| | Проблемы современной экономики, N 4 (60), 2016 | | СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВ ЕВРАЗИИ И ДРУГИХ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН | | Лешакова Н. П. аспирант кафедры экономики и экономической географии Института стран Азии и Африки
при Московском государственном университете им. М.В. Ломоносова
| |
| | Статья посвящена роли крупных национальных компаний Республики Корея (РК) в развитии «креативной экономики», дан обзор деятельности ведущих ТНК в РК. Рассматривается государственная политика в сфере инноваций, а также выделяется особая роль частного бизнеса в развитии инноваций в стране. Показаны достижения национальных компаний РК на пути создания инноваций, их роль в создании финансовых и инфраструктурных проектов креативной экономики в стране | Ключевые слова: инновационная экономическая политика, креативная экономика, технополисы и инновационные центры, инновационные технологии, крупные национальные конгломераты ТНК | УДК 33; ББК 65.9 Стр: 171 - 174 | Крайне ограниченное количество не только природных, но и земельных ресурсов в Республике Корея, заставляет корейское правительство рассматривать человеческий капитал как основной источник роста корейской экономики. Правительство инвестирует и активно развивает образование, науку и технологии, на благо экономики «знаний». В начале 2013 года РК официально была принята программа «Креативная экономика», в основе которой лежит развитие инновационной экономики, создание специальных платформ для запуска новых предприятий малого и среднего бизнеса. Программа направлена в первую очередь на решение проблем социально-экономического развития, которые сильно обострились в стране в условиях мирового финансового кризиса и нестабильности цен на энергоносители.
Согласно отчету исследовательского института Hyundai темпы потенциального роста экономики Кореи за последние 10 лет снизились с 3,9% до 3,2%. Так, потенциальные темпы роста национально производства снизились до 4,4% по сравнению с 8,9% в 1991 году, 7,9% в 2000 году и 5,8% в 2010 году. Отмечается снижение производительности и темпов прироста высокотехнологичного производства с 6,0% в 2006 году, до 4,3% в 2010 году и до 2,1% в 2016 году. Снижается также и производительность в сфере услуг с 7,8% в 1991 году до 2,9% в 2011 году1. В Республике Корея показатель высокого уровня безработицы среди молодых людей до 25 лет составляет 10,4% и продолжает расти, хотя общий уровень безработицы не превышает 3,7%. Существует очень сильная сегментация рынка труда и доступность качественных рабочих мест остается крайне неравномерной среди сотрудников. Растет разрыв в уровне заработной платы среди мужчин и женщин, а также между молодыми рабочими и рабочими среднего возраста2. Таким образом, программа «Креативная экономика», направленная на создание новых рабочих мест в области науки и технологий, которая должна поддерживать молодых специалистов и мотивировать их к развитию инноваций в стране, пока не способна сократить уровень безработицы среди молодых людей. Специалисты во многом связывают этот диссонанс с ролью крупных национальных конгломератов (Чеболей3) в развитии инновационной экономики РК. Часть аналитиков не разделяют мнение корейского президента относительно роли и значения столь широкого привлечения корейских Чеболей к процессу развития малого и среднего бизнеса в Корее. Критики утверждают, что столь сильный корпоративный менталитет, который годами создавался корейскими компаниями, и на котором были воспитаны поколения рабочих, не способен оказать позитивное воздействие на развитие среднего и малого бизнеса в Корее.
Однако нельзя недооценивать роль Чеболей в развитии креативной экономики в Республике Корея. Несмотря на некоторые отрицательные фактор, в большей степени относящиеся к социально-историческим и культурным аспектам, Чеболи стали основным инструментом формирования и развития креативной экономики в Республики Корея.
Уже в 70-х гг. 20 века с приходом к власти Пак Чонхи, при мощной поддержке правительства были созданы основные конгломераты, контроль над которыми позволял государственным институтам регулировать экономические процессы, а также обеспечивать им финансовое, материальное, административное и правовое содействие. Чеболи стали для правительства важнейшим инструментом поддержки и становления национального бизнеса в Корее, при крайней неразвитости внутреннего рынка капиталов, слабого фондового рынка, отсутствия инвестиционной активности со стороны зарубежных инвесторов. К середине 1980-х гг., такие крупные компании как LG Electronics, Daehan, Samsung и Daewoo уже частично перешли от простой сборки до полного цикла производства, с собственным производством основных компонентов, а в дальнейшем до собственного производства компьютерной техники. Этому во многом способствовал, принятый в 1969 г. «Акт по содействию электронной промышленности». Акт открывал крупным компаниям легкий доступ к зарубежному капиталу и внутренним займам, предоставлял льготное налогообложение и приоритет в развитии инфраструктурных проектов. Важно отметить, что с 1970 по 1990-е гг. корейские корпорации, при поддержке государства создали мощный фундамент в научно-исследовательской сфере, заложили базу для развития современных производственных мощностей, была успешно реализована программа в сфере образования, позволившая вырастить собственную высококвалифицированную рабочую силу. Были разработаны основные системы управления производством, во многом рассчитанные на национальный менталитет в таких сферах как логистика и производственный менеджмент. К началу 1990-х годов Чеболи стали основой экономики Кореи, что, с одной стороны, позволяло им инвестировать в долгосрочные проекты и научные исследования, с другой стороны — значительно ограничивало сферы исследований.
Финансовый кризис 1997 года сильно ударил не только по экономике РК в целом, но и выявил основные слабые стороны корейских Чеболей. Так, внешний долг фирм и банков вырос с $18 млрд в 1990 г. до $110 млрд в 1997 г. Это привело к ужесточению контроля над финансовыми потоками внутри корпораций, в частности за предоставлением краткосрочных займов. С другой стороны, финансовый кризис дал толчок Чеболям к развитию самостоятельной инновационной деятельности для сохранения конкурентоспособности на внешних рынках сбыта, показал, что корпорации достигли предела использования инновационного имитирования (или творческого модифицирования иностранных технологий).
К 2000-м гг. роль Чеболей в экономике РК стала настолько велика, что по оценкам исследовательского института Hyundai, порядка 90% рабочих мест обеспечивалось крупными национальными компаниями. Столь сильная монополизация рынков крайне негативно сказывалась на среднем и малом бизнесе, прежде всего, из-за отсутствия у последнего возможностей снижать издержки в краткосрочном периоде, и влиять на поставщиков. Поэтому к 2008 году, в условиях мирового финансового кризиса Чеболи лишь укрепили свои позиции на рынках. Однако, корейские Чеболи во многих отраслях столкнулись с жесткой конкуренцией со стороны китайских производителей, которые уже занимают существенную часть рынка бытовой техники, мониторов, мобильных телефонов, химической продукции, однако пока отстают в сфере высоких технологий.
В программе «Креативная экономика», принятой в 2013 году, правительство также отводит Чеболям особую роль, использую накопленный опыт корпораций в сфере производства и создания инфраструктуры для развития экономики «знаний» в стране. Согласно планам правительства, каждая из Чеболей выбирает определенные отрасли промышленности и отвечает за развитие технопарков и региональных инновационных кластеров в этих отраслях. Корейские Чеболи, которые прочно закрепились в первой сотне инновационных компаний в мировых рейтингах, имеют опыт не только управления инновационными центрами, но и в успешном запуске инновационных технологий на мировые рынки. Так, согласно рейтингу Бостонсокой консалтинговой группы, в 2015 году компания Самсунг групп вошла в пятерку самых инновационных компаний мира4. Всего для реализации целей правительства было выбрано 10 основных конгломератов, среди которых Samsung Group, Hyundai Group, SK Holdings, Posco, Han Wha, LG Group, KEPCO, Lotte Group, S- Oil. Все компании входят в топ 200 мировых компаний по уровню прибыли за 2014 год, обладают необходимыми финансовыми, управленческими и инфраструктурными ресурсами для выполнения задач, поставленных правительством5. Корейские компании широко используют различные средства финансирования перспективных компаний и проектов, среди которых особо можно выделить внутренние венчурные фонды и союзы со стратегическими венчурными предприятиями.
Компания — лидер в сфере национальных инновационных технологий Samsung Group, а также номер 13 среди мировых компаний по прибыльности и номер 5 среди мировых компаний по инновациям, является основным двигателем развития инновационных технологий в области телекоммуникаций, бытовой электроники, биоинженерии, строительстве. В компании существуют 3 подразделения, отвечающих за инвестиционную деятельность и инновационные технологии: Samsung Venture Investment; Samsung Electronics; Samsung Corporation. Samsung Electronics — самая крупная, она занимается разработкой инноваций в области: телекоммуникаций и интернет вещания, а также является мировым лидером по производству полупроводников. Samsung Group является крупнейшей компанией Кореи, ее доля в общем ВВП РК составляет до 36%, из ни 24% приходится на Samsung Electronics6. Компании принадлежит ряд исследовательских центров, лабораторий и фондов. К 2012 году Samsung Electronics управляла 10 инновационными центрами по всему миру, три из которых находятся в США, два — в Европе, а остальные пять располагаются в развитых восточных странах — Японии, Китае и Израиле. В 2013 году состоялось открытие нового инновационного центра в Силиконовой Долине в США на базе венчурного фонда размеров в 1 млн долл.7 Открытие нового инновационного центра связано с запуском новой программы Самсунг «Start-up Accelerator» (ускоритель запусков нового бизнеса) в рамках государственной программы, которая направлена на смену приоритетов развития корейской экономики с электронной аппаратуры на разработку программного обеспечения. Также задачей центра является анализ опыта работы Силиконовой долины, и применение лучшего опыта для открытия собственных центров на территории Кореи. В самой Республике Корея в рамках государственной программы по созданию центров инновационной экономики, Samsung Group уже открыл 2 инновационных центра в городах Тэгу и Гуми.
Всего в рамках государственной программы по развитию инноваций планировалось создать 17 специализированных центров, каждый из которых находится в ведении одной из Чеболей, которая помогает малым и средним компаниям реализовывать их инновационные идеи и выводить их на рынок. В 2013 году новое правительство законодательно оформило развитие инновационных зон, обнародовав Акт о развитии специальных технических зон, которым уточнило деятельность Иннополиса. Согласно Акту, Иннополис позиционируется как специальный институт, призванный на профессиональном уровне заниматься и накапливать опыт коммерциализации технологий. К 2016 году функционируют все 17 основных инновационных центров страны (рис. 1):
На данный момент с помощью центров креативной экономики уже запущено порядка 2500 новых бизнес-проектов, сумму инвестиционных контрактов к концу 2016 г. оценивают в 1,8 млрд долл. Республика Корея входит в первую пятерку стран по инновационному развитию. Согласно различным мировым рейтингам (отчету WIPO (World Intellectual Property Indicators report8), ежегодно публикуемым Всемирным Банком РК входит в первую пятерку стран по развитию инноваций уже несколько лет.) В перечне самых инновационных экономик мира, опубликованном в 2016 году (составлено аналитиками Bloomberg), Республика Корея занимает 1 место9, набрав 91 балл из 100 возможных. Республика Корея занимает первое место в мире с показателем 4,48% по инвестициям в НИОКР по отношению к ВВП. Однако РК сильно отстает от развитых стран по общему объему накопленных инвестиций в НИОКР. Это связано с тем, что развитые страны инвестировали в НИОКР, начиная с 1970-х годов порядка 2% от ВВП, в то время как РК начала инвестировать в НИОКР лишь в конце 90-х годов. Таким образом, сумма накопленных инвестиций в НИОКР РК составляет лишь 60,5 млрд долл., в то время как в США эта сумма составляет порядка 400 млрд долл.10
Задачей Чеболей в условиях жесткой конкуренции со стороны производителей из других стран, стала не просто поддержка развития малого бизнеса в стране, но и создание производственной экосистемы, основанной на Интернете и других цифровых инновациях. Передовые производственные процессы в рамках новой экосистемы позволят производить целый ряд новых инновационных продуктов, таких как новые материалы, автономные средства передвижения и робототехника с функционалом здоровья и безопасности, и многое другое. Такие отрасли промышленности как автомобилестроение, машиностроение, текстильная промышленность и электронная промышленность сталкиваются с растущей мировой конкуренцией и поэтому им больше всего необходимо обновление, чтобы оставаться конкурентоспособными. Правительство также собирается провести добровольную реструктуризацию таких отраслей тяжелой промышленности как судостроение, нефтехимической и сталелитейной промышленности, так как на данный момент эти отрасли страдают от избыточного предложения на мировых рынках. Большинство проектов экосистемы будут направлены на модернизацию производственного сектора, который служил основным двигателем корейской экономики более чем половину ХХ столетия.
На пороге 4-й промышленной революции подобного рода оптимизацией занимается все большее количество современных корпораций. Однако, как отмечают специалисты, существует опасность, что вместе с «умными» производствами на смену промышленным рабочим придет не только безработица, но и неравенство, ведь доходы от труда будут сокращаться: по прогнозам экспертов, к 2025 году в Южной Корее оплата труда сократится на 33%, в Японии — на 25%, а в Канаде — на 24%. Как сказано в докладе Всемирного экономического форума (ВЭФ) «The Future of Jobs», роботизация приведет к сокращению 7 млн рабочих мест, однако она же повлечет за собой создание около 2 млн новых высококвалифицированных рабочих мест. В настоящее время на каждые 10 тыс. работающих в Южной Корее приходится 437 роботов, в других странах показатели варьируются: Китай — 30 роботов, Россия — 10, Япония — 323, Германия — 282, США — 15211.
В заключение еще раз отметим, что Чеболи играют важнейшую роль в развитии инноваций в РК путем создания инфраструктуры, специализированных финансовых платформ и инструментов, используя свой опыт для создания и продвижения новых бизнес продуктов на рынок. Существуют, конечно, и негативные факторы, такие как жесткая, исторически сложившаяся иерархия Чеболей, традиционность корейского общества, не позволяющая достаточно быстро принять современный уклад общества, необходимый для развития программы «Креативная экономика». Однако на пороге 4-й промышленной революции, которую связывают с экономикой «знаний», можно сказать, что РК сделала серьезный задел на будущее и создала прочную, конкурентоспособную экономическую модель, ставшую следствием не только преемственности государственной политики в целом, но и умения государственного аппарата использовать данный им инструмент в виде Чеболей для достижения поставленных целей и развития креативной экономики. Несмотря на то, что темпы роста ВВП РК ниже, чем были до кризиса и составляют 3,4% против 5,5%, ВВП РК растет более высокими темпами, чем общемировой ВВП, который в 2015 году составил 2,47%. Опыт РК в использовании крупных национальных конгломератов потенциально может быть интересен и для России с точки зрения создания инфраструктуры и законодательной базы для развития инновационных центров и технополисов. | | | Рис.1. Основные инновационные центры Республики Корея 2016 г.
Источник: SeoulSpaceURL: http://seoulspace.co.kr/2016/09/07/center-for-creative-economy-innovation-in-south-korea/ (дата обращения 22.10.2016) |
| |
|
|