Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 4 (60), 2016
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И ПРОБЛЕМЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ И МЕЖДУНАРОДНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Иваненко И. А.
доцент кафедры мировой экономики и экономической теории
Крымского инженерно-педагогического университета (г. Симферополь),
кандидат экономических наук, доцент

Ваниева А. Р.
доцент кафедры менеджмента и государственного управления
Крымского инженерно-педагогического университета (г. Симферополь),
кандидат экономических наук


Специфика развития мировой финансовой системы в условиях глобальной нестабильности
В статье рассмотрены природа, виды и факторы развития мировых финансово-экономических кризисов, проанализированы экономические дефиниции «долговой кризис» и «дефолт», выявлены причины возникновения и распространения долговых кризисов в мировой экономике. Исследована роль международных валютно-финансовых организаций в преодолении глобальной финансовой нестабильности
Ключевые слова: глобальная финансовая система, финансализация, долговой кризис, дефолт, внешняя задолженность, международные валютно-финансовые организации
УДК 336.279; ББК 65.262   Стр: 87 - 91

Современные реалии развития мировой финансовой системы характеризуются усилением взаимосвязи и взаимозависимости региональных и локальных финансовых рынков, их либерализацией, интенсификацией финансовых отношений, что приводит к формированию единой, действительно глобальной финансовой системы. Вместе с тем, трансформационные сдвиги в развитии мировой финансовой системы в сторону глобальности предопределяют усиление ее неустойчивости, неопределенности в средне- и краткосрочной перспективе, повышение уязвимости национальных и региональных финансовых рынков, следовательно, обуславливают поливариантность сценариев глобального финансового развития. Важную системообразующую роль в мировых финансах играют международные финансовые организации.
Вопросы развития мировой финансовой системы в условиях глобальной нестабильности отражены в научных трудах российских (З. Адамановой, Е. Звоновой, А. Кудрина, С. Моисеева, А. Фатхутдинова, Б.Хейфеца и др.) и зарубежных ученых (П.Бакли, Р.Вернона, Е.Детрагаш, Ч. Киндлебергера, С. Классена, И. Кругмана, Р. Коуза, Р. Нуксе, М. Обстфельда, А. Ругмана, А. Спилимберго, Дж. Сороса, Дж.Тейлора, И. Фишера, М. Фридмана, П. Хирста и др.). Множество исследований затрагивает вопросы предотвращения глобальных финансовых потрясений, однако проблемы возникновения и распространения кризисных явлений, в том числе кризисов внешней задолженности, остаются актуальными.
Отличительной чертой современного мирового экономического развития является так называемая «финансализация», которая выражается в гипертрофированном преобладании финансового сектора в мировой экономике. Наряду с либерализацией государственного регулирования мирового финансового рынка и финансовых услуг, «виртуализацией» мировых финансов, финансализация обуславливает ускорение роста финансовой нестабильности как на национальном и региональном, так и на глобальном уровнях. При неспособности замкнутой системы любого уровня самостоятельно восстановить финансовый баланс возникает финансовый кризис. Распространение финансово-экономических кризисов в мировой экономике следует рассматривать как объективное явление, обусловленное асимметрией развития глобальной экономической системы [1]. Вместе с тем, глобализация привела к тому, что в последние годы количество финансовых кризисов значительно выросло, при этом значительная часть кризисных явлений в различных секторах происходила одновременно, имела более сложный механизм развития, более широкую географию распространения и более разрушающие последствия для экономики.
С переходом к Ямайской валютной системе в 1978 г. значительно возросло число кризисов, при этом они стали носить двойной, тройной или даже комплексный характер, охватывая все четыре сферы, подверженные кризисам: биржевую, банковскую, валютную и долговую [2]. В условиях глобализации последствия и масштабы финансовых кризисов значительно возрастают в силу таких факторов: 1) за счет развития современных информационно- коммуникационных технологий, которые обеспечивают возможность немедленного изъятия капитала из страны; 2) в результате углубления интеграционных процессов и распространения «эффекта заражения» в мировой экономике.
В последние годы опасное возрастание долговой нагрузки в отдельных странах мира, прежде всего в странах ЕС, актуализировало проблему долговых кризисов. Так, после мирового кризиса 2008–2009 г. значительно возросли показатели внешней задолженности Греции, Испании, Португалии и Испании, что в свою очередь, обусловило риск возникновения долгового кризиса в этих странах и в целом в ЕС.
Западные ученые вместо понятия «долговой кризис» часто употребляют понятие «дефолт». Фактически, дефолт — это нарушение любого облигационного или кредитного соглашения, которое требует начала нового переговорного процесса [3, с. 5].
Международное рейтинговое агентство Moody’s признает дефолт по долговым обязательствам, если выполняется одно или более условий:
1. Выплата процентов и основной суммы долга не возможна или требует отсрочки, даже если отложенные платежи произведены в течение периода отсрочки.
2. Происходит одностороннее изменение условий: эмитент предлагает держателю облигаций новые ценные бумаги или набор ценных бумаг, фактически уменьшающие его финансовые обязательства, например инструменты с меньшим купоном или номинальной стоимостью [4].
Специалисты агентства Standard&Poor’s определяют дефолт в общем случае как отказ должника от выплат основной суммы долга или процентов в назначенную дату (или в специально установленный период отсрочки). Также агентство отмечает, что для облигаций, нот, векселей в национальной и иностранной валюте каждого эмитента объявляется дефолт, когда платежи по графику не оплачены, или когда предлагается заменить существующий долг на новый с менее привлекательными условиями [5].
Исследователи Е. Детрагаш и А. Спилимберго отмечают, что долговой кризис имеет место, когда возникают следующие условия: задолженность по выплате основной суммы долга или процентов по внешним обязательствам частным кредиторам (банкам и держателям облигаций) превышает 5% общей суммы неуплаченного частного долга; меняется график платежей или происходит реструктуризация долга частными кредиторами [6].
На основе вышеизложенного, предлагается считать идентичными понятия «суверенный долговой кризис» и «суверенный дефолт», которые означают неспособность государства-должника своевременно и/или в полном объеме осуществить погашение основной суммы долга и/или процентов по долговым обязательствам или же выполнить прочие условия кредитного договора [7].
Вероятность возникновения долгового кризиса находится в прямой зависимости от абсолютной и относительной величины внешнего долга (табл. 1). В частности, в результате осуществления новых заимствований для обслуживания существующих долгов возможно возникновение так называемой «долговой ловушки» [8, с. 57]. Также риск долгового кризиса повышает неоправданное увеличение долговой нагрузки на экономику в период низких процентных ставок.

Таблица 1
Рейтинг стран с наибольшим внешним долгом на конец 2010–2015 гг.*
Ранг в
2015 г.
Cтрана2015 г.2010 г.
Внеш­ний долг
(млрд долл.)
Внеш­ний долг
к ВВП (%)
Внеш­ний долг
(млрд долл.)
Внеш­ний долг
к ВВП (%)
1США16 89310113 98093
2Великобритания9 8363968 981399
3Германия5 6241594 713144
4Франция5 6331884 698201
5Нидерланды3 7333092 364317
6Япония2 719462 44157
7Испания2 5701652 166144
8Италия2 6841012 223107
9Ирландия2 35710602 2831113
10Люксембург2 14634111 9554393
*Составлено по данным: [9, 10]

В конце 2015 г. наибольший абсолютный размер внешнего долга зафиксирован у США –16,9 трлн долл. в 2015 г., для сравнения, в 2010 г. он составлял 13,9 трлн долл. При этом крупнейшими кредиторами США выступают Китай, Япония, Россия, Великобритания, Швейцария, Тайвань, Бразилия, то есть фактически государства, которые экспортируют нефть, владеют американскими облигациями, имеют паевые инвестиционные фонды. В относительном выражении (по отношению к ВВП) наибольший долг среди стран из первой десятки имеет карликовое государство Люксембург (превышение долга над ВВП в 34 раза в 2015 г.) и Ирландия (в 10,6 раз). Также значительное превышение внешнего долга над ВВП наблюдается у Великобритании (почти в 4 раза), и у Нидерландов (в 3 раза). Наиболее консервативной долговой политикой из представленных государств отличается Япония: ее относительный долг сократился с 57% в 2010 г. до 46% в 2015 г. Таким образом, по критерию относительного объема внешнего долга наиболее высокий риск возникновения кризиса среди представленных стран имеют Люксембург, Ирландия, Нидерланды и Великобритания; наименьший — Япония.
Стоит отметить, что большинство стран мира одновременно являются и должниками, и кредиторами. Вместе с тем, проведение ими взаимозачетов финансовых обязательств не представляется возможным в силу ряда причин: 1) политических договоренностей; 2) несовпадения условий финансовых обязательств — сроков погашения, процентных ставок, гарантий; 3) взаимосвязи задолженности и оборотных средств государственных финансовых компаний. Таким образом, страны мира остаются в тесной зависимости друг от друга в части привлечения кредитных ресурсов, что в свою очередь повышает вероятность трансграничного распространения долговых кризисов в будущем.
Кроме высокого уровня внешней задолженности, в основе долгового кризиса могут лежать такие причины:
– изменение модели экономического развития, которое сопровождается нехваткой финансовых ресурсов для проведения преобразований;
– структурные недостатки экономики, например, ориентация страны на экспорт сырья, что приводит к значительной зависимости от конъюнктуры мировых цен;
– непрозрачность государственного и корпоративного управления, которое способствует нерациональному распределению финансовых ресурсов;
– недостаточная развитость рынка ценных бумаг, предпочтение банковскому кредитованию, которое вызывает нестабильность финансовой системы [11, c. 213];
– искусственное фиксирование валютного курса относительно доллара;
– глобальные потрясения на мировых рынках, характеризующиеся резким изменением соотношения спроса и предложения, волатильностью цен;
– спекулятивные атаки на валюту (ценные бумаги) государства-заемщика, которые приводят к резкому обесценению национальной валюты (активов).
Вышеприведенные причины или их комбинации могут вызвать различные по характеру и масштабам долговые кризисы: 1) абсолютный дефолт по внутренним и внешним долгам; 2) вынужденную реструктуризацию долга под угрозой дефолта; 3) кризис пролонгации краткосрочного долга и кризис ликвидности; 4) кризисы, частично предотвращённые международными финансовыми институтами путем оказания официальной финансовой поддержки [3, с. 8].
По наблюдениям некоторых экономистов, среди которых можно выделить Ч. Киндлебергера, долговые кризисы носят циклический характер. Сначала приток финансовых ресурсов на рынок капиталов растет, их объем достигает максимального значения, после чего происходит резкое падение активности и отток капиталов. Это приводит к неплатежеспособности страны, преодолеть которую можно только с помощью финансовых вливаний извне [12].
Исследования, проведенные американскими учеными K. Форбсом и Р. Ригобоном, обнаружили устойчивую зависимость развивающихся стран друг от друга. Так, корреляционный анализ фондовых рынков Латинской Америки (Аргентины, Бразилии, Чили, Эквадора, Мексики, Перу и Венесуэлы) и других развивающихся стран (Египта, Венгрии, Марокко, Филиппин, Польши и России), показал, что взаимозависимость между этими странами не менее, чем 75%. Например, коэффициент корреляции между Аргентиной и Бразилией, Аргентиной и Венгрией равны 78%, между Перу и Россией — 75%, между Бразилией и Египтом — 80% [13, с. 10]. Это означает, что долговой кризис, начавшийся в одной развивающейся стране, может спровоцировать аналогичные кризисы в связанных с ней странах.
Результаты исследований указывают на наличие различных каналов, через которые могут распространяться кризисы. Такими каналами могут быть рыночные (валютные и фондовые биржи), банковские (банки и прочие финансовые учреждения), официальные (межгосударственное кредитование) и внутрикорпоративные (внутрифирменное кредитование). Как показывает практика, наиболее известным каналом распространения кризисных явлений является именно рыночный, что обусловлено ростом спекулятивных операций на биржах, отрывом финансового сектора от реального, мгновенным распространением информации благодаря развитию информационных технологий.
Растущая нестабильность мировой финансовой системы, одним из проявлений которой стали Великая депрессия 1930-х гг. в США, а также последствия двух мировых войн, обусловили создание в 1940-х гг. международных финансовых организаций (МФО), крупнейшими из которых являются Международный валютный фонд и Международный банк реконструкции и развития, который позже получил название Всемирный банк. В последующие годы, особенно в 1960–70-е гг. были созданы новые региональные финансовые институты, среди которых региональные банки развития, региональные валютно-кредитные и финансовые организации. Эволюция системы надгосударственного регулирования мирового финансового рынка представлена в таблице 2.

Таблица 2
Этапы формирования системы надгосударственного регулирования мирового финансового рынка
ЭтапФакторы и предпосылкиСозданные МФО
1. Предварительный
(1930–1945 гг.)
– необходимость согласования деятельности центральных банков (прежде всего, европейских стран);
– необходимость создания условий для развития международных финансовых операций и расчетов;
– реализация плана Юнгао репарациях, выплачиваемых Германией странам-победителям в первой мировой войне.
Банк международных расчетов — БМР (1930 г.)
2. Основной
(1945–1956 гг.)
– неорганизованность и нестабильность мировой финансовой системы в результате мировых войн;
– противоречия системы золотого стандарта и потребностей развития мировой экономики;
– рост протекционизма в международной торговле;
– необходимость установления стабильного равновесия системы международного обмена на основе системы фиксированных валютных курсов;
– финансовые трудности в урегулировании внешнего баланса европейских государств;
– наличие только у США достаточных запасов для обеспечения конвертируемости в золото своих денег (около 2/3 мировых запасов);
Международный валютный фонд — МВФ (1944 г.);
Всемирный банк;
Международный банк реконструкции и развития — МБРР (1944 г.)
3. Инвестиций
и развития
(1956–1970 гг.)
– деколонизации большинства стран в Азии и Африке и создание новых независимых государств;
– необходимость снижения уровня бедности и улучшения качества жизни населения в развивающихся странах — бывших колониях;
– появление рынка евродолларов;
Международная финансовая корпорация — МФК (1956 г.)
Парижский клуб (1956 г.)
Европейский инвестиционный банк — ЕИБ (1958 г.)
Международная ассоциация развития — МАР (1960 г.)
Африканский банк развития — АБР (1963 г.)
Международный центр по урегулированию инвестиционных споров — МЦУИС (1966 г.)
Азиатский банк развития (1966 г.)
4. Регионального
развития
(1971–1990 гг.)
– прекращение деятельности «золотого пула»;
– переход от фиксированных валютных курсов к плавающим;
– введение СДР;
– утрата золотом монетарной функции;
– нефтяной финансовый кризис 1973 г.
– кризис внешней задолженности 1982 г.;
– черный понедельник 1987 г.;
– рост внимания к развивающимся, в том числе беднейшим странам.
Северный инвестиционный банк — СИБ (1975 г.)
Лондонский клуб (1976 г.)
Многостороннее агентство по гарантии инвестиций — МАГИ (1988 г.)
Европейский банк реконструкции и развития — ЕБРР (1990 г.)
5. Современный
(1990–н.в.)
– геоэкономические трансформации (распад СССР, объединение Германии) и распад биполярного мира;
– переход ряда стран от централизованного планирования к рыночным системам и вхождении в глобальную рыночную экономику;
– нарастание кризисных явлений в мировой экономике;
– повышение роли «виртуальных финансов»;
– рост роли ТНК в мировой экономике;
– потрясения на формирующихся финансовых рынках, прежде всего в Азии и Латинской Америке.
Черноморский банк торговли и развития — ЧБТР (1998 г.)
Евразийский банк развития (2006 г.)
Азиатский валютный фонд (2007 г.)
Банк БРИКС (2014 г.)

Современная система международных организаций состоит из более четырех тысяч учреждений, из которых около трехсот являются межправительственными (рис. 1).
Рис. 1. Современная система международных финансовых организаций

Создание МФО, как отмечает В. Криштаносов, происходило под влиянием таких экономических и политических факторов и тенденций: глобализация мировой экономики, интеграция на макро- и микроуровне, транснационализация экономической деятельности, увеличение скорости и объемов перемещения капитала через национальные границы [14, с. 7].
На современном этапе развития МФО проводят деятельность по таким основным направлениям:
1) обеспечение макроэкономической стабильности с целью стимулирования долгосрочного экономического роста;
2) создание социальной и экономической инфраструктуры в развивающихся странах, финансирование внедрения новых технологий, а также содействие созданию инвестиционно привлекательной среды;
3) финансирование частного сектора экономики, поскольку он способен развиваться наиболее эффективно и быстро;
4) содействие либерализации экономики и устранению торговых барьеров с целью свободного доступа иностранного капитала [14, с. 7].
Каждая МФО выполняет специфические функции с помощью собственных методов и инструментов. К первой группе методов относится координация кредитной политики различных МФО и других институтов мировой финансовой системы. Вторая группа состоит из предоставления экономической информации частным кредитным организациям, скоординированного просмотра внешней задолженности развивающихся стран, предоставление гарантий и страхования внешних частных кредиторов, совместной разработки и финансирования проектов, кредитования и заимствования на мировом рынке капиталов.
Функцию финансовой поддержки МФО выполняют путем регулирования движения финансовых ресурсов в рамках их официального перераспределения. Под официальным (нерыночным) механизмом перераспределения финансовых ресурсов понимают официальную международную финансовую помощь развитию стран, движение официальных золотовалютных резервов, потоки по финансированию внешнего долга. В отличие от рыночного, этот механизм учитывает неравномерность экономического развития стран и базируется на принципах либерализации общественно-экономической жизни, задекларированных странами после Второй мировой войны [15, c. 443]. Все МФО имеют общую цель — способствовать экономическому росту стран мира, но вместе с тем они имеют значительные различия в основных задачах и функциях.
Центральную роль в современной системе МФО играет МВФ и Всемирный банк, которые были созданы одновременно — на Бреттон-Вудской конференции в июле 1944 года. Целью создания Всемирного банка является укрепление международного экономического сотрудничества и содействие созданию более стабильной и процветающей мировой экономики. Направления деятельности организации охватывают широкий спектр вопросов международного валютно-финансового сотрудничества, что обусловлено разветвленной структурой организации. Так, в Группу Всемирного банка входят пять организаций, различных по функциональной направленности и объему полномочий, а также юридически и финансово независимых друг от друга. Ключевой организацией в структуре Группы, ее ядром, является Международный банк реконструкции и развития, с которого, собственно, и началась деятельность Группы. Компаративный анализ целевых ориентиров организаций Группы представлен в таблице 3.
Согласно устава МВФ, целью фонда является содействие развитию международной торговли и валютного сотрудничества путем установления норм регулирования валютных курсов и контроля за их соблюдением, многосторонней системы платежей, предоставления государствам-членам средств в иностранной валюте для выравнивания платежных балансов [16]. МВФ имеет в своем арсенале большое количество разнообразных финансовых механизмов, которые условно можно разделить на три группы: обычные кредитные механизмы, механизмы льготного кредитования и специальные механизмы. Для преодоления кризисных явлений в развивающихся странах используются именно специальные механизмы. После кризисов 1980-х гг. МВФ взял на себя функцию, которую выполнял ранее: рефинансирование долга, разработка новых моделей экономического развития для стран-дебиторов, направленные на погашение внешней задолженности стран-заемщиков и др.
Вместе с тем, оказание финансовой помощи по линии МВФ предполагает наложение дополнительных обязательств на страну должника. Например, предоставление финансовой помощи МВФ странам Юго-Восточной Азии после кризисов в 1990-х гг., в частности Таиланду, Корее, Индонезии, сопровождалось требованиями выполнения обычных условий: сокращение государственных расходов или увеличение налогов; ограничение роста денежной массы; поддержка курса валюты относительно доллара и др. В результате страны зафиксировали курсы своих валют по отношению к доллару США, чтобы облегчить экспорт товаров, и привлекли значительные объемы средств за рубежом. Избыточные производственные мощности, образовавшиеся в результате масштабных инвестиций привели к уменьшению внутренних цен, а при переоцененных валютных курсах это означало невозможность оплатить долги. В результате начался быстрый отток капитала из этих стран и падение обменных курсов [17, c. 342–343]. Аналогичная ситуация произошла и в Аргентине: выполняя программы МВФ, страна не смогла избежать в 2001–2002 гг. одного из масштабнейших экономических кризисов в истории [18, c. 1]. Таким образом, подходы к предоставлению кредитов, используемых МВФ, являются ложными и способны углубить долговые кризисы в странах, которые к ним склонны.
Впрочем, нельзя недооценивать вклад МВФ в экономическое развитие многих стран, в частности стран постсоциалистического пространства. На момент своего становления эти страны не имели выхода на международные рынки капитала, поскольку их экономические преобразования были на начальной стадии, а также не имели достаточных внутренних ресурсов. Как отмечает А. Звонова, для страны, осуществляющей глубокие экономические реформы перестроечного характера, практически невозможно реализовать их собственными средствами, без внешнего финансирования [19, c. 72]. Таким образом, кредиты МФО сыграли не просто финансовую, но и системообразующую роль для этих стран.
Как показал анализ, международная финансовая помощь со стороны МФО не всегда приводит к предотвращению кризисов, а иногда даже провоцирует или углубляет их. В связи с этим распространено мнение о том, что быстрому восстановлению после дефолтов и ускоренной реабилитации на рынке будет способствовать развитие рынка долговых ценных бумаг, в том числе еврооблигаций. Как отмечает Б. Хейфец, в таком новом подходе проявляется заинтересованность международного сообщества в более быстром преодолении заторов на пути финансовых потоков, позволяет в определенной степени предупредить возникновение более серьезных глобальных кризисов [8, c. 59–60]. Особое значение для обеспечения глобальной финансовой стабильности приобретает своевременный мониторинг рисков и перманентный расчет индикаторов финансовых кризисов, как на уровне МФО, так и национальном уровне.
Роль самих государств в предотвращении кризисов заключается в реализации комплексных механизмов, направленных на оптимизацию уровня и условий привлечения внешних финансовых ресурсов, эффективное использование полученных средств для развития национальной экономики, контроль за ростом задолженности и недопущение ее критического уровня. Важную роль играет место страны в мировом хозяйстве, ее международная конкурентоспособность и стабильность экономического положения.

Таблица 3
Компаративный анализ целей и задач организаций Группы Всемирного банка*
Организация, год основанияЦель созданияСовременные задачи
Международный банк реконструкции и развития (МБРР), 1944 г.Оказание помощи европейским странам в восстановлении экономики после Второй мировой войны.– предоставление финансовых ресурсов странам со средним уровнем дохода и кредитоспособным странам с низким уровнем доходов;
– оказание аналитических, технических и консультационных услуг развивающимся странам.
Международная ассоциация развития (МАР), 1960 г.Сокращение масштабов бедности путём предоставления займов и грантов для реализации программ ускорения экономического роста, сокращения неравенства и улучшения условий жизни населения; дополнение деятельности МБРР в вопросах финансирования беднейших стран мира.– предоставление кредитов на льготных условиях, в том числе странам, которым угрожает кризис задолженности;
– облегчение бремени задолженности в рамках Инициатив HIPC и MDRI.
Международная финансовая корпорация (МФК), 1956 г.Содействие развитию частного предпринимательства в развивающихся странах.– финансирование проектов частного сектора в развивающихся странах путем предоставление кредитов и прямых инвестиций;
– помощь в привлечении ресурсов на международных финансовых рынках;
– предоставление консультационных услуг.
Многостороннее агентство по инвестиционным гарантиям (МИГА), 1988 г.Содействие привлечению прямых иностранных инвестиций в развивающиеся страны для стимулирования экономического роста, сокращения масштабов бедности и улучшения условий жизни населения.Привлечение прямых иностранных инвестиций в развивающиеся страны путем страхования (предоставления гарантий) от политических рисков для инвесторов и кредиторов.
Международный центр урегулирования инвестиционных споров (МЦУИС), 1966 г.Содействие притоку международных инвестиций путём формирования механизма урегулирования инвестиционных споров.Обеспечение урегулирования инвестиционных споров между правительствами и иностранными частными инвесторами с помощью механизма улаживания разногласий либо через арбитражное разбирательство.
*Cоставлено автором на основе [16]


Литература
1. Адаманова З.О. Закономерности и императивы глобального экономического развития // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. — 2015. № 4 (75). — С. 151–156.
2. Хаустова В.Е., Громыко Н.К.Валютная система и мировые кризисы // Проблемы экономики. — 2010. — №4. — С. 9–12.
3. Pescatori A., Sy A. Debt Crises and the Development of International Capital Markets. — Washington, 2004. — 33 p. — (IMF Working Paper 04/44).
4. Sovereign Bond Defaults, Ratings Transitions, and Recoveries (1985–2002). — Moody’s Investors Service. — February 2003, p. 2–52.
5. Sovereign Defaults: Moving Higher Again in 2003? — Reprinted for Rating Direct. — September 24, 2002. p. 151–170
6.Detragiache E., Spilimbergo A. Crises and Liquidity: Evidence and Interpritation Crisis Landing: A Test. — Washington: International Monetary Fund. — IMF Working Paper. — 2002. — 02/181.
7.Иваненко И.А. Дессиминация суверенных долговых кризисов в мировой экономике // Новый университет: научный журнал. — Сер. Экономика и право. — Йошкар-Ола: научно-издательский центр «Коллоквиум».– 2016. — № 4. — С. 10–13.
8. Хейфец Б.А. Решение долговых проблем. Мировой опыт и российская действительность [текст]: моногр.– М.:ИКЦ «Академкнига», 2002. — 367 с.
9. WOC: Внешний долг 50 крупнейших стран мира достиг 65 трлн долл. / РБК Quote [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://quote.rbc.ru/topnews/2012/05/17/33652458.html
10. Debt — external / Central Intelligence Agency official site [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.cia.gov/library/publications/the-world-factbook/rankorder/2079rank.html
11. Развитие российского финансового рынка и новые инструменты привлечения инвестиций.– М, 1998.– 280 с.
12. Киндлбергер Ч., Алибер Р. Мировые финансовые кризисы. Мании, паники и крахи.— СПб.: Питер 2010. — 544 с.: ил. — (Сер. «Трейдинг&инвестиции»).
13. Forbes K., Rigobon R. Contagion in Latin America: Definitions, Measurement, and Policy Implications. — Cambridge, 2000. — 38 p. — (NBER Working Paper No. 7885).
14. Криштаносов В.Б. Международные финансовые организации / В.Б. Криштаносов. — Мн.: «Армита-Маркетинг Менеджмент», 2002. — 224 с. (Серия «Мировая экономика»).
15. М¡жнародн¡ ф¡нанси: П¡дручник / О.I. Рогач, А.С. Ф¡л¡пенко, Т.С. Шемет та ¡н.; за ред. О.I. Рогача. — К.: Либ¡дь, 2003. — 784 с.
16. World Bank official site [Электронный ресурс]. — Режим доступа:http://www.worldbank.org/ru/about
17. Кидуэлл Д.С., Петерсон Р.Л., Блэкуэлл О.У. Финансовые иструменты, рынки и деньги. СПб: Изд-во «Питер», 2000. — 752 с.: ил. — (Сер. «Баз. курс»).
18. Daseking Ch., Ghosh A., Lane T., Thomas A. Lessons from the Crises in Argentina. — Washington, 2004. — 48 p. — (IMF Ocassional Paper 236).
19. Звонова Е.А. Международное внешнее финансирование в современной экономике.– М.: ОАО «НПО «Экономика», 2002. — 324 с.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия