| | Проблемы современной экономики, N 4 (12), 2004 | | ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ | | Александров Ю. Л. профессор кафедры экономики и планирования Красноярского государственного торгово-экономического института,
доктор экономических наук
| |
| | Модернизация отечественного образования как магистральное направление долговременного развития, выстраиваемого в рамках реализации требований Болонской декларации о европейском пространстве для высшего образования, определяет лишь основные его принципы. Они обеспечивают только эффективное использование возможностей интеграции и сотрудничества, предполагая реализацию самобытных подходов, способных стимулировать востребованный сегодня уровень подготовки специалистов с обязательным сохранением сложившихся традиций и позитивных национальных особенностей.
Сохранение и качественное развитие самобытности учебного заведения - это одно из непременных условий его успешной конкуренции в занятом им сегменте образовательного пространства и соответствующем рынке труда. Важнейшим, вернее, определяющим фактором здесь является качество профессиональной подготовки специалистов, обеспечение которого достигается путем реализации ряда слагаемых, как традиционно характерных для российской высшей школы, так и новых, востребованных сегодняшней социально-экономической действительностью.
В современных условиях российские образовательные учреждения функционируют с учетом требований двух магистральных и взаимообусловленных направлений: с одной стороны, участие в формировании общеевропейской интегральной системы образования; а с другой - развитие межвузовской конкуренции на рынке образовательных услуг, уровень которой определяется основными факторами, представленными на рис. 1. При этом следует отметить, что для вузов Сибири и Дальнего Востока вполне очевидно и перспективно и третье направление - сотрудничество в рамках АТР. В дальнейшем возможно и Пекинское или Гонконгское соглашение об Азиатско-Тихоокеанском образовательном пространстве. Кроме того, опросы показывают, что 20% российских студентов и около 30% молодых специалистов уже сейчас готовы получать второе высшее образование. Это означает, что одна из основных задач современного вуза - развитие дополнительного образования - требует расширения материально-технической базы, научно-методического обеспечения и т. д., то есть создания условий для переподготовки специалистов на любом этапе их карьеры. | | Рис. 1. Факторы конкуренции на рынке образовательных услуг | | Обеспечение качественной образовательной деятельности по уже определившимся направлениям в первую очередь основывается на соблюдении позитивных традиций российской высшей школы, формирование и эволюция которой диктовались и обусловливались ходом экономического развития страны. Позиционирование конкретного провинциального вуза в этих условиях и составляет предмет настоящей статьи.
Красноярский государственный торгово-экономический институт создан в начальный период кардинальной реконструкции экономики, в 1990 г., как Красноярский институт советской торговли. Он осуществлял подготовку специалистов, ориентированных на сферу услуг. Формирование нового хозяйственного механизма России, отвечающего проводимым преобразованиям, постоянно оказывало воздействие на изменение направлений подготовки выпускников. Вводились новые, востребованные современностью специальности: маркетинг, коммерция, менеджмент, экспертиза качества товаров. В контексте этих преобразований сохранялись и традиционные для вуза специальности. Коллектив постоянно работал в выбранном сегменте сферы услуг. Институт не пошел по пути открытия специальностей, востребованных на рынке труда, но далеких от сложившегося направления подготовки специалистов.
Сегодня по организационной структуре институт представляет учебно-научно-производственный комплекс, в который входят: 4 факультета очной формы обучения; 3 факультета заочной формы обучения; отделение довузовской подготовки; отделение среднего профессионального образования; центр непрерывного профессионального обучения лиц с нарушением здоровья (проект "Профессия и здоровье"); учебный центр повышения квалификации и переподготовки специалистов; центр новых информационных технологий; учебно-производственный комбинат; филиалы в гг. Минусинск, Шарыпово, Ачинск, Барнаул; научно-техническая библиотека; научно-исследовательские лаборатории; аспирантура и другие подразделения, обеспечивающие деятельность института.
В КГТЭИ сформирована многоуровневая система профессиональной подготовки: начальное профессиональное образование - отделение довузовской подготовки; среднее профессиональное образование - отделение среднего профессионального образования (ОСПО); высшее профессиональное образование; послевузовское образование - аспирантура; повышение квалификации.
В целях обеспечения непрерывности образования на базе КГТЭИ создана и действует "Школа торгово-экономических знаний", а также Межрегиональная ассоциация высших и средних профессиональных учебных заведений, ведущих подготовку специалистов для сферы услуг (в состав последней входят 14 высших и средних профессиональных учебных заведений).
В институте ведется подготовка по специальностям, потребительский интерес к которым можно проследить по уровню конкурса за период 1999-2004 гг. (рис. 2). Графическая иллюстрация динамики конкурса по каждой специальности убедительно демонстрирует, какого уровня достиг учебный процесс и какие тенденции в нем сложились. Анализ этих двух составляющих позволяет вносить необходимые изменения в организацию учебного процесса, учебно-методическую и научную деятельность - посредством выделения приоритетных моментов, обеспечивающих качественное решение текущих и перспективных задач.
Институт с самого начала участвует в эксперименте по ЕГЭ, используя результаты единого экзамена по всем специальностям без исключения. Тем не менее эта форма приема в вуз далека от совершенства. Результаты эксперимента показывают, что предстоит еще многое сделать, чтобы процедура конкурсного отбора была более объективной, согласованной и прозрачной для всех участников процесса, особенно на довузовской стадии. | | Рис. 2. Конкурс абитуриентов по специальностям института за 1999-2000 гг., чел./место | | Одним из организационных приоритетов в период 1998-2004 гг., когда существенно повысились требования работодателей к образовательному уровню своих сотрудников, было развитие заочной формы подготовки. Зачастую работники, имея высшее (непрофильное для занимаемой должности) или среднее профессиональное образование, вынуждены были получать требуемую квалификацию без отрыва от работы. Оперативно реагируя на изменения, происходящие на рынке труда, КГТЭИ формировал контингент обучающихся в большей степени за счет заочной формы обучения, что, в частности, позволило обеспечивать установленный для вуза норматив предельной численности обучаемых и удовлетворять возросший спрос на образовательные услуги по профилю института (рис. 3). В результате, контингент студентов за анализируемый период увеличился на 20,9%: по очной форме обучения он практически не изменился, а по заочной увеличился в 2,68 раза. | | Рис. 3. Контингент студентов по формам обучения (очная, заочная) и формам подготовки (бюджетная, договорная), % | | Выявление специфики контингента студентов, связанной с формой обучения, внесло значительные коррективы в организационно-методическую и учебно-методическую работу, направленную на наиболее полное методическое обеспечение учебных потребностей студентов-заочников. В течение анализируемого периода развивались две формы подготовки специалистов: бюджетная и договорная, соотношение между которыми отображено на рис. 3. При этом совокупный бюджет института создавал достаточные условия для финансового обеспечения стоящих перед ним задач.
Коллектив вуза определил главную задачу: успешно войти в процесс реформирования системы высшего образования, основанный на принципах Болонской декларации; для обеспечения конкурентоустойчивости был выделен ряд ключевых моментов, среди которых основополагающее значение имеют педагогические кадры как важнейший компонент профессиональной подготовки специалистов. В решении этой задачи наиболее сложным моментом является обеспечение оптимальной возрастной структуры профессорско-преподавательского состава (рис. 4). | | Рис. 4. Сравнительная характеристика возрастной структуры профессорско-преподавательского состава, % | | Таким образом, если в целом в образовательном пространстве России на долю преподавателей пенсионного возраста приходится 37,9%, то в КГТЭИ - 13,3%. Доля ППС в возрасте до 50 лет также существенно различается - 36,5% в среднем по России и 64,1% - в институте. Средний возраст преподавателей института составляет 43,9, что ниже, чем в Сибирском федеральном округе (45,4) и в целом по России, где он уже более 47 лет. Тем не менее величина этого показателя вызывает озабоченность и усиливает важность проблемы подготовки и привлечения молодежи к преподавательской деятельности.
В этом аспекте большую роль должна играть аспирантура. В настоящее время в КГТЭИ имеется четыре специальности указанной формы послевузовской подготовки: 08.00.05 - "Экономика и управление народным хозяйством сферы услуг"; 05.13.18 - "Математическое моделирование, численные методы и комплексы программ"; 03.00.16 - "Экология"; 03.00.02 - "Отечественная история". В общей сложности в аспирантуре КГТЭИ обучается 76 человек.
Понимая важность данного направления подготовки преподавательских кадров и оценивая все моменты, усложняющие этот процесс, коллектив вуза выработал организационно-финансовую систему поддержки докторантов и аспирантов, что позволило удерживать на более высоком уровне эффективность работы аспирантуры. За анализируемый период она колеблется от 40 до 48% против 25% в целом по образовательному сообществу. Выпускники аспирантуры КГТЭИ защищают диссертационные работы в Красноярске, Новосибирске, Иркутске, Улан-Удэ, Свердловске, Москве, Санкт-Петербурге. За рассматриваемый период преподавателями института защищено 69 диссертаций, в том числе 7 докторских.
Повышение качественного уровня профессорско-преподавательского состава института через аспирантуру составляет одно из основных слагаемых постоянного роста числа преподавателей, имеющих научные степени (см. табл. 1).
Таблица 1.
Динамика профессорско-преподавательского состава и роста числа преподавателей, имеющих научные степени, за 1999-2004 гг.Должность | 1999 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 |
---|
Профессор | 30 | 33 | 27 | 35 | 38 | 49 | в т.ч. д-р наук | 23 | 27 | 16 | 29 | 25 | 36 | в т.ч. канд.наук | 7 | 6 | 11 | 6 | 13 | 13 | Доцент | 91 | 105 | 101 | 118 | 111 | 133 | в т.ч. канд.наук | 78 | 86 | 85 | 105 | 95 | 125 | Ст. преподаватель | 70 | 67 | 72 | 73 | 64 | 60 | в т.ч. канд.наук | 10 | 7 | 5 | 10 | 10 | 12 | Ассистент | 45 | 55 | 57 | 86 | 51 | 43 | в т.ч. канд.наук | - | - | - | 1 | - | - | Всего | 236 | 260 | 257 | 312 | 264 | 285 | С ученой степенью | 118 | 126 | 117 | 151 | 143 | 185 | % преподавателей, имеющих
научные степени | 50,0 | 48,5 | 45,5 | 48 | 54,2 | 64,9 |
Численность ППС увеличилась за рассматриваемый период на 49 единиц, или на 20,76%. При этом возросло количество профессоров и доцентов, уменьшилась численность старших преподавателей и ассистентов.
Кроме обучения в аспирантуре и докторантуре, используются и другие формы повышения профессиональной квалификации преподавателей, такие как участие в различных обучающих семинарах с получением удостоверений и сертификатов, обучение на факультетах повышения квалификации других вузов, стажировки, творческие отпуска для завершения диссертаций или подготовки крупных учебно-методических разработок. Кафедры ежегодно планируют повышение квалификации преподавателей так, чтобы в течение пяти лет каждый из них прошел переподготовку.
Понимая важность профессионального роста преподавательского состава, ученый совет института ежегодно выделяет на эти цели достаточные средства из внебюджетных источников, что позволяет обеспечить прохождение всеми сотрудниками института различных форм повышения квалификации. Основным недостатком этого направления деятельности является малодоступность повышения квалификации в организациях центральных районов страны и обучения за границей, что обусловлено их высокой затратностью.
Территориальное расположение вуза существенно сдерживает его контакты с западными странами. Однако не следует забывать, что основными экономическими партнерами на востоке являются сопредельные страны, и, прежде всего, Китай. В течение последних лет институт поддерживает деловые связи с рядом провинций Северо-Восточного Китая, в частности, с провинцией Хейлуцзян (г. Дацин), где обучающиеся по специальности "Технология продуктов общественного питания" проходят четырехмесячную учебно-производственную практику, осваивая национальную технологию организации питания.
Вторым слагаемым, обеспечивающим качественную подготовку выпускников, в соответствии с принятыми приоритетами деятельности института, является его информационно-техническая база; при этом особое внимание уделяется объему, структуре и динамике библиотечного фонда, а также усовершенствованию базы электронно-вычислительной техники.
Рис. 5 иллюстрирует существенное увеличение библиотечного фонда института - на 01.11.2004 г. его объем достиг 390 тыс. экземпляров. Значимо и изменение структуры фонда за рассматриваемый период: при его общем увеличении в полтора раза, более высокими темпами пополнялся фонд дополнительной литературы. Это обусловлено ростом требований, предъявляемых к качеству подготовки специалистов бизнес-сообществом, ориентированным не столько на сложившиеся стандарты профессиональной подготовки, сколько на решение собственных практических задач. Решение этих вопросов может быть реализовано несколькими путями, среди которых особо хотелось бы выделить распространение литературы на электронных носителях (фонд которой с 1999 по 2003 г. увеличился с 18 до 138 единиц), а также развитие собственной издательской деятельности института, динамика которой представлена в табл. 2. | | Рис. 5. Пополнение библиотечного фонда | | Таблица 2.
Структура публикаций ППС КГТЭИ в период 1999-2004 гг. Виды изданий | 1999 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 (на 01.10) | кол-во, шт. | объем, п.л. | кол-во, шт. | объем, п.л. | кол-во, шт. | объем, п.л. | кол-во, шт. | объем, п.л. | кол-во, шт. | объем, п.л. | кол-во, шт. | объем, п.л. | Монографии |
6 | 96,4 | 10 | 175,0 | 18 | 249,0 | 9 | 163,0 | 15 | 347,07 | 8 | 185 | Сборники научных трудов | 2 | 24,5 | 7 | 84,3 | 7 | 47,9 | 14 | 137,5 | 10 | 103,9 | 18 | 143,6 | Статьи | 126 | 37,8 | 200 | 62,1 | 307 | 92,1 | 429 | 128,7 | 486 | 145,08 | 424 | 122,5 | Другие виды научных публикаций | 514 | 46,3 | 667 | 60,0 | 678 | 61,1 | 382 | 34,4 | 763 | 68,7 | 335 | 21,1 | Итого печатных листов | 205,0 | 381,4 | 450,1 | 463,6 | 666,1 | 437,2 |
Таким образом, сложилась устойчивая тенденция роста общего числа публикаций (с 205,0 п.л. в 1999 г. до 666,1 п.л. в 2003 г.) при одновременном увеличении доли монографий; по сравнению с 1999 г. последняя возросла в 2,5 раза по числу изданий и в 3,6 раза - по объему. За пять лет подготовлено и издано 56 монографий, 356 учебных и учебно-методических пособий (в том числе 49 - с грифами Министерства образования и УМО по обучающим специальностям), 40 сборников научных трудов.
Модернизация и расширение компьютерной базы института позволяет активнее использовать компьютерные технологии в управлении образовательным процессом и в преподавании учебных курсов. В образовательном процессе используются 13 компьютерных классов, 542 единицы IBM-совместимой вычислительной техники, 500 компьютеров, имеющих доступ к глобальной сети Интернет.
Сформированная в институте база ЭВТ обеспечивает активное использование информационных технологий в самостоятельной работе студентов. Внедряется изучение различных дисциплин при помощи образовательных электронных ресурсов, самостоятельная проверка знаний при помощи различных видов компьютерного тестирования, работа над курсовыми и выпускными квалификационными работами, поиск и использование интернет-ресурсов, разработка и создание собственных образовательных электронных ресурсов по заданиям и под руководством преподавателей. Все это позволяет привить студентам навыки использования информационных технологий в будущей профессиональной деятельности.
Вместе с тем модернизация вычислительной техники, существенно расширяющая возможности применения информационных и телекоммуникационных технологий, сопровождается постоянным моральным старением ЭВТ и требует значительных финансовых затрат, что, в свою очередь, делает необходимой кооперацию с другими учебными заведениями.
Достигнутый уровень кадрового и материально-технического обеспечения деятельности института создает необходимые условия для развития неотъемлемой составляющей качества подготовки специалистов высшей квалификации - научно-исследовательской работы, а самое главное - ее направленности на задачи учебного процесса и нацеленности на потребности бизнес-сообщества.
Осуществляемые сотрудниками института научные исследования ориентированы на решение приоритетных вопросов экономики и организации торговли, финансов, бухгалтерского учета, менеджмента и маркетинга потребительского комплекса Восточной Сибири, а также на совершенствование профессиональной подготовки будущих специалистов.
Основная часть проводимых научных исследований носит прикладной характер. Доля фундаментальных исследований в общем объеме НИР вуза за анализируемый период в среднем составила 25%. Динамика изменения соотношения между различными видами научной деятельности за период с 1999 по 2004 г. представлена на рис. 6. | | Рис. 6. Соотношение видов научных исследований в структуре научно-исследовательских работ КГТЭИ | | На протяжении шести лет отмечается ежегодное увеличение объема финансирования научных исследований. При этом общая стоимость выполненных научно-исследовательских работ за анализируемый период составила 8011,92 тыс. руб. Наиболее показательным является объем финансирования НИР института за 2003 г., когда произошел существенный рост денежных поступлений из федерального бюджета. Данное обстоятельство в значительной степени обусловлено получением гранта Минобразования по научно-образовательному проекту "Профессия и здоровье". Кроме того, увеличение объема финансирования является результатом заключения хозяйственных договоров с предприятиями и организациями, а также открытое в январе 2004 г. финансирование по внутривузовским грантам. По решению независимого экспертного совета, 9 из 14 представленных внутривузовских проектов получили финансирование в объеме 300 тыс. руб. Качество научных исследований может быть повышено и за счет привлечения внебюджетных средств на конкурсной основе. Структура финансирования НИР представлена в табл. 3.
Существенные изменения в анализируемый период претерпела организационная структура научно-исследовательского сектора института: был создан сектор исследований экономических проблем развития потребительского рынка и сферы услуг, в задачи которого входит, в частности, анализ инвестиционных преобразований и реформ социального характера. Развивается деятельность лаборатории междисциплинарных исследований, в задачи которой входит изучение, разработка и апробация передовых образовательных технологий, имеющих как индивидуальное, так и групповое назначение. Продолжается научно-организационная работа по созданию сертификационной лаборатории по недревесной продукции леса и межкафедральной лаборатории экспертизы потребительских товаров.
Таблица 3.
Структура финансирования НИР КГТЭИ в 1999-2004 гг. Год | Объем выполненных НИР, тыс. руб., | Всего | в том числе из средств | федерального бюджета | местного бюджета | собственных средств | хоздоговоров | других источников | 1999 | 327,9 | 130,0 | 60,0 | 125,9 | 12,0 | 0,0 | 2000 | 393,9 | 0,0 | 145,5 | 193,9 | 54,5 | 0,0 | 2001 | 950,6 | 70,0 | 252,0 | 583,6 | 0,0 | 45,0 | 2002 | 1 005,9 | 102,0 | 152,0 | 751,9 | 0,0 | 0,0 | 2003 | 2 935,5 | 2 114,0 | 20,0 | 665,6 | 135,9 | 0,0 | 2004 (на 1.10) | 2 698,12 | 0,0 | 207,0 | 800,0 | 1091,12 | 300,0 | Всего | 8 011,92 | 2 416,0 | 836,5 | 3120,9 | 1 293,52 | 345,0 |
Успешно функционируют и ранее созданные научно-исследовательские структуры вуза: региональный образовательный реабилитационный центр "Профессия и здоровье" и лаборатория "Продсертификат"; центр "Профессия и здоровье" получил статус экспериментальной федеральной площадки Министерства образования Российской Федерации. Научно-исследовательская деятельность данного подразделения нацелена на разработку методологии и методик непрерывного образования лиц с ограниченными возможностями по специальности "Бухгалтерский учет анализ и аудит". Сотрудниками лаборатории "Продсертификат" проводятся исследования по сравнительному анализу качества алкогольной продукции, предназначенной для реализации в розничной торговой сети региона.
Одним из потенциальных источников обновления качественного состава профессорско-преподавательских кадров и повышения уровня научных исследований является развивающаяся в институте научно-исследовательская работа студентов, результативность которой иллюстрируется динамикой количества их публикаций (рис. 7). | | Рис. 7. Публикации студентов КГТЭИ по результатам НИРС | | Активное участие студентов в НИРС не только создает возможности для пополнения профессорско-преподавательского состава вуза через обучение в аспирантуре и стажировки на кафедрах, но и повышает качественный уровень подготовки специалистов, что позволяет более полно удовлетворять возрастающие требования к выпускникам на рынке труда.
Другим направлением деятельности института, обеспечивающим модернизацию образования и ориентированным на реализацию требований Болонского соглашения, является создание системы менеджмента качества. В КГТЭИ разработана и реализована информационная модель системы менеджмента качества (СМК); с процессами, функционирующими в рамках СМК, можно ознакомиться на сайте www.kgtei.kts.ru
Начиная с 2002 г. КГТЭИ ежегодно принимает участие в конкурсе Министерства образования "Внутривузовские системы обеспечения качества подготовки специалистов", что отмечено дипломами и благодарственными письмами.
Стратегически важной целью для КГТЭИ является получение сертификата соответствия системы менеджмента качества требованиям ГОСТ Р ИСЛ 9001-2001, что является гарантом конкурентоспособности вуза. Соблюдение требований ГОСТа позволяет демонстрировать соответствующий уровень предоставляемых услуг, отвечающий быстроизменяющейся конъюнктуре, и укрепляться в занятой нише образовательного рынка, оправдывая современные требования и ожидания потребителей.
В задачу высшей школы входит не только профессиональная подготовка, но и развитие общечеловеческих ценностей. Свыше десяти лет в КГТЭИ действует система воспитательной работы со студентами, стержнем которой является создание атмосферы, обеспечивающей формирование творческой личности, способной самостоятельно принимать решения в сложных ситуациях, ценить себя и уважительно относиться к другим, противостоять негативным воздействиям окружающей среды. Естественно, что в этой сфере, как в деле воспитания вообще, по-прежнему существуют проблемы.
Таким образом, существующая структура деятельности института соответствует качественному решению задач, стоящих перед современным вузом: она может динамически меняться в зависимости от новых тенденций развития среднего и высшего образования, гибко реагировать на социально-экономические изменения и запросы бизнес-сообщества;
- обучение специалистов по программам среднего и высшего профессионального образования, послевузовской подготовки, повышения квалификации и профессиональной переподготовки ориентировано на потребности региона, является достаточно обоснованным как по формам обучения, так и по соотношению госбюджетной и договорной форм подготовки;
- учебно-методическое обеспечение специальностей достигается путем подготовки и переподготовки профессорско-преподавательских кадров, постоянного развития издательской деятельности, динамичного пополнения библиотечного фонда, активной информатизации института;
- положительная и устойчивая динамика роста научных исследований профессорско-преподавательского состава и студентов института создает условия для повышения качества профессиональной подготовки выпускников;
- создаются условия для функционирования системы контроля качества образования, адекватной тенденциям его развития - как в целом по стране, так и в Сибирском регионе. | |
|