| | Проблемы современной экономики, N 1 (61), 2017 | | ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И ПРОБЛЕМЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ И МЕЖДУНАРОДНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ | | Ковалёв С. Г. профессор кафедры общей экономической теории и истории экономической мысли
Санкт-Петербургского государственного экономического университета,
доктор экономических наук
| |
| | В статье рассматривается природа ритмов трансформации в России, связанная с ее формационно-цивилизационными особенностями в условиях глобализирующегося мира. Рассмотрена конкурентоспособность как важнейший стратегический фактор развития страны | Ключевые слова: трансформация экономики, глобализация, конкурентоспособность | УДК 330.34; ББК 65 Стр: 75 - 78 | Сегодня, на пороге 20-х гг. XXI в., Россия как никогда нуждается в скорой системной реанимации всей экономики и прежде всего приведении в равновесие «реального» и «виртуального» секторов хозяйствования. Стране осталось немного времени, чтобы с помощью грамотных реформ полностью трансформировать всю хозяйственную деятельность, возродить российскую цивилизацию и прочно занять одно из ведущих мест на мировой политической карте.
Разработка концепций экономической трансформации и модернизации, которая адекватна условиям страны, затруднена из-за неразработанности теории суверенного воспроизводства в турбулентно-глобализирующемся мире. Слово суверенное — означает независимость и самостоятельность во внешних, и главенство во внутренних делах страны. А прилагательное турбулентность характеризует неустойчивость, нестабильность и колебательность современного мира. Отсутствие теории и расплывчатое представление процесса трансформации и модернизации — характерная черта и отечественной, и западной науки в этой области социально-экономического знания. Хотя ещё в 1925 г. в работе «Хозяин и хозяйство» П.Н. Савицкий писал, что хозяин выступает на первый план, как только пробьёт час создания самостоятельного российского учения о хозяйстве (Россия между Европой и Азией. Евразийский соблазн: антология, М., 1993, с. 131).
Западные ученые подходят к теории трансформации сквозь призму господствующих научных школ (рефлексия рефлексии, осознание осознанного), их экономических теорий, а не сквозь призму отражения движущегося объекта (рефлексия реальности). Несмотря на различия взглядов западных ученых, их объединяет несколько общих моментов:
1) узость методологической основы — подход к трансформации не с позиции выявления общесистемных закономерностей развития общества, а с позиций той или иной экономической школы, ее раскрытие сквозь призму развития рынка, а ведь теория призвана отражать и анализировать объект и в целом, и под практическим углом зрения, и в его реальной, а не выдуманной среде;
2) трансформационный детерминизм — предопределенность именно предлагаемого пути, все страны идут в фарватере западного пути развития, повторяют его этапы, западный путь — маяк, показывающий постсоциалистическим странам их будущее;
3) взгляд на трансформацию социалистических стран как на преимущество западной модели рыночной экономики, западных ценностей, а не как естественное развитие самих этих стран, и, как следствие, идеологическая экспансия — экспорт модели общественного развития, без глубокой проработки возможностей ее адаптации в принимающих странах, учет не их интересов, а собственных интересов западных стран (это характерно и для ученых, стремящихся искренне помочь бывшим социалистическим странам);
4) уход от проблемы встраивания предлагаемого нового в старое общество, его природы и особенностей, инерционного воспроизводства старого, реакции отторжения на нововведения, результативности, достижимости, побочных последствий предлагаемого пути;
5) отсутствие апробированности предлагаемых подходов на собственных странах;
6) недооценка роли государства и структурных институциональных изменений в создании рыночной экономики, сведение их к приватизации, а последней к формальным правовым актам (оставляя за бортом «океан» традиций и правил, неформальных норм поведения, воспроизводящий их механизм).
Целесообразно остановиться на двух вопросах: 1)повторяемости модернизационной активности в истории России и 2)повышению конкурентоспособности экономики как стратегического фактора её развития.
Историческое развитие России неотделимо от ее реформирования. В разные исторические эпохи разные лица инициировали и проводили крупные реформы: царь Иван IV совместно с А.Ф. Адашевым; царь Алексей, Петр I, Екатерина II, Павел I, Александр I совместно с М.М. Сперанским, а затем с А.А. Аракчеевым; Николай I совместно с А.Х. Бенкендорфом, П.А. Толстым, П.Д. Киселевым, И.В. Васильчиковым, Е.Ф. Канкриным; Александр II совместно с А.И. Кошелевым, В.А. Татариновым, М.Х. Рейтерном, Специальным комитетом и специальными комиссиями; Александр III совместно с К.П. Победоносцевым, М.Н. Катковым, Н.Х. Бунге, И.А. Вышнеградским, С.Ю. Витте; Николай II совместно с С.Ю. Витте, П.А. Столыпиным.
Хотя реформы отличны и по времени проведения, и по решаемым задачам, для них характерны и определенные общие черты, позволяющие вывести закономерности российского реформирования:
● инициатором реформы выступали высшие лица государственной власти (как правило, сам царь), реформы всегда и опирались на институт государственной власти, и проводились в интересах укрепления самодержавной власти и государства (реформы сверху);
● сопротивление низов проведению реформ, раскол между властью и народом;
● глубинная устойчивость экономических укладов и менталитета населения на фоне внешней модификации, сохранение патриархально- феодальных отношений вплоть до начала XX в.;
● недостаточная проработанность реформ, заимствование многих идей развития с Запада, догоняющий характер реформ, приверженность к скоротечным реформам, их некомплексность;
● колебательность реформ: реформа –> контрреформа –> реформа –> контрреформа и т.д.;
● использование реформ как инструмента модернизации страны;
● наложение реформ на естественное развитие, его «ломка»;
● недостижение большинством реформ поставленных целей;
● противодействие реформам в самих же слоях власти, постоянная борьба между консервативными и либеральными тенденциями;
● хроническая нехватка средств на проведение реформ;
● отстранение от должности реформаторов, покушавшихся на коренные преобразования сложившихся устоев;
● разрушающий характер реформ, их системная противоречивость;
● использование православной идеологии и для поддержки реформ, и как инструмента контроля за народными массами;
● ограничение свобод всех слоев населения, включая монарха, дворянства;
● проведение реформ с помощью государственного чиновничества;
● недоучет реформаторами особенностей и традиций России;
● выдвижение реформами и контрреформами новой элиты;
● наибольшего успеха реформы достигали, когда исходили из государственных, национальных интересов России, самобытности ее развития;
● проведение реформ за счет сельскохозяйственного сектора, отсутствие должных усилий для его развития;
● успешное развитие промышленности и экономики лишь в условиях протекционизма;
● использование реформ как средства укрепления военной мощи и проведения экспансионистской политики;
● с помощью реформ не удается сформировать сильного сословия, способного осуществить поступательное развитие.
Основной итоговый вывод 400-летнего российского реформирования — неприятие обществом как чисто восточного пути развития страны, так и чисто западного пути развития.
В той или иной мере трансформационный ритм присутствует в любой стране, но в России его проявление наиболее ярко.
Есть много концепций, объясняющих цикличность развития и преобразований в России:
а) военные потребности — В.О. Ключевский, П.Н. Милюков;
б) особенности системы политической власти — А.Л. Янов;
в) особенности социокультурной динамики (расколотая цивилизация) — А.С. Ахиезер;
г) самодостаточного догоняющего развития — В.М. Пашинский;
д) влияние длинных волн Кондратьева — В. В. Лапкин и др.
На взгляд автора, природа ритмов трансформации связана с формационно-цивилизационными особенностями России:
а) молодая, все время догоняющая другие, ушедшие вперед цивилизации (с XVIII в. примерно все время сохраняющийся 50-летний отрыв от Запада);
б) цивилизация с сильной исторически сложившейся государственной властью, осуществляющей догоняющее развитие за счет заимствования и принудительного насаждения новшеств, внедряя их вначале в центре, а затем тиражируя на периферии;
в) цивилизация, осуществляющая нововведения на основе социокультурного разрушения сложившихся традиций;
г) цивилизация с нарушенным механизмом преемственности поколений: «деды — отцы — внуки». Мировоззрение и поведенческие мотивы у последних отторгают ценностные ориентиры первых.
Пики трансформационной активности повторяются через 65—70 лет. Их всплески приходятся на моменты наложения трех волн (с определенным временным лагом): а) волн Кондратьева — обусловливают смену технического базиса производства; б) волн замены поколений — обусловливают смену мировоззрения, поведения; в) волн замены правящих элит — обусловливают использование механизма государственной власти в реформаторских целях.
На момент повышательной фазы длинной волны Кондратьева в западных странах приходится пик отставания России, ее военные поражения.
Стремление преодолеть отставание ведет к реформаторской активности, заимствованию социокультурных ценностей, технической и организационной модернизации производства.
Под эту абстрактную схему подпадает история России примерно с Петровских времен, но она не объясняет ситуации, сложившейся с 1988 г. Цель реформ, проводимых с вышеназванного периода, — либерализация общества, смена социально-экономического строя, сдача позиций конкурирующим цивилизациям — не служила ускорению развития.
Главная задача в настоящий момент — в условиях экономической ослабленности страны и жесткой геополитической конкуренции, в сжатые сроки сформировать модель развития, которая позволит ей и в XXI в. занять одно из ведущих мест в мире.
Для этого необходимо продолжить переход от индустриального к постиндустриальному развитию, от закрытой нерыночной к открытой рыночной экономике, но сохраняя достаточную степень собственной суверенности. Требуется переход к модели развития, обеспечивающей концентрацию ресурсов для осуществления мощного социально-экономического рывка. Такой моделью может быть модель прорывного развития.
Исторический опыт последних десятилетий показывает, что можно выделить четыре типа развития: догоняющее, устойчивое, разрушающее, прорывное.
Тип развития обусловлен объективными внутренними и внешними условиями на данный момент, а также дееспособностью политической элиты, видением ею будущего своей страны, ее готовностью к реализации поставленных целей.
Регулирование развития общества строится на определенной концепции, в основу разработки которой положен ряд принципиальных положений, отражающих достигнутый уровень познания социально-экономических явлений, тенденций их развития, задач, требующих решения для целей будущего прогресса. Любая концепция развития исходит из целей, состояния государства, внешней окружающей среды, наличных возможностей объекта.
Прорывное развитие — это движение, нацеленное на будущее, адекватное сущностным особенностям и традициям населения, в условиях исторической необходимости снятия противоречий между кризисным состоянием общества и наличным потенциалом его преодоления, направления преобладания духовных ценностей, разумного ограничения материального потребления, воплощения идеи российской государственности, объединения социума не по этническому, а по духовному и нравственному принципу, занятия новых и принципиально новых наукоемких, информационных ниш в мировом разделении труда.
Развитие мировой экономики в настоящее время формируется под воздействием глобализации — многопланового и многоуровневого процесса, являющегося более высокой стадией развития процесса интернационализации. Проявляется он, прежде всего, в развитии и непрерывном укрупнении транснациональных корпораций, имеющих производства во многих странах мира. Глобализация — всевозрастающая интеграция отдельных стран и компаний в мировую экономику, включающую в себя транснациональные потоки товаров, финансов, капиталовложений и технологий, рабочей силы, международную торговлю услугами, объектами интеллектуальной собственности.
По мере углубления интеграции мировой экономики в торговой, промышленной, технологической и финансово-инвестиционной политике отдельных стран и компаний постепенно размываются границы между национальным и транснациональным, в результате чего возникает ряд новых компонентов глобализации мировой экономики.
Мировая экономика прошла несколько фаз в своём развитии.
● фазу превалирования товарообмена (экспорт-импорт товаров), характеризуемую как отношение метрополия-колония (поток дешевых дополнительных ресурсов для развития) либо как отношения свободной межстрановой торговли. В последнем случае развивается обмен товарами, произведенными с учетом фактора сравнительных национальных преимуществ в производительности труда в рамках сложившегося международного разделения, на основе либо золотого стандарта, либо современной системы расчетов с определенным регулирующим действием государства (протекционизм, поощрение экспорта);
● фазу интернационализации производства, в которую вступил современный мир, характеризуемую преобладанием экспорта капитала;
● фазу интернационализации капитала, банковских и страховых услуг, характеризуемую переливом капитала между странами на основе формирования глобального рынка ценных бумаг (см. табл. 1).
В мировой экономике идет объективный процесс становления межнациональных и транснациональных корпораций. Их деятельность направлена на создание производств во многих странах, работающих в единой цепи обмена по внутрифирменной кооперации, а не на условиях межстранового обмена, что приводит к выводу производства из-под контроля национального государства.
Экономика России испытывает влияние геополитического и геоэкономического пространств мирового хозяйства.
Россия проводит политику построения открытой экономики, т.е. экономики, где иностранным хозяйствующим субъектам открыт доступ на большинство рынков и в большинство отраслей и сфер деятельности. Основой такой политики является присоединение к международным торгово-экономическим организациям, модернизация таможенной системы, сбалансированное экспортно-импортное регулирование, движение факторов производства. Индикаторы открытости экономики — удельный вес экспорта и импорта товаров в валовом внутреннем продукте, размер экспорта и импорта на душу населения, приток и отток капитала в платежном балансе, приток и отток капитала на душу населения, отсутствие чрезмерно больших экспортных и импортных пошлин, конвертация национальной валюты. Но такая политика требует наличия высококонкурентоспособной собственной экономики.
Любое национальное производство материальных благ и услуг с точки зрения конкурентоспособности его производителей характеризуется целью производства, его ресурсами, структурой и результатом, внешней средой функционирования (мировой экономикой).
Понятие конкуренции затрагивает широкий круг отношений: между компаниями (конкуренция произведенных товаров, за доступ к ресурсам, за выгодное получение и размещение капитала; между работниками (конкуренция за рабочие места); между государствами — конкуренция за рынки сбыта и рынки ресурсов, за приложение (получение) капитала.
Конкурентоспособность представляется ныне основой прогресса в науке, технике, производстве в национальном и глобальном масштабах. Конкурентоспособность — это способность выдержать конкуренцию и противостоять конкурентам. Она представляет собой понятие, анализ и оценку которого необходимо тесным образом увязывать с уровнем обеспечения конкурентоспособности: микро-, мезо-, макроконкурентоспособность (см. табл. 2).
Таблица 1
Процесс интернационализации мировой экономикиЭтапы | Субъекты | Объекты | Результаты |
---|
1. Интернационализация ввоза-вывоза товаров, торговли | Мелкие, средние, крупные фирмы, национальные и транснациональные корпорации | Рынок товаров. Усиление производственной специализации и кооперации производства | Рост уровня открытости национальных экономик. Снижение издержек производства. Создание фирмами на основе подетальной специализации совместных продуктов для продажи на национальных и мировых рынках | 2. Интернационализация ввоза-вывоза товаров и капитала, бизнеса (производства) и инвестиций | Средние и крупные национальные банки | Рынок кредитов. Обслуживание торговых операция клиентов в иностранной валюте | Рост прибыли национальных банков. Интернационализация системы расчетного, торгового, кредитного обслуживания мировой торговли | Транснациональные корпорации (ТНК) | Рынок товаров. Прямые инвестиции ТНК в создание новых производств и товаров за границей | Создание новых заграничных филиалов (отделений, дочерних фирм, ассоциированных компаний), выпуск новых товаров. Снижение издержек, рост прибыли, вывоз и реинвестирование прибыли. Расширение внутрикорпоративной производственной кооперации, снижение издержек, оптимизация кооперативного налогообложения, становление наднационального производства. Разделение сфер влияния между ТНК | 3. Интернационализация ввоза-вывоза денег, капитала, пакетных инвестиций | Транснациональные банки (ТНБ) | Денежный рынок частного кредита. Рынок кредитов. Международное банковское кредитование, международное кредитование ТНК, международное кредитование государств | Образование ТНБ. Становление международного финансового рынка. Актуализация международных кредитных ресурсов. Снижение рисков. Увеличение банковской прибыли | Инвестиционно-финансовые компании, ТНК, ТНБ, пенсионные фонды, страховые компании | Рынок ценных бумаг. Операции с различными видами ценных бумаг на фондовых биржах мировых финансовых центров. Портфельные инвестиции: продажа, покупка пакетов акций и облигаций корпораций, акций и облигаций банков, облигаций долговых займов государств и т.д. | Становление международного инвестиционного рынка. Слияние и поглощение ТНБ, ТНК. Образование инвестиционно-финансовых компаний. Мобилизация огромных финансовых ресурсов. Получение дивидендов по акциям и облигациям торгово-производственных корпораций. Извлечение спекулятивной прибыли за счёт разницы котировок ценных бумаг, колебания курсов валют. Получение прибыли за счёт размещения ценных бумаг корпораций на фондовых биржах | Национальные государства, МВФ, МБРР, ЕБРР и другие | Рынок межгосударственных международных кредитов. Предоставление займов национальным компаниям род правительственные гарантии | Становление системы международной государственной взаимозависимости. Помощь в развитии слаборазвитым странам | Составлено автором
Таблица 2
Факторы повышения конкурентоспособности на уровне компанииЭндогенные
(зависящие от
деятельности
компании) | По видам применяемых ресурсов | – Повышение общей и частной эффективности производства
– Оптимизация территориально-пространственного размещения производства
– Повышение эффективности использования основных и оборотных средств
– Применение новых производственных технологий и материалов
– Повышение эффективности использования трудового потенциала (рост производительности труда)
– Применение современных информационных технологий
– Оптимизация финансовых потоков
– Выпуск новых изделий и выход на новые товарные рынки |
---|
По функциям управления | – Совершенствование корпоративного управления
– Совершенствование управления конструкторской и технологической деятельностью
– Совершенствование управления технической и технологической базами производства
– Совершенствование управления качеством продукции
– Совершенствование управления снабжением производства и сбытом продукции на основе методов логистики и маркетинга
– Совершенствование управления организационными нововведениями и инновациями
– Реструктуризация производства, совершенствование внутрикорпоративных специализации и кооперирования
– Совершенствование управления внешнеэкономической деятельностью
– Совершенствование управления брендовой и рекламной политикой | Экзогенные
(не зависящие
от деятельности
компании) | На международном уровне | – Изменения в международном разделении труда, специализация и кооперирование
– Изменения в мировой конъюнктуре цен на сырьё и производимую продукцию
– Появление новых товаров-субститов
– Усиление международной отраслевой конкуренции
– Снятие или ослабление тарифно-таможенных барьеров
– Изменения валютного курса |
---|
На государственном уровне | – Изменения в амортизационной политике
– Изменения в государственно научно-технической политике
– Изменения в налоговой, денежно-кредитной и финансово-налоговой политике
– Изменения государственной миграционной политики, политики в сфере занятости и трудовых отношений
– Изменения в государственной валютной политике
– Изменения в государственной политике регулирования внутренних отраслевых рынков (вход на рынок, выход с рынка)
– Изменения в государственной инвестиционной политике | На региональном уровне | – Изменения в региональной политике поддержки предпринимательской деятельности | Составлено автором
У России имеются возможности, и историческая необходимость «встроиться» в формирующуюся глобальную социальную и финансово-экономическую систему, что требует построения новой экономики, альтернативной по отношению к существующей. Альтернативной — во взаимодействии с окружающей природной средой и в использовании ресурсов, альтернативной — в производстве (технологии и продукция), в распределении (мотивация к труду и социальная справедливость), в обмене (товаропотоки и товаропосредники), в воспроизводстве населения (население-человек как главное богатство) и во взаимодействии с окружающим миром (новый мировой социальный порядок). Только государство способно создать социальный механизм предоставления конкретных, дееспособных и понятных экономических преимуществ наукоемким и ресурсосберегающим технологиям, комфортабельную инфраструктуру жизнеобеспечения для работника и благоприятную бизнес среду для развития экономики. Соответственно, наряду с господством транснациональных корпораций, развитием электронных средств связи и средств транспорта, развитием глобальных и региональных интеграционных процессов, глобальным неравенством, теоретическая модель глобализации на фоне развития кризисных явлений в мировых финансах может быть дополнена условиями многополярности современного мира, открывающими новые перспективы для самодостаточного развития российской экономики в глобальной мировой экономической системе. |
| |
|
|