| | Проблемы современной экономики, N 4 (56), 2015 | | ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА | | Костикова О. Н. соискатель Владивостокского государственного университета экономики и сервиса (филиала в г. Находка)
| |
| | В статье изложены новые условия для развития предпринимательства на территории Приморского края, входящей в состав территорий опережающего развития в Российской Федерации | Ключевые слова: Приморский Край, территории опережающего развития, бизнес–структуры, предпринимательство, федеральный закон, инвестиции, преференциальный режим | УДК 334.784; ББК 65.09 Стр: 139 - 141 | На протяжении долгих лет в мире возрастает интерес к проектам развития инфраструктур, в финансировании и управлении которыми участвуют государство и частный бизнес, что сопровождается повышением роли государственного управления. Принимаются меры для поддержки управления и развития бизнеса со стороны государства.
Актуальность инновационного развития регионов в нашей стране продиктована как внутренними проблемами (необходимостью обеспечения экономически сбалансированного развития территории страны), так и внешними вызовами.
Кризис в экономике России в начале 2015 года, вызванный политическими событиями на Украине привел к осложнению экономических отношений между нашей страной и странами Евросоюза. Сокращение товарооборота между странами негативно отразилось на экономике России. Правительством Российской Федерации был разработан стратегический план антикризисной поддержки государственной экономики. Особое внимание привлекает ряд законов, направленных на развитие Дальнего Востока.
В данной статье речь пойдет об условиях, созданных для развития предпринимательства на территории опережающего развития (ТОР) в Приморском крае.
Объектом исследования выступает Федеральный закон № 473 « О территориях опережающего развития в Российской Федерации» вступивший в силу 30.03.2015 г.
В современной России взаимодействие бизнеса и власти осуществляется через модели, основанные на доминировании государственных интересов. Существенные барьеры между участниками бизнеса в контексте национальной социально-экономической политики обусловлены недостаточно развитой нормативно-правовой базой для участников инвестиционных проектов, потенциальных инвесторов и государства. При этом усиливается роль феномена государственно-частного партнерства как источника ресурса экономического роста нового формата. Возникает необходимость поиска новых форм и механизмов взаимодействия бизнеса и власти.
Мощный толчок для появления новых форм взаимодействия предпринимательства и органов власти продиктован законом о ТОРах, который стал новаторским для системы российского законодательства. Дух и смысл закона заложен в двух вещах: он снижает риски и увеличивает доходность инвестиций. Содержание закона направлено, прежде всего, на формирование механизмов государственной поддержки для резидентов, осуществляющих свою деятельность на территориях опережающего развития.
Территорией опережающего развития согласно закону признается часть территории субъекта Федерации, в которую входит закрытое административно-территориальное образование с особым правовым режимом осуществления предпринимательской и иной деятельности.
Подробно хотелось бы остановиться на ТОРе — Приморский край, который вошел в перечень юридически оформленных дальневосточных ТОРов согласно этому закону.
Какие преимущества, а точнее преференции предлагает государство для развития предпринимательства в рамках ТОР? Перечень преференций в части налогового стимулирования определен изменениями, внесенными в налоговый кодекс Российской Федерации в ноябре 2014 года:
– пониженная ставка налога на прибыль: федеральная часть 0% на первые 5 лет, региональная часть с положенных 18 до 5%;
– освобождение от налога на имущество на первые 5 лет с момента постановки имущества на баланс организации, и последующие 5 лет будет действовать пониженная ставка в размере 0,5, вместо установленной 2,2%;
– заявительный порядок возмещения НДС т.е. сокращение срока камеральной проверки с 90 до 15 дней;
– понижающий коэффициент налога на добычу полезных ископаемых при исчислении налога, характеризующий территорию добычи полезного ископаемого;
– понижающие ставки страховых взносов с установленных 26% до 6% — в пенсионный фонд, в фонд социального страхования снижения составляет с 2,9 до 1,5%, в фонд медицинского страхования снижения составят с установленных 5,1 до 0,1%;
– право беспошлинного ввоза [1].
Снижение налоговой нагрузки для предпринимательского сообщества — это мера государственной поддержки бизнеса, которая направлена на появление долгосрочных проектов, новых рабочих мест, рост заработной платы, повышение финансового благополучия граждан.
Основное требование к организациям, применяющим налоговые преференции — это статус резидента Российской Федерации, прохождение процедуры государственной регистрации в качестве юридического лица осуществляющего свою деятельность в ТОР, запрет на участие в консолидированных группах налогоплательщиков, на участие в региональных инвестиционных проектах.
Акцентируя внимание на Приморском крае, можно выделить следующую группу ТОР, на которых установлен особый правовой режим для осуществления предпринимательской деятельности в целях формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций и обеспечения ускоренного социально–экономического развития:
– ТОР «Остров Русский» Владивостокский ГО;
– ТОР «Зарубино» Хасанский муниципальный район;
– ТОР «Нефтехимический» Партизанский муниципальный район;
– ТОР «Надеждинский» Надеждинский муниципальный район;
– ТОР «Михайловский» Михайловский муниципальный район.
Возвращаясь к основным положениям закона о создании территорий опережающего развития, необходимо отметить еще ряд основных положений, соблюдая которые в Приморском крае появились зоны развития. Основополагающий принцип — это наличие компаний, готовых вести предпринимательскую деятельность с заявленными проектами от 150 млн рублей до 2 млрд рублей, которые способны выпускать импортозамещающую продукцию и внедрять наилучшие доступные технологии.
Государством предусмотрено софинансирование проектов объемом более 500 млн рублей за счет средств Фонда развития Дальнего Востока, который вошел в систему финансовой поддержки реализуемых в макрорегионе проектов. Одним словом, компании могут получить доступ к «длинным» займам. Финансироваться будут достаточно крупные проекты на предкоммерческих стадиях исследований и разработок, проекты направленные на создание новых технологий, инновационных разработок.
На территориях опережающего развития в Приморском крае будут действовать различные инвестиционные проекты. ТОР «Остров Русский» Владивостокский ГО предназначен для создания технопарков и полигонов робототехники, центров внедрения наукоемких технологий, будет создан исследовательский университете для азиатской элиты. Специализация ТОР «Зарубино» в Хасанском муниципальном районе направлена на обслуживание высокотехнологического экспорта Японии и Южной Кореи в страны Средней Азии, Европы и Китая, сырьевого экспорта с Дальнего Востока России в страны АТР, развитие сборочных производств. Данный проект оценивается в 60 млрд рублей инвестиционных вложений. ТОР «Нефтехимический», Партизанский муниципальный район, предназначен для развития производств углеводородного сырья и смежных отраслей: производство автокомпонентов, строительных материалов, медицинской и бытовой продукции. На территории опережающего развития «Надеждинский», Надеждинский муниципальный район, будет функционировать многопрофильная производственно-торговая площадка с мультимодальным, транспортно-логистическим комплексом и, наконец, ТОР « Михайловский», Михайловский муниципальный район, планируется для размещения современных агропромышленных производств с полным циклом переработки и хранения сельскохозяйственной продукции.
Все территории опережающего развития в Приморском крае могут рассчитывать на инвестиционную поддержку со стороны государства, и, анализируя концепцию закона о ТОР необходимо отметить, что Правительством разработан ряд инструментов для развития Дальнего Востока, а именно инфраструктурная поддержка крупных инвестиционных проектов, финансируемых из средств Фонда развития Дальнего Востока.
Тем самым создается целая система развития макрорегиона, в которую входят четыре проектных института. Первым является корпорация развития Дальнего Востока, которая управляет территориями опережающего развития и является «одним окном» для инвесторов. Второй — агентство по привлечению инвестиций, которое информирует инвесторов об условиях создания бизнеса на Дальнем Востоке. Третий — агентство по развитию человеческого капитала, нацеленное на привлечение трудовых ресурсов. Четвёртый — Фонд развития Дальнего Востока, вошедший в систему финансовой поддержки реализуемых в макрорегионе проектов [2].
Отдельного внимания заслуживает реализация принципа «одного окна» для различной категории инвесторов за счёт возможности осуществления контрольных и надзорных полномочий на территории ТОР со стороны федеральных органов исполнительной власти, защита интересов резидентов в суде с помощью управляющей компании, а также свободная таможенная зона и готовая инфраструктура. Более подробно принцип «единого окна» можно рассмотреть в контексте преференции — свободная таможенная зона, которой является «Свободный порт Владивосток».
Создание ТОР «Свободный порт Владивосток» приведет к росту экономических показателей в Приморском крае. Оглядываясь на историю Владивостока можно сказать, что это не первая попытка создания свободного порта. В XIX веке режим свободного порта Владивостока существенно поднимал экономику региона, а именно увеличение грузооборота, освобождение от таможенной нагрузки приводило к тому, что многие обыватели отмечали, что во Владивостоке импорт был дешевле, чем в самой стране его производящей, заметно улучшилось положение сельскохозяйственного района Приамурских территорий и, как следствие, Россия утвердила свои позиции на Дальнем Востоке [3].
Современный прогноз развития ТОР «Свободный Порт Владивосток» — это, прежде всего, создание условий для развития портовой деятельности, а именно свободного захода судов и упрощенного порядка получения виз, круглосуточная работа пунктов пропуска т.е. принцип «единого окна». Свободный порт создается на 70 лет согласно закону о ТОР. По самым предварительным прогнозам Министерства по развитию Дальнего Востока работа порта приведет к увеличению Валового регионального продукта в 3–4 раза к 2034 году [4].
Предпринимательское сообщество, осуществляющее свою деятельность на территории «Свободного Порта Владивосток», может заручиться преференциальной поддержкой со стороны государства, если деятельность соответствует критериям отбора в инвестиционные проекты. Преференции будут распространяться в части налоговых льгот, облегченного режима получения разрешительной документации для капитального строительства, а также облегченного режима контрольных мероприятий со стороны налоговых органов.
Можно составить ряд конкурентных преимуществ, которые будут положительно влиять на предпринимательское сообщество на ТОР «Свободный Порт Владивосток» — это рост рентабельности, снижение себестоимости, а также общей величины расходов, входящих в деятельность компаний, и, как следствие, повышение конкурентоспособности производимых товаров и услуг. Режим свободного порта повышает конкурентоспособность российского предпринимательства на Дальнем Востоке перед партнерами Азиатско-Тихоокеанского региона, следовательно бизнес-сообщества будут нуждаться в дополнительных мерах государственной поддержки со стороны России.
Повышение конкурентоспособности наших отечественных компаний и поддержка бизнеса со стороны иностранных инвесторов подтвердились итогами проведенного Восточного Экономического Форума (ВЭФ), проходившего на острове Русский в Приморском крае в период с 3 по 5 сентября 2015 года. Это знаковое событие привлекло потенциальных инвесторов со всего мира. Большинство представителей бизнеса, принявших участие в ВЭФ — это инвесторы из Китая, Кореи, Японии. Программа форума была насыщена и включала в себя главным образом проекты, направленные на развитие агропромышленного комплекса, рыболовства, транспортной инфраструктуры, поддержку экспорта на Дальнем Востоке, создание ТОР, развитие механизмов государственно–частного партнерства в Дальневосточном регионе, разработке мер поддержки инфраструктурных проектов. Подводя итоги форума, можно констатировать, что объем инвестиций в развитие Дальневосточного региона составил 1,3 трлн рублей. Заключены крупные соглашения с участием российских государственных компаний, строительство завода по производству растительного масла в Приморском крае, создание логистических центров, создание новых металлургических производств.
Говоря о перспективах развития Дальнего Востока, в частности Приморского края, с введением преференций для бизнеса необходимо проанализировать большое количество составляющих, к примеру, трудовые ресурсы, которые должны работать на новых «стройках века». Перспективы свободных зон должны быть привлекательны для иностранцев, а для россиян — это возможности повышения нашего благосостояния. Иностранцам интересны льготные условия ведения бизнеса, но, конечно, есть опасения, что они могут использовать наши ресурсы не оставляя ничего взамен. Эта проблема усложняется оттоком людей не только из Приморского края, но и Дальневосточного региона в целом. Связано это, в частности, с высокими ценами на продукты и низкими заработными платами. Необходимо создать такие условия, чтобы люди потянулись на Дальний Восток. Правительством Российской Федерации было принято решение по созданию «Агентства по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке», основная цель которого это обеспечение Дальнего Востока страны инвестиционными проектами и трудовыми ресурсами, и достижение положительной миграционной динамики. Одной из программ по привлечению населения в Приморский край и на Дальний Восток является законопроект о раздаче земли на Дальнем Востоке. В первые пять лет проживания предлагается участок земли для ведения бизнеса или строительства собственного дома. Власти планируют раздать около 147 млн гектаров, но только российским гражданам [5].
В заключение хотелось бы отметить, что создание новых условий для развития предпринимательства в Приморском крае и на Дальнем Востоке в целом послужит толчком для укрепления позиций России в Азиатско-Тихоокеанском регионе. С введением преференций касательно ТОРов и свободной таможенной зоны порта Владивосток, большое число предпринимательских сообществ будут ожидать новых, качественных возможностей ведения бизнеса, повышая тем самым инвестиционную привлекательность региона, увеличение товарооборота и, как следствие, притока трудовых ресурсов в Приморский край. |
| |
|
|