| | Проблемы современной экономики, N 2 (58), 2016 | | СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВ ЕВРАЗИИ И ДРУГИХ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН | | Абдураманов Х. Х. доцент Ташкентского государственного экономического университета,
кандидат экономических наук
| |
| | В статье рассмотрены, на основе анализа демографических процессов и существующей демографической ситуации, вопросы социальной защиты престарелых в Республике Узбекистан в современных условиях. Проведен анализ и систематизация мер социальной поддержки престарелы, разработаны предложения и рекомендации по совершенствованию социального обслуживания пожилых людей | Ключевые слова: Узбекистан, демографические процессы, пожилые люди, престарелые люди, социальное обеспечение | УДК 369.8 Стр: 193 - 196 | С момента приобретения независимости в 1991 г. Республика Узбекистан приступила к реализации национальной экономической модели, направленной на преобразование экономики, уделяя при этом большое внимание обеспечению социальной стабильности. Основой «узбекской модели» стало развитие промышленного и производственного потенциала преимущественно аграрной экономики. К важнейшим направлениям этой модели относится повышение уровня жизни населения и обеспечение его занятости с одновременной защитой уязвимых социальных групп от бедности.
С 1991 по 2015 гг., согласно официальной статистике, население республики выросло более чем на 50%: с 20607,7 тыс. чел. до 31022,5 тыс. чел. При этом чуть более половины населения сегодня живет в городах и поселениях городского типа (51%). Остальные 49% населения проживают в сельских населенных пунктах (села, аулы) [1].
Во многом резкий рост численности городского и сокращение сельского населения объясняется административным переводом 965 кишлаков в городские поселки. За годы независимости в Республике Узбекистан численность городского населения увеличилась на 89,6%, а численность сельского населения — лишь на 24,1% (данные 2015 г. по сравнению с 1991 г.) [2]. Несомненно, условия жизни населения, уровень благоустройства территории и предоставления жилищно-коммунальных услуг в городских населенных пунктах намного выше, чем в сельских.
Согласно трудовому законодательству Республики Узбекистан, население разделяется на три группы по трудовой способности:
– моложе трудоспособного возраста (0–15 лет);
– трудоспособного возраста (женщины в возрасте 16–54 лет, мужчины в возрасте 16–59);
– старше трудоспособного возраста (женщины в возрасте 55 лет и старше, мужчины в возрасте 60 лет и старше) [3].
Анализ данных Государственного комитета Республики Узбекистан по статистике в отношении численности каждой из названных групп показывает, что наибольшая доля принадлежит населению трудоспособного возраста (рис. 1).
Положительной выглядит и общая тенденция сокращения демографической нагрузки на тысячу населения трудоспособного возраста в Республике Узбекистан (число нетрудоспособного населения на каждую 1000 человек трудоспособного возраста) за период 1991–2014 гг. (рис. 2). | | | Рис. 1. Структура населения по признаку трудоспособности в 2014 г., чел. | | | Рис. 2. Динамика демографической нагрузки на тысячу чел. трудоспособного возраста в Республике Узбекистан (число нетрудоспособного населения на каждую 1000 человек трудоспособного возраста) в 1991–2014 гг., чел. | Важно отметить, что современная цивилизация, развитие мировой экономики обеспечили населению земли более высокий жизненный уровень и увеличивающуюся продолжительность жизни. Уже сейчас и в перспективе имеет место тенденция роста численности, а следовательно и доли пожилых людей, т.е. тенденция старения населения. Эта тенденция коснулась и Республики Узбекистан.
В настоящее время численность группы людей старше трудоспособного возраста в структуре населения в Республике Узбекистан увеличивается высокими темпами, так как на пенсию выходят те, кто был рожден в годы высокой рождаемости (демографического взрыва) после окончания Второй мировой войны. Так, число лиц старше трудоспособного возраста в 2014 г. увеличилось на 65% по сравнению с показателем 1991 г. и составило 8,7% населения страны.
Увеличение числа людей старше трудоспособного возраста (пожилых) в структуре населения связано также с продолжительностью жизни, ожидаемой при рождении. Если в Республике Узбекистан продолжительность жизни, ожидаемой при рождении в 1991 г., составила 69,3 года [4], то к 2014 г. этот показатель достиг 73,5 лет [5] или, другими словами, за рассматриваемый временной отрезок она увеличилась на 4,2 года.
Следует отметить, что доля людей старше трудоспособного возраста выше в городе Ташкенте (14,3%), Ташкентской (10,2%), Бухарской (9,1%) и Ферганской (9,0%) областях. Самые низкие показатели наблюдаются в Сырдарьинской (7,0%), Сурхандарьинской (7,0%) и Кашкадарьинской (7,0%) областях.
Ожидается, что и в дальнейшем доля людей старше трудоспособного возраста в структуре населения будет расти как в отдельных областях, так и в стране в целом. Как показывают демографические прогнозы, предполагается, что доля людей в возрасте 65 лет и старше в структуре населения будет составлять в 2020 г. 5,0%, в 2025 г. — 6,4%, а в 2030 г. достигнет 7,5%.
Анализ современных тенденций демографических процессов, происходящих в республике, показывает, что уменьшается доля людей моложе трудоспособного возраста в возрастной структуре населения и, наоборот, возрастает доля трудоспособного возраста и старше. Это, в свою очередь, требует преобразований в сфере социально-экономического развития страны, обеспечения работой населения трудоспособного возраста, а также разработки проектов и программ социальной защиты пожилых людей.
Демографами ООН разработана трехэтапная шкала для оценки уровня демографического старения. Согласно этой шкале, если доля людей в возрасте 65 лет и старше в структуре населения страны меньше 4%, то это молодое население, если от 4% до 7% — на пороге демографического старения, если больше 7%, то население является старым [6].
Если разделить страны СНГ по этой классификации, то можно увидеть следующее:
– население Украины (15%), Беларуси (14%), России (13%), Армении (11%), Молдовы (10%), Казахстана (7%), т.е. старое население;
– население Азербайджана (6%) — на пороге демографического старения;
– население Республики Узбекистан (4%), Республики Туркменистан (4%), Республики Кыргызстан (4%) и Республики Таджикистан (3%) — молодое население [7].
На сегодняшний день (по данным на конец 2015 г.) в Республике Узбекистан только в структуре населения города Ташкента доля людей в возрасте 65 лет и старше составляет 7,1%. Вместе с тем, динамика увеличения числа пожилых в Республике Узбекистан в ближайшем будущем потребует особого внимания к этой категории населения.
Необходимо отметить, что сегодня в республике создана мощная государственная программа социальной защиты, предназначенная для наиболее социально уязвимых групп населения. По уровню расходов и охвату проблем самой крупной из всех программ такого рода является система пенсионного обеспечения, которая способствует преодолению низкого уровня жизни пенсионеров. Эта программа осуществляется на основе принятого в 1993 г. Закона Республики Узбекистан «О государственном пенсионном обеспечении граждан» [8] и последующих подзаконных нормативных актов. Экономически государственное пенсионное обеспечение граждан опирается на принцип солидарности поколений, когда за счет отчислений, производимых в Пенсионный фонд работающими гражданами, осуществляется пенсионное обеспечение пожилой нетрудоспособной части населения.
Значительный рост численности пенсионеров и престарелых влечет за собой сложный комплекс социальных последствий, в результате чего существенно меняется роль бытового обслуживания пенсионеров и предоставления им услуг. В связи с этим в Республике Узбекистан принимаются необходимые меры по поддержке данной категории граждан, важнейшими из которых выступает государственное социальное обслуживание пенсионеров и предоставление льгот.
Меры по поддержке пенсионеров и престарелых в Республики Узбекистан:
– Обслуживание одиноких пенсионеров, нуждающихся в постороннем уходе
Одиноким пенсионерам, нуждающимся по состоянию здоровья в постороннем уходе, признается лицо, достигшее 60 лет, или инвалид I и II группы независимо от возраста, не имеющее детей и близких родственников. Уход за одиноким пенсионером и инвалидом может быть осуществлен и при условии, если есть близкие родственники, живущие отдельно, в том случае, если они будут возмещать расходы по уходу.
– Бесплатное санаторно-курортное лечение
Право на получение путевок на санаторно-курортное лечение имеют все пенсионеры без исключения, в равной степени инвалиды Второй мировой войны, инвалиды труда и пенсионеры по возрасту. Инвалиды войны, а также участники войны получают путевки в первоочередном порядке. При необходимости путевка выдается также лицу, сопровождающему инвалида либо участника войны.
– Льготы по лекарственному обеспечению
Ряду категорий пенсионеров предоставлено право бесплатного обеспечения медикаментами по рецептам врачей. К ним относятся инвалиды и участники войны и приравненные к ним лица, родители и жены погибших военнослужащих. 50% скидка со стоимости лекарств, приобретенных по рецептам врачей, предоставляется работавшим в тылу в годы войны и приравненным к ним лицам.
– Льготы по медицинскому обслуживанию и по проезду на транспорте
– Льготы по оплате за эксплуатацию жилья и коммунальных услуг
Отдельным категориям граждан взамен льгот по оплате ЖКУ предоставляются компенсационные выплаты.
– Функционирование домов-интернатов и пансионатов для престарелых и инвалидов
В дом-интернат принимаются престарелые, инвалиды, нуждающиеся по состоянию здоровья в уходе, бытовом обслуживании и медицинской помощи, которым пребывание в доме-интернате не противопоказано по медицинским показаниям и у которых нет трудоспособных детей, обязанных по закону их содержать
Социальной поддержке пожилых уделяется большое внимание представительными органами власти и правительством Узбекистана: в Конституцию Республики Узбекистан внесены такие положения, как «Несовершеннолетние, нетрудоспособные и одинокие пожилые под защитой государства» и «Совершеннолетние, трудоспособные дети обязаны заботиться о своих родителях» [9]. Согласно ряда постановлений Кабинета Министров Республики Узбекистан созданы социальные фонды «Махалля» и «Нуроний», внедрена система оказания социальной защиты одиноким пожилым в домашних условиях.
Президентом Республики Узбекистан И.А. Каримовым 2015 год был объявлен «Годом заботы о старшем поколении». Расходы по реализации мер Государственной программы «Год заботы о старшем поколении» составили 2 246,5 млрд сум. При этом средства бюджетного и внебюджетного фондов составили только 310,3 млрд сум, а средства исполнителей и спонсоров – 995,2 млрд сум, кредиты коммерческих банков — 940,3 млрд сум, гранты и средства международных организаций и финансовых институтов — 0,7 млрд сум [10].
В рамках реализации Государственной программы «Год внимания и заботы о старшем поколении» был создан портал, призванный помочь пожилым людям с решением информационных вопросов по различным сферам жизни. На портале размещена информация об имеющихся льготах для пожилых людей, пенсионном законодательстве, новости, сведения о возможности получить консультацию по важным вопросам. К ресурсу подключены все территориальные подразделения министерства труда и социальной защиты населения, домов-интернатов и санаториев для престарелых, центров культуры и досуга населения, информационно-ресурсных центров. Планируется также создать на базе портала социальную сеть для людей старшего поколения [11].
В Узбекистане ежегодно растет число пользователей специальной услуги для одиноких престарелых и инвалидов — так называемого «социального такси». Данная услуга появилась в стране в 2011 г. и каждый год отмечается рост спроса на нее со стороны пенсионеров. В 2015 г. ей воспользовались порядка 8 тыс. узбекистанцев. В работе социального такси главная роль принадлежит в первую очередь спонсорам и благотворителям. Роль государства при этом заключается в организационной работе по сведению вместе всех участников этого процесса — спонсоров, пенсионеров и организаций, оказывающих услуги извоза. Этим занимаются Центры содействия занятости и социальной защиты населения, действующие в каждом районе, куда и может обратиться нуждающийся в «социальном такси» пожилой человек [12].
Свое уважение к людям почтенного возраста выражают активисты молодежных групп «Мадад» и «Гамхурлик», организованных по инициативе министерств высшего и среднего специального, а также народного образования и ОДМ «Камолот». Они помогают одиноким престарелым и людям с ограниченными возможностями вести домашнее хозяйство, решать социально-бытовые вопросы [13].
С 2016 года усилены действующие меры поддержки и введены новые в отношении представителей старшего поколения, нуждающихся в постороннем уходе, но проживающих без детей и близких, оказывающих им должную поддержку. В отношении этой категории пожилых людей будут разработаны индивидуальные программы социальных услуг, охватывающие удовлетворение нужд в пяти областях: оздоровление, уход на дому, улучшение жилищно-бытовых условий, социальная и правовая защита, расширение круга общения и досуга. В каждой из этих областей для получателей программы предоставляются ключевые социальные услуги и виды социальной помощи, гарантируемые государством и финансируемые из государственного бюджета [14].
С 1 января 2016 года правительством Узбекистана введен перечень из 15 (ранее было 10) основных продуктов питания и товаров гигиены для бесплатного обеспечения одиноких престарелых и инвалидов, нуждающихся в постороннем уходе. К указанной группе отнесены пенсионеры и инвалиды I и II групп, нуждающиеся в постороннем уходе, не имеющие детей, в том числе приемных (за исключением несовершеннолетних или инвалидов), супруга (супруги) и родителей (за исключением престарелых или инвалидов), а также опекунов, попечителей и лиц, на которых судом возложены обязанности по содержанию престарелого или инвалида. Доставка продуктов осуществляется социальными работниками по уходу на дому в течение двух дней со дня получения продуктов питания и товаров согласно ведомостям, получаемым от органов самоуправления граждан [15].
Несмотря на эффективную и комплексную социальную поддержку населения преклонного возраста в Республике Узбекистан, по-нашему мнению, целесообразно реализовать ряд мер для дальнейшего улучшения жизни пожилых в условиях демографической ситуации, сформировавшейся в стране:
1) оптимизация финансового состояния Внебюджетного пенсионного фонда при Министерстве финансов Республики Узбекистан. Для этого рекомендуется:
– целевое использование средств Пенсионного фонда;
– увеличение размера льготной пенсии;
– уравнивание возраста выхода на пенсию для мужчин и женщин;
2) дальнейшее усиление адресной социальной поддержки пожилых людей через негосударственные фонды. Для этого необходимо:
– выявление пожилых, действительно нуждающихся в помощи, оказание им помощи и ведение постоянного сопровождающего контроля;
– создание общественных советов, ведущих работу с пожилыми в махаллях;
– создание центра пожилых при органах самоуправления граждан;
– улучшение работ по привлечению спонсорской помощи одиноким пожилым, совершенствование координации работ по этому направлению;
3) создание Гериатрического центра при Министерстве здравоохранения Республики Узбекистан и открытие отделений данного центра во всех районах и городах республики; увеличение видов медицинской помощи, оказываемых указанной категории населения. По-нашему мнению, основной задачей Гериатрического центра должно являться создание оптимальных условий для улучшения здоровья пожилых, привлечение их к активному участию в жизни общества, сохранение их физического и психологического здоровья.
Гериатрическим центрам следует реализовать нижеследующую систему мер для поддержания здоровья пожилых:
– составление списка пожилых, проживающих на данной территории, лечение и постоянное наблюдение хронических больных;
– организация плановых консультаций для пожилых;
– постоянное повышение квалификации участкового врача и других специалистов по гериатрии;
– проведение научно-практических конференций, посвященных актуальным проблемам данного направления;
– внедрение в практику профилактики старения и современных гериатрических методов лечения, новейших достижений герофармакологии.
Важной представляется также организация домов-интернатов малого объема по всей территории республики. В результате организации таких домов, во-первых, одинокие люди останутся в тех районах и городах, где проживали раньше, не будет потребности в адаптации к новым условиям проживания. Во-вторых, в отличие от обычных домов престарелых, где проживают в среднем 200 человек, будет существенно повышена эффективность и качество социальной защиты, организованной за счет улучшения качества оказания услуг одиноким людям в «домах малого объема» (рассчитанных на 5–10 человек).
По-нашему мнению, внедрение вышеуказанных предложений и рекомендаций будет содействовать улучшению социальной защиты пожилых людей, проживающих в Узбекистане. |
| |
|
|