Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 4 (12), 2004
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВ ЕВРАЗИИ
Гаибов А. Г.
главный специалист отдела здравоохранения, вопросов женщин и семьи
Исполнительного аппарата Президента Республики Таджикистан


ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ В ТАДЖИКИСТАНЕ В КОНТЕКСТЕ СТРАТЕГИИ СОКРАЩЕНИЯ БЕДНОСТИ

На пороге ХХI в. в "Декларации тысячелетия", принятой на сессии Генеральной Ассамблеи ООН, перед государствами была поставлена задача разработать мероприятия, способствующие устойчивому их развитию и сокращению бедности, угрожающей человеческому потенциалу.
В последние годы все более осознается в этой связи и тот факт, что здоровье и экономическое развитие тесно взаимосвязаны. В 2000 г. Всемирная организация здравоохранения создала комиссию для изучения роли здоровья в экономическом развитии и для разработки предложений по дальнейшим мерам в области решения проблем бедности и здоровья населения. Эти проблемы занимают важное место в международном здравоохранении. Принимается во внимание, в частности, что страдающие от болезней, особенно хронических, или их последствий, не могут эффективно работать, прежде всего в производственной сфере, что ведет к снижению и их социального статуса [1].
Таджикистан, по оценкам международных экспертов, как уже отмечалось ранее, относится к числу стран с высоким уровнем бедности и низкими показателями здоровья населения, что является одной из причин и разнообразных диспропорций в его социально- экономическом развитии.
Гражданская война в Таджикистане привела к значительному спаду в экономике и около 80% населения оставила за чертой бедности. Поэтому Правительство страны уделяет приоритетное внимание борьбе с нею. При поддержке внешних доноров разработана и реализуется национальная стратегия ее сокращения, которая предусматривает осуществление поэтапных медико-социальных и экономических мер, адресованных бедному населению, в том числе с целью улучшения его здоровья [6].
В прошлом Таджикистан по основным показателям доходов и здоровья населения находился в ряду стран со средними значениями этих показателей. Но менее чем за десять лет переходного периода положение существенно изменилось. Снизилась продолжительность жизни населения (в 1991 г. - 70,1 лет, в 1998 г. - 66,9 лет), что связано с высоким уровнем смертности у различных возрастных контингентов, хотя, по официальной статистике, он в 2001 г. составлял только 5,1 чел. на 1 тыс. населения [2]. Самой распространенной причиной смертности являются сердечно-сосудистые заболевания (36,8%), за ними следуют респираторные (11,2%), инфекционные и паразитарные заболевания (6,0 %) и новообразования (5,8%).
Нехватка доброкачественной питьевой воды из-за загрязнения источников водоснабжения хозяйственно-бытовыми стоками остается основным фактором эпидемий, ряда инфекционных болезней (с фекально-оральным механизмом передачи их возбудителей).
Ведомственные и отраслевые статистические данные показывают тенденцию к снижению младенческой смертности, в 2002 г., например, составившей 17,2 чел. на тысячу живорожденных (детерминированной респираторными, диарейными заболеваниями перинатального периода) [3]. Однако результаты исследований, проведенных совместно международными организациями, свидетельствуют о том, что этот показатель в несколько раз выше и составляет более 80 чел. на тысячу живорожденных [4]. (Одной из причин названных расхождений является регистрационная плата, по фактам рождения и смерти в органах ЗАГС.)
За последние десять лет получили широкое распространение такие инфекционные заболевания, как дифтерия, брюшной тиф, дизентерия, малярия, болезни, передаваемые половым путем [5]. Особого внимания заслуживают проблемы борьбы с туберкулезом, заболеваниями, обусловленными факторами питания, в частности микронутриентной недостаточностью (анемией, иододефицитными состояниями, гиповитаминозом А). Так, если в 1996 г. болезни эндокринной системы, от расстройства питания, нарушений обмена веществ и иммунитета занимали десятое место в структуре заболеваемости населения, то уже в 1999 г. они вышли на второе место за счет распространенности иододефицитных состояний, а болезни органов пищеварения переместились с шестого на четвертое место [5]. В частности, среди детей в возрасте до 5 лет признаки острого и хронического недоедания установлены в пределах от 6,9% и до одной трети случаев болезни.
Большую тревогу вызывает состояние материнского здоровья. Заболевания, осложняющие течение беременности женщин, встречаются в 68% случаев (это анемия, инфекции мочеполовых путей, патология эндокринной системы, вен, системы кровообращения и т. д. [5]). Высокими остаются показатели материнской смертности при родах (в 2002 г. - 45 чел. на 100 тыс. живорожденных), при значительном удельном весе домашних родов, который в некоторых регионах достигает 62-91% [4].
Поскольку большинство населения республики относится к категории бедного, все это отражает состояние его здоровья.
В то же время, в сложившихся экономических условиях доля здравоохранения в валовом внутреннем продукте снижается: в 2002 г. она составила всего 0,91% против 4,5% в 1991 г. Это гораздо ниже 5%-го уровня, определенного ВОЗ для развивающихся стран [5].
Значительное сокращение финансовых ресурсов не могло не привести к снижению доступности и качества услуг всех служб здравоохранения республики, к появлению высоких неформальных выплат за их предоставление. На уровне домашних хозяйств это вызвало двукратное сокращение обращений населения за медицинской помощью и ухудшение состояния здоровья, прежде всего, бедных его слоев.
Следует отметить к тому же, что унаследованная от советского периода система здравоохранения характеризуется преобладанием стационарных дорогостоящих услуг над профилактическими. Порядок финансирования поощрял их развитие в ущерб первичной медико-санитарной помощи, которая не была ориентирована на улучшение качества и конечные ее результаты.
С учетом состояния здоровья населения, а также особенностей переходной экономики, стержнем проблемы стало перенесение акцента в деятельности органов здравоохранения на приоритетные их службы и создание эффективных и экономичных ее моделей.
Первые шаги в этом направлении были предприняты в 1993-1997 гг. В 1999 г. при поддержке ВОЗ был разработан мастер-план, положения которого послужили основой для Концепции, утвержденной Правительством страны в марте 2002 г. и определяющей пути развития реформы здравоохранения [6].
Приоритетной сферой работы сектора здравоохранения вновь признано качественное развитие первичной медико-санитарной помощи с учетом социально-экономической, демографической и эпидемиологической ситуации в Республике Таджикистан. Эта помощь при грамотной ее организации способна оказывать фиксированные ее регламентом услуги, доступные самым бедным слоям населения, проживающим и в отдаленных селах, а также обеспечивать решение проблем медицинского обслуживания на уровне 70-75%, это является и рентабельным [7]. С этой целью используются и различные донорские организации.
Реструктуризация первичной медико-санитарной помощи наиболее успешно осуществляется в "пилотных районах", использующих кредиты Всемирного банка и средства Правительства республики. Сформированные в них центры и амбулатории семейной медицины свидетельствуют о происходящих изменениях к лучшему в системе нашего здравоохранения.
При определении стратегии сокращения бедности Правительство Таджикистана руководствуется "Целями развития на пороге тысячелетия", вытекающими из международной Декларации 2000 года, делая акцент на улучшение здоровья населения [7]. К 2015 г. предусматриваются сокращение на 2/3 смертности детей в возрасте до 5 лет, улучшение охраны материнства, увеличение доступа к услугам репродуктивного здравоохранения, предродового ухода для сокращения на 3/4 уровня материнской смертности, стабилизация частоты распространения ВИЧ-инфекции (СПИДа), принятие мер к сокращению малярии, туберкулеза и других инфекционных заболеваний [5, 7].
Достижение таких целей требует серьезных инвестиций на планируемые мероприятия, соответствующих усилий со стороны сектора здравоохранения, обеспечения приоритетного решения проблем общественного здравоохранения и клинических служб, связанных с болезнями детского возраста, эффективной иммунизацией, перинатальным уходом и родовспоможением, планированием семьи, профилактикой ВИЧ/СПИДа, борьбой с малярией, туберкулезом, улучшением качества питания матери и ребенка, последовательным решением проблем экологического здоровья (в частности, предусматривающим расширение доступа населения к безопасной питьевой воде, управление сбросами сточных вод и т. д.).
Осуществление соответствующих мероприятий в секторе здравоохранения, а в дальнейшем организация системы медицинского страхования граждан позволят эффективно использовать средства бюджета и инвестиции, направленные на улучшение здоровья населения.


Литература
1. Материалы 52-й сессии Европейского регионального комитета ВОЗ. - Копенгаген, 2000.
2. Ежегодник Республики Таджикистан /Госкомстат Республики Таджикистан. - Душанбе, 2002.
3. Здоровье населения и здравоохранение в Республике Таджикистан: Стат. сборник. - Душанбе, 2002.
4. Проект "Кластерное исследование по методу вербальной аутопсии. Причинный анализ младенческой смертности. 2002 (по г. Душанбе, Хатлонской, Согдийской областям и районам республиканского подчинения). В рамках программы сотрудничества Правительства Республики Таджикистан и ЮНИСЕФ. Душанбе, 2003.
5. Стратегия Республики Таджикистан по охране здоровья населения в период до 2010 г. Постановление Правительства Республики Таджикистан N 436. - 2002.
6. Стратегия сокращения бедности. (ДССБ) /Постановление Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли Республики Таджикистан N 666. - Душанбе, 2002.
7. Достижение "Целей развития тысячелетия" / ООН. - Таджикистан, 2003.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия