| | Проблемы современной экономики, N 3 (59), 2016 | | ТЕКУЩАЯ БИБЛИОГРАФИЯ | | Соколова С. В. профессор кафедры управления и планирования социально-экономических процессов экономического факультета
Санкт-Петербургского государственного университета,
доктор экономических наук Валеров А. В. доцент кафедры теории кредита и финансового менеджмента экономического факультета
Санкт-Петербургского государственного университета,
кандидат исторических наук
| |
| |
| Ключевые слова: функции управления, витальная функция менеджмента, экономическая безопасность, индикаторы экономической безопасности | Существует большое множество классификаций функций управления, которые институты управления должны выполнять, чтобы оправдать своё предназначение. Все классификации имеют право на существование в том случае, если помогают уяснить содержание процессов управления и сделать практические выводы относительно их совершенствования. Наиболее распространенная классификация восходит к концепции А. Файоля, изложенной в его классическом труде «Administration Industrielle et Gйnйrale» (1916), согласно которой задачи менеджмента сводятся к планированию, организации, регулированию, учету и контролю деятельности организации. Выполнение каждой функции требует прямых расходов, издержек на свою реализацию. Есть расходы — функция реальна, нет расходов — функция номинальная.
Однако все органы управления, всякая власть, прежде всего, должна озаботиться обеспечением своего собственного существования, в противном случае проблематичным будет исполнение ею каждой функции [9]. Поэтому целесообразно выделять в качестве витальной функции организации функцию обеспечения безопасности. Уже в самых первых социальных организациях — первобытных общинах — власть занималась не только производством общественных благ, но и обязательно обеспечивала внутренний порядок и внешнюю безопасность.
Среди функций управления, независимо от того, сознавала ли их власть или нет, выделялись, как в прошлом, так и теперь, показные, выставляемые на первый план, и скрытые. Накануне выборов любые институты власти пытаются, прежде всего, продемонстрировать заботу о подчиненных, традиционно скрывая от взора общественности функцию обеспечения безопасности, в том числе собственной. Так, в Советском Союзе с его закрытой экономикой безопасность широко освещалась с точки зрения неприкосновенности внешних границ, пожарной безопасности, охраны труда и здоровья граждан. В условиях установившейся монополии государства в промышленной, денежно-кредитной, финансовой, экологической сферах стабильность, защищенность экономики обеспечивалась планомерностью развития. То, что есть специальные службы, также постоянно занимающиеся поддержанием безопасности, как и снабжением хлебом, водой, электроэнергией и т.д., граждане узнавали, как правило, из художественных фильмов, подвергнутых цензуре со стороны компетентных органов, о том, что «кто-то кое-где у нас порой честно жить не хочет». Тем самым в процессе обучения воспитывалось чувство излишней неоправданной беспечности.
Проблемы обеспечения экономической безопасности в Российской Федерации обрели особую актуальность с начала 1990-х годов в связи с развитием открытой экономики, когда значительная часть производимого в стране ВВП экспортируется и, вместе с тем, весомая доля товаров для внутреннего потребления импортируется. Усиление конкурентной борьбы в условиях глобализирующегося мира, введение санкций и контрсанкций, многообразные проявления экстремизма [13], формирование комплекса вооруженных гражданских конфликтов в государствах по периметру России обострили эти проблемы и поставили на повестку дня выработку мер защиты. Однако в исследованиях по теории менеджмента при характеристике организационных структур службы безопасности обычно не включаются.
Креативное осмысление сложившейся ситуации, поиск наиболее эффективных механизмов по противодействию новым опасностям и угрозам путем прогнозирования, выявления, предотвращения и купирования на ранних стадиях зарождения и формирования, а также минимизации ущерба в случае актуализации этих опасностей и угроз превратило обеспечение социальной и экономической безопасности в неотъемлемую функцию менеджмента государства, фирм, граждан.
Вопросы экономической безопасности стали объектом исследования и обучения в вузах страны [3; 5; 6; 8; 10; 11; 26; 27] в связи с ростом теневой экономики и необходимостью противодействия экстремизму и международному терроризму [1], обеспечением энергетической безопасности и поддержанием экспорта энергоресурсов на высоком уровне [2], экономической интеграции в мировое хозяйство [4], неравномерностью развития регионов [7], повышенной волатильностью финансовой сферы [25] и др.
Достоинством рецензируемого авторского учебника является то, что в нем комплексно и проблемно освещены разные аспекты экономической безопасности так, как это соответствует современному уровню их восприятия. Под экономической безопасностью автором понимается: «а) теория, изучающая защитные реакции экономического организма общества, направленные на сохранение его содержательной, структурной и функциональной целостности; б) форма, способ и результат постоянного разрешения и воспроизведения противоречия между защищенностью и незащищенностью экономики страны в пользу ее защищенности. Степень и мера этой защищенности — базисное условие позитивного и суверенного развития национальной экономики».
В структуру учебника включены десять глав.
Первая глава «Становление института безопасности и развитие представлений об экономической безопасности» посвящена понятийному аппарату учебной дисциплины, отражению эволюции понятия «безопасность», компаративному анализу международных и российских подходов к наполнению его содержания.
Во второй главе «Экономическая безопасность: генезис, содержание, формы проявления и индикативная система исследования» представлено современное понимание угроз и рисков в концепции экономической безопасности, законодательной базы ее формирования, основ построения индикативной системы экономической безопасности.
В третьей, четвертой, пятой, шестой, седьмой и девятой главах представлены проблемы важнейших сфер национальной хозяйственной деятельности, связанные с обеспечением национальной экономической безопасности.
Так, в третьей главе «Энергетическая безопасность» раскрывается сущность, роль и место энергетики в развитии российской и планетарной экономики, выявлена структура нефтегазовой отрасли в контексте угроз энергетической экономической безопасности.
Четвертая глава «Транспортная безопасность» посвящена выявлению места и роли транспорта в социально-экономической системе страны, значению отдельных видов транспорта в обеспечении бесперебойной работы национальной экономики, развитию путей сообщения как важнейшему фактору транспортной безопасности России.
В пятой главе «Продовольственная безопасность» сопоставлены международный и российский подходы к содержанию продовольственной безопасности, достаточно подробно даны основные положения Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации и зафиксировано современное состояние продовольственной безопасности в России.
Шестая глава «Финансовая безопасность», которая на наш взгляд, должна была занять место третьей, поскольку аккумуляция финансовых ресурсов является началом хозяйственной деятельности, как государства, так и каждого отдельного физического и юридического лица, отражает сущность финансовой безопасности и важнейшие макроэкономические угрозы (бесконтрольное нарастание государственного долга и нерегулируемый вывоз капитала).
Данная глава тесно связана по содержанию с главой седьмой «Безопасность в сфере денежно-кредитной политики». Характеристика особенностей правового статуса Центрального банка России позволяет понять его роль в создании условий и механизмов обеспечения финансовой безопасности в плане борьбы с инфляцией, поддержанием стабильности платежно-расчетной системы.
В восьмой главе «Региональная безопасность» раскрыта система понятий, даны основные показатели мониторинга экономической безопасности региона. При этом сама региональная безопасность представлена в контексте специфики бюджетных расходов регионов.
В девятой главе «Безопасность в социальной сфере», имеющей многоплановое наполнение, тесно коррелирующей с национальной экономикой, достаточно целостно даны и проиллюстрированы показатели безопасности в социальной системе России.
И заключительная десятая глава «Экономическая безопасность предприятия» отражает угрозы и механизмы защиты юридических лиц, в том числе в таком аспекте как банкротство предприятия.
Данная структура работы позволила проанализировать современные подходы к пониманию содержания всех аспектов экономической безопасности, проявившихся к настоящему времени, конкретизировать количественные показатели экономической безопасности, определиться с путями выработки защитных мер, недопущению неконтролируемого развития негативных процессов в экономике страны в целом, в отдельных регионах, в организациях промышленного и финансового сектора.
Вместе с тем функционирование экономических институтов государства, современный бизнес, поддержание благосостояния граждан во многом зависит от информационных технологий. Вследствие этого особую важность приобретает сохранение ценных накопленных информационных ресурсов, обеспечение доступа к ним [12]. Разрушение или утеря важной информации, перерыв в работе вследствие отказа системы, кража конфиденциальных данных — все это может причинить колоссальный вред и негативно сказаться на репутации институтов государства и фирм, правах и свободах граждан. Поэтому освещение проблем экономической безопасности требует включения в учебный курс вопросов защиты экономической информации и информационных технологий.
Ряд вопросов экономической безопасности еще только ждет своих исследователей. Это касается, в частности, такого аспекта темы как индикаторы, нормативные количественные значения, отступление от которых должно крайне негативно влиять на само существование объекта. Систем таких показателей было разработано немало. Авторы, их предлагавшие, часто показывали, что все границы допустимого давно пройдены. Госдолг, инфляция и др. в отдельные периоды российской истории превышали все разумные пределы. Ну и что с того? Россия была и будет. А вот системы индикативных показателей экономической и финансовой безопасности оказались преходящи. Это означает, что устойчивость социально-экономической системы определяется не только и не столько экономикой и финансами. Индикативные вещно-экономические показатели не в силах отразить настрой населения, дух нации в условиях, требующих мобилизации сил на преодоление опасностей.
Содержание учебника соответствует актуальным требованиям Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования.
В целом книга «Экономическая безопасность: учебник и практикум для вузов» (М.: Изд-во Юрайт, 2016) вместе с другими работами В.Ш. Уразгалиева [14–24] дает комплексное представление по поднятой проблематике, может быть рекомендована как для преподавателей и студентов вузов, занимающихся теорией экономической безопасности, так и для практиков, реализующих различные формы связи науки, образования и менеджмента. |
| |
|
|