| | Проблемы современной экономики, N 4 (60), 2016 | | НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ | | Мячин Н. В. адъюнкт кафедры экономической безопасности Санкт-Петербургского университета МВД России
| |
| | В статье рассматриваются теневые экономические явления в сфере государственных закупок в России, на основе применения метода экспертных оценок показано их негативное воздействие на достижение эффективного результата при их проведении. Низкая эффективность закупок на государственном уровне, а также нерациональное освоение бюджетных средств — следствие не только несовершенства законодательства, но и непрофессионализма участников контрактной системы, оппортунистического поведения с их стороны, а также отсутствия строго определенной системы контроля на всех стадиях осуществления закупочных процедур | Ключевые слова: теневая экономика, контрактная система, сфера закупок, классификация теневых явлений, эффективность закупок | ББК У9(2)-962(2Р), Х628.322.16 Стр: 270 - 271 | Сфера закупок для обеспечения государственных нужд России характеризуется двумя отличительными параметрами. Во-первых, рынок государственных закупок является одним из основных инструментов поддержки отечественной экономики, объем которого составляет порядка 25% от ВВП страны [1]. Во-вторых, сфера государственного заказа традиционно считается одной из наиболее коррумпированных и насчитывает огромное количество различных видов нарушений. Так, за 9 месяцев 2015 года Счетной палатой Российской Федерации выявлено более 1100 нарушений при осуществлении закупок и исполнении государственных контрактов на общую сумму 34,2 млрд рублей. Это то, что можно оценить. Но есть нарушения, которые связаны с организацией системы закупок, не выражающиеся в количественных оценках. Так, на всех стадиях закупочного цикла контрольно-счетными органами субъектов за этот же период было выявлено свыше 9 000 различных нарушений [2].
Учитывая объем рынка закупок для государственных нужд в масштабах экономики России, а также количество различных злоупотреблений в сфере закупок, нам представляется актуальным проанализировать виды теневых явлений в сфере закупок, а также оценить степень их влияния на эффективность осуществления торгов.
Предлагаем классифицировать весь спектр теневых явлений в сфере закупок по четырем признакам: в зависимости от этапа закупки, на котором происходит нарушение; в зависимости от субъекта совершения противоправного деяния; в зависимости от вида юридической ответственности, предусмотренной за злоупотребление; в зависимости от сложности выявления нарушения (табл.1)
Таблица 1
Классификация теневых экономических явлений в сфере закупок для обеспечения государственных нуждПринцип
классификации | Характеристика | Пример |
---|
В зависимости от этапа закупки | На стадии планирования | Завышение начальной (максимальной) цены контракта | На стадии осуществления | Размещение закупок с избыточными потребительскими свойствами | На стадии контроля, мониторинга, аудита | Не проводится обязательное общественное обсуждение | По субъекту совершения | Со стороны заказчика | Установление нереальных сроков выполнения контракта | Со стороны подрядчика, исполнителя | Подкуп участников конкурса с целью ограничения конкуренции | Совместно заказчиком и исполнителем | Часть требований к объекту закупки скрывается от поставщиков; известны только «своему» подрядчику | Со стороны иных лиц | Рейдерство в сфере закупок | По виду юридической ответственности | Уголовная | Коммерческий подкуп | Административная | Нарушение сроков заключения контракта или уклонение от заключения контракта | Гражданско-правовая | Неправомерные действия по разглашению информации | Дисциплинарная | Неисполнение или ненадлежащее исполнение контрактным управляющим по его вине возложенных на него трудовых обязанностей | По уровню скрытности | Низкий | Указание конкретной марки необходимого для приобретения товара | Средний | Установление дополнительных, не предусмотренных законом, требований к участнику закупки | Высокий | Проведение дважды одной и той же закупки |
При анализе схем различных злоупотреблений в сфере закупок сталкиваешься с их огромным многообразием — документация составляется с намеренными ошибками, распространяется в нечитаемых форматах, заказчики устанавливают дополнительные требования к объекту закупки и участникам, ограничивая конкуренцию и т.д. Приведенная классификация способствует дифференциации признаков теневых явлений в сфере закупок, а также позволяет изучать теневые явления в данной сфере, как в целом, так и по отдельным элементам, прогнозировать масштабы их распространения, способствовать предупреждению и нейтрализации социально-экономических последствий этих явлений.
В то же время, представления о воздействии теневых экономических явлений на эффективность осуществления закупки не имеют однозначного толкования. Попытка оценить степень влияния различных теневых экономических явлений на эффективность осуществления закупок была совершена путем обобщения мнений специалистов с применением метода экспертных оценок. Отметим, что в данном опросе под эффективностью закупки подразумевалась совокупность двух критериев — снижение начальной (максимальной) цены контракта и качество выполненных работ, оказанных услуг. Перед экспертами была поставлена задача проранжировать классифицированные злоупотребления в группах по степени влияния на общую эффективность осуществления закупок от большего к меньшему, где «1» соответствует наибольшему влиянию.
Форма экспертного оценивания была выбрана в виде одноразовой процедуры раздельного опроса экспертов без обратной связи. Каждому эксперту выдавался индивидуальный бланк. Испорченных, незаполненных бланков, а также бланков, содержащих противоречивые результаты, не было. Всего к математической обработке были приняты 15 экспертных бланков. Форма экспертного бланка представлена в табл. 2.
Таблица 2
Влияние теневых экономических явлений в сфере закупок для обеспечения государственных нужд на эффективность осуществления закупокВ зависимости от этапа осуществления закупок | На стадии планирования | 1, 2, 3 | На стадии осуществления | 1, 2, 3 | На стадии контроля, мониторинга, аудита | 1, 2, 3 | В зависимости от субъекта теневого экономического явления | Совершается заказчиком | 1, 2, 3, 4 | Совершается подрядчиком, исполнителем | 1, 2, 3, 4 | Совершается совместно заказчиком и исполнителем | 1, 2, 3, 4 | Совершается иными лицами | 1, 2, 3, 4 | В зависимости от уровня скрытности злоупотребления | Низкий (изучение документации закупки необязательно) | 1, 2, 3 | Средний (необходимо изучение документации, привлечение экспертов необязательно) | 1, 2, 3 | Высокий (сложные схемы злоупотреблений, обязателен детальный анализ с привлечением экспертов) | 1, 2, 3 |
Для проведения экспертного оценивания была собрана группа независимых экспертов в количестве 10 человек — сотрудников контрактных служб коммерческих организаций и государственных учреждений. Количество экспертов определялось по апробированной методике [3].
После опроса экспертов был проведен расчет средних значений полученных рангов. Для подтверждения объективности полученных данных необходимо было определить согласованность мнений экспертов с применением коэффициента конкордации, рассчитываемого по формуле:
где n — число экспертов, участвовавших в опросе;
k — число факторов, проанализированных экспертами;
S — сумма квадратов разностей рангов.
В результате расчета трех групп мнений мы получили коэффициент конкордации больше 0,64, что свидетельствует о высокой степени согласованности мнений экспертов. Проверка гипотезы о неслучайности согласованности мнений экспертов не проводилась в связи с тем, что ранжированию подверглось крайне малое количество признаков.
Анализ полученной информации показал, что, по мнению экспертов, наибольшее влияние на эффективность осуществления закупок оказывают злоупотребления, совершаемые на стадии осуществления закупок. При этом наибольшую опасность вызывают теневые явления, в которых принимают участие, как заказчик, так и поставщик в сговоре. Кроме того, эксперты сошлись во мнении, что злоупотребления, обладающие высоким уровнем скрытности, представляют собой наибольшую угрозу достижения эффективности освоения бюджетных средств при проведении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд. Результаты проведенного опроса представлены в табл.3.
Таблица 3
Математический анализ мнений экспертовКритерий различия | Сумма
рангов | Степень
согласованности
экспертов | Ранжирование
по степени
влияния |
---|
В зависимости от этапа осуществления закупок | На стадии планирования | 30 | 0,64 | 2 | На стадии осуществления | 18 | 1 | На стадии контроля, мониторинга, аудита | 42 | 3 | В зависимости от субъекта теневого экономического явления | Совершается заказчиком | 44 | 0,66 | 2 | Совершается подрядчиком, исполнителем | 30 | 3 | Совершается совместно заказчиком и исполнителем | 20 | 1 | Совершается иными лицами | 56 | 4 | В зависимости от уровня скрытности злоупотребления | Низкий | 29 | 0,70 | 2 | Средний | 43 | 3 | Высокий | 18 | 1 |
Проведенная экспертная оценка расширила существующие представления о влиянии отдельных видов теневых экономических явлений на эффективность осуществления закупок, достижение результативности при проведении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд. Согласованные оценки экспертов, статистическая значимость коэффициента конкордации свидетельствует о едином мнении экспертов в определении степени влияния той или иной группы теневых экономических явлений на достижение эффективного результата при проведении закупок.
Вместе с тем, принимая во внимание многообразие теневых явлений в сфере закупок, важной задачей становится определение степени их деструктивного влияния на экономическое развитие государства. Решение данной задачи создает предпосылки для формирования эффективного механизма комплексного противодействия теневым экономическим явлениям в сфере закупок для обеспечения государственных нужд. Именно предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере закупок и, как следствие, повышение эффективности и результативности, обеспечение гласности и прозрачности осуществления закупок видится нам целью формируемого и описываемого в данном исследовании механизма противодействия.
Низкая эффективность закупок на государственном уровне, а также нерациональное освоение бюджетных средств — следствие не только несовершенства законодательства, но и непрофессионализма участников контрактной системы, оппортунистического поведения с их стороны [4], а также отсутствия строго определенной системы контроля на всех стадиях осуществления закупочных процедур.
Большой объем нарушений в сфере закупок для обеспечения государственных нужд, а также разнообразные формы их проявления, теневой характер таких нарушений свидетельствуют о том, что работа контрактной системы не в полной мере обеспечивает необходимое качество проведения закупочных процедур на всех уровнях. |
| |
|
|