| | Проблемы современной экономики, N 4 (60), 2016 | | ВОПРОСЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ. МАКРОЭКОНОМИКА | | Ишназарова З. М. старший научный сотрудник научно-исследовательского центра в г. Сибай
Института стратегических исследований Республики Башкортостан,
кандидат экономических наук
| |
| | В статье проанализированы статистические данные формирования человеческого капитала и его распределение на рынке труда. Установлено, что в последние годы уменьшается количество высших и средних учебных заведений, а также выпускников. Несмотря на это пропорции трудоустройства на рынке труда стабильно сохраняются в течение нескольких лет | Ключевые слова: человеческий капитал, рабочая сила, рынок труда, образование | УДК 331.1; ББК 65 У Стр: 79 - 82 | Наиболее важной тенденцией современной экономики является рост значения человеческого капитала. Именно человеческие ресурсы, в особенности интеллектуальные способности человека, создают все новые информационные данные и сформированные знания. Знание в настоящее время является первичным и в этом статусе получило свою капитализацию. Источником знаний является интеллектуальный капитал. Таким образом, ключевым ресурсом конкурентоспособности страны является человеческий капитал, в частности интеллектуальная ее часть. Поэтому важно сохранение, развитие и эффективное использование данного вида капитала [1].
Реализация человеческого капитала происходит на рынке труда, где с одной стороны отдельный индивид, как носитель знаний предлагает их работодателю в обмен на достойную, по его мнению, оплату за свой труд, с другой стороны — работодатель, ведущий поиск наиболее результативного труда за установленную им плату. Однако всегда существовали проблемы нахождения точки равновесия между предложением и спросом труда на рынке.
В последние несколько лет, как со стороны государства, так и общества особое внимание уделяется сфере образования. Принимаются и корректируются нормативно-правовые акты, происходят реформы, бурно обсуждаются результаты и последствия этих изменений. Количественные итоги данных преобразований можно увидеть по анализу статистических показателей [2]. В течение последних 15 лет происходит уменьшение числа образовательных организаций высшего и среднего звеньев (рис.1.) По России, начиная с 2010/11уч.г. количество высших учебных заведений уменьшилось на 146 единиц (на 13%), в Приволжском федеральном округе сокращение происходит с 2005/06 учебного года на 35 единиц (на 20%), в Республике Башкортостан — на 6 единиц (35%). | | | Рис. 1. Число образовательных организаций высшего звена (на начало учебного года) | В разрезе федеральных округов по количеству высших учебных заведений лидирует Центральный федеральный округ, при этом по числу закрытых к 2013/14 уч.г. он находится на последнем седьмом месте. Так, сокращение количества учебных заведений по сравнению с 2005/06 уч.г. составило 0,3%. Приволжский федеральный округ находится на втором месте по наличию высших учебных заведений, при этом по сокращению их числа находится на первом месте (на 20% по сравнению с 2005/06 уч.г.). Наименьшее количество учебных заведений высшего звена имеется в Дальневосточном федеральном округе — 39 единиц (табл.1).
Таблица 1
Изменение количества образовательных организаций высшего образования по федеральным округам РФ№ | | 2005
/06 | 2010
/11 | 2011
/12 | 2012
/13 | 2013
/14 | Относительное
изменение
2013/14 к 2005/06 уч.г. | Рейтинг
по кол-ву
организаций | Рейтинг
по числу
закрытых организаций |
---|
РФ
в т.ч. по ФО: | 1068 | 1115 | 1080 | 1046 | 969 | -9% | | | 1. | Дальневосточный | 49 | 51 | 47 | 41 | 39 | -20,0% | 7 | 4 | 2. | Приволжский | 178 | 168 | 161 | 152 | 143 | -20,0% | 2 | 1 | 3. | Северо-Западный | 130 | 131 | 122 | 116 | 107 | -18,0% | 3 | 2 | 4. | Сибирский | 114 | 114 | 116 | 115 | 105 | -8,0% | 4 | 5 | 5. | Уральский | 70 | 73 | 70 | 71 | 67 | -4,0% | 6 | 6 | 6. | Центральный | 378 | 428 | 417 | 410 | 377 | -0,3% | 1 | 7 | 7. | Южный | 88 | 85 | 83 | 82 | 76 | -14,0% | 5 | 3 |
| | | Рис. 2. Выпуск бакалавров, специалистов, магистров (тыс. человек) | | | Рис. 3. Число профессиональных образовательных организаций, осуществляющих подготовку квалифицированных рабочих, служащих (на начало учебного года) | Наибольшее количество учебных заведений в Приволжском федеральном округе находится в Республике Татарстан — 26 единиц, по сравнению с 2005/06 уч.г. сокращение произошло на 9 единиц или 26%, по рейтингу закрытых организаций данный регион расположился на седьмом месте. Лидером в закрытии учебных заведений высшего звена является Саратовская область — на 43%, на последнем месте Удмуртская Республика, которая за 4 последних анализируемых года реорганизовала лишь 1 учреждение высшего образования, прирост по сравнению с 2005/06 уч.г. составил 14%. Республика Башкортостан сократила число учебных заведений на 35% (6 единиц). Пермский край, напротив, увеличил число учебных заведений с 2005/06 уч.г. с 15 до 16 единиц (на 7%).
Вместе с тем уменьшается число выпущенных бакалавров, специалистов и магистров (рис. 2) [3]. Возможно, это связано с уменьшением количества соответствующих учебных заведений и мест, финансируемых из бюджета для отдельных направлений.
Несмотря на политику «повышения престижа рабочих специальностей» [3] число профессиональных образовательных организаций, осуществляющих подготовку квалифицированных рабочих, служащих с каждым годом уменьшается. По России начиная с 2005/06 уч.г. происходит их резкое снижение с 3393 до 1271 единиц (на 63%), по Приволжскому федеральному округу с 785 до 242 единиц (на 69%), по Республике Башкортостан — с 120 до 95 (на 21%).
Всего в России насчитывается 977 учреждений среднего профессионального образования [4]. Наибольшее количество данных учреждений находится в: г. Москве, Московской области, г. Санкт-Петербурге, Республике Татарстан, Краснодарском крае, в Чукотском автономном округе, Магаданской области, Камчатском крае, Ямало-Ненецком автономном округе, Ненецком автономном округе, Псковской области и Республике Алтай.
Число выпущенных квалифицированных рабочих и служащих также уменьшается. Так, с 2005 г. по России их снижение произошло на 38%, в Приволжском федеральном округе — на 40%, в Республике Башкортостан — на 26% (рис.4).
Значительно уменьшилось с 2005/2006 уч.г. по 2013/2014 уч.г. и число профессиональных образовательных организаций, осуществляющих подготовку специалистов среднего звена (на начало учебного года) на 196 единиц в РФ, на 79 единиц в ПФО и 16 единиц в РБ (рис.5).
Также в период с 2005 по 2013 гг. происходит резкое уменьшение выпущенных специалистов среднего звена (рис.6).
Анализ образовательных организаций как высшего, так и среднего звена показывает, что уменьшается количество самих образовательных организаций, так и число выпускников бакалавров, специалистов, магистров, рабочих и служащих.
Таблица 2
Изменение количества образовательных организаций высшего образования по регионам в Приволжском федеральном округе РФ№ | | 2005
/06 | 2010
/11 | 2011
/12 | 2012
/13 | 2013
/14 | Относительное
изменение
2013/14 к 2005/06 уч.г. | Рейтинг
по количеству
организаций | Рейтинг
по числу
закрытых организаций |
---|
Приволжский федеральный округ | 178 | 168 | 161 | 152 | 143 | -20% | | | 1. | Республика Башкортостан | 17 | 15 | 15 | 13 | 11 | -35% | 5 | 3 | 2. | Республика Марий Эл | 5 | 3 | 3 | 3 | 3 | -40% | 13 | 2 | 3. | Республика Мордовия | 4 | 3 | 3 | 3 | 3 | -25% | 14 | 8 | 4. | Республика Татарстан | 35 | 33 | 30 | 28 | 26 | -26% | 1 | 7 | 5. | Удмуртская Республика | 7 | 9 | 9 | 8 | 8 | +14% | 8 | 14 | 6. | Чувашская Республика | 7 | 6 | 6 | 5 | 5 | -29% | 10 | 5 | 7. | Пермский край | 15 | 16 | 16 | 16 | 16 | +7% | 3 | 13 | 8. | Кировская область | 7 | 7 | 7 | 7 | 6 | -14% | 9 | 10 | 9. | Нижегородская область | 18 | 17 | 16 | 15 | 13 | -28% | 4 | 6 | 10. | Оренбургская область | 10 | 9 | 9 | 8 | 7 | -30% | 7 | 4 | 11. | Пензенская область | 5 | 5 | 5 | 5 | 4 | -20% | 12 | 9 | 12. | Самарская область | 29 | 29 | 29 | 28 | 28 | -3% | 2 | 11 | 13. | Саратовская область | 14 | 11 | 8 | 8 | 8 | -43% | 6 | 1 | 14. | Ульяновская область | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 0% | 11 | 12 |
| | | Рис. 4. Выпуск квалифицированных рабочих и служащих (тыс. человек) | | | Рис. 5. Число профессиональных образовательных организаций, осуществляющих подготовку специалистов среднего звена (на начало учебного года) | | | Рис. 6. Выпуск специалистов среднего звена (тыс. человек) | На рынке труда России распределение численности занятых по уровню образования за 2014 гг. выглядит следующим образом (табл. 3): всего 71 539 тыс. чел., из них наибольшая численность занятых с высшем образованием 23 045 тыс. чел. (32,2%), далее — со средним профессиональным по программе подготовки специалистов среднего звена 18 486 тыс. чел. (25,8%), со средним общим образованием 13 745 тыс.чел. (19,2%), со средним профессиональным образованием по программе подготовки квалифицированных рабочих (служащих) 13 618 тыс. чел. (19,0%), с основным общим 2484 тыс. чел. (3,5%), не имеют основного общего — 0,2%. В предыдущие годы (2005–2013 гг.) изменения в структуре занятых в экономике выглядит примерно так же [5].
В структуре безработных наибольший удельный вес занимают со средним общим образованием — 31,5%, далее по программе подготовки квалифицированных рабочих (служащих) — 20,2%, со средним профессиональным образованием по программе подготовки специалистов среднего звена — 19,7%, с высшим образованием — 18,2%, с основным общим — 9,6% и не имеют основного общего образования — 0,9%.
При этом нетрудоустроенных выпускников высших и средних учебных заведений составляет от 0,7% (2013 г.) до 2,3% (2005 г.) (табл.5).
Таблица 3
Структура безработных по уровню образования (в процентах)Год | Всего
безработных | в том числе имеют образование |
---|
высшее | среднее профессиональное | среднее
общее | основное
общее | не имеют
основного
общего |
---|
по программе подготовки
специалистов
среднего звена | по программе подготовки
квалифицированных
рабочих (служащих) |
---|
2005 | 100 | 13,1 | 19,5 | 18,6 | 33,4 | 14,2 | 1,2 | 2010 | 100 | 15,0 | 20,8 | 20,8 | 32,4 | 9,9 | 1,0 | 2011 | 100 | 15,9 | 20,5 | 19,8 | 32,0 | 10,6 | 1,2 | 2012 | 100 | 16,4 | 19,3 | 20,3 | 32,8 | 10,1 | 1,1 | 2013 | 100 | 17,4 | 19,5 | 19,4 | 33,3 | 9,5 | 0,9 | 2014 | 100 | 18,2 | 19,7 | 20,2 | 31,5 | 9,6 | 0,9 |
Таблица 4
Нетрудоустроенные выпускники образовательных организаций высшего и среднего профессионального образования (тыс. человек) | 2005 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 |
---|
выпускники образовательных организаций высшего и среднего профессионального образования | 2538,6 | 2620,5 | 2477,6 | 2367,0 | 2166,0 | из них безработные, зарегистрированные в государственных учреждениях службы занятости | 57,8 | 49,9 | 26,9 | 20,4 | 17,0 |
В 2011 г. наблюдается резкое снижение количества безработных-выпускников образовательных организаций высшего и среднего профессионального образования с 49,9 тыс. чел. до 26,9 тыс. чел. и продолжается уменьшение до 2013 г. Однако, кризис 2014 г. обострил проблему трудоустройства и количество нетрудоустроенных выпускников увеличилось.
Таким образом, в настоящее время, в формировании человеческого капитала, как производительного фактора развития, наблюдаются следующие тенденции — в течение более 10 лет происходит уменьшение числа образовательных организаций высшего и среднего звеньев, также и выпущенных бакалавров, специалистов и магистров, как по России, так и в Республике Башкортостан. Уменьшается число профессиональных образовательных организаций, осуществляющих подготовку квалифицированных рабочих, служащих.
В части распределения человеческого капитала на рынке труда происходят следующие изменения: наибольшая численность занятых имеют высшее образование, наименьшая — с основным общим и не имеют основного общего образования. Данная тенденция наблюдается последние ряд лет. В структуре безработных наибольший удельный вес занимают выпускники со средним общим образованием, наименьшее — основным общим и не имеют основного общего образования. |
| |
|
|