Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 4 (56), 2015
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ
Бысыина А. Н.
эксперт сектора исследований человеческого потенциала и развития территорий
Центра стратегических исследований Республики Саха (Якутия),
аспирант Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова


Региональные особенности регулирования рынка труда в Республике Саха (Якутия) с учетом изменения структуры безработицы под влиянием экономической нестабильности в стране (по итогам I полугодия 2015 года)
В статье приведены основные тенденции безработицы населения региона по итогам I полугодия 2015 года. Предпринята попытка оценки опыта проводимых государственных мер по регулированию рынка труда в период кризисных явлений. Выявлены основные проблемы регионального рынка труда, решение которых предполагает улучшение ситуации с занятостью населения и направлено на устойчивое развитие региона в целом
Ключевые слова: Республика Саха (Якутия), экономический кризис, региональный рынок труда, безработица, неполная занятость, государственное регулирование занятости
УДК 331.56   Стр: 233 - 235

По итогам первого полугодия 2015 года в экономике Республики Саха (Якутия) наблюдается устойчивый рост промышленного производства, сохраняется рост оборота розничной торговли, отмечается снижение просроченной кредиторской задолженности, зафиксирован рост реальных располагаемых денежных доходов населения, наблюдается снижение общей численности безработных. Из негативных тенденций отмечается продолжение снижения инвестиций в основной капитал, рост просроченной дебиторской задолженности, снижение объема платных услуг населению и существенный рост индекса потребительских цен.
Таким образом, динамика макроэкономических показателей Республики Саха (Якутия) по итогам I полугодия 2015 г. свидетельствует об отсутствии значительного спада в экономике.

Таблица 1
Основные тенденции в экономике Республики Саха (Якутия) и Российской Федерации
ПоказателиВ РС(Я)В РФ1
Индекс промышленного производстварост на 7,1%снижение на 4,8%
Оборот розничной торговлирост на 2,1%снижение на 8%
Просроченная кредиторская задолженность2снижение на 8,5%рост на 24,0%
Реальные располагаемые денежные доходы населениярост на 1,2%снижение на 3,1%
Общая численность безработныхснижение на 1,4%рост на 6,3%
Объем инвестиций в основной капитал3снижение на 4,2%снижение на 5,4%
Просроченная дебиторская задолженность4рост на 27,2%рост на 17,3%
Объем платных услуг населению3снижение на 2,5%снижение на 1,5%
Индекс потребительских ценрост на 12,3%рост на 16%
По оперативным данным ТО ФСГС РС(Я) и ФСГС РФ
1 В целом по РФ и ее субъектам период январь-июнь 2015 г. Динамика просроченной кредиторской и дебиторской задолженности, просроченной задолженности по кредитам и займам как в целом по РФ, так и по субъектам, указана на 1 июня 2015 г. в % к 1 июня 2014 г. Динамика реальных располагаемых денежных доходов населения по субъектам РФ за январь-июнь 2015 г. к январю-июню 2014 г.
2 Без субъектов малого предпринимательства, банков, страховых и бюджетных организаций
3 В сопоставимых ценах за 1 полугодие 2015 г. к 1-му полугодию 2014 г.
4 Без субъектов малого предпринимательства, банков, страховых и бюджетных организаций, на 1 июня 2015 г.

Современные процессы на рынке труда Республики Саха (Якутия)
Несмотря на некоторые положительные показатели, на рынке труда Республики Саха (Якутия) наблюдаются определенные негативные явления, вызванные процессом приспособления предприятий к изменениям в экономике.
Так, за рассматриваемый период о предстоящем увольнении сотрудников по причинам независящим от работника заявили 648 организаций республики, в которых принято решение об увольнении 4,3 тыс. работников1, что на 12% выше значения аналогичного периода прошлого года.
К концу июня в республике уволено более 2 тыс. человек (с начала года), из них 17% составляют работники отрасли транспорта и связи, 16,8% — добычи полезных ископаемых, 12% — государственного управления и социального страхования, 10% — финансовой деятельности и др.
Вместе с тем в органы службы занятости населения обратились 1,1 тыс. человек от числа работников, уволенных из организаций и самостоятельно не нашедших работу, из которых 48% или 533 человека признаны безработными.
В результате на рынке труда республики зафиксирован рост уровня официально регистрируемой безработицы до 1,8% (в сравнении с аналогичным периодом 2014 года — 1,6%). При этом согласно прогнозу Министерства экономического развития Республики Саха (Якутия), рост уровня зарегистрированной безработицы прогнозируется в 2015 г. на уровне 2%.
Среди безработных преобладает население со средним (полным) общим (38%) и начальным профессиональным образованием (21%). Доля безработного населения с высшим и средним профессиональным образованием примерно одинакова (более 17% в каждом). Наблюдается продолжающийся рост количества безработного населения с высшим профессиональным образованием, при этом в структуре безработного населения республики высока доля (33%) безработных в возрасте от 20 до 29 лет2.
Налицо нетрудоустроенность выпускников профессиональных образовательных учреждений, что свидетельствует о подготовке специалистов в учебных учреждениях без учета потребности экономики в трудовых ресурсах.
Кроме того, в сравнении с соответствующим периодом 2014 г. отмечается рост безработного населения в возрасте «от 50 и старше» почти в 2 раза. Это связано, в том числе и с тем, что структурный фактор пополнения трудовых ресурсов в республике себя практически исчерпал. Начиная с 2008 г. отмечается абсолютное сокращение населения в трудоспособном возрасте. На смену уходящему поколению лиц, достигших пенсионного возраста приходит малочисленное поколение родившихся в 1990-е гг., когда наблюдалось устойчивое падение уровня рождаемости населения. Одновременно со снижением численности населения, достигшего 16-летнего возраста, происходит увеличение количества пенсионеров.

Таблица 2
Динамика основных показателей рынка труда Республики Саха (Якутия) и Российской Федерации
ПоказателиРС (Я) (тыс.чел.)РФ (млн чел.)
Янв.-июнь
2014
Янв.-дек
2014
Янв.-июнь
2015
Янв.-июнь
2014
Янв.-дек
2014
Янв.-июнь
2015
Численность экономически активного населения496,8502,9500,375,275,476,3
Общая численность безработных37,937,337,34,03,94,4
- из них зарегистрированные в службе занятости8,28,28,80,90,91,0
Общий уровень безработицы,%7,67,47,55,35,25,6
Уровень зарегистрированной безработицы,%1,61,61,81,31,21,3
По оперативным данным ТО ФСГС РС (Я) и ФСГС РФ

По итогам обследования населения по проблемам занятости, проведенного Территориальным органом федеральной службы государственной статистики Республики Саха (Якутия), среднее время поиска работы в январе-июне 2015 г. по республике составило 6,9 месяцев против 6,6 месяцев в январе-июне 2014 г. (по стране в целом средняя продолжительность поиска работы более 7 месяцев).
При этом более 56% безработных в республике и 53% по стране находятся в условиях безработицы с начала 2015 года. По-прежнему предпочтительным способом поиска работы среди безработных граждан является обращение к родственникам и друзьям (64,3%), непосредственно к работодателю обращаются 15,3% безработных, в службу занятости — 25,9%, подают или просматривают объявления о поиске работы — 33,4%.
Кроме того, на рынке труда республики наблюдаются негативные тенденции к увеличению скрытых форм безработицы. Так, на 1 июля текущего года в режиме неполной занятости находились 1,3 тыс. человек (в аналогичном периоде прошлого года 164 чел.). Из них работали неполный рабочий день 1,2 тыс. человек, находились в вынужденных отпусках 101 чел.
Рост неполной занятости трудящихся в условиях экономического кризиса характерен как для регионального, так и для российского рынка труда и является своеобразным «парашютом» для предприятий, не успевающих за изменениями в экономике. При этом по отношению к самим трудящимся, подобное проявление прекаризации занятости носит неблагоприятный характер.
Таким образом, происходящие на рынке труда Республики Саха (Якутия) события заслуживают усиления государственной политики, ориентированной на стимулирование занятости населения в регионе.

Государственное регулирование рынка труда в кризисный период
В сложные «перестроечные» для экономики периоды одной из первоочередных задач государства и местного самоуправления является регулирование возникающих негативных процессов на рынке труда.
Принятые в 2008 г. превентивные меры по снижению негативных социально-экономических последствий возможного увольнения работников и предупреждению роста безработицы учитывали региональную специфику безработицы в республике. Тогда была реализована Программа дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда, в мероприятиях которой за три года приняли участие около 61,6 тыс. человек.
Реализация Программы позволила сдержать темпы роста неполной занятости и сопутствующей социальной напряженности на рынке труда.
Дополнительные мероприятия по содействию самозанятости пользовались наибольшим спросом среди безработных и дали положительный результат:
— организовали собственное дело около 5 тыс. безработных, кроме того, ими создано более 800 дополнительных рабочих мест;
— более 1 тыс. человек оказана адресная поддержка граждан, переезжающих в другую местность для трудоустройства, в результате были трудоустроены в республике 738 человек, за пределами республики — 353 человека.
Вначале 2015 г. органами исполнительной власти проведена переориентация основных превентивных мер, направленных на снижение негативных последствий экономической нестабильности в сфере занятости населения. Таким образом, Программа дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда в Республике Саха (Якутия), утвержденная Указом Главы Республики Саха (Якутия) в текущем году, включает 4 направления:
— временная занятость работников организаций, находящихся под риском увольнения, и граждан, ищущих работу;
— опережающее профессиональное обучение работников организаций, находящихся под риском увольнения;
— стимулирование занятости молодёжи при реализации социальных проектов;
— социальная занятость инвалидов.
В настоящее время Программа находится на стадии согласования в Министерстве труда и социального развития Российской Федерации.
Реализация Программы позволит создать более одной тысячи временных рабочих мест, обучить 1,1 тыс. работников организаций, оказать финансовую поддержку 241 молодым гражданам в возрасте от 22 до 30 лет, реализующим социальные проекты, а также создать и сохранить 500 рабочих мест для инвалидов. Также в мероприятиях программы предусматривается приоритетное участие около 800 родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей.
На мой взгляд, планируемые к реализации меры не смогут оказать определяющего влияния на состояние безработицы, в том числе в условиях кризиса. Серьезным риском для регионального рынка труда является игнорирование необходимости совершенствования систем профессионального образования, их ориентацию на потребности работодателей с учетом изменения спроса и предложения на рынке труда на перспективу.
В попытке определить возможные направления совершенствования политики занятости населения, автором был проведен социологический опрос населения. В ходе опроса-интервью было опрошено более 300 человек, из них служащие — 33,5%, работники бюджетной сферы — 25,1%, работники в области предпринимательства — 3,2%, учащиеся и студенты — 10,4%, пенсионеры — 3,5%, безработные — 24,3%. Образовательный уровень респондентов является высоким: из общего числа опрошенных имеют высшее образование — 71,1%, среднее профессиональное образование — 15,8%, начальное профессиональное образование — 1%, среднее общее — 7,4%, неполное среднее — 2,2%, не имеют среднего образования — 2,5%. Большинство респондентов в основном городские жители трудоспособного возраста.
По оценке опрашиваемых респондентов, самыми действенными мерами по снижению оттока квалифицированных специалистов из республики являются: возможность трудоустройства на желаемую работу — 41%, высокая заработная плата — 33%, доступное и качественное жилье — 17%.
46% опрошенных считают, что главными мерами по снижению безработицы является приоритетное трудоустройство местных жителей. Оставшаяся часть опрошенных распределилась по трем вариантам ответа — совершенствование системы подготовки и переподготовки кадров, профессиональное обучение безработных граждан и создание условий для развития предпринимательства.
В качестве мер для привлечения молодежи для работы в сельской местности более половины опрошенных выбрали высокую заработную плату — 54%, на втором месте — благоустроенное жилье — 20%. При этом было выявлено следующее: респонденты, выбравшие во втором вопросе в качестве основных мер по снижению безработицы создание условий для развития предпринимательства, не выбрали его в третьем, из чего следует, что они подразумевали открытие бизнеса в городе, а не в селе.
Анализ региональных особенностей и итоги социологического опроса подтверждают необходимость реализации мер, направленных как на улучшение качества рабочей силы и приведение её в соответствие с потребностями экономики, так и на привлечение квалифицированных специалистов и удержание местного населения, что возможно только при создании комфортных условий проживания в городской среде и сельских поселениях.
Как следует из представленной статьи, большинство мероприятий, реализуемых в рамках политики занятости Республики Саха (Якутия) носят краткосрочный характер. Вместе с тем реализация таких задач, как прогнозирование обеспеченности региона рабочей силой на перспективу, совершенствование систем профессионального образования, их ориентацию на потребности работодателей и изменение спроса и предложения на рынке труда, постоянная корректировка структуры, объемов и профилей подготовки кадров в образовательных учреждениях будут способствовать более успешному функционированию регионального рынка труда.
Вместе с тем, в условиях перехода к инновационной модели экономического развития, регулирование рынка труда региона, являясь многоступенчатым процессом, учитывающим взаимодействие множества различных факторов, требует также решения таких проблем, как снижение риска безработицы среди выпускников учебных заведений, совершенствование системы внутрифирменной подготовки и переподготовки кадров, развитие гибкой и ориентированной на трудоустройство системы профессионального обучения безработных граждан и незанятого населения, трудовая реабилитация и социальная адаптация лиц, длительное время неработающих, развитие системы профессиональной ориентации и психологической поддержки населения, а также развитие социального партнерства.


Литература
1. Материалы Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации // http://ac.gov.ru/
2. Статистические данные Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации // http://gks.ru/
3. Статистические данные Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Саха (Якутия) // http://sakha.gks.ru/
4. Официальные данные Департамента занятости населения Республики Саха (Якутия) // http://www.sakha.gov.ru/depzan
5. Сукнева С.А. Экономические проблемы регионов и отраслевых комплексов // Проблемы современной экономики. — 2014. — №4 (52). — С.265–267.

Сноски 
1 По оперативным данным еженедельного мониторинга Департамента занятости населения Республики Саха (Якутия).
2 По итогам обследования населения республики по проблемам занятости за январь-июнь 2015 года.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия