| | Проблемы современной экономики, N 4 (56), 2015 | | ИЗ ИСТОРИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ И НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА | | Бражник М. В. доцент кафедры бухгалтерского учета и аудита
Уральской государственной сельскохозяйственной академии (г. Екатеринбург),
кандидат экономических наук
| |
| | В статье на основании изучения и анализа значительного количества законодательных актов и нормативных правовых документов рассмотрены вопросы развития системы и структуры органов государственного управления агропромышленным комплексом в Российской Федерации в период октября 1996 - февраля 1997 года | Ключевые слова: агропромышленный комплекс Российской Федерации, органы государственного управления агропромышленным комплексом, переработка сельскохозяйственной продукции, Агропромбанк, недоброкачественные потребительские товары, кредитование агропромышленного комплекса | УДК 338.24:338.436.33; ББК 65.32–2я 73 Стр: 331 - 336 | Распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 октября 1996 г. № 1553-р [60] было принято предложение Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ, согласованное с Министерством иностранных дел РФ, о создании Российской части Российско-Французского агропромышленного комитета в рамках Российско-Французской комиссии по вопросам двустороннего сотрудничества на уровне глав правительств. При этом председателем Российской части указанного Комитета был утвержден Министр сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации, которому было поручено определить персональный состав Российской части Российско-Французского агропромышленного комитета.
Распоряжением Правительства РФ от 31 октября 1996 г. № 1640-р [61] с последующим изменением [63] (утратили силу [53; 16; 54]. — М.Б.) в целях поддержания государственного контроля качества и рационального использования зерна и продуктов его переработки на необходимом уровне и сохранения кадрового потенциала Государственной хлебной инспекции при Правительстве РФ предписывалось принять предложение Министерства сельского хозяйства и продовольствия о продлении до 1 февраля 1997 г. срока проведения ликвидационных мероприятий в отношении указанной инспекции (первоначально, в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 16 августа 1996 г. № 1247-р [59] срок работы ликвидационных комиссий упраздняемых федеральных органов исполнительной власти был установлен до 30 ноября 1996 г.).
Постановлением Правительства РФ от 5 ноября 1996 г. № 1325 «О создании Межведомственной комиссии по вопросам закупки импортного оборудования для топливно-энергетического комплекса и переработки сельскохозяйственной продукции» [42; 5] (утратило силу [22; 3; 23; 51; 32; 34; 47; 41; 36]. — М.Б.) в целях защиты интересов отечественных товаропроизводителей, стабилизации работы промышленного комплекса, обеспечения национальной экономической безопасности и максимального использования возможностей оборонных отраслей промышленности по поставкам оборудования для топливно-энергетического комплекса и переработки сельскохозяйственной продукции была создана Межведомственная комиссия по вопросам закупки импортного оборудования для топливно-энергетического комплекса и переработки сельскохозяйственной продукции под руководством Первого заместителя Председателя Правительства РФ, и утвержден (с последующим изменением [5] (утратило силу [22; 3; 23; 51; 32; 34; 47; 41; 36]. — М.Б.). — М.Б.) персональный и должностной состав указанной Комиссии.
Министерству оборонной промышленности РФ совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти было поручено представить в месячный срок в Правительство РФ проект положения о Межведомственной комиссии по вопросам закупки импортного оборудования для топливно-энергетического комплекса и переработки сельскохозяйственной продукции.
Постановлением Правительства РФ от 19 декабря 1996 г. № 1510 «Вопросы Акционерного коммерческого агропромышленного банка» [1] в целях осуществления комплекса оперативных мер по финансовому оздоровлению Акционерного коммерческого агропромышленного банка и обеспечению контроля за выполнением банком соответствующих целевых функций предписывалось принять к сведению предложенную Акционерным коммерческим агропромышленным банком (Агропромбанком) схему финансового оздоровления банка и организационные меры по ее реализации.
Министерству финансов РФ было поручено обеспечить поручительства:
● по векселям Агропромбанка, выданным после 1 ноября 1996 г. с целью поддержания текущей ликвидности на сумму 540 млрд. рублей со сроком погашения в течение 5 лет, начиная с 1998 года, включая сумму основного долга в размере 400 млрд. рублей и процентные платежи по ней в размере 10 процентов годовых;
● по векселям банка — победителя конкурса финансового оздоровления Агропромбанка, выданным на сумму 88,5 млрд. рублей со сроком погашения 5 лет, начиная с 1998 года, включая сумму основного долга в размере 65 млрд. рублей и процентные платежи по ней в размере 10 процентов годовых в обеспечение выполнения условий конкурса финансового оздоровления Агропромбанка, имея в виду, что управление передаваемых государству в лице Государственного комитета РФ по управлению государственным имуществом в соответствии с условиями данного конкурса пакета голосующих акций осуществляется Министерством сельского хозяйства РФ.
Государственному комитету РФ по управлению государственным имуществом, Министерству финансов и Министерству сельского хозяйства и продовольствия было поручено заключить с победителем конкурса финансового оздоровления Агропромбанка соответствующие договоры.
Министерству финансов РФ при подготовке проектов федерального бюджета на соответствующие годы поручалось предусматривать средства в обеспечение выполнения поручительств по векселям Агропромбанка и расходов по их обслуживанию, указанные выше.
Распоряжением Правительства РФ от 21 декабря 1996 г. № 1887-р [62] членам совета директоров Агропромбанка — Министру сельского хозяйства и продовольствия РФ и статс-секретарю — заместителю Министра сельского хозяйства и продовольствия [43] — было поручено представлять интересы государства в Агропромбанке.
Распоряжением Правительства РФ от 29 января 1997 г. № 141-р [63] (утратило силу [53; 16; 54]. — М.Б.) в частичное изменение распоряжения Правительства РФ от 31 октября 1996 г. № 1640-р [61] (утратило силу [53; 16; 54]. — М.Б.) срок ликвидационных мероприятий в отношении Государственной хлебной инспекции при Правительстве РФ был продлен до 1 марта 1997 г.
Постановлением Правительства РФ от 4 февраля 1997 г. № 132 «О Межведомственной комиссии по предотвращению поступления на внутренний рынок страны недоброкачественных, опасных для здоровья населения потребительских товаров» [24] (утратило силу [21; 20; 65; 66]. — М.Б.) в целях координации работы по обеспечению качества и безопасности для здоровья населения потребительских товаров, поступающих на внутренний рынок страны, была создана Межведомственная комиссия по предотвращению поступления на внутренний рынок страны недоброкачественных, опасных для здоровья населения потребительских товаров.
Кроме того, данным постановлением были утверждены Положение о Межведомственной комиссии по предотвращению поступления на внутренний рынок страны недоброкачественных, опасных для здоровья населения потребительских товаров и ее состав (под председательством заместителя Министра внешних экономических связей РФ).
Утвержденным Положением было определено, что Межведомственная комиссия по предотвращению поступления на внутренний рынок страны недоброкачественных, опасных для здоровья населения потребительских товаров (Комиссия) является координационным органом, обеспечивающим согласованность действий федеральных органов исполнительной власти по защите потребительского рынка РФ от недоброкачественных товаров, товаров, способных причинить вред жизни, здоровью и имуществу потребителя, окружающей среде, а также по устранению причин поступления этих товаров.
Комиссия в своей деятельности была призвана руководствоваться Конституцией РФ, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, а также утвержденным Положением.
Работа Комиссии осуществлялась на следующих принципах:
● равенство всех членов Комиссии при постановке и обсуждении вопросов, внесении предложений, разработке рекомендаций и мероприятий;
● самостоятельность федеральных органов исполнительной власти, представители которых входят в Комиссию, при выполнении в пределах их компетенции согласованных решений и рекомендаций Комиссии.
Основными задачами Комиссии явились:
● разработка совместно с органами исполнительной власти, научными и общественными организациями и реализация мер по предупреждению проникновения на внутренний рынок страны недоброкачественных, опасных для здоровья населения потребительских товаров;
● подготовка и направление в Правительство РФ, органам государственной власти субъектов РФ информационных материалов о качестве и безопасности потребительских товаров;
● разработка и внесение в Правительство РФ предложений по вопросам качества и безопасности потребительских товаров, требующим решения Правительства РФ;
● обобщение опыта работы органов государственного надзора и контроля по применению мер воздействия на юридических и физических лиц, производящих, закупающих и реализующих недоброкачественные, опасные для здоровья потребительские товары, подготовка предложений по совершенствованию этой работы.
Положением также были определены основные функции и направления деятельности Комиссии; порядок утверждения состава, организации руководства и осуществления деятельности Комиссии; периодичность проведения заседаний Комиссии; правила подготовки проектов решений; правила принятия и оформления решений Комиссии, а также степень обязательности их исполнения.
Организационно-техническое обеспечение деятельности Комиссии было возложено на Министерство внешних экономических связей Российской Федерации.
Согласно Указа Президента РФ от 12 февраля 1997 г. № 98 «О внесении изменения в Указ Президента РФ от 14 августа 1996 г. № 1177 «О структуре федеральных органов исполнительной власти»» [13] Государственная хлебная инспекция при Правительстве РФ подлежала упразднению без передачи ее функций Министерству сельского хозяйства и продовольствия РФ. Правительству Российской Федерации было поручено привести свои решения в соответствие с данным Указом.
Постановлением Правительства РФ от 14 февраля 1997 г. № 173 «Об утверждении Положения о Межведомственной комиссии по вопросам закупки импортного оборудования для топливно-энергетического комплекса и переработки сельскохозяйственной продукции» [55] (утратило силу [22; 3; 23; 51; 32; 34; 47; 41; 36]. — М.Б.) было утверждено Положение о Межведомственной комиссии по вопросам закупки импортного оборудования для топливно-энергетического комплекса и переработки сельскохозяйственной продукции (созданной постановлением Правительства РФ от 5 ноября 1996 г. № 1325 «О создании Межведомственной комиссии по вопросам закупки импортного оборудования для топливно-энергетического комплекса и переработки сельскохозяйственной продукции» [42; 5] (утратило силу [22; 3; 23; 51; 32; 34; 47; 41; 36]. — М.Б.). — М.Б.).
Утвержденным Положением было определено, что Межведомственная комиссия по вопросам закупки импортного оборудования для топливно-энергетического комплекса и переработки сельскохозяйственной продукции (Комиссия) образована в целях защиты интересов отечественных товаропроизводителей, решения проблем стабилизации работы предприятий промышленного комплекса, обеспечения национальной экономической безопасности и максимального использования возможностей оборонных отраслей промышленности по производству оборудования для топливно-энергетического комплекса и переработки сельскохозяйственной продукции.
Комиссия была призвана осуществлять свои полномочия во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Комиссия в своей деятельности была призвана руководствоваться Конституцией РФ, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента, постановлениями и распоряжениями Правительства, а также утвержденным Положением.
Основными задачами комиссии явились:
а) рассмотрение по представлению Министерства экономики РФ предложений федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации о закупке за счет средств федерального бюджета импортного оборудования для топливно-энергетического комплекса и переработки сельскохозяйственной продукции и принятие решений по этому вопросу;
б) организация разработки мер по защите интересов отечественных товаропроизводителей;
в) обеспечение систематического контроля за выполнением решений Правительства РФ по вопросам создания на предприятиях различных отраслей промышленности, в том числе оборонных, производств по выпуску импортозамещающего оборудования для топливно-энергетического комплекса и переработки сельскохозяйственной продукции.
Положением были также определены права Комиссии; периодичность проведения ее заседаний и условие их правомочности; порядок участия членов Комиссии в ее работе; порядок утверждения регламента работы Комиссии; порядок подготовки, согласования, рассмотрения и принятия Комиссией решений, а также степень обязательности их исполнения.
Организационно-техническое обеспечение деятельности Комиссии было возложено на Министерство оборонной промышленности РФ.
Постановлением Правительства РФ от 22 февраля 1997 г. № 204 «О Государственной хлебной инспекции при Правительстве Российской Федерации» [15] (с последующими изменениями [16; 33]. — М.Б.) (в его первоначальной редакции) в целях обеспечения контроля за качеством и рациональным использованием зерна и продуктов его переработки и в соответствии с Законом РФ от 14 мая 1993 года № 4973–I «О зерне» [29; 19; 30; 38; 18; 7] было решено создать на базе упраздненной Государственной хлебной инспекции при Правительстве РФ федеральное государственное учреждение — Государственную хлебную инспекцию при Правительстве РФ (Росгосхлебинспекцию).
Данным постановлением было установлено, что Государственная хлебная инспекция при Правительстве РФ является правопреемником Государственной хлебной инспекции при Правительстве РФ, действовавшей на основании Указа Президента от 15 июля 1995 г. № 701 «О Государственной хлебной инспекции при Правительстве Российской Федерации» [17].
Постановлением также предписывалось сохранить установленную предельную численность работников центрального аппарата Государственной хлебной инспекции при Правительстве РФ (без персонала по охране и обслуживанию зданий) в количестве 50 единиц и численность работников федеральной лаборатории Государственной хлебной инспекции при Правительстве РФ, а также подведомственных Государственной хлебной инспекции при Правительстве РФ региональных управлений и их лабораторий, хлебоинспекционных пунктов на хлебоприемных и зерноперерабатывающих предприятиях, в морских и речных портах, на железнодорожных пограничных станциях в количестве 1600 единиц (позднее часть данного положения — пункт 3 постановления Правительства РФ от 22 февраля 1997 г. № 204 «О Государственной хлебной инспекции при Правительстве Российской Федерации» [15; 16] в части, касающейся сохранения установленной предельной численности работников центрального аппарата Государственной хлебной инспекции при Правительстве РФ, — была признана утратившей силу [33]. — М.Б.).
Министерству финансов РФ по согласованию с Государственной хлебной инспекцией при Правительстве РФ было поручено представить в Правительство предложения об источниках финансирования расходов на содержание центрального аппарата Государственной хлебной инспекции при Правительстве РФ.
Министерству труда и социального развития РФ совместно с Министерством финансов РФ было поручено внести в Правительство РФ предложения об условиях оплаты труда работников центрального аппарата Государственной хлебной инспекции при Правительстве РФ применительно к условиям оплаты труда соответствующих категорий работников федеральных служб России.
Министерству финансов РФ совместно с Государственной хлебной инспекцией при Правительстве было поручено внести в Правительство РФ предложение о фонде оплаты труда работников центрального аппарата Государственной хлебной инспекции при Правительстве РФ.
Государственной хлебной инспекции при Правительстве РФ было разрешено иметь 3 заместителей начальника инспекции — главного государственного хлебного инспектора Российской Федерации, в том числе одного первого, и коллегию в составе 7 человек.
Государственной хлебной инспекции при Правительстве РФ поручалось в установленном порядке представить в Правительство РФ:
● проект положения о Государственной хлебной инспекции при Правительстве Российской Федерации;
● совместно с Министерством юстиции РФ предложения о приведении нормативных правовых актов в соответствие с данным постановлением.
Постановлением Правительства от 26 февраля 1997 г. № 224 «Об экономических условиях функционирования агропромышленного комплекса Российской Федерации в 1997 году» [57] с последующими изменениями [10; 11; 58; 2; 4; 64] и дополнением [56; 8], с последующими изменением и дополнением [28] в целях реализации Федеральной целевой программы стабилизации и развития агропромышленного производства в Российской Федерации на 1996 — 2000 годы, утвержденной Указом Президента РФ от 18 июня 1996 г. № 933 «О Федеральной целевой программе стабилизации и развития агропромышленного производства в Российской Федерации на 1999 — 2000 годы» [45], и Федеральной целевой программы развития крестьянских (фермерских) хозяйств и кооперативов на 1996 — 2000 годы, утвержденной постановлением Правительства от 18 декабря 1996 г. № 1499 «О Федеральной целевой программе развития крестьянских (фермерских) хозяйств и кооперативов на 1996 — 2000 годы» [44; 50; 49; 52; 9; 8], Указа Президента РФ от 16 апреля 1996 г. № 565 «О мерах по стабилизации экономического положения и развитию реформ в агропромышленном комплексе» [25; 27; 35; 40; 48; 37; 26; 14], Федерального закона от 26 февраля 1997 г. № 29-ФЗ «О федеральном бюджете на 1997 год» [31; 46; 12; 6], совершенствования мер государственной поддержки организаций агропромышленного комплекса и создания необходимых экономических условий для их функционирования в 1997 году было, в частности, предписано образовать специальный фонд для кредитования организаций агропромышленного комплекса на льготных условиях (специальный фонд) с взиманием с них не более 25 процентов учетной ставки Центрального банка РФ за счет средств, предусмотренных на эти цели Федеральным законом от 26 февраля 1997 г. № 29-ФЗ «О федеральном бюджете на 1997 год» [31; 46; 12; 6].
Постановлением было определено, что специальный фонд находится в распоряжении Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации. Порядок формирования и использования средств специального фонда определяется Правительством РФ.
Также данным постановлением было признано считать целесообразным создание межведомственного совета по вопросам формирования и использования средств специального фонда в целях координации деятельности заинтересованных организаций.
Министерству сельского хозяйства и продовольствия и Министерству финансов Российской Федерации было поручено в 2-недельный срок внести в Правительство РФ предложение о создании в установленном порядке указанного совета.
Данным постановлением Министерству сельского хозяйства и продовольствия РФ были предоставлены полномочия по экспертизе проектов конкурсного отбора претендентов на получение федеральных инвестиционных ресурсов на возвратной основе, а также перспективных инвестиционных проектов, финансируемых под гарантии Правительства Российской Федерации. Министерству экономики поручалось согласовать условия отбора проектов и предоставления гарантий под их кредитование. Координация этой работы была возложена на Продовольственную комиссию Правительства РФ (образованную постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 22 февраля 1993 г. № 151 «О Продовольственной комиссии Совета Министров — Правительства Российской Федерации» [39]. — М.Б.).
Кроме того, данным постановлением было утверждено Положение о порядке формирования и использования специального фонда для кредитования организаций агропромышленного комплекса на льготных условиях.
Положением было определено, что специальный фонд для кредитования организаций агропромышленного комплекса на льготных условиях (специальный фонд) создается в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 16 апреля 1996 г. № 565 «О мерах по стабилизации экономического положения и развитию реформ в агропромышленном комплексе» [25; 27; 35; 40; 48; 37; 26; 14] и Федеральным законом от 26 февраля 1997 г. № 29-ФЗ «О федеральном бюджете на 1997 год» [31; 46; 12; 6].
Положением были также определены: источники формирования специального фонда; координационная роль межведомственного совета фонда; порядок определения банков-агентов (Агропромбанк и другие) специального фонда, их функции и принципы действия; механизм и порядок использования средств специального фонда; порядок представления расчетов и обоснований по выделению средств из федерального бюджета на формирование специального фонда. |
| |
|
|