| | Проблемы современной экономики, N 1 (61), 2017 | | ПРОБЛЕМЫ МАРКЕТИНГА. ЛОГИСТИКА | | Гвилия Н. А. доцент кафедры логистики и управления цепями поставок
Санкт-Петербургского государственного экономического университета,
кандидат экономических наук Ценина Е. В. доцент кафедры предпринимательства и логистики
Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова (Г. Москва),
кандидат экономических наук
| |
| | В статье рассматриваются проблемы, связанные с управлением закупочной деятельностью корпорации и выбором поставщиков. Представлены предложения по формированию системы ключевых показателей эффективности (KPI), характеризующих процессы выполнения поставок | Ключевые слова: логистика закупок, закупочная деятельность, снабжение, корпорация, ключевые показатели эффективности (KPI), некомплектные поставки, качество поставляемой продукции | УДК 658.7; ББК 65.291.59 Стр: 97 - 100 | Функции логистики закупок из преимущественно рутинных превращаются в стратегически значимые, осуществляемые, как правило, на принципах долгосрочных отношений. А деятельность компании-покупателя трансформируется из приобретения на рынке сырья и материалов в выбор поставщиков-партнеров как гарантов эффективного, стабильного, контролируемого процесса бесперебойного обеспечения покупателя.
Насколько грамотно предприятие организует систему управления закупками, зависит его деятельность и эффективность развития. Рассматривая снабжение как стратегический процесс, в котором задействованы все необходимые участники в рамках корпорации, становится понятно, что его роль не сводится к добавлению стоимости корпорации, но он влияет на показатели рентабельности активов и прибыли корпорации через оптимизацию систем управления запасами и сокращение общих издержек на закупаемые товары и услуги [7, с. 178].
Внедрение системы KPI дает возможность не только оценивать изменения показателей бизнес-процесса закупок, их влияние на реализацию стратегии закупок, но и позволяет производить анализ трудовой деятельности сотрудников отдела снабжения корпорации, вести учет поставок продукции несоответствующего качества.
Для оценки работы поставщика могут использоваться очень разнообразные показатели, но самое главное, чтобы выбранные для оценки параметры соответствовали стратегическим целям корпорации. Так, компания может оценивать работу поставщика с точки зрения соответствия качества продукции или услуг, уровня обслуживания и затрат тому ожидаемому уровню, который был заявлен поставщиком и согласован с ним на переговорной фазе. База данных об истории выполнения выбранных критериев поставщиками является очень полезным инструментом оценки, который может быть использован сотрудниками отдела снабжения, которые не были ранее вовлечены в работу с данными поставщиками [2, c.58]. Кроме того, подход к снабжению как стратегическому процессу, подразумевает возможность обсуждения процесса взаимного совершенствования и также разрешения возможных конфликтов.
Стратегия снабжения вытекает из корпоративной стратегии. Например, корпоративной стратегией может быть система бережливой культуры (или бережливое производство) в компании, соответственно необходимо сократить отходы и расходы, возникающие из-за проблем с качеством поставок. Следующим шагом будет определение цели или целей, которые необходимо достигнуть в результате применения стратегии управления цепями поставок. Затем ввести показатели, которые позволят измерить результативность данной стратегии. Затем для показателей устанавливаются нормативы. Это и есть уровень выполнения работы или желаемый уровень, который необходимо достичь в процессе работы и реализации стратегии. И наконец, должна быть составлена программа и разработаны необходимые действия для достижения поставленной цели (см. рисунок 1). Таким образом связаны показатели со стратегией корпорации. В таком случае, компания покупатель не может самостоятельно изменить уровень качества поставок своего поставщика. Совершенствование операций и другие улучшения должен производить сам поставщик. Но направления, в которых нужно производить изменения и в соответствии с какими показателями их производить, задаются с помощью мотивационной и стимулирующей составляющих, а иногда и просто под давлением закупающей компании. | Статья в pdf-формате. |
| |
|
|