| | Проблемы современной экономики, N 1 (61), 2017 | | ЭКОНОМИКА, УПРАВЛЕНИЕ И УЧЕТ НА ПРЕДПРИЯТИИ | | Житлухина О. Г. заведующий кафедрой бухгалтерского учета, анализа и аудита
Дальневосточного федерального университета (г. Владивосток),
кандидат экономических наук, профессор Михалёва О. Л. старший преподаватель кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита
Дальневосточного федерального университета (г. Владивосток)
| |
| | В статье рассмотрена вертикально-иерархическая структура управления группами торговых компаний, которая направлена на выявление внутренних и внешних информационных связей и информационных потоков. Определены уровни интегрированной структуры управления. Показана необходимость методического обеспечения оценки их экономической эффективности, исходя из функционально-целевого назначения каждого ее иерархического уровня. Раскрыты подходы к оценке экономической эффективности деятельности каждого уровня. Представлена идентификация и дифференциация информационной базы оценки экономической эффективности деятельности по уровням интегрированной структуры управления группами торговых компаний | Ключевые слова: интегрированная структура управления, группа компаний, экономическая эффективность, сводная отчетность, консолидация | УДК 334.722; ББК 65.050 Стр: 83 - 86 | Методический подход к формированию информационной базы и методического обеспечения оценки экономической эффективности деятельности интегрированной структуры управления группами компаний целесообразно формировать исходя из функционально-целевого назначения (специфики) каждого ее иерархического уровня или каждого ее структурного подразделения.
Вертикальную иерархическую структуру управления интегрированными экономическими системами, создаваемыми на основе деятельности групп компаний, рассмотрим на примере интегрированной структуры управления группами торговых компаний. К первичному уровню такой структуры следует отнести внутренние структурные подразделения торговых бизнес-единиц, деятельность которых осуществляется менеджерами (уровень менеджеров). Следующий уровень представляют собственно торговые бизнес-единицы, как самостоятельные экономические субъекты (уровень бизнес-единиц). Их объединяют единые интегрированные центры управления группой торговых компаний, которые в свою очередь регулируются общим координирующим центром управления (соответственно: уровень единых интегрированных центров управления группой торговых бизнес-единиц и уровень общего координирующего центра управления группами торговых компаний). Высший уровень интегрированных структур управления группами торговых компаний представляют владельцы бизнеса (собственники) (уровень владельцев).
Предложенная вертикальная иерархическая структура управления интегрированными экономическими системами, создаваемыми на основе деятельности групп компаний, позволяет сформировать информационную базу и методическое обеспечение оценки экономической эффективности их деятельности.
Поэтому, на первичном уровне интегрированной структуры управления группами торговых компаний (на уровне менеджеров) для решения выше сформулированной задачи целесообразно исходить из функционально-целевой их специфики. Так, функционально-целевая специфика деятельности менеджеров по закупу товаров направлена на поиск выгодных поставщиков товара, обеспечение и контроль за полным их ассортиментом на складах торговых бизнес-единиц, своевременное приобретение высокооборачиваемого и/или высоколиквидного товара с целью недопущения «товарных разрывов» на складе и др.
Отсюда видно, что оценка экономической эффективности деятельности менеджеров по закупу, должна основываться на показателях, характеризующих доходность отдельных видов закупаемых товаров, связанных с уровнем цен и выручкой от продаж. То есть, прежде всего, целесообразно рассчитывать коэффициент закупоемкости, как отношение себестоимости продаж к выручке от продаж, а также коэффициент рентабельности закупа, исчисляемый как отношение валовой прибыли к себестоимости продаж. Для формирования информационной базы для оценки экономической эффективности деятельности менеджеров по закупу (которая практически отсутствует), необходимо разрабатывать и внедрять внутренние оперативные (управленческие) отчеты менеджеров по закупу, предусматривающие информацию о наличии заказанных товаров, их ценах, о себестоимости закупаемого товара за определенный период времени, об общем объеме продаж и пр.
Тоже касается менеджеров по продажам товаров, функционально-целевая специфика которых направлена на увеличение объема выручки от продаж, на расширение рынков сбыта товара с помощью поиска новых покупателей, соблюдение планируемого бюджета расходов, ориентированного на рост прибыли. Отсюда, оценка экономической эффективности деятельности менеджеров по продажам, прежде всего, должна предусматривать расчет коэффициента маржинальной рентабельности (равный отношению маржинального дохода к выручке от продаж, где, как известно, маржинальный доход рассчитывается как разница между выручкой от продаж товара и общей суммой переменных расходов), а также коэффициент оборачиваемости оборотных средств (рассчитываемый как отношение выручки от продаж к средней величине остатка оборотного капитала) [1].
Для формирования информационной базы для оценки экономической эффективности деятельности менеджеров по продажам (которая также практически отсутствует), необходимо разрабатывать и внедрять внутренние оперативные (управленческие) отчеты менеджеров по продажам, предусматривающие информацию о наличии переменных расходов за определенный период времени, средних остатков оборотных средств на тот или иной период, об общем объеме продажи др. Это требует в учетной политике торговых компаний (основных структурных бизнес-единиц) предусматривать порядок формирования оперативной информации, необходимой для расчета оценки показателей экономической эффективности деятельности менеджеров.
Второй уровень интегрированной структуры управления группами торговых компаний представлен основными структурными торговыми бизнес-единицами (уровень бизнес-единиц), функционально-целевая специфика которых связана с организацией текущей и перспективной торговой деятельности, по результатам работы которой принимаются оперативные и стратегические управленческие решения (наличие определенных рычагов управления, финансовых ресурсов, прав на заключение договоров поставки и осуществлению кадровой политики). Для этого уровня интегрированной структуры управления группами торговых компаний характерно наличие достаточно полного объема информации для проведения оценки экономической эффективности их деятельности.
Поэтому при разработке методического обеспечения оценки экономической эффективности их деятельности целесообразно использовать традиционные методы анализа, основанные на применении показателей, как затратного подхода, так и подхода по чистой доходности. Известно, что затратный подход позволяет формировать показатели емкости (материалоемкость, зарплатоемкость, амортизациеемкость, емкость прочих расходов), определяемые как отношение произведенных тех или иных расходов (материальные расходы, расходы на оплату труда, амортизационные расходы, прочие расходы) к выручке от продаж.
Анализ показателей затратного подхода экономической эффективности деятельности торговых бизнес-единиц показал, что выявляются некоторые особенности при определении показателей амортизациеемкости и емкости прочих расходов, которые отличаются от расчета показателей традиционным методом. Так, классические способы предполагают при определении показателя амортизациеемкости использовать в качестве делимого сумму амортизационных отчислений по основным средствам. На наш взгляд, в числителе, помимо данной суммы, необходимо включать также расходы, связанные с арендой торговых площадей (в оптовой торговле, имеется ввиду аренда складских помещений), так как в торговых бизнес-единицах (организациях), как правило, основные средства либо переведены в состав материально-производственных запасов, либо арендуются. В связи с тем, что расходы, связанные с арендой, предлагается включать в состав амортизационных отчислений, ее необходимо из состава прочих расходов исключить, что окажет влияние на значение показателя емкости прочих расходов при его расчете [4].
Подход «по чистой доходности» предполагает определение показателей рентабельности, исчисляемых как отношение чистой прибыли к величине активов, оборотных активов, собственного капитала (рентабельность активов, рентабельность оборотных активов, рентабельность собственного капитала) и отношение прибыли от продаж к выручке от продаж (рентабельность продаж).
При этом, по мнению авторов, для более точного расчета показателей рентабельности активов и элементов капитала целесообразно на этом иерархическом уровне интегрированной структуры управления группами торговых компаний использовать в числителе вместо показателя «чистая прибыль» показатель «нераспределенная (реинвестированная) прибыль», так как показатели чистой прибыли и прибыли до налогообложения характеризуют деятельность основной структурной торговой бизнес-единицы за текущий период, а нераспределенная прибыль содержит сумму прибыли за весь период деятельности основной структурной торговой бизнес-единицы.
К тому же, применение показателя чистой прибыли не позволяет учесть взаимосвязь между показателями экономической эффективности деятельности торговой бизнес-единицы и показателями результативности размещения ее капитала. Это обуславливает введение в методику оценки экономической эффективности деятельности торговой бизнес-единицы, так называемого, финансового (капитального) подхода, предполагающего расчет коэффициентов финансовой устойчивости (как отношение собственного капитала к заемному капиталу) и текущей ликвидности (как отношение оборотного капитала к краткосрочным обязательствам) [1].
Несмотря на наличие достаточно полного объема информации, формируемого на основе традиционной финансовой отчетности, утверждаемой Минфином Российской Федерации, Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность» (ПБУ 4/99) и правил международных стандартов финансовой отчетности, для достоверной оценки экономической эффективности деятельности торговых бизнес-единиц интегрированных структур управления группами торговых компаний имеются некоторые достаточно существенные затруднения (или недостатки). Прежде всего, это касается включения в финансовую отчетность показателей налогового учета.
Так, включение в состав внеоборотных активов, отражаемых в бухгалтерском балансе показателя «отложенные налоговые активы» (ОНА), отрицательно влияет на точность расчета показателя рентабельности активов торговой бизнес-единицы. Однако, показатель отложенных налоговых активов введен в систему учета и отчетности для необходимости и возможности уменьшения налога на прибыль, подлежащего уплате в бюджет в следующем за отчетным или в последующих отчетных периодах (ПБУ 18�2 п. 14) [6]. Поэтому для целей расчета показателей экономической эффективности деятельности торговых бизнес-единиц он должен подлежать корректировке. Или иначе — при использовании подхода по чистой доходности в оценке экономической эффективности деятельности торговых бизнес-единиц следует исключать из суммы внеоборотных активов, отражаемых в знаменателе расчета, сумму отложенных налоговых активов.
Также в действующей финансовой отчетности в четвертый раздел бухгалтерского баланса включен показатель «отложенные налоговые обязательства» (ОНО). Этот показатель, в отличие от показателя «отложенные налоговые активы», приводит к увеличению налога на прибыль, подлежащего уплате в бюджет в следующих за отчетным или последующих отчетных периодах. Отложенные налоговые обязательства, также как и отложенные налоговые активы, могут списываться, как в долгосрочной, так и краткосрочной перспективе [3]. Поэтому для оценки экономической эффективности деятельности торговых бизнес-единиц, в частности, при расчете коэффициента финансовой устойчивости, целесообразно сумму отложенных налоговых обязательств подразделять на долгосрочные отложенные налоговые обязательства и краткосрочные отложенные налоговые обязательства и отражать их в соответствующих разделах бухгалтерского баланса (как долгосрочные обязательства, IV раздел и краткосрочные обязательства, V раздел), тем более, что методикой составления бухгалтерского баланса разрешается к основным статьям открывать вспомогательные статьи. Это позволит повысить качество оценки экономической эффективности деятельности торговых бизнес-единиц посредством уточнения методики расчета некоторых показателей оценки, таких как коэффициент финансовой устойчивости и коэффициент текущей ликвидности.
Кроме того, для повышения достоверности оценки экономической эффективности деятельности торговых бизнес-единиц, как структурных подразделений групп компаний, имеется необходимость корректировки ряда статей действующего бухгалтерского баланса. Так, при расчетах рентабельности активов, рентабельности оборотных активов, коэффициента текущей ликвидности, целесообразно производить корректировку в сторону уменьшения показателя дебиторской задолженности, отражаемого в бухгалтерском балансе, на сумму сомнительной дебиторской задолженности. Исключение составляет сомнительная дебиторская задолженность, по которой создан резерв по сомнительным долгам. В этом случае она показывается, как реальная и не должна подлежать корректировке.
Это касается и оценочных обязательств, имеющих место в финансовой отчетности, толкование сущности которых в настоящее время является достаточно неоднозначным. В состав оценочных обязательств в соответствии с нормативными учетными документами, включается показатель резерва предстоящих платежей. Его, по-видимому, можно рассматривать как обязанность, явившуюся следствием прошлых событий хозяйственной жизни торговой бизнес-единицы, исполнение которой невозможно избежать, и поэтому она приводит к вероятности уменьшения ее экономических выгод.
То есть, практически в данном случае возникает кредиторская задолженность, которая не обеспечена реальным содержанием долгосрочных или текущих активов (так называемые капитализированные расходы, которые включаются в состав внеоборотных активов). Поэтому такую кредиторскую задолженность, по-видимому, следует назвать условной кредиторской задолженностью. И на ее сумму, по нашему мнению, также следует производить корректировки для целей оценки экономической эффективности деятельности торговых бизнес-единиц, характеризующих их финансовое состояние.
Таким образом, можно сделать вывод, что информационная база для целей оценки экономической эффективности деятельности основных структурных торговых бизнес-единиц требует корректировки, позволяющей повысить не только ее качество, но и удовлетворять запросы различных пользователей информации с различной степенью ее детализации, а также учитывать действующие в настоящее время правовые и методологические учетные стандарты.
Третий уровень интегрированной структуры управления группой торговых компаний представлен его единым интегрированным центром управления, основным функционально-целевым назначением которого является агрегирование результата оценки экономической эффективности деятельности торговых бизнес-единиц, входящих в интегрированную структуру и перераспределение, при необходимости, ресурсов среди них. Это, в свою очередь, требует и агрегированного подхода в формировании методического подхода к оценке экономической эффективности его деятельности, который, на наш взгляд, целесообразно производить с помощью традиционной рейтинговой оценки показателей экономической эффективности деятельности торговых бизнес-единиц, входящих в каждый такой центр управления. Для этого необходимо осуществить сравнение показателей оценки экономической эффективности деятельности торговых бизнес-единиц, управляемых единым интегрированным центром, с показателями «эталонной» торговой бизнес-единицы данной группы, которая имеет наилучшие значения (наиболее высокие результаты) по всем коэффициентам, достигнутым в сложившихся условиях реальной рыночной экономики.
Для осуществления общего контроля со стороны руководителя единого интегрированного центра за показателями чистых активов торговых бизнес-единиц, входящих в группу компаний, как единого структурного подразделения в целом, и операциями, осуществляемыми между торговыми бизнес-единицами внутри «группы», целесообразно применять метод объединения интересов (слияние) компаний [7]. Целью такого контроля является продолжительное разделение всех рисков и выгод между торговыми бизнес-единицами группы. При этом важно, что ни одна из таких торговых бизнес-единиц не может быть определена в качестве покупателя (заемщика/займодавца).В этом случае, контроль со стороны руководителя единого интегрированного центра за деятельностью торговых бизнес-единиц, входящих в такой центр, позволяет оперативно влиять на повышение экономической эффективности их деятельности посредством своевременного принятия управленческих решений на своем уровне, грамотного распределения денежных средств среди участников (торговых компаний) и др. Такие ситуации возникают в ходе финансово-хозяйственной деятельности между торговыми бизнес-единицами группы, которые осуществляют, в ряде случаев, прямые и обратные операции, связанные с куплей-продажей товарно-материальных ценностей (т.е. попеременно являются либо поставщиками, либо покупателями), предоставлением или получением заемных средств (попеременно являются либо займодавцами, либо заемщиками). Для исключения (или элиминирования) появляющейся, в данном случае, дублирующей информации, целесообразно воспользоваться алгоритмами формирования информационной базы, рекомендуемыми Минфином России для организаций, имеющих в своем составе дочерние и зависимые общества. Такие организации, помимо собственного бухгалтерского отчета, должны составлять сводную бухгалтерскую отчетность, включающую показатели отчетов указанных обществ. Сводная бухгалтерская отчетность, в этом случае, должна представлять собой систему показателей, отражающих финансовое положение группы компаний на отчетную дату и финансовые результаты за отчетный период, сформированные в соответствии с методическими рекомендациями по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности, которые ранее были утверждены и приняты Приказом Минфина РФ от 30.12.1996г. № 112 [5] (срок действия приказа до 31 декабря 2015г.).
Общий координирующий центр управления группами торговых компаний составляет четвертый уровень интегрированной структуры управления группами торговых компаний. Функционально-целевым его назначением является осуществление коммандитного управления [2] едиными интегрированными центрами управления группой торговых компаний. Такое управление требует, прежде всего, осуществления рационального распределения оборотных средств между ними, общего приращения капитала (собственного) за счет полученной прибыли для достижения целей владельца (собственника), а также консолидации показателей оценки экономической эффективности деятельности первых трех уровней интегрированной структуры для целей принятия дальнейших стратегических решений.
Для качественного выполнения своих функций общему координирующему центру управления необходимо, во-первых, обеспечить единый и комплексный подход к формированию методического обеспечения оценки экономической эффективности деятельности интегрированной структуры управления группами торговых компаний. Для этого необходимо разрабатывать единую учетную политику для всей интегрированной структуры в целом, включая все ее структурные подразделения. Во-вторых, на уровне общего координирующего центра целесообразно самостоятельно формировать интегрированную финансовую отчетность. Она может быть представлена в двух формах. В форме общей отчетности, которая складывается из показателей сводных финансовых отчетов, формируемых едиными интегрированными центрами управления группами торговых компаний, предусматривающих исключение дублирующих операций между внутренними их подразделениями. А также в форме, подобной консолидированной отчетности, которая должна содержать информацию, необходимую для оценки финансового положения всей интегрированной структуры управления группами торговых компаний и строится по модульному принципу. А именно — она должна складываться из управленческой (оперативной) отчетности внутренних структурных подразделений торговых бизнес-единиц (менеджеров), из скорректированной финансовой отчетности торговых бизнес-единиц, входящих в состав группы компаний, из сводной финансовой отчетности единых интегрированных центров управления группами торговых компаний. При этом она должна исключать дублирование операций, влекущее за собой возникновение денежных потоков, между едиными интегрированными центрами управления группой торговых компаний.
Пятый уровень интегрированной структуры управления группами торговых компаний представлен владельцем (собственником), который, как правило, проводит оценку экономической эффективности финансово-экономической деятельности созданных ими интегрированных структур управления группами торговых компаний в динамике, определяя тенденции и моделируя перспективы их развития. Для этих целей для владельца (собственника) должна быть сформирована общим координирующим центром управления информация, обеспечивающая проведение общей комплексной оценки экономической эффективности финансово-хозяйственной деятельности интегрированных структур, основанных на деятельности групп компаний. Информация для этого уровня должна содержать краткий финансовый отчет об основных показателях интегрированной финансовой отчетности, (в форме разработочной таблицы), обеспечивающей расчет интегрированного показателя экономической эффективности деятельности интегрированной структуры управления группами торговых компаний.
Исходя из представленной выше информации следует, что для каждого уровня, входящего в состав интегрированной структуры управления группами торговых компаний, для целей оценки экономической эффективности их деятельности, должна быть идентифицирована специфика информационной базы каждого иерархического уровня ее управления от формирования которой непосредственно зависит методическое обеспечение их оценки (рис. 1).
Таким образом можно сделать вывод, что в настоящее время в условиях нестабильности экономики в России, приведших к образованию интегрированных структур управления группами компаний, как средства безопасности бизнеса, для защиты их в конкурентной борьбе (среде) и минимизации рисков их финансово-хозяйственной деятельности, возникает необходимость в теоретических и практических методических разработках и нормативно-законодательных актах, направленных на идентификацию и регулирование указанных бизнес-систем и их внутренних структурных подразделений (уровней) для целей формирования информационной базы и методического обеспечения оценки экономической эффективности и финансового состояния их деятельности. | | | Рис. 1. Информационная база для целей оценки экономической эффективности деятельности интегрированной структуры управления группами торговых компаний |
| |
|
|