| | Проблемы современной экономики, N 1 (57), 2016 | | ПРОБЛЕМЫ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ | | Никоноров В. М. доцент кафедры торговой политики и прикладной экономики
Санкт-Петербургского государственного торгово-экономического университета,
кандидат экономических наук
| |
| | В статье рассмотрена система среднего профессионального образования, которую можно представить как совокупность подсистем — учебной, методической, организационной, финансовой, кадровой, вспомогательной и обеспечивающей. Предложено усовершенствование системы за счёт добавления информационной подсистемы | Ключевые слова: дистанционная образовательная технология, образовательная организация, креативный подход, интерактивность, профессиональное образование | УДК 377.1; ББК 74.3 Стр: 185 - 188 | Системный подход является превалирующим во многих областях знаний — от биотехнологии до астрофизики. В основе системного подхода лежит понятие «система», а многообразие явлений окружающего мира целесообразно рассматривать именно как систему. Это позволяет увеличить объём знаний об окружающем мире в сравнении с механистической концепцией. Дезинтегрированность человеческого разума и языка проецировалась на область исследования. Всё, что изучалось, представлялось состоящим из отдельных разрозненных частей. Системный подход имеет дело с единым целым и позволяет решать более общие задачи.
Концепция системы, начиная со второй половины XX века, в научном мире становится консенсусной. Современная наука, исследуя системы, стремится преодолеть разрозненность знаний. Изучение системы означает изучение единого целого, а не раздробленных частей этого единого целого. Системный подход, предположительно, даёт многомерный эффект и в состоянии обеспечить синтез знаний человечества. Метод Луллия «Ars Magna» подразумевал комбинации существующих знаний на плоскости. Системный подход предполагает комбинацию имеющихся знаний в n-мерном пространстве.
Приведём различные определения системы:
1) «Комплекс элементов, находящихся во взаимодействии» (Л. Берталанфи) [1];
2) «Нечто такое, что может изменяться с течением времени», «любая совокупность переменных..., свойственных реальной логике» (Р. Эшби) [2];
3) «Отображение входов и состояний объекта в выходных объекта» (М. Месарович) [3].
Сферу среднего профессионального образования можно представить как совокупность подсистем — учебной, методической, организационной, финансовой, кадровой, вспомогательной и обеспечивающей.
Не у всех жителей нашей страны есть равные возможности для получения среднего профессионального образования. Это связано, прежде всего, с удалённостью мест проживания потенциальных студентов от профессиональных образовательных организаций (далее — ПОО, в соответствии с федеральным законом № 273-ФЗ от 29.12.2012), так называемый территориальный фактор. ПОО, как правило, сосредоточены в городах, что усложняет доступ к системе СПО жителям дальних регионов, малых городов и сельских поселений. В настоящее время в сети Интернет создана специализированная информационная образовательная среда, позволяющая реализовать дистанционные образовательные технологии (далее — ДОТ). ДОТ обеспечивают реализацию учебного процесса — от авторизации студента до промежуточной аттестации (зачёт, экзамен) по каждой дисциплине учебного плана. ДОТ минимизируют негативный эффект от территориального фактора, позволяют студенту получать высшее образование без отрыва от производства.
Следовательно, имеющуюся систему среднего профессионального образования можно дополнить информационным компонентом (ДОТ). В усовершенствованной таким образом системе появляются новые связи и новые функции (рис.1). | | | Рис. 1. Структура образовательной среды с ДОТ | Дополнение системы СПО информационной подсистемой неминуемо приведёт к синергетическому эффекту [4].
Провести оценку синергетического эффекта от усовершенствования системы СПО при включении информационной подсистемы позволяет хорошо себя зарекомендовавшая система зачетных единиц (далее — ЗЕ).
Применение системы зачетных единиц предполагает:
1. оперативный и обоснованный контроль качества обучения студентов;
2. расширение возможностей получения междисциплинарного образования;
3. упрощенный переход студентов на индивидуальные формы обучения, так как ЗЕ определяет значимость той или иной дисциплины для студента;
4. устранение дублирования читаемых курсов для малых студенческих аудиторий и оптимизацию численности учебных потоков;
5. определение численности штата ППС, взвешенный расчёт фонда оплаты труда ППС и возможности для повышения оплаты труда преподавателей;
6. рост академической мобильности профессиональной образовательной организации;
7. создание благоприятных условий для более широкого применения в учебном процессе современных образовательных технологий.
Для реализации образовательного процесса с применением ДОТ предварительно должны быть решены следующие задачи:
1. сформировать рабочие программы с использованием среды с ДОТ на основе интеграции инновационных учебных, научных и прикладных достижений;
2. ввести в рабочие программы требования, характерные для образовательной среды с ДОТ;
3. с учётом ДОТ разработать учебно-методические пособия и инструкции, способствующие эффективному освоению учебного материала обучающимися;
4. определить оценочные показатели по каждой дисциплине;
5. создать интеграционную образовательную среду;
6. сформировать сеть и инфраструктуру для использования образовательной среды с ДОТ.
Обучение с дистанционными образовательными технологиями предполагает свободный доступ студентов к специализированной информационной образовательной среде, созданной в интернете, и базируется на следующих принципах:
1. образовательный продукт создается в полноправном партнерстве: студент — образовательная организация высшего образования;
2. соответствие изучаемого материала запросам и потребностям студента;
3. самостоятельная творческая (креативная) работа обучающегося;
4. интерактивность занятий;
5. открытая коммуникация по отношению к создаваемому студентом образовательному продукту.
В основе обучения студентов с применением ДОТ положены методы и приёмы, которые формируют креативный подход к освоению профессиональной деятельности, способствуют адаптации студента к непрерывно изменяющимся условиям рынка [5].
Можно оценить преимущества от усовершенствованной системы среднего профессионального образования. Своего рода синергетический эффект от добавления к системе образования еще одной подсистемы (информационной). Эти преимущества будут справедливы для студентов, для преподавателей и для работодателей. Рассмотрим эти плюсы усовершенствованной системы среднего профессионального образования по отдельности.
Подготовка компетентных выпускников ПОО с использованием дистанционных образовательных технологий даёт следующие положительные эффекты:
1) формирование познавательных и профессиональных мотивов и интересов будущих специалистов;
2) воспитание системного мировоззрения, гибкости, стратагемности, критичности мышления;
3) развитие ответственного отношения к решению учебных и профессиональных проблем.
Единство и мультимерность новейших дистанционных образовательных технологий формируют информационную культуру и компетентность будущих специалистов, создают потенциальную возможность оперативной и эффективной адаптации к требованиям рынка труда.
Обучение с использованием дистанционных образовательных технологий непременно должно обеспечивать выполнение всех требований, предусмотренных Федеральным Государственным образовательным стандартом и учебным планом для соответствующей специальности [6].
Для профессорско-преподавательского состава работа в усовершенствованной системе образования (с применением ДОТ) также сулит положительные перспективы.
Использование квалифицированным преподавателем возможностей социальных сетей, специализированных порталов, интернет-ресурсов и различного программного обеспечения создаёт питательную информационную среду, которая содержит значительные массивы информации для усовершенствования традиционных форм обучения, повышает скорость передачи информации (скорость распространения электромагнитных колебаний — 300 000 км/с) и способствует её эффективному усвоению.
Работодатели, соответственно, извлекают выгоду от экстерналий. Применение инновационных дистанционных образовательных технологий обеспечивает требования потенциальных работодателей, предъявляемые к освоению студентами профессиональных навыков при одновременном сокращении сроков обучения с учётом индивидуальных особенностей студентов. Инновационные методы подготовки кадров должны быть отражены в рабочих программах по дисциплинам обучения с ДОТ, которые ориентированы на подготовку выпускников ПОО к профессиональной деятельности. Образование с дистанционными образовательными технологиями способствует развитию профессиональных компетенций.
Учитывая вышеназванные многообразные достоинства усовершенствованной системы образования с применением ДОТ, можно предложить алгоритм выбора, разработки и внедрения обучения с дистанционными образовательными технологиями (рис.2). | | | Рис. 2. Алгоритм обучения с применением ДОТ | Структура дисциплины с применением ДОТ представлена на рис.3. Применение ДОТ позволяет совершенствовать в ПОО образовательный процесс и повышать эффективность обучения студентов. Обучение на основе дистанционных образовательных технологий должно стать неотъемлемой частью профессиональной образовательной организации [7].
Обучение с дистанционными образовательными технологиями дает студентам равный и исчерпывающий доступ к необходимой информации, обеспечивает эффективное формирование профессиональных и общекультурных компетенций, а преподавателям позволяет применять креативный подход в образовательном процессе [8]. Таким образом, применение в образовательном процессе ДОТ способствует формированию всемирного образовательного пространства. | | | Рис. 3. Структура дисциплины с применением ДОТ |
| |
|
|