| | Проблемы современной экономики, N 4 (60), 2016 | | ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ | | Белая А. С. стажер кафедры бухгалтерского учета и анализа
Санкт-Петербургского государственного экономического университета
| |
| | В статье рассматривается влияние государственного регулирования деятельности компаний топливно-энергетического комплекса (далее — ТЭК) на состояние экономики страны и перспективы ее эффективного развития в сложившихся внешнеполитических и внешнеэкономических условиях | Ключевые слова: топливно-энергетический комплекс, энергетическая стратегия России, инвестиционные программы топливно-энергетических компаний, эффективное развитие экономики, импортозамещение, инновационное развитие ТЭК | ББК У30(2)565.1-434(2Р)я73 Стр: 135 - 137 | В России ТЭК является ключевым сектором экономики, во многом определяющим возможности развития страны в экономической, социальной, технологической и политической отраслях. По итогам 2015 года на долю ТЭК приходилось около 27% ВВП, удельный вес доходов в Федеральном бюджете, полученных от ТЭК составил 43%.
Основные цели государственного регулирования ТЭК — это осуществление технического обслуживания и высокой конкурентоспособности на мировом рынке, эффективное функционирование и безопасное использование природных ресурсов и обеспечение высокого уровня доходов в бюджет. Все это требует ускоренной модернизации энергетических объектов, а также национальной безопасности, с учетом энергетического фактора.
В связи с особой значимостью данной отрасли, в целях осуществления государственной политики, направленной на защиту прав и законных интересов граждан и хозяйствующих субъектов, обеспечение обороны и безопасности страны, эффективное управление государственной собственностью, а также достижение качественно-нового состояния энергетического сектора, государством ведется всестороннее регулирование работы ТЭК, которое заключается, в первую очередь, в определении долгосрочных стратегий, направленных на эффективное развитие отрасли, а также создание условий для экономического роста и повышение уровня глобальной конкуренции Российской Федерации на мировой арене.
Основополагающим документом, направленным на осуществление государственной энергетической политики, в настоящее время является Энергетическая стратегия России на период до 2030, которая включает в себя основные положения общей экономической и социальной стратегии Российской Федерации, изложенной в Концепции долгосрочного социально-экономического развития до 2020 года, а также Долгосрочном прогнозе развития экономики России до 2030 года [1]. Таким образом, Стратегия 2030 обеспечивает расстановку ориентиров, соответствующих требованиям положения в стране и в мире и спрогнозированных в соответствии с требованиями времени на момент ее формирования.
На базе индикаторов Стратегии 2030, главной целью которой является максимально-эффективное использование природных энергетических ресурсов и всего потенциала данной отрасли для эффективного развития экономики России, повышению качества жизни населения отдельных регионов и всей страны в целом и укреплению внешнеэкономических позиций, созданы документы, регулирующие отрасль, а также актуализированы существующие. В частности: Генеральная схема размещения объектов электроэнергетики до 2020 года, Государственная программа Российской Федерации «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года», Программа создания в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке единой системы добычи, транспортировки газа и газоснабжения с учетом возможного экспорта газа на рынки Китая и других стран АТР и др.
На основе перечисленных государственных нормативных правовых актов составляются инвестиционные программы топливно-энергетических компаний, которые включают в себя проекты, направленные на оптимизацию затрат, а также мероприятия, связанные с обновлением изношенного оборудования, повышением надежности ТЭК, ликвидацией и предотвращением аварий, вводом новых объектов и как следствие создания дополнительных рабочих мест. Программы в основном сориентированы на эффективное использование капитала, которое приведет к повышению эффективности инвестиционных проектов и росту бизнеса за счет формирования оптимального портфеля, а также нахождения баланса между текущей доходностью, рентабельностью компаний и раскрытием их долгосрочного потенциала [2, 3, 4].
Одним из важнейших документов, регулирующих ТЭК и направленных на решение вышеперечисленных задач, является Государственная программа Российской Федерации «Энергоэффективность и развитие энергетики», в которой обозначены конкретные целевые индикаторы и показатели программы, способствующие и направляющие на достижение основной цели: повышение эффективности использования топливно-энергетических ресурсов, бесперебойное обеспечение населения страны топливно-энергетическими ресурсами и снижение антропогенного воздействия ТЭК на окружающую среду [3].
Кроме того, для более конкретного и адресного нормативного обеспечения существуют комплексные базовые законы Российской Федерации в сфере функционирования подотраслей энергетического сектора, которые устанавливают полномочия органов государственной власти и местного самоуправления в части регулирования правовых основ экономических отношений в каждой из сфер ТЭК, обеспечивают доступность реализуемого ими товара для потребителей и эффективное функционирование субъектов естественных монополий, определяют основы ценовой политики, решают ряд социальных вопросов и в целом направлены на улучшение качества жизни населения.
Стратегия 2030 — это не первый документ подобного рода. С учетом необходимости постоянной актуализации направленности развития отрасли, начиная с 1991 г. их было разработано несколько.
Предыдущая энергетическая стратегия была разработана в 2003 г. на период до 2020 года. В соответствии с ней была осуществлена реформа электроэнергетики, созданы более благоприятные налоговые условия в нефтегазовом комплексе, было обеспечено стимулирование развития нефтеперерабатывающих и нефтехимических предприятий и др. Но не все итоговые качественные результаты данной стратегии были достигнуты. Такие направления, как повышение уровня энергоэффективности смежных секторов экономики, формирование целостной и апробированной нормативной правовой базы и переход роли ТЭК в экономике страны к естественной функции эффективного и бесперебойного поставщика топливно-энергетических ресурсов для нужд экономики и населения и др. на сегодняшний день имеют разные стадии реализации. Достижение результатов по указанным направлениям, с учетом принципа преемственности, также предусмотрено в Стратегии 2030.
Следует отметить, что в ходе реализации стратегии, рассчитанной на период до 2020 года, наблюдались значительные отклонения прогнозных тенденций и базовых экономических индикаторов развития от их фактических значений в условиях внешнеэкономической ситуации (в основном отклонения наблюдались от таких расчетов, как: рост мировых цен на нефть, увеличение внутреннего потребления топливно-энергетических ресурсов и др.) [1].
В процессе государственного регулирования ТЭК очень важно учитывать текущие рыночные условия, а также принимать во внимание экономические, геополитические и технологические факторы, включающие привлечение инвестиций в отрасль, усиление международной конкуренции во всех направлениях национального хозяйства, наличие высокоэффективных технологий, обновление основных фондов и производственного оборудования.
В 2015 г. развитие отраслей ТЭК шло в непростых внешнеполитических и экономических условиях. Падение цен на нефть, газ и уголь достигли 30-40%, санкции, связанные с ограничением на доступ к финансовым ресурсам и ряду технологий ТЭК, продолжали действовать, ужесточилась конкуренция на ключевых экспортных рынках в связи с замедлением темпов роста мировой экономики и снижения спроса на энергоносители и энергоресурсы и др. Кроме того, контроль тарифов и сохранение их размера ниже уровня инфляции повлияли на инвестиционные планы инфраструктурных компаний. В таких условиях очень важную роль играет обновление и актуализация программных документов. В этой связи Министерством энергетики РФ совместно с отраслевым сообществом в 2015 г. была произведена корректировка документов, регулирующих работу ТЭК, в том числе Энергетической стратегии России, проект которой был внесен на рассмотрение в Правительство РФ, государственной программы Российской Федерации «Энергоэффективность и развитие энергетики», а также генеральной схемы развития отраслей [5].
Также огромное внимание было уделено работе по снижению зависимости от иностранных технологий, материалов и комплектующих в ТЭК. По итогам 2015 г. все компании, включенные в перечень акционерных обществ, в отношении которых определение позиции акционера — Российской Федерации по ряду вопросов осуществляется Правительством РФ, Председателем Правительства РФ или по его поручению Заместителем Председателя Правительства РФ разработали и утвердили корпоративные планы импортозамещения. Корпоративные планы были включены в программы долгосрочного развития указанных компаний и сопряжены с программами их инновационного развития [5].
По результатам 2015 г., анализ реализации планов показал, что доля закупок отечественной продукции у большинства компаний ТЭК составила свыше 75%, при этом необходимо отметить, что их реализация была осуществлена за счет собственных средств компаний, то есть без привлечения бюджетного финансирования [6]. В 2016 году Министерство энергетики Российской Федерации совместно с компаниями продолжает работу по обеспечению реализации корпоративных планов импортозамещения. В дополнение к координации реализации корпоративных планов импортозамещения Минэнерго в 2014–2015 гг. совместно с Минпромторгом и Минкомсвязи России утвердили семь отраслевых планов по импортозамещению, оказывающих влияние на ТЭК. Кроме того, Минэнерго отвечает за реализацию плана мероприятий по импортозамещению в нефтеперерабатывающей и нефтехимической отраслях промышленности Российской Федерации.
Еще один важный вопрос, которому уделяется в настоящее время особое внимание — это автоматизация инновационного развития ТЭК, как одного из способов обеспечения технологической независимости, особенно в условиях тех ограничений и вызовов, с которыми приходится сталкиваться. В рамках работы по указанному направлению предусмотрена реализация национальных проектов в отраслях ТЭК, которые представляют собой комплексные программы по обеспечению энергобезопасности страны, снижение зависимости от иностранных технологий и оборудования, а также внедрение решений высокого технологического уровня, способных дать весомый экономический эффект. К 2018 г., в соответствии с планом мероприятий («дорожной картой») по снижению зависимости от импорта в сфере обеспечения катализаторами предприятий нефтепереработки и нефтехимии, должно быть реализовано не менее 20 национальных проектов [5].
Для повышения эффективности работы ТЭК, по последним данным, также был принят ряд нормативно-правовых актов, характеристика которых приведена в таблице 1.
Характеризуя ключевые текущие реформы в российском ТЭК в свете их нововведений и ожидаемых последствий, безусловно в центре внимания в настоящее время находится нефтяная отрасль.
По инициативе Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации со ссылкой на положения Энергетической стратегии на период до 2030 г. издан проект Федерального закона «Об особенностях оборота нефти и нефтепродуктов в Российской Федерации», целью которого является предупреждение нарушений антимонопольного законодательства в сфере торговли нефтью и нефтепродуктами хозяйствующими субъектами, занимающими доминирующее положение. Положительный эффект от введения в силу данного закона заключается в появлении более благоприятных условий для независимых нефтяных компаний в связи с вводимыми нормами по таким направлениям, как: обеспечение доступа третьих сторон к инфраструктуре рынков нефти и нефтепродуктов, особенности временного вывода объектов по производству нефтепродуктов в ремонт, учет затрат при осуществлении торговли нефтепродуктами, стандарты раскрытия информации субъектами рынков нефти и нефтепродуктов и др. При этом возможна дополнительная нагрузка на вертикально-интегрированные нефтяные компании (для разделения видов деятельности, дополнительного контроля издержек, слияний и т.д.).
Кроме того, подготовлен ряд проектов нормативно-правовых актов, регулирующих отрасли ТЭК, направленных на:
– повышение уровня безопасности угольной промышленности (может привести к росту издержек отрасли);
– возврат потребителей на розничный рынок электроэнергетики в некоторых субъектах Дальневосточного федерального округа;
– упрощение процедур отключения потребителей электроэнергии с целью повышения платежной дисциплины потребителей электроэнергии;
– стимулирование использования торфа для выработки электроэнергии при котором возможно привлечение инвесторов в сферу добычи торфа, что позволит создать новые рабочие места в регионах, однако возможен рост тарифов на электроэнергию, что вероятно приведет к увеличению нагрузки на конечного потребителя;
– локализация производства элементов энергоустановок солнечных электростанций;
– стимулирование развития высвобождаемых источников энергии России;
– создание «клиентоориентированной модели ведения бизнеса с переходом от полного регулирования к либерализации отношений»: рост качества и надежности функционирования систем централизованного теплоснабжения, привлечение инвестиций, возвращение потребителей, рост доли теплоэлектроцентрали в отпуске тепловой энергии [7].
Подводя итоги обзора действующих нормативно-правовых актов и проектов документов, внесенных на рассмотрение в Государственную думу, а также обобщая все направления государственной политики в сфере ТЭК России, можно сделать вывод о том, что ключевым направлением государственного регулирования данной области в современном мире является повышение эффективности использования энергетических ресурсов.
Государственное регулирование деятельности отраслей ТЭК сориентировано на достижение высоких результатов мероприятий по повышению энергоэффективности экономики России за счет механизмов финансирования, актуализации законодательной базы, государственного контроля и механизмов координации, направленных в поддержку реализации стратегий, политики и программ.
Таблица 1
Нормативно-правовые акты, изменения в которых прямо или косвенно касаются российского ТЭКПредмет | Реквизиты документа | Цель | Основные изменения | Возможные последствия |
---|
Нефтепродукты | Новый механизм зачисления доходов от уплаты акцизов на нефтепродукты | Федеральный закон от 23.05.2016 № 145 | Увеличение доходов Федерального бюджета Российской Федерации | Устанавливаются нормативы зачисления доходов от уплаты акцизов на ГСМ в федеральный бюджет –12% и бюджеты субъектов РФ — 88%. Ранее 100% перечислялось в бюджеты субъектов РФ | Обеспечение сбалансированного наполнения Федерального дорожного фонда и дорожных фондов субъектов РФ | Нефть и газ | Развитие сотрудничества между Россией и Вьетнамом | Распоряжение правительства РФ от 09.04.2016 № 633-р | Создание благоприятных условий для деятельности ООО «СК «Русвьетпетро» на территории России и СП «Вьетовпетро» на территории Вьетнама | Соглашение, заключенное между сторонами, предусматривает уменьшение суммы НДПИ, подлежащей уплате ООО «СК»Русвьетпетро» в бюджетную систему РФ (понижающий коэф.0,4) при добыче компанией нефти на участках недр Центрально-Хорейверского поднятия Ненецкого АО и др. | Предоставление льгот для ООО «СК «Русвьетпетро» и СП «Вьетовпетро» правительствами обеих стран не окажет негативного влияния на поступления в бюджет РФ. Общая сумма доходов увеличится на 13 млн. долл. | Нефтехимия | План реализации Стратегии развития химического и нефтехимического комплекса на период до 2030 года | Распоряжение правительства РФ от 18.05.2016 № 954-р | Развитие химического и нефтехимического комплекса России | В период с 2016 года по 2030 год будут реализованы меры направленные на: развитие экспортного потенциала и импортозамещение; ресурсно-сырьевое и топливно-энергетическое обеспечение химического комплекса; развитие государственного управления в области обеспечения промышленной безопасности химических и нефтехимических производств и продукции; кадровое обеспечение отрасли и др. | Снижение зависимости химического комплекса и в целом экономики России от импорта продукции химической и нефтехимической промышленности, увеличение спроса на указанную продукцию, увеличение производительности труда в отрасли и др. | Электроэнергетика | Обмен информацией об авариях на объектах электроэнергетики государств — участников СНГ | Распоряжение Правительства РФ от 02.06.2016 № 1110-р | Обеспечение устойчивой и надежной работы электроэнергетических систем государств — участников стран СНГ, а также совершенствование механизмов обмена опытом при эксплуатации объектов электроэнергетики данных стран | Информация об авариях должна формироваться на основе данных сводных отчетов об авариях, представленных собственниками, другими законными владельцами объектов электроэнергетики или эксплуатирующими их организациями, и (или) актов о расследовании причин | Организация межгосударственного обмена информацией об авариях на электроэнергетических объектах позволит улучшить взаимодействие государств-участников СНГ в случаях возникновения соответствующих ЧС, а также будет способствовать дальнейшему развитию интеграционных процессов в электроэнергетики в рамках СНГ | Источник: составлено автором на основе [7] |
| |
|
|