| | Проблемы современной экономики, N 1 (61), 2017 | | ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И ПРОБЛЕМЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ И МЕЖДУНАРОДНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ | | Новгородова А. В. докторант Института социально-экономических проблем народонаселения РАН (Москва),
кандидат экономических наук
| |
| | В статье в качестве одного из главных направлений сбережения человеческого капитала, как фактора национальной безопасности страны, предлагается дополнить социальную помощь льготникам сетью корпоративных касс медико-социального страхования охраны здоровья работников и членов их семей. Обосновано, что на микроэкономическом уровне из страховых средств возможно эффективное возобновление финансирования профилактических мер, предотвращающих риски опасных заболеваний | Ключевые слова: корпоративное страхование, лекарственное страхование, профилактика заболеваемости, сахарный диабет, человеческий капитал России | УДК 331; ББК У27(2)1 Стр: 71 - 74 | «Смысл всей нашей политики — это сбережение людей, умножение человеческого капитала как главного богатства России», — подчеркнул В.В. Путин в Послании Федеральному Собранию. Преждевременный «износ и уничтожение» главного богатства угрожают национальной безопасности страны.
Руководством государства желательной называлась численность населения в 145 млн человек к 2018 г. при ожидаемой средней продолжительность жизни в 74 года. Сейчас в России — 146 млн чел. Однако в 1990 г. человеческие ресурсы РСФСР были больше — 148 млн чел., прирост численности населения с 1979 г. по 1989 г. — почти 10 млн чел. [1]. Показатель ожидаемой продолжительности жизни (ОПЖ) на 2014 г. равнялся 70,93 г. [2]. Между тем в период 1986–1987 гг. этот показатель был не меньше — 70,1 года [1, 105].
Отмеченные данные непосредственно угрожают национальной безопасности страны, т.к. являются отражением повторного «соскальзывания» в депопуляцию, т.е. сужающееся воспроизводство населения. Тревожит сохранение высокого уровня смертности среди взрослого населения от хронических заболеваний, а также недостаточная рождаемость. На этом фоне вполне реалистично смотрятся демографические прогнозы о снижении в близком будущем когорты молодых женщин, способных стать матерями. Негативный экономический эффект усиливается потерями рабочего времени из-за болезней. В условиях затянувшегося кризиса доступ к бесплатным лекарствам по линии оказания регионами и муниципалитетами социальной помощи затрудняется. В силу недофинансирования обязательного медицинского страхования и инфляции обостряются проблемы с качественной медициной и импортной фармацевтикой.
Относительно высокая смертность от внутренних причин, в основном НИЗ, объясняется, по мнению ученых-медиков, отсутствием адекватного подхода, опирающегося на стратегию охраны здоровья населения через преобразование образа жизни. Вместо системной стратегии имеются отдельные и непродолжительные программы развития отдельных направлений в здравоохранении. Господствует узкий подход, согласованность общих действий невысокая и, в результате, искажаются ориентиры социальной политики государства. Общественность также дезориентируется, — подчеркивается в работах ученых. Все это негативно отражается на развитии человеческого капитала страны с учетом длительной перспективы.
Смертность в связи с НИЗ в России больше, чем от инфекционных болезней: туберкулеза, ВИЧ/СПИДа, пневмонии и т.п. Из-за высокой совокупной смертности взрослого населения (15–65 лет) и с учетом прогнозов уменьшения рождаемости нельзя быть уверенным в национальной безопасности государства. Отсюда, актуальная научная задача — поиск идейного подхода к отражению вредного воздействия НИЗ на объемы и качество ресурсов человеческого капитала страны. Следует учесть, что осложняющийся контекст российских проблем народонаселения формируется в рамках глобальной потребительской революции. На рельсах либерального рыночного хозяйства Россия завершает переход к фазе постиндустриализма. Транзитивные процессы приводят к повсеместным и радикальным изменениям в образе жизни семей и работников — изменения происходят в экономике, сфере труда, рациона и традиций питания, отдыха, развлечения, образования семьи и репродукции населения. В условиях глобализации и постиндустриального общества потребления массовый тяжелый физический труд на открытом воздухе на производстве и в быту уходит в прошлое. Вместо этого растет психофизиологическое напряжение. У современного работника оно выше, чем при занятии ручным трудом. На него приходятся пиковые ментальные, эмоциональные и интеллектуальные нагрузки. Зачастую его работу сопровождают состояния хронического стресса. В результате стрессов развивается депрессия. В природе человека «заедать» стрессы, «перекурить» неприятности и/или их «запивать». Между тем, общество потребления навязчивой рекламой искушает «сладкой» жизнью, а она ведет к избыточному потреблению неполезных, вредных продуктов питания. Для этого явления придумали специальный термин — «консумопатия». Одна из проблем ожирения, гипертонии и эпидемического распространения диабета II типа — это «скрытый» в продуктах сахар и жиры. Так, в 1989 г. в России сахара потребляли 4,2 млн т, а в 2007 г. уже 6,1 млн т. Сейчас оно по статистике колеблется на уровне 6 млн т год. Серьезно вырос рынок кондитерских изделий, в которых сахар содержится в скрытом виде. В 1989 г. их продали 2,9 млн т, а в 2011 — 3,2 млн т. В 1989 г. ежегодное потребление пива на душу населения РСФСР равнялось 20 литрам. В 2012 г. оно достигло 64 литров. В 1989 г. в Москве был открыт первый в России ресторан «McDonald,s». В 2014 г. их в стране было уже 430 и в них в 75 регионах работает 38 000 чел. Полулитровый стакан «Кока-Колы» содержит 19 г сахара (в советском прошлом «Кока-Кола» не продавалась), «Биг-Мак» — 8 грамм. Сладкие напитки и жирные котлеты с булочками являются основными компонентами меню всех сетей «фаст-фудов» (например, «Бургер-Кинг»). Ежедневно они обслуживают миллионы, приучая к своему специфическому меню потребителей — взрослых и детей. Только в условиях западных санкций «Роспотребнадзор» соизволил заметить, что потребителей неверно информируют о пищевой ценности блюд, которые на Западе часто называют джанк-пища (мусорная еда). В результате наблюдается тренд увеличения числа людей, страдающих ожирением, — доля людей с ожирением выросла с 13% в 2005 г. до 16% в 2011-м. В Москве этот показатель на четверть выше, чем в целом по стране — 20% по данным 2011 года [3].
Росстат рисует следующую картину естественного изменения численности населения России (табл. 1).
Таблица 1
Численность умерших и естественный прирост (убыль) населения в Российской Федерации в течение одного года (тыс. чел.) | 2000 | 2005 | 2010 | 2014 | 2015 |
---|
Численность умерших | 2225,3 | 2303,9 | 2028,5 | 1912,3 | 1908,5 | Естественный прирост населения | -958,5 | -846,5 | -239,6 | 30,4 | 32,0 | Источник: Здравоохранение в России. 2015. Официальное издание. М., Росстат, с.29/URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/demography/#
Вместе с тем, в прогнозах демографов громче звучат предупреждения, что вскоре (после 2018–2020 гг.) небыстрый подъем численности населения по естественным причинам прекратится и начнется фаза его монотонного снижения, которое растянется на срок жизни следующего поколения. Численность умерших продолжит снижаться, но число рождений упадет в большей степени [3]. Растущее значение фактора НИЗ в демографическом аспекте доказывает тенденция роста числа заболеваний, входящих в группу неинфекционных болезней (см. табл. 2). Фиксирующие тенденцию роста количества хронически больных, данные Росстата показывают увеличение влияния названного фактора.
Таблица 2
Заболеваемость населения РФ рядом НИЗ в 2010–2014 гг. (тыс. случаев) | 2010 | 2013 | 2014 |
---|
Зарегистрировано больных с заболеваниями
с впервые установленным диагнозом (тыс. случаев) | 111 427,7 | 114 721,1 | 114 989,0 | В том числе сахарный диабет | 323,9 | 339,5 | 343,1 | Новообразования | 1540,0 | 1628,9 | 1693,1 | Повышенное кровяное давление | 870,7 | 885,0 | 1010,2 | Ишемическая болезнь сердца | 707,5 | 1121,4 | 984,3 | Цереброваскулярные заболевания | 854,0 | 967,3 | 971,0 | Болезни органов дыхания | 46281,0 | 48568,3 | 48707,9 | Источник: Здравоохранение в России. 2015. Официальное издание. М., Росстат, с.29
URL:http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/healthcare/#
Для сравнения — в 2000 г. было зарегистрировано 106 млн случаев заболеваний (с впервые поставленным диагнозом). Таким образом, имел место прирост показателя на 8%. В отношении, например, заболеваемости сахарным диабетом обоих типов — это еще не предел. Более высокие показатели распространения СД 2 типа наблюдаются в мировом сообществе: например, в Западно-Европейских странах и США, где они достигают 6–12% [4].
После серьезного ослабления внимания Минздрава РФ к тщательности и охвату паталогоанатомическими исследованиями вначале 1990-х гг. имеет место «недоучёт значимости сахарного диабета в формировании структуры смертности». Отсутствие или искажение информации в эпикризах «снижает возможности улучшения здоровья населения, поскольку не позволяет на основе оцениваемой структуры производить адекватное распределение ресурсов здравоохранения и мониторировать качество медицинской помощи населению. Если сахарный диабет не вносится в свидетельство как одно из звеньев развития летального исхода, то и в лечении основной патологии его роль недооценена» [5].
Вот почему у нас риски умереть в трудоспособном возрасте (15–60 лет) почти в два раза выше, чем в среднем по Европе (по данным ВОЗ на 2010 г.). По нашему мнению, в нашей стране надо сосредоточиться на борьбе с разрушающим влиянием СД на здоровье людей, в особенности работающих граждан. Именно здесь находится «основное звено», за которое следует потянуть, чтобы вытащить наружу всю цепь проблем «повышенного износа человеческого капитала». В подтверждение приведем данные (табл. 3) о росте численности зарегистрированных больных диабетом обоих типов, подобранные из работ академика РАН И.И. Дедова и статистических справочников [2, 29; 4].
Таблица 3
Численность зарегистрированных больных с СД1 и СД2 и индексы темпов роста заболеваемостиГоды | 2000 | 2003 | 2006 | 2009 | 2012 | 2014 | 2015 |
---|
Численность официально зарегистрированных в РФ
больных СД1 и СД2 (тыс. чел.) | 2043 | 2182 | 2534 | 3121 | 3779 | 3960 | 4175 | Индекс темпов прироста заболеваемости СД
(2000 г. = 100) | 100 | 106,8 | 124,0 | 152,8 | 185,0 | 193,8 | 204,3 |
За период 2000–2015 гг. заболеваемость диабетом подскочила вдвое, увеличиваясь в среднем на 5% в год. После 2006 г. темпы роста заболеваемости еще повысились и по темпу приблизились к 10%. Очевидно, набрала силу относительно новая для России угроза национальной безопасности — опережающий рост заболеваемости населения сахарным диабетом II типа и вызванных этим заболеванием осложнений, приводящих людей к преждевременной смерти или стойкой потери трудоспособности. Проблема вышла на уровень национальной из-за того, что она не расценивается обществом и властью как большая и реальна опасность. Как это происходит, например, в отношении глобальной пандемии ВИЧ/СПИДа. На самом деле наша проблема является отражением на национальном уровне глобальной опасности, о чем как ведущем факторе пандемического распространения НИЗ неоднократно предостерегала Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ). Реальность проявления глобальной угрозы у нас подтверждают своими исследованиями российские эндокринологи. В одном из них говорится: «Распространенность сахарного диабета (СД) как в мире, так и в России носит характер эпидемии. Создание регистра больных СД, проведение контрольно-эпидемиологических исследований позволяют получать объективную информацию об эпидемиологической ситуации в отношении СД и его осложнений, прогнозировать его распространенность. В рамках 5-летнего проекта и последующих перспективных исследований получены данные, которые свидетельствуют о росте распространенности СД в России. Число больных СД на 01.01.2010 г. составляло 3163,3 тыс. человек и, согласно прогнозу, за ближайшие два десятилетия будет зарегистрировано 5,81 млн больных, при этом такое же число больных не будет выявлено. Фактическая распространенность осложнений СД превышает регистрируемую, у 40–55% больных они не выявляются» [6].
Американские кардиологи сделали принципиальное, на наш взгляд, наблюдение о существовании тесной связи сердечной недостаточности (СН) и сахарного диабета. Они приводят данные, что каждый третий больной, лечащийся от СН — это одновременно и больной СД. Среди тяжелых больных СН сахарным диабетом страдают каждые 2-е из 3-х больных. Именно эти больные наиболее часто требуют повторных длительных госпитализаций и раньше становятся инвалидами, поэтому требуют дополнительной социальной поддержки.
Поскольку распространение СД2 прогрессирует, постольку можно предложить заключение, что Российская Федерация стоит на пороге преодоления универсального эпидемиологического критерия, которым считается заболевание 5% населения страны. С учетом скрытой заболеваемости поражение населения может вскоре достигнуть уровня 10–11%, то есть порог перейден. Если бы речь шла об инфекции, то следовало ожидать от государства чрезвычайных мер реагирования. Между тем к эпидемии СД2 отношение медицинских властей спокойное и с их стороны управляющее реагирование запаздывает. Подпрограмма «Сахарный диабет» Федеральной целевой программы «Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями 2007–2012 годы» закончилась. О новой программе или продолжении предыдущей информация Минздрава РФ отсутствует. Очевидно, бороться с диабетом не менее важно, чем с ВИЧ/СПИД, запрещать курение и ограничивать употребление алкоголя.
Традиционные для России модели труда, отдыха и потребительского поведения кардинально изменились, обогатился калорийный состав потребляемых продуктов питания, доступнее стал алкоголь, табак и психотропные препараты, прежде всего, для состоятельной части населения. Это относится к 20% населения, на долю которых приходится более половины всех получаемых населением РФ денежных доходов. По данным Всемирного банка на 2003 год, проблемы со здоровьем в связи с диабетом встречались в среднем у 3,3% взрослого населения. Однако у наиболее зажиточных 20% они были обнаружены в 5,4% случаев, а у наиболее малообеспеченных встречались в полтора раза реже. Однако депрессия у первых развивалась втрое чаще (7,3% против 2,2%). Известно, нервно-психологическим напряжением и угнетенным состоянием, с одной стороны, и развитием диабета II типа, с другой, специалисты видят прямые причинно-следственные связи. То есть, риски спровоцированных диабетом хронических заболеваний более высоки для более обеспеченных слоев населения. Либеральные экономисты называют эту группу работников «креативной частью человеческого капитала». Инвалидность и ранняя смерть в данной группе лиц наносит народному хозяйству увеличивающийся ущерб [11].
Масштабы и социально-экономические последствия «диабетического» кризиса трудно прогнозируемы, потому что разнятся оценки скрытой численности контингента населения, находящегося в зоне риска. Однако заметна «параллельность» между волнами роста благосостояния и распространения СД2. Негативный фактор развития эпидемии СД2 в современной России — коммерциализация здравоохранения. Она идет в мало контролируемых формах, ее негативные последствия недостаточно смягчаются обязательным медицинским страхованием. Российские диабетики вроде бы по законодательству получают по линии местных органов социальной защиты в поликлиниках и больницах 100%-бесплатные лекарства. Однако от 30 до 50% россиян имеют прямое ограничение на доступ к врачам-эндокринологам и сахароснижающей фармацевтике, в особенности, к раннему назначению инсулина. Ранняя смерть от диабета и вызванных им заболеваний в группе малообеспеченных граждан, видимо, более массовое явление, чем в среде зажиточных. Риски низкооплачиваемых, в особенности из дотационных регионов и сельских районов, определяет ограниченный доступ к диагностике и эффективным лекарствам. Ограничения на услуги эндокринологов (у многих есть частная практика), анализы крови, в особенности гликированный гемоглобин, который не входит в большинство программ ДМС, объясняют недостаточную выявляемость больных. В то же время под предлогом оптимизации здравоохранения сеть и штаты медицинских учреждений съеживаются, в особенности вне крупных городов.
В условиях экономической рецессии, роста курса валют и импортных ограничений из-за санкций и контрсанкций для многих больных получение социальной помощи в виде бесплатных лекарств, в том числе инсулина, траженты, виктозы и т.д., приобретение диетических продуктов питания (рыба, фрукты, овощи) затруднено. По нашему мнению, отсутствием лекарственного страхования предопределена поздняя постановка на медицинский учет и задержки в переводе больных на эффективные препараты. Отсюда, вытекают причины формирования высокой смертности и инвалидизации населения трудоспособных возрастов и пенсионеров. Человеческий капитал страны несет крупные потери из-за повышенной смертности и заболеваемости работников, бизнес недопроизводит продукции и услуг на значительную часть ВВП [12].
Многих проблем с подъемом хронической заболеваемости НИЗ в связи с сахарным диабетом можно было избежать, если бы в 2000-е гг. не провели цикл непродуманных социальных реформ либеральной направленности. Ошибкой следует признать сильное снижение ставок социальных страховых тарифов (тогда как ЕСН) в течение «нулевых» годов. Размер общей ставки тарифа в 2000 г. был больше 40%. Сейчас он равен 30. В результате свернут комплекс работ социальных страховщиков по профилактике заболеваний в ФСС РФ, общая эффективность охраны здоровья снизилась. Лечение на основе специальных диет, физиотерапии и физических упражнений, применения естественных, природно-климатических факторов — все это сделалось по большей части коммерческими услугами. После прекращения финансирования этих видов социальных услуг из бюджета ФСС РФ для большинства хронически болеющих работников они стали малодоступными. Однако совершенную тогда ошибку не исправляют. В Послании Президента России (1 декабря 2016 г.) сказано, что реформирование налоговых сборов и обязательных платежей будет проведено позже — в период после 2018 г.
Текущие проблемы здравоохранения заслоняют самую эффективную сторону страховой работы — профилактическую деятельность по защите здоровья на рабочих местах и во время отпуска. Эффект от профилактики проявляется с задержкой и напрямую получателями ущербов — страховщиками не ощущается. Борьба с этими факторами заслуживает больших усилий со стороны властей Федерации и региональных субъектов. Необходимо смещение приоритетов государственной социальной политики в области охраны здоровья населения в сторону организации превентивной борьбы с «диабетическим кризисом» и усугубляющими его факторами, а также обусловленными им последствиями в виде осложнений при НИЗ.
Несвоевременное выявление заболевших и запаздывание с адекватным лечением больных с НИЗ отчасти обусловлено недостаточной мотивацией врачей районного звена, давлением устаревшей системы социальной поддержки. К примеру, поликлиники опираются на прямое бюджетирование регионами и муниципалитетами лекарственного обеспечения больных диабетом, онкологией и орфантными заболеваниями как льготников по заболеванию или в связи с приобретенной по этой причине инвалидностью. Из-за дефицитности бюджетов регионов и муниципалитетов сформировался интерес затрачивать не столько, сколько действительно нужно для контроля и своевременного лечения инсулином и другими эффективными препаратами, а также предотвращения осложнений, а столько, сколько найдется в разделах «социальная помощь и поддержка», оказываемой через предоставления бесплатных лекарств. Тем временем люди теряют трудоспособность, работодатели — квалифицированные кадры, государство — налоги и страховые взносы. Более половины всех больных диабетом приходится на наиболее активный трудоспособный возраст 40–59 лет. Среди мужчин этот показатель еще выше. Поэтому сфера производства должна стать одной из ведущих областей создании системы предупреждения НИЗ, прежде всего, путем профилактики заболеваемости СД2 у работников. Однако, что и как делать? — пока три стороны социального партнерства (государство, работодатели, профсоюзы) не в состоянии договориться. Введение адекватного лекарственного обеспечения больных НИЗ критически важно для решения проблем «износа» человеческого капитала посредством снижения смертности людей и достижения целей обеспечения на этой основе экономического роста. Однако на федеральном уровне не решается вопрос об увеличении ставки тарифа на ОМС на необходимую для лекарственного страхования амбулаторных больных величину.
Задача приумножения человеческого капитала страны социально-страховыми методами требует восстановления профилактики заболеваемости НИЗ. Мы предлагаем подойти к проблеме иначе: передать вопрос страхования с федерального на региональные и местные уровни управления, предоставив низовым производственным структурам соответствующие полномочия страховщика. Из исследований авторитетных российских ученых известно, что основные расходы на лечение и лекарства, в том числе при СД2, приходятся на трудоспособных, следовательно, работники — источники этих средств в смысле производства государством вычета из их необходимого продукта в виде социально-страховых обязательных платежей и НДФЛ. Зачем же эти средства должны ходить окольными, федеральными дорогами, когда их можно использовать напрямую?
В этой связи мы предлагаем обратиться к опыту Российской империи, где в 1912 г. было принято законодательство о введении больничного страхования в виде учреждения фабричных страховых касс. В среде работников латентная заболеваемость наиболее высока. Понижение трудоспособности сотрудников, оплата первых трех дней отсутствия на работе вследствие болезни, дополнительная оплата работы коллег, заменяющих на время лечения болеющих, — все это заботы и дополнительные расходы работодателя. При этом ФСС РФ оплачивает остальные дни нетрудоспособности по больничному листу в неполном объеме, что ударяет по интересам, как работника, так и социально ответственного работодателя. Пенсионный фонд России платит за инвалидизацию хроников, предоставляя им пенсии до достижения возраста выхода на пенсию по старости. Система ОМС оплачивает лечение осложнений. Местные и региональные власти расходуют дефицитные бюджетные средства на оплату лекарств льготникам. Поэтому создание новой социально-страховой системы на микроэкономическом уровне прямым образом отвечает интересам местных властей, социальных фондов, работодателей и работников. Другими словами, выход из политически «патовой» ситуации в области макроэкономики находится в создании корпоративных страховых структур непосредственно «на земле» — на микроуровне. Всего лишь необходимо разрешить свободное учреждение децентрализованной и негосударственной сети корпоративных касс обязательного медико-социального страхования охраны здоровья работников на основе принципа групповой (коллективной), а не общенациональной солидарности. Сокращенно такие структуры можно называть ККМСОЗ. Частично на средства ККМСОЗ можно будет осуществлять полную и лучшую диагностику, а также обеспечивать своевременное назначение инсулинотерапии. Для государства и работодателя это будет крайне выгодно, так как затраты могут быть компенсированы за счет последующего сокращения потерь рабочего времени и затрат на лечение тяжелых осложнений заболевания [8]. Ведь расходы на лечение пациентов, у которых развились осложнения СД, в разы превосходят затраты на пациентов без осложнений. Так, в случаях СД2 размер затрат различается в три раза (в сторону увеличения). Следует начать данную работу с того, чтобы провести по заказу заинтересованных органов и структур углубленные медико-статистические исследования и четко установить средние значения корреляции между заболеваемостью диабетом II типа и преждевременной смертностью от хронических инфекционных и неинфекционных заболеваний. Тогда станет возможен актуарный расчет ставок тарифов страховых взносов. Тарифов платежей, вносимых как каждым работником, так и его работодателем в ККМСОЗ.
На что конкретно могут рассчитывать застрахованные в кассах работники?
На регулярную диагностику, получение полисов ДМС, лекарственное со-страхование, санаторно-курортное лечение и реабилитацию, другие профилактические меры, как то: физкультура и спорт (фитнес), дотирование здорового питания во время труда, дополнительные медицинские обследования и своевременные рекомендации. В соответствующем рамочном законодательстве Федерации и регионов необходимо четко прописать, что новая сетевая страховая система также относится к обязательным видам социального страхования. Ни вносимые дополнительно взносы, ни производимые расходы, ни социальные выплаты, ни оплата услуг не должны навлекать на бенефициариев корпоративных касс обязательств по уплате НДФЛ и страховых взносов в систему государственных внебюджетных социальных фондов. Не должны подлежать налогообложению передаваемые в ККМСОЗ средства регионов и муниципалитетов, а также выделяемое кем-то из них имущество. Тогда на каждый процент из зарплаты застрахованного работника будет приходиться 0,4% льгот по фискальным платежам, средства от которых работодатель должен будет перечислять на финансирование работы кассы. В «нулевые» годы страховой взнос в ФСС РФ снизили с 5,4% до нынешних 2,9%, уменьшив финансирование социальных гарантий в части профилактики заболеваемости на рабочих местах на 2,5%. На наш взгляд, средств от сбора взносов по данному размеру ставки страхового тарифа первоначально будет достаточно для организации эффективной работы корпоративных касс медико-социального страхования охраны здоровья работников и членов их семей. Можно будет повторить в России аналог северо-карельского проекта (North Karelia Project), начатого в Финляндии в 1972–1978 гг. в качестве демонстрационной модели профилактики заболеваемости. Когда эту модель перенесли на национальный уровень в виде широкомасштабной государственной комплексной программы профилактики НИЗ, в последующие 25 лет обеспечили более чем на 20% снижение числа курящих мужчин и уменьшили усредненный уровень холестерина в крови работников. Как результат, смертность от ССЗ у населения трудоспособного возраста упала на 80%. Произошло значимое увеличение продолжительности жизни за счет улучшения базовых показателей здоровья населения [13]. |
| |
|
|