная, основанная на принятыхстандартах, информация будет продаваться, передаватьсяи торговаться в качестве товара на открытых биржах». [2] При этом «обилие информации, доступной на сегодняшний день, помогает организациям понять, что им нужно делать, но многие находят достаточно сложной возможность превратить данные в выполнимые результаты». Однако «только четверть респондентов оценивают свои организации как очень хорошо подготовленные для перевода полученных данных в полезную информацию для принятия решений. [2]
Какова же роль библиотечных корпораций в этом процессе?
Внутренняя и международная кооперация — это две важные части интеграционных процессов, присущих библиотечно-информационным корпорациям. Именно реализация этого подхода в предоставлении информационных сервисов позволит библиотекам сохранить свою роль в обществе. А без кооперации и широкого сотрудничества на национальном, региональном и международном уровне реализация поставленной задачи видится невыполнимой.
Однако только наличие доступа не гарантирует, что пользователи будут активно использовать представленные консорциумом ресурсы. В современном мире постоянно развивающихся информационных технологий особые требованию предъявляются к тем, кто оказывает информационные услуги.
Выросло целое поколение молодых людей, для которых компьютер, мобильный телефон, Интернет и социальные сети стали обычным набором повседневных инструментов. Это поколение уверенно ориентируется в сети, имеет представление о цифровом контенте и возможностях поиска информации. В то же время эти же молодые люди не имеют навыков работы и критического анализа сетевых ресурсов, не имеют навыков правомерного использования ресурсов, а зачастую их навыки поиска являются минимизированными и не позволяют охватить в поиске все многообразие информационных ресурсов.
Как показало наше исследование, проведенное в Кыргызстане, на базе Американского университета в Центральной Азии [9], а также других университетов, в частности Университета Рочестера (США г. Рочестер) новое поколение студентов является Google ориентированным, т.е., не задумываясь, доверяет свои информационные запросы не библиотекарю, а поисковой системе Google [4]. Происходит это не только в силу особого подхода нового поколения к информационному поиску, но и, во многом, в силу слабой подготовленности библиотекарей к работе в современной информационной среде.
В отличие от коммерческих компаний, оказывающих услуги по предоставлению доступа к информации на платной основе, важным преимуществом библиотек является то, что большая часть услуг, а именно предоставление доступа к ресурсам библиотеки, справочно-поисковому аппарату являются открытыми и бесплатными. Это важное преимущество, тем не менее, должно быть использовано так, чтобы качество и уровень бесплатных сервисов был представлен пользователем на высоком уровне, чтобы обеспечить привлечение их в библиотеку [3].
Рост ресурсов Интернет, развитие социальных сетей, информационных сообществ по интересам и направлениям исследований, а также вопросы коммерциализации доступа к информации и проблемы авторского права — эти новые вызовы диктуют необходимость внесения изменений в стратегические планы и гибкого подхода в определении действий и направлений сотрудничества по эффективной работе в современной высокотехнологичной информационной среде.
Другой важной задачей консорциума является непрерывная работа по поиску альтернативных источников научной и достоверной информации. Ширящееся в мире движение «Открытого доступа к информации» является альтернативным вариантом предоставления знаний и научной информации на бесплатной основе.
В этой связи, используя профессиональные преимущества и знания в области поиска ресурсов, а также устанавливая прочные связи с коллегами из-за рубежа (участие в международных консорциумах, организациях и т.п.), библиотеки — участницы консорциума Кыргызстана — получают дополнительные преимущества в обеспечении широкого и открытого доступа к знаниям.
Действительно, будущее «библиотек ..., системы информационно-библиотечного обслуживания, полнота и качество информационных ресурсов российских библиотек существенно зависят от степени их включенности в инфраструктуру международного информационного взаимодействия». [5]
И эта структура формируется уже сегодня. Активная позиция членов библиотечного консорциума позволяет им принимать самое активное участие в развитии деятельности той организации, членами которой они являются. А это, в свою очередь, оказывает влияние на формирование системы развития и стратегического планирования деятельности библиотечно-информационного консорциума Кыргызстана.
В этой связи деятельность библиотечно-информационного консорциума Кыргызстана является очень важной, так как координирует, направляет и аккумулирует ресурсы, профессиональные связи и опыт, проводит политику кооперации библиотек и интеграции библиотечно-информационного сообщества в мировую информационную систему.
Дальнейшее поступательное развитие библиотечно-информационного консорциума Кыргызстана имеет два важных направления, которые находятся в тесной взаимосвязи: внутренняя (организационная) кооперация и кооперация на международном уровне.
При этом, внутренняя (организационная) кооперация предполагает поиск путей и решений для дальнейшей консолидации внутренних ресурсов и управленческих подходов в рамках страны, что также, безусловно, включает в себя дальнейшую кооперацию и сотрудничество библиотек различных типов. Кроме того, с учетом современных реалий, внутренняя кооперация предполагает активное вовлечение в сферу деятельности консорциума других организаций (общественных, государственных), работающих в смежных областях. В то же время, консорциум должен развивать свой внутренний информационно-организационный потенциал для того, чтобы сторонние организации, государственныеструктуры, общественные и неправительственные организации были также заинтересованы в развитии взаимовыгодного сотрудничества.
Кооперация на международном уровне предполагает формирование интеграционных, профессиональных связей с подобными организациями за рубежом, как в регионе Центральной Азии, так и в мировом масштабе. Такого рода кооперация позволит преодолеть существующие географические барьеры в распространении информации, а также позволит значительно облегчить доступ к зарубежным рецензируемым, научным ресурсам и знаниями, накопленным в мире. Международный опыт, возможность получения новых знаний, обмен положительными наработками в части успешного и эффективного представления информационных услуг, опытом в формировании финансовой и профессиональной базы будущего устойчивого развития, а также многие другие аспекты позволяют заявлять о важности международной интеграции библиотечно-информационных объединений, ассоциаций и консорциумов.
В условиях рынка наличие собственной аудитории пользователей является важным преимуществом. При этом вопросы привлечения новых пользователей напрямую связаны как с уровнем информационного обеспечения библиотек, так и уровнем предоставляемых сервисов. В этом направлении для руководства консорциума важно поддерживать баланс между количеством ресурсов и их информационной наполненностью и качеством доступа к ним пользователей в рамках оказываемых каждой отдельной библиотекой сервисов.
В этой связи наличие корпоративных связей, а также развитых коммуникаций между библиотеками-участницами становится важной составляющей по обмену передовым опытом, передовыми методами работы, а также внедрению наиболее эффективных сервисов в рамках всего консорциума в целом.
Наличие корпоративной среды позволяет интегрировать передовой опыт в систему организации намного быстрее, чем, если бы это делалось индивидуально. В условиях современной конкурентной среды «...именно внедрение передовых технологий и новых методов работы также позволяет получить определенные конкурентные преимущества» [6].
Поставленные цели и задачи, безусловно, не могут быть решены без надлежащего подхода к формированию команды единомышленников и профессионалов. В конечном итоге должна быть достигнута очень важная цель — формирование эффективного и действенного сообщества, представляющего интересы библиотек всех типов в стране.
Наиболее оптимальными и перспективными направлениями деятельности в области развития библиотечных консорциумов мы считаем следующие:
— развитие цифрового контента (открытые цифровые библиотеки, оцифровка и представление в открытом доступе книг и других источников, на которые не распространяется действие закона об авторском праве);
— участие в государственных программах, связанных с оказанием электронных услуг населению, в частности в программе развития электронного правительства [6];
— консолидация деятельности с местными неправительственными организациям (НПО), другими общественными структурами и органами местного самоуправления для развития информационной и сервисной инфраструктуры по оказанию услуг населению;
— развитие обучающих услуг, преобразование библиотек в центры обучения, предоставления и распространения знаний в условиях современного информационного общества и развития новых технологий.
Следует уделить особое внимание повышению активности консорциума в рамках страны, создавая альянсы и временные союзы с другими участниками рынка оказания информационных услуг населению. Это направление перспективно в плане привлечения государственного или грантового финансирования, особенно в рамках развития демократии и доступа граждан к государственным услугам.
Таким образом, вопросы внутренней кооперации являются вопросами дальнейшего эффективного развития корпорации в целом. Указанные выше направления могут быть разбиты на другие, более мелкие составляющие в рамках принятых стратегий развития консорциума. Важно также то, что прочные внутрикорпоративные связи являются основой для построения связей региональных и международных.
Другим важным фактором становится качество оказываемых библиотечно-информационных услуг. В современных условиях значительной конкуренции на рынке информационных услуг, а также огромными возможностями, предоставляемыми автоматизированными поисковыми системами, качество услуг может стать решающим фактором повышения уровня конкурентности и привлечения пользователей.
Исследователи предлагают следующие критерии оценки библиотечно-информационного обслуживания [7, 8]:
— соответствие состава первичных информационных ресурсов библиотеки потребностям пользователей;
— совокупность временных и денежных затрат на получение услуг;
— полнота освоения пользователем полученной из фондов библиотеки первичной информации, определяемая количеством времени использования информации.
В свою очередь мы считаем, что данный перечень следует расширить за счет включения следующих важных критериев, которые особенно актуальны в период сетизации информации и развития удаленных сервисов: наличие и использование современных средств доставки запрашиваемых данных; скорость, оперативность и релевантность представленных информационных ресурсов пользователю.
Таким образом, эффективность библиотечной деятельности представляет собой зависимость нескольких разнонаправленных векторов:
— минимизации средних издержек;
— максимизации широты ассортимента доступных информационных ресурсов;
— формирования технологической среды для обеспечения мобильных сервисов.
Указанные выше критерии могут стать основой для построения стратегии эффективного маркетинга и позиционирования библиотек как равноправных участников рынка информационных услуг. Используя методику, представленную в трудах Стукаловой А.А. [8] и Лаврик О.Л. [9], мы представим сравнительный перечень услуг, оказываемых как коммерческими организациями, так и библиотеками. Данный анализ представлен в табл. 1.
Таблица 1
Сравнение видов информационных услуг, оказываемых коммерческими компаниями и библиотекамиНаименование услуги | Коммерческие организации | Библиотеки |
---|
Предоставление первоисточника информации | + | + | Ретроспективный поиск информации | + | + | Составление и предоставление пользователю информационных изданий | + | + | Поиск и предоставление научно-технической информации | + | + | Услуги по предоставлению систематизированных научных обзоров | + | + | Услуги по предоставлению систематизированных научных переводов | + | - | Предоставление удаленного доступа пользователю к информационным источникам и базам данных научной информации с помощью компьютерных, сетевых технологий и Интернет | - | + | Оказание консультационных и образовательных услуг по эффективному поиску информации из различных источников и ресурсов | + | + | Предоставление технологической и информационной поддержки процессов доступа к информации и ее получения | + | + |
Данные, представленные в таблице, показывают, что библиотекиимеют все возможности по оказанию востребованных пользователями информационных услуг. Проблема заключается в том, как быстро смогут библиотеки перестроить устаревшие механизмы оказания услуг и примут реалии современного информационного общества. При этом важным условием сохранения позиций библиотек в обществе как центров оказания информационных услуг является их объединение в консорциумы.
На сегодняшний деньконсорциум представляет собой мобильную и эффективно действующую организацию, способную создать серьезную конкуренцию на рынке оказания информационных услуг. В этой связи актуальны два взаимосвязанных направления развития: внутренняя (организационная) кооперация и кооперация на международном уровне. При этом эффективность библиотечной деятельности представляет собой зависимость нескольких разнонаправленных векторов, а именно, минимизации средних издержек, максимизации широты ассортимента доступных информационных ресурсов, формирования технологической среды для обеспечения мобильных сервисов. Разработанные критерии могут стать основой для построения стратегии эффективного маркетинга и позиционирования библиотек как равноправных участников рынка информационных услуг. |
| |
|
|