| | Проблемы современной экономики, N 1 (61), 2017 | | ПРОБЛЕМЫ МАРКЕТИНГА. ЛОГИСТИКА | | Куприк Н. И. аспирант кафедры маркетинга
Санкт-Петербургского государственного экономического университета Домнин В. Н. доцент кафедры маркетинга
Санкт-Петербургского государственного экономического университета
и кафедры рекламы Санкт-Петербургского государственного университета,
кандидат экономических наук
| |
| | В статье рассматриваются предпосылки формирования концепции брендинга радикальных научно-технических инноваций, в связи с переходом экономики к VI-технологическому укладу. Обращается внимание на необходимость внедрения форсайт-технологий маркетинга для продвижения брендов радикальных технологий | Ключевые слова: концепция брендинга, форсайт-технологии маркетинга, радикальные технологии, VI-ый технологический уклад, NBIC-технологии | УДК 331.133.024 Стр: 91 - 93 | Уровень национальной конкурентоспособности имеет стратегическое значение для большинства стран. Развитые страны стремятся поддерживать свое конкурентоспособное положения на мировом уровне. Обеспечить конкурентоспособность можно за счет развития сектора пионерных товаров страны, развития научно-технического потенциала страны. Перед Россией стоит стратегически важная цель — обеспечить переход страны на уровень государств высокого уровня жизни населения. Для этого предстоит решить задачи, связанные не только с прорывом на высокотехнологичные мировые рынки, но и с модернизацией реального сектора экономики. Инновационные изменения технологий, производственных процессов и товаров должны происходить в соответствии с мировыми научными тенденциями. Для этого в России формируются специальные фонды и объединения призванные сформировать инфраструктуру проектов в научно — исследовательской и инновационной деятельности, а также оживить политику привлечения дополнительных инвестиций из разных источников.
Для анализа, оценки и развития уровня конкурентоспособности стран необходимо применять комплекс маркетинговых технологий и мероприятий. При этом нужно учитывать мировые тенденции развития научно-технического потенциала стран.
Мировой тренд развития научно-технического потенциала задают страны, которые ведут разработки в области пионерных продуктов. Сегодня мировым трендом пионерных продуктов являются NBIC-технологии (NBIC — «nano-, bio-, info-, cogno-» с англ. «нано-», «био-», «инфо-», «когно-» технологии [1]. Развитие таких технологий направляет экономику стран к переходу к VI-технологическому укладу, где имеет место формирование рынка радикальных технологий (таблица 1).
Таблица 1
Направления разработки и примеры использования NBIC-технологийНаправление разработки NBIC-технологий |
---|
Нанотехнологии | Биотехнологии | Информационные технологии | Когнитивные технологии | Примеры использования NBIC-технологий |
---|
1. наноматериалы и наноструктурированные покрытия;
2. наномедицина;
3. нанохимия;
4. наноэлектроника,
5. оптические нанометериалы;
6. наносистемная техника;
7. нанооборудование и т.д. | 1. биомедицинская инженерия;
2. биоинформатика;
3. наномедицина;
4. биофармокология;
5. бионика;
6. генная инженерия;
7. клонирование;
8. трансгенные растения и животные и т.д. | 1. многоуровневое компьютерное моделирование и конструирование;
2. технологии вычислительных «облаков»;
3. машинное обучение и технологии работы с большими данными информации и т.д.
4. печать на 3D-принтере органов для пересадки человеку и т.д. | 1. нейрофизиология;
2. разработки искусственного интеллекта;
3. нейронауки;
4. новые гуманитарные технологии;
5. технологии дополненной реальности;
6. технологии с интерфейсом машинного мозга;
7. технологии виртуальной стимуляции человеческого мозга и т.д. | Составлено авторами
В связи с этим возникает потребность в разработке системного маркетингового подхода для формирования и продвижения брендов NBIC-технологий на новые рынки. Разработка системы продвижения таких брендов должна основываться на концепции брендинга NBIC-технологий, которые имеют свои особенности.
Радикальные технологии (radical technologies) — это технологии, позволяющие обществу преодолеть существенные ресурсные ограничения, барьеры на пути экономического развития и даже угрозы своему существованию, что способствует формированию синергетического эффекта, который постепенно приводит к радикальному обновлению всей национальной технологической системы [3].
Тренд радикальных технологий формируется как надстройка над базовыми технологиями текущего технологического уклада. А для нового технологического уклада радикальные технологии станут базовым ядром разработок, на которые нужно сформировать спрос. Поэтому существует преемственность между текущим и будущим технологическими укладами. Текущий технологический уклад является источником первоначальных интеллектуальных исследований и материальной базы для внедрения новых технологий (рис. 1). | | | Рис. 1. Смена технологических укладов в ходе современного экономического развития [9] | Советскими учеными «технологический уклад» рассматривался как синоним термина «инновационная волна» (англ. wave of innovation). В 1986 году экономисты Д.С. Львов и С.Ю.Глазьев в статье «Теоретические и прикладные аспекты управления НТП» впервые предложили термин «технологический уклад»[2]. C.Ю.Глазьев дал следующее определение технологическому укладу, который «характеризуется единым техническим уровнем составляющих его производств, связанных вертикальными и горизонтальными потоками качественно однородных ресурсов, опирающихся на общие ресурсы квалифицированной рабочей силы, общий научно-технический потенциал и пр.» [9]. VI-технологический уклада сформировался в 2010 году, к 2040 году он, по предположительным данным, достигнет состояния зрелости.
Преимущество VI-го технологического уклада, по сравнению с V-м укладом, будет состоять в резком снижении энергоёмкости и материалоёмкости производства при конструировании материалов и организмов с заранее заданными свойствами.
Разработка радикальных инноваций — это длительный и дорогостоящий процесс, который невозможно осуществить без государственной поддержки и финансирования. Сформировать и поддерживать работу собственного научно-исследовательского отдела могут позволить себе компании, являющиеся достаточно крупными игроками рынка.
В этой связи концепцию брендинга радикальных технологий следует рассматривать как систему взглядов, определений, принципов и явлений, которые определяют направления развития и продвижения брендов радикальных технологий на новые рынки [11]. Разработанный алгоритм концепции брендинга для VI-технологического уклада (рис.2) характеризует процесс формирования системы продвижения бренда, в рамках которого имеет место старт продаж технологий на новом рынке, запуск массовых продаж, что приводит к ускорению капитализации инвестиций проекта.
Потребность в концепции брендинга радикальных технологий возникает в период формирования нового технологического уклада и получает свое развитие в течение всего жизненного цикла технологического уклада. Можно полагать, что жизненный цикл концепции брендинга совпадает с жизненным циклом технологического уклада. В период развития VI-технологического уклада нужно учитывать особенности NBIC — .товаров и технологий. | | | Рис.2. Алгоритм использования концепции брендинга в системе продвижения NBIC-технологий [11] | Для разработки стратегии продвижения брендов NBIC-товаров и технологий компаниям необходимо использовать систему форсайт-технологий маркетинга.
Форсайт технологии маркетинга — это система инструментов сценарного прогнозирования, которая используется для развития науки и технологий по принципу «от будущего к настоящему» [7]. Форсайт, от английского «foresight» — «предвидение» является наиболее эффективным инструментом при выборе приоритетов научно-технического и инновационного развития в сфере науки и технологий. Среди наиболее популярных используемых форсайт — методов: дельфи, критических технологий, разработки сценариев, технологических дорожных карт и формирования экспертных панелей, мозговой штурм и т.д. [6]. С точки зрения авторов, в рамках концепции маркетинга взаимодействия, форсайт — технологии маркетинга — это комплекс маркетинговых инструментов и средств, позволяющих спрогнозировать и предвидеть:
● тренды потребительского спроса;
● потребительские свойства технологии;
● конъюнктуру нового рынка;
● вектор капитализации технологий;
● целевые метрики (нормативные показатели) нового рынка;
● неспецифические риски, вектор капитализации технологий;
● масштабируемость технологий и оценку их франшизы;
● использование брендинга и лицензирования технологий.
При этом наиболее эффективно использовать эти технологии в рамках концепции маркетинга взаимодействия[5]. Это обусловлено тем, что:
● концепция маркетинга взаимодействия ориентирована на учет постоянных изменений в производстве, приводящих к инновационным сдвигам в системе управления ими, что усложняется виртуальным взаимодействием бизнес субъектов.
● в IV-технологическом укладе возникает горизонтальная организация общества в силу его пространственно-временного развития (в предыдущих укладах была вертикальная организация общества), что обусловлено изменением философии взаимодействия субъектов рынка и значимости информации, появлением контента, ресурса знаний в условиях приоритета потребителя перед производителем.
Заключение. Предпосылкой к экономическому развитию, росту конкурентоспособности стран и выходу из экономического кризиса ведет генерирование не просто инноваций, а радикальных технологий [4]. Нужны серьезные инвестиции в разработку и научные исследования радикальных технологий. Важно обеспечить быстрое восприятие радикальной технологии потребителем, обучить его пользоваться новым товаром, технологией. Разработка комплекса форсайт — технологий системы продвижения брендов радикальных технологий является перспективной задачей теории и практики маркетинга. Предложенная концепция брендинга будет способствовать ускорению формирования нового рынка радикальных технологий, их масштабируемости, защите экономики от кризиса и наращиванию нематериальных активов компаний, что обеспечит повышение их инвестиционной привлекательности. В глобальном плане это будет способствовать росту социально-экономического уровня страны и получению ею лидирующих позиций на международных рынках. | |
|