| | Проблемы современной экономики, N 4 (12), 2004 | | ПРОБЛЕМЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ | | Савченко М. В. докторант кафедры маркетинга
Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов,
кандидат экономических наук
| |
| | Масштабы необходимого национального энергопроизводства и энергопотребления и международная конкуренция в этой сфере требуют применения самых современных методов организации и управления энергетическим национальным хозяйством как системы, функционирующей на определенных, в том числе международных, технических стандартах и согласованных технологических и экономических решениях.
Целью системной организации и упорядочения процессов энергоиспользования является увеличение в системе энергопроизводства и энергопотребления потенциала энергосбережения до уровня, при котором его можно рассматривать как серьезный системный ресурс и эффективный рыночный регулятор. | | | Особенно важны системные ограничения, призванные поддерживать надежность и устойчивость системы при различных режимах ее функционирования.
В частности, имеются в виду резервирование мощности и поддержание режима оптимальной балансирующей генерации, развитие инфраструктуры, обеспечивающей оптимальное распределение энергии в потребляющих сетях, стандартное качество, учет, контроль. Не менее важен социальный аспект, который также следует рассматривать как ключевой фактор системной организации.
Для России в области электроэнергетики характерны: в определенной мере только формирующийся рынок электроэнергии, развитие электроэнергетического производства и рынка на двух уровнях - федеральном и региональном. Организация производства и рынка на первом уровне в настоящее время осуществляется РАО "ЕЭС России", а контрольно-регулирующие функции со стороны государства обеспечиваются Федеральной энергетической комиссией. На втором уровне субъектами рынков являются региональные акционерные объединения (АО-энерго) [9]. На первом и втором уровнях функционируют более 700 генерирующих станций общей мощностью свыше 215 ГВт; около 70% из них - это тепловые электростанции, 20% - гидроэлектростанции, 10% - атомные.
Рядом специалистов (А.А. Макаровым и др. [6]) приводятся данные, свидетельствующие о системной сбалансированности спроса и предложения электроэнергии, что можно рассматривать как фактор, способствующий формированию рыночных отношений и здоровых конкурентных начал в энергопроизводстве и энергопотреблении и развитию российской электроэнергетики.
Таблица 1.
Динамика и прогнозная оценка энергопроизводства и энергопотребления в электроэнергетике России, млрд. КВтч | 1993 г. | 1995 г. | 2000 г. | 2010 г. | Совокупная выработка электроэнергии
| 956,6 | 860,0 | 876,0 | 1005-1180*
(1092,5*) | Потребности в электропотреблении | 973 | 840-890
(865**) | 800-900
(850**) | 1050-1250
(1150**) |
---|
Источник: 3, 6, 7.
* Прогнозные данные, приводимые В.В. Морозовым
** Прогнозные оценки, рассчитанные нами
Характер складывающихся в электроэнергетике России конкурентных отношений во многом определяется влиянием государства. Помимо уже упоминавшейся Федеральной энергетической комиссии важную роль в оперативном управлении энергетическими отраслями играет Центральное диспетчерское управление Единой энергетической системы России (ЦДУ ЕЭС), действующее на основании договора с РАО "ЕС России".
Поскольку все генерирующие станции объективно заинтересованы в продаже возможно большего количества произведенной продукции, ЦДУ ЕЭС как оперативная транспортно-распределительная система является важнейшим фактором, формирующим рынок. К числу наиболее значимых функций ЦДУ ЕЭС относятся: технологическое управление на федеральном оптовом рынке энергии и мощности (ФОРЭМ); обеспечение оптимального режима работы субъектов ФОРЭМ на основе заключенных договоров; определение платежей за отпущенную энергию и мощности и соответствующее информирование субъектов рынка; определение экономического эффекта, полученного на федеральном оптовом рынке за счет оптимизации режимов работы ЕЭС России; планирование экспорта и импорта электроэнергии и ряд других.
Основным типом договоров (контроль за исполнением которых осуществляет АО "ЦДУ ЕЭС") являются трехсторонние договоры, в которых в качестве равноправных партнеров выступают поставщики электроэнергии (генерирующие компании), покупатели (организации, непосредственно обеспечивающие потребителей продукцией) и операторы федерального рынка энергии и мощности. В случае, когда продуцирующей электроэнергию компанией является АЭС, договор носит уже четырехсторонний характер - в качестве еще одного контрагента выступает "Росэнергоатом". Еще одним рыночным контрагентом выступает созданный в 1997 г. независимый финансовый оператор (НФО), также являющийся субъектом ФОРЭМ, в задачи которого входит обеспечение поставок энергии и мощности наиболее энергоемким предприятиям. Это вносит дополнительные сложности в конкурентные отношения субъектов рынка электроэнергии.
Относительная сбалансированность производственных возможностей ЕЭС и прогнозируемого спроса на электроэнергию в рамках страны в значительной степени обесценивается тем обстоятельством, что масштаб экспорта составляет до 35% от национального производства в отраслях ТЭК [2]. Причем тенденция к сокращению доли энергоресурсов, предназначенных для внутреннего использования, усиливается.
Дисбаланс между спросом и предложением оказывает значительное дестабилизирующее воздействие уже на ранних этапах формирования рынка, хотя само по себе увеличение удельного веса экспорта энергии нельзя считать негативным фактором. Более того, часто это единственный способ обеспечить приемлемый уровень рентабельности предприятий. Однако в ситуации, когда рост экспортных продаж не покрывается введением дополнительных мощностей в рамках ЕЭС, напряженность между потребностями в энергии и реальным ее предложением на внутреннем рынке становится все более значительной. Очевидным следствием сохранения подобной тенденции является увеличение степени неопределенности, нарастание турбулентных, слабо контролируемых (и с трудом поддающихся прогнозированию) спонтанных процессов, ведущих к дальнейшему увеличению неблагоприятных для рыночной деятельности и конкуренции факторов.
Следующей проблемой, оказывающей негативное влияние на организацию конкурентных отношений на формирующемся рынке электроэнергии и мощности, является чрезвычайно высокий уровень концентрации производства и управления в одной гиперструктуре - РАО "ЕЭС России". Это свидетельствует о фактической монополизации рынка электроэнергии и ведет к ситуации, при которой характер конкурентных отношений определяется одной доминирующей и, более того, наделенной соответствующими государственными полномочиями организацией.
Несовершенство механизма конкуренции связано также с чрезмерно большим количеством посреднических организаций, действующих на рынке электроэнергии и мощности. Это приводит к неоправданному увеличению трансакционных издержек, себестоимости транспортировки энергии, снижению показателей рентабельности производящих предприятий и предприятий, обеспечивающих функционирование распределительных сетей, увеличению необязательных составляющих в структуре добавленной стоимости конечного продукта. Имеют место также значительная недогрузка мощностей некоторых тепловых и атомных станций (например, Костромской, Рязанской и Псковской), доходящая до 40%, и одновременно сокращение оперативного резерва вследствие слишком высокого использования мощностей, что свидетельствует о несовершенстве рыночных взаимодействий на федеральном и региональном уровнях, неиспользовании принципов наибольшего благоприятствования для всех оперирующих на рынках электроэнергии и мощности компаний.
Неотлаженность системы договорных отношений между участниками рынка и несовершенство расчетных механизмов между производителями и потребителями наряду с низким уровнем реальной платежеспособности многих потребителей стали причинами массовых неплатежей, что порождает и возрастающее недоверие населения к рыночным механизмам в сфере электроэнергетики.
Серьезным препятствием для выхода электроэнергетики на уровень современных требований, которые могли бы обеспечить не только конкурентоспособность отрасли, но и внести существенный вклад в повышение уровня конкурентоспособности энергозависимых отраслей промышленности, транспорта, связи и сферы услуг, является резкое снижение инвестиционной активности и, как следствие, изменение доли амортизационных отчислений и возрастающая динамика износа основных средств, промышленного оборудования и объектов инфраструктуры в энергетической отрасли. За годы реформ объем капитальных вложений в ТЭК страны в целом сократился более чем в три раза [4]. В результате более трети производственных фондов в газовой промышленности, свыше половины в электроэнергетике и нефтедобыче, почти 60% в угольной промышленности и около 80% в нефтепереработке требуют реконструкции и замены. Но обновление оборудования ведется в постоянно снижающемся объеме. Количество оборудования, выработавшего свой проектный ресурс, увеличивается в отраслях ТЭК в среднем на 2-3% в год. Эксплуатация изношенного оборудования ведет к нарушению нормального энергоснабжения, увеличению длительности плановых и аварийных ремонтов и объемов вредных выбросов в окружающую среду.
В электроэнергетике России уже в 1995 г. износ основного оборудования достиг 58%. В 2001 г. он увеличился до 67%. Уровень износа оборудования в 2010 г. может достигнуть 82%. | | | Данный тренд на практике может привести уже в ближайшей перспективе к экспоненциально возрастающей вероятности сбоев энергоснабжения из-за значительного увеличения как сроков, так и финансовых затрат на плановые и аварийные ремонты, к снижению качества и надежности энергосистемы в целом.
В соответствии с принципом каскадного усиления неблагоприятных следствий эта ситуация скажется на энергозависимых отраслях промышленности и сферы услуг, а затем и на всей национальной промышленности. Экономические и социально-политические последствия подобного развития слишком очевидны, чтобы их можно было игнорировать.
По западным технологическим стандартам технологическое оборудование в электроэнергетике считается морально устаревшим и подлежащим замене уже через 15 лет эксплуатации. В России же 83% всех основных фондов в электроэнергетике было введено в эксплуатацию до 1990 г. [8].
На формирование рыночных отношений влияет и государственная тарифная политика, являющаяся, с одной стороны, чрезмерно жесткой, что не дает возможности многим предприятиям отрасли обеспечивать даже возмещение затрат на производство и транспортировку электроэнергии. Удельный вес убыточных предприятий в отраслях ТЭК, в том числе в электроэнергетике, растет.
Таблица 2.
Доля убыточных предприятий в электроэнергетике и других отраслях российской промышленности, % Отрасль промышленности | | 1998 г. | 1999 г. | 2000 г. | 2001 г. | Промышленность в целом | 49,2 | 39,2 | 38,7 | 48,2 | В т. ч.: | | | | | электроэнергетика | 30,9 | 40,7 | 41,2 | 43,4 | Топливная промышленность в целом | 53,0 | 47,2 | 39,5 | 42,7 | В т. ч.: | | | | | Нефтедобывающая | 40,4 | 27,1 | 14,4 | 14,3 | Нефтеперерабатывающая | 31,1 | 27,7 | 17,1 | 16,8 | Газовая | 51,5 | 35,1 | 32,5 | 31,7 | Угольная | 63,7 | 60,1 | 54,3 | 52,2 | Источник: 9
Тарифная политика государства в значительной степени ориентирована на затратный механизм ценообразования, что снижает мотивацию предприятий к улучшению показателей экономической эффективности, снижению издержек и совершенствованию системы управления производством. Невозможно установить и истинные масштабы неэффективных затрат. Отсутствуют эффективные механизмы тарифных согласований на федеральном и региональных уровнях, что ведет к принятию экономически необоснованных решений, особенно в регионах, в которых не стимулируются, а скорее тормозятся процессы формирования конкурентных отношений.
Несовершенство правовой базы, регулирующей отношения в отрасли, проявляется в отсутствии четкого определения юридического статуса различных предприятий, юридических гарантий по обеспечению платежей (не только государственными предприятиями социальной сферы, но и в особо энергоемких производствах), отсутствии эффективных правовых механизмов урегулирования споров между органами государственного контроля и предприятиями различных форм собственности, а также в отношениях с потребителями электроэнергии, которые по различным причинам оказываются неплатежеспособными.
Важнейшее значение имеют исследования и разработки, ориентированные на инновации в электроэнергетике, на внедрение инновационных технологий, связанных и с традиционными видами топлива. Весьма перспективным, в частности, является внедрение экологически чистых электрических станций, работающих на угольном топливе, сжигание которого происходит в т. н. "псевдосжиженном" кипящем слое (по принципу газификации угля). Такая станция может работать на разных сортах угля, а ее выбросы по чистоте не отличаются от выбросов станций, работающих на природном газе.
Дополнительным преимуществом этой технологии является превращение несгоревшего угля в инертный стекловидный материал, не представляющий экологической опасности. (Для сравнения: на системы газоочистки и золоудаления на современных обычных тепловых станциях, работающих на угле, приходится, по данным американских исследователей, 40% капитальных затрат и 35% эксплуатационных расходов [1].)
Имеют серьезные перспективы экологически чистые гидроэлектрические установки средней, малой и даже сверхмалой (до 10 кВт) мощности, энергоустановки, работающие на возобновляемых природных энергетических ресурсах (ветер, солнце, приливные перемещения воды, гео- и гидротермальные источники, энергия живой биомассы и т. п.), вакуумная энергетика, ториевые энергетические технологии.
Атомная энергетика в мире переживает свое второе рождение, о чем, в частности, свидетельствует решение правительства КНР о начале строительства в стране 30 атомных станций, суммарная мощность которых способна устранить нарастающий дефицит электроэнергии в Китае.
Неограниченные возможности связаны с водородной энергетикой. На состоявшейся 22 сентября 2004 г. конференции Всемирной ядерной ассоциации (World Nuclear Association - WNA) было заявлено, что водород может стать основным источником энергии для автомобилей к 2050 г. [5]. При незначительных финансовых затратах путем электролиза его можно получать на электростанциях и поставлять на заправочные станции. Серьезный интерес к решению этой проблемы уже проявляют Китай, Индия и Япония.
Инновационные решения в области создания сверхпроводящих индуктивных накопителей энергии, а также сверхъемких энергонакопителей на основе аккумуляторных батарей способны уже в недалеком будущем заставить пересмотреть многие технологические и организационные принципы, на которых строится современная электроэнергетика. В области систем управления энергоснабжением имеют перспективу и гибкие управляемые системы передачи электроэнергии на переменном токе с использованием высоконадежной силовой электроники (Flexible Alternative Current Transmission System - FACTS).
Для России все эти революционные по своей сути инновации за редким исключением остаются малодоступными, уровень инвестиций в науку и научные исследования не позволяет нам надеяться избежать (уже не в столь далеком будущем) участи безнадежного аутсайдера в данной области.
В целом среди факторов, оказывающих наиболее сильное негативное влияние как на текущую конъюнктуру, так и на перспективы российской электроэнергетики, можно, на наш взгляд, выделить следующие в качестве ключевых:
- f1 - несовершенство рыночных и конкурентных отношений, проявляющееся: в чрезмерном доминировании РАО "ЕЭС России"; наличии большого количества не создающих добавленной стоимости посреднических звеньев в цепи производитель- потребитель; отсутствии единых правовых норм, регулирующих отношения субъектов рынка и их отношения с государственными организациями; общем несовершенстве правовой сферы в электроэнергетической отрасли; неэффективной политике и тарифной политике;
- f2 - - отсутствие системного подхода к организации рационального энергоиспользования как на уровне отраслевых предприятий, так и на уровне государственных контролирующих и координирующих предприятий и организаций;
- f3 - крайне низкий уровень инвестиций в электроэнергетику, не позволяющий осуществлять программы перспективных инноваций, препятствующий эффективной отраслевой капитализации, снижающей индекс "предпринимательской уверенности" и активности.
Отрасль | Август 1998г. | Январь 1999г. | Январь 2000г. | Июнь 2000г. | Декабрь 2000г. | Январь 2001г. | Февраль 2001г. |
---|
В среднем по всем отраслям | -12 | +1 | +2 | 0 | +2 | +2 | +1 | В т. ч. электроэнергетика | +7 | -26 | -5 | -21 | +16 | -21 | -25 | Топливная промышленность | -3 | +6 | 0 | +11 | +11 | +9 | +9 | Черная металлургия | -12 | 0 | +6 | +6 | -1 | -3 | -3 | Цветная металлургия | +9 | +3 | +6 | +7 | -7 | -5 | -5 | Машиностроение и металлообработка | -19 | -12 | 0 | +1 | -1 | +2 | -1 | Источник: 9
Индекс рассчитывается как среднее арифметическое по ожидаемому выпуску, фактическому спросу и текущим запасам продукции, в процентах.
Факторы f1, f2, f3 связаны между собой в соответствии с принципом положительной обратной связи.
Так, совершенствование правовой сферы, регулирующей рыночные отношения и конкуренцию в электроэнергетике, неизбежно приведет к структурной перестройке ее рынка, вызовет позитивно ориентированную управленческую активность, нацеленную на повышение эффективности производства, а сумма таких положительных изменений, в свою очередь, приведет к улучшению инвестиционного климата и внедрению инновационных технологий.
Общая оценка системной эффективности отрасли (SE) и, соответственно, рыночной ее привлекательности может быть представлена в виде произведения частных оценок по каждому из трех факторов, т. е.:
SE = f1 f2 f3 , которые могут варьировать в диапазоне от 0 до 1 (где 1 - означает высшую оценку, 0 - низшую). При процентной норме, например, в 30, 40 и 20% от уровня достаточности по критерию максимальной системной эффективности, общая оценка рыночной привлекательности составит: SE = 0,3 0,4 0,5 = 0,024 или всего 2,4 процентных пункта.
В качестве целевой функции, которая была бы способна обеспечить достижение более высокого уровня системной организации электроэнергетики, можно использовать показатель уровня капитализации предприятий отрасли или "стоимость бизнеса". Сейчас акции большинства предприятий электроэнергетики значительно недооценены, являются низколиквидными. Это затрудняет использование эмиссии как инструмента привлечения инвестиций [8].
Рыночная стоимость компании является фактором, повышающим ее инвестиционную и финансовую привлекательность, увеличивает налогооблагаемую базу, способствует снижению рисков при проведении финансовых операций и, следовательно, отвечает интересам и собственников, и владельцев акций, и менеджеров и персонала компании, а также банков, инвестиционных фондов и других финансовых институтов и связанных с компанией государственных организаций и учреждений.
Для фондового рынка изменение рыночной стоимости компании является основным показателем ее реальной и потенциальной конкурентоспособности позволяет более сбалансированно оценивать и соизмерять размеры потенциальной прибыли и соответствующие риски, является практически единственным критерием при принятии решений по покупке и продаже предприятия или его частей, продаже пакетов акций, созданию совместных предприятий и т. д.
"Стоимость бизнеса" в рамках изложенного подхода определяет уровень системной эффективности и самого предприятия и может служить универсальным критерием эффективности инновационных проектов. |
| |
|
|