| | Проблемы современной экономики, N 4 (60), 2016 | | ПРОБЛЕМЫ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ | | Гретченко А. И. профессор кафедры национальной и региональной экономики
Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова (г. Москва),
доктор экономических наук Гретченко А. А. доцент кафедры организационно-управленческих инноваций
Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова (г. Москва),
кандидат экономических наук
| |
| | В статье рассматриваются концептуальные подходы к формированию научно-исследовательских университетских кластеров России, Республики Беларусь, Республики Казахстан в рамках Евразийского экономического союза. Обобщаются результаты проведенных научных исследований НИИ «Новая экономика и бизнес» Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова по оценке степени интегрированности исследовательской, образовательной и инновационной деятельности в университетах Евразийского экономического союза. Обосновывается необходимость использования кластерного подхода как принципиально новой технологии межгосударственной управленческой деятельности университетов с целью повышения их эффективности при переходе на инновационный путь развития и создания единого образовательного пространства для подготовки выпускников, востребованных и конкурентоспособных на рынке труда | Ключевые слова: кластерный подход, образовательный кластер, научно-исследовательский кластер, инновационная политика, межгосударственное сотрудничество, стратегическое партнерство, Евразийский экономический союз, университетская наука, конкурентоспособность знаний, новая экономика, рынок труда | УДК 378.4; ББК Ч481,6(2)3,0 Стр: 216 - 219 | Межгосударственная интеграция университетского образования, науки и инноваций — это путь перехода современных национальных университетов к новому уровню их устойчивого развития, к высокой конкурентоспособности на рынке образовательных услуг. Формирование новой экономики с ее качественно новым содержанием предопределяет активизацию университетской инновационной деятельности. Последняя, объективно требует фундаментальных и прикладных исследований в образовании, науке и подготовке высокообразованных научных специалистов и квалифицированных кадров, которые составляют научно-исследовательский потенциал в стране [13, 14].
Обобщая результаты проведенного исследования НИИ «Новая экономика и бизнес» Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова по теме «Механизм совершенствования межгосударственного взаимодействия системы профессионального образования по созданию научно-исследовательских университетских кластеров России, Беларуси и Казахстана в рамках Евразийского экономического союза», следует отметить, что сегодняшняя система университетского образования большинства бывших республик СССР развивается в условиях формирования рыночных отношений, находящихся под воздействием быстро меняющихся социально-экономических условий, которые оказывают существенное влияние на межгосударственные интеграционные процессы образования, науки и инноваций в этих странах.
В современных условиях университеты, обеспечивая процессы создания и распространения новых знаний, передовых технологий, инноваций становятся главным фактором развития системы образования, которая, в свою очередь, является определяющим условием формирования инновационной экономики страны. Особую актуальность на сегодняшний день приобретают проблемы системного управления научными и инновационными процессами в научно-образовательной сфере. Приоритетными направлениями становится развитие инновационной деятельности университетов, коммерциализация результатов их научной деятельности, а также развитие у обучающихся инновационного характера.
Целью государственной политики на современном этапе экономического развития является все возрастающая потребность в обеспечении национальной конкурентоспособности в образовательной сфере. Так, по оценкам зарубежных экспертов, в странах с развитой экономикой около 40% ВНП обеспечивается за счет национальной системы образования. К тому же следует добавить, что в структуре национального богатства в этих странах более 70% занимают знания, в то время как природные ресурсы — 5%, произведенный капитал — 18%.
Указом Президента РФ от 31.12.2015 № 6831 предусматривается возрастающая роль высших учебных заведений, аккумулирующих научную и образовательную деятельность, способных внести значительный вклад в нейтрализацию таких стратегических угроз для национальных систем образования как отставание в разработке и внедрении перспективных технологий, подготовке высококвалифицированных кадров будущего, осваивающих высокотехнологичное и наукоемкое производство [1].
Интеграция образования, науки и производства — решающий фактор развития и роста конкурентоспособности национальных образовательных систем. Он является одним из индикаторов экономического развития страны и его научно-производственного потенциала. Обобщая передовой мировой опыт функционирования образовательной системы, можно констатировать, что тесное сотрудничество образовательных учреждений различных стран обеспечивают подготовку принципиально новых высококвалифицированных кадров, которые в условиях инновационной экономики остро востребованы. Технологические изменения в производстве, основанные на использовании новейших знаний, способствуют экономическому росту страны, и в то же время предъявляют новые требования к подготовке высококвалифицированных специалистов.
Следует отметить, что современный университет, выступающий как крупный институциональный субъект, обладающий широкой самостоятельностью и являющийся равноправным партнером бизнеса через интеграцию образования, науки, инноваций и производства в настоящее время не обеспечивает в полной мере межгосударственное взаимодействие системы профессионального образования. Высокая степень интегрированности исследовательской, образовательной и инновационной деятельности в университете характеризуется следующими преимуществами: во-первых, совмещением преподавателями образовательной и исследовательской деятельности; во-вторых, привлечением к исследованиям студентов, магистрантов и докторантов; в-третьих, включенностью результатов исследований и разработок в обучение; в-четвертых, интегрированностью образовательных программ с реальным производством, привлечением к преподаванию специалистов сферы производства; в-пятых, созданием специальных исследовательских подразделений при институтах и кафедрах — научных центров, лабораторий; в-шестых, созданием исследовательских консорциумов, научно-технологических кластеров и т.д.
Вместе с тем, важнейшими факторами достижения и удержания превосходства над своими конкурентами в образовательной сфере становятся не только вышеперечисленные преимущества университета и новые инновационные образовательные технологии, но также присутствие межгосударственного взаимодействия системы профессионального образования в странах со своим национальным оттенком. Достичь этого единства, на наш взгляд, смогут только такие сетевые структуры как Университетские научно-исследовательские кластеры, которые призваны обеспечить экономику 21 столетия наиважнейшим продуктом: знаниями2.
В мировой практике университетские научно-исследовательские кластеры объединяют образовательные кластеры, исследовательские университеты, научно-исследовательские институты и рассматриваются как важнейшие участники кластеров конкурентоспособности.
Впервые введенное в научный обиход понятие «кластер» Майклом Портером [20] сегодня особо актуально для международной интеграции университетской науки, образования и бизнеса.
Для формирования и развития кластеров нового поколения (университетских научно-исследовательских кластеров) необходима полноценная и саморазвивающаяся инновационная экосистема, обеспечивающая непрерывность цепочки: «знание — изобретение — инновация». Основным подходом для развития перспективных национальных кластеров должна стать модернизация университетской научно-образовательной и исследовательской среды. Университеты должны обеспечить развитие ключевых компетенций и квалифицированных специалистов для развития кластеров нового поколения, проведение научных исследований, коммерциализацию новых знаний, трансферт ключевых компетенций. Университеты должны также вести инновационную деятельность в части трансферта и коммерциализации собственных исследований, а также привлечения представителей бизнеса на свои университетские индустриальные площадки.
Модернизация университетов Евразийского экономического союза осуществляется в рамках Государственных программ развития образования своих республик на перспективу [2, 3, 5].
В отношении российской системы образования термин «кластер» стал употребляться с 1993 года [24]. Статистика поисковой системы Яндекс по состоянию на октябрь 2016 года показывает следующую частоту употребления терминов в исследуемых странах в течение одного месяца: «образовательный кластер» — Россия — 905, Беларусь — 30, Казахстан — 11; «инновационный образовательный кластер» — Россия — 51, Беларусь — 3, Казахстан — 1; «научно-исследовательский кластер» — Россия — 112; «университетский научно-исследовательский кластер» — Россия — 5.
Обобщая результаты исследований проведенных как российскими, так и зарубежными учеными, можно сделать вывод, что образовательные кластеры широко применяются в зарубежных университетах в практике образования. Вместе с тем, удельный вес теоретических исследований по образовательным кластерам достаточно мал. В России, напротив, активно ведутся теоретические исследования по данной проблематике, в то же время системному, комплексному анализу функционирующих образовательных кластеров уделяется недостаточное внимание. В российской практике кластерная политика в основном направлена на формирование и развитие образовательных кластеров, в то время как за рубежом ее целью является преимущественно поддержка таких образовательных кластеров, которые уже существуют и функционируют [22]. В связи с этим основной целью образовательного кластера является максимизация использования инновационного потенциала университетского сектора, направленного на решение его основной миссии — интеграции науки и образования, профессиональной подготовки высококомпетентных специалистов.
Университетская кластерная политика принципиально изменяет отношение студента к своей будущей профессиональной деятельности. Расширяет его возможности в использовании инновационных технологий обучения и открывает перед ним перспективные специальности и новые учебные дисциплины. Повышает эффективность организации учебного процесса в части востребованности подготовки кадров по новым направлениям и специальностям, формирования нового содержания учебно-методической литературы и укрепления материально-технической базы, целевой установки в проведении студенческих НИР, повышения конкурентоспособности выпускников на рынке труда.
Таким образом, преимуществом образовательного кластера является синтез качества студенческой научно-исследовательской работы, ее перманентно изменяющийся процесс, преемственность и доступность.
Для дальнейшего совершенствования кластерной политики важную роль играет обобщение передового опыта вузов партнеров по развитию стратегического партнерства и кооперации в исследовании проблем понимания объективной необходимости и целесообразности формирования университетских научно-исследовательских и образовательных кластеров [12, 23].
Какие же цели достигаются в результате предложенной модели университетского научно-образовательного кластера, в основе которого, как уже отмечалось ранее, лежит принцип единства исследовательского, научного, инновационного и образовательного процессов? Отвечая на данный вопрос, возвратимся к проблеме подготовки специалистов, способных к проведению научных исследований на рынке наукоемкой продукции пятого и шестого технологического укладов3.
Кластерный подход в межгосударственном сотрудничестве вузов России, Беларуси и Казахстана выступает как принципиально новая технология управленческой деятельности, направленная на создание научно-исследовательских университетских кластеров в рамках Евразийского экономического союза. Его цель — повышение эффективности деятельности университетов при переходе национальных экономик на инновационный путь развития и создание единого образовательного пространства для подготовки выпускников, востребованных и конкурентоспособных на рынке труда.
Создание Университетских научно-исследовательских кластеров направлено на наращивание базы знаний и научных исследований мирового уровня. На повышение эффективности соответствующего кадрового и научно-технологического обеспечения национальных Государственных программ по формированию инновационной экономики своих стран, а также, в первую очередь, конкурентоспособных высококвалифицированных специалистов для высокотехнологичных производств, осуществляющих внедрение инноваций, развивающих будущее научного потенциала своих стран на базе своих университетов и их аффилированных исследовательских институтов [10, 14].
При создании Университетских научно-исследовательских кластеров следует применять системный подход, основанный на: оценке вклада национальных университетов своих стран и их выпускников в развитие отечественного научно-технического потенциала; использовании результатов своих крупных научных школ, внесших значительный вклад в развитие национальных и мировых приоритетов развития науки и экономики своих и других стран; оценке структуры и направлений деятельности своих филиалов, занимающих лидирующие позиции в своих и других странах; ориентации научно-исследовательских кластеров на ключевые национальные и мировые приоритеты развития науки и индустрии; коммерциализации передовых технологий, активное использование результатов их реализации в национальных экономиках, обеспечивающих решение социально-экономических задач, конкурентоспособность отечественных и зарубежных производителей высокотехнологичной продукции.
Отличительными особенностями Университетских научно-исследовательских кластеров, по мнению руководителей университетов Казахстана, должен стать принцип «обучение через исследование и инновационное производство», реализуемый посредством системы: полифункциональности; превалирования подготовки магистров и докторов PhD; ориентации на национальные и мировые приоритеты развития науки и индустрии в экономике своих и других стран; комплексного финансирования; создания малого и среднего бизнеса на основе отлаженных механизмов коммерциализации научных разработок в технопарках, старт-ап компаниях, конструкторских бюро, инновационных предприятиях; развитой научно-образовательной инфраструктуры; формирования новой эффективной организационной структуры, современной системы управления человеческими ресурсами, повышения квалификации и переподготовки административно-управленческих кадров [8, 9].
Сегодня особенно важно обеспечить осуществление реформирования не только российских вузов в направлении достижения сформулированных в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации стратегических целей, но и в странах Евразийского экономического союза. Для этого необходимо выделить основные задачи, решение которых позволит устранить разбалансированность рынка труда в квалифицированных кадрах, социальной и образовательной инфраструктурах. Создать благоприятные условия для формирования инновационно-промышленных центров, интеграции образования и университетской науки с целью активизации проведения фундаментально-прикладных исследований. Разработать эффективную систему стимулирования, направленную на рост престижа и социальной защищенности работников профессорско-преподавательского и научно-исследовательского состава, повышение качества общего, профессионального и высшего образования. Решение этих задач позволит противодействовать угрозам экономической безопасности, достичь рационального импортозамещения, уменьшить зависимость от зарубежных технологий и промышленной продукции, обеспечить базу для появления новых высокотехнологичных отраслей, восстановления лидерства в традиционных отраслях, совершенствовать их кадровый потенциал, обеспечивая способность решать задачи модернизации национальных экономик на основе технологических инноваций.
Следует согласиться с мнением отдельных экспертов, что процесс скоординированного развития рынка образовательных услуг и рынка труда в рамках Евразийского экономического союза сегодня нарушен. Отсутствует механизм выявления потребности и спроса в профессионально-квалифицированных кадрах, не достаточно качественно разработаны социально-экономические программы занятости, имеет место слабая связь учебных заведений с хозяйствующими субъектами в части подготовки под конкретные рабочие места. Всё это свидетельствует о разбалансировке в межгосударственном общении, что приводит к утрате ориентиров в подготовке кадров с соответствующим уровнем профессионального образования и квалификации.
Создание на базе Университетов России, Беларуси и Казахстана научно-исследовательских кластеров для обеспечения системообразующих отраслей национальных экономик этих стран высококвалифицированными профессиональными и научными кадрами, генерация научных идей и трансфера высоких знаний в университетский образовательный процесс и экономику стран Евразийского экономического союза должно стать приоритетным направлением государственной политики стран — участников ЕАЭС.
Основными задачами университетских научно-исследовательских кластеров, на наш взгляд, являются: совершенствование и создание принципиально новых инновационных образовательных программ и технологий; обеспечение высокой конкурентоспособности знаний, научно-технических идей и решений; активизация совместных работ по усилению интеграции научно-образовательной деятельности и высокотехнологичного производства по всем уровням подготовки (высшее и послевузовское образование); создание на базе университетских технопарков совместных проектов по разработке инновационных продуктов с целью обеспечения реального вклада науки в ускорение диверсификации и устойчивого развития экономик своих стран; формирование и развитие современных университетских инфраструктур и систем управления с учетом национальных особенностей; совместное системно-комплексное развитие студенческого и научно-педагогического сообществ; системное межгосударственное развитие внутреннего и внешнего взаимодействия университетов своих стран.
В рамках реализации вышеназванных задач следует определить стратегические направления межгосударственного взаимодействия системы профессионального образования по созданию научно-исследовательских университетских кластеров России, Беларуси и Казахстана в рамках Евразийского экономического союза: тесное сотрудничество по совместному обеспечению качественного высшего и послевузовского образования; в рамках университетских научно-исследовательских кластеров осуществлять реализацию законченного научно-инновационного цикла (исследование — внедрение результатов НИР); реализовывать совместные инновационные проекты по развитию инфраструктуры и информационных ресурсов своих университетов; обобщать передовой опыт по повышению эффективности управления университетами и их активами; обогащать и развивать новые формы международного сотрудничества; развивать стратегическое партнерство в рамках Евразийского экономического союза; вести совместные исследовательские работы по повышению академической и социальной поддержки студентов и сотрудников. |
| |
|
|