Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 2 (54), 2015
НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ
Ивонинский А. Н.
аспирант кафедры экономики природопользования и сервиса экосистем
Санкт-Петербургского государственного экономического университета


Социальная диверсификация предприятий кинопоказа
В статье рассмотрено понятие социальной диверсификации как фактора повышения конкурентоспособности предприятий кинопоказа. Исследована и продемонстрирована значимость 12 факторов конкурентоспособности предприятий кинопоказа. Установлено особое значение реализации социальной функции в процессах повышения конкурентоспособности
Ключевые слова: конкурентоспособность, предприятия кинопоказа, факторы конкурентоспособности, социальная диверсификация
УДК 336.6   Стр: 398 - 400

Сегодня в России наблюдается активное развитие кинематографии, в том числе и отрасли кинопоказа. Рост числа кинотеатров и других предприятий кинопоказа усиливает конкуренцию между ними, заставляя владельцев искать новые способы повышения конкурентоспособности своих предприятий. Одним из таких способов может стать расширение диверсификации социальных функций предприятий кинопоказа.
Отметим, что предприятия кинопоказа – это неотъемлемый компонент сферы услуг, обеспечивающий формирование культурного потенциала общества. Эти предприятия выполняют функцию посредника между производителями (киностудиями) и потребителями (зрителями) продуктов киноиндустрии. Кроме того, такие предприятия создают сотни тысяч рабочих мест. Отметим также, что в некоторых городах предприятия кинопоказа являются практически единственными площадками, обеспечивающими гражданам возможность организации досуга и приобщения к культурным ценностям.
Особое значение имеет социально-ориентированная функция предприятий кинопоказа, которая заключается, в том числе и в повышении экономической и территориальной доступности услуг кинопоказа для населения. Необходимо отметить, что реализация данной функции является одним из факторов повышения конкурентоспособности предприятий кинопоказа, способствуя улучшению его имиджа
Безусловно, отрасль кинопоказа является высоко прибыльной, инвестиции в создание предприятий быстро окупаются. Но нельзя исключать социальную направленность всей кинематографической отрасли, заключающейся в удовлетворении потребителей в культурно-досуговых услугах. Поэтому наравне с материально-технической модернизацией предприятий кинопоказа должны также создаваться условия доступности рассматриваемого вида услуг для потребителей с низкими доходами, проживающих вне крупных агломераций.
Предприятия кинопоказа стремятся к достижению максимальной посещаемости. Эта цель предполагает повышение конкурентоспособности рассматриваемого вида предприятий, т.е. способности ПК конкурировать в процессе оказания услуг (в т.ч. дополнительных) с другими предприятиями кинопоказа в системе предпочтений потребителей в данный период времени и в перспективе при условии эффективного использования потенциала предприятия.
Конкурентоспособность предприятий кинопоказа состоит из трех элементов:
– конкурентоспособность оказываемых ПК услуг;
– конкурентоспособность потенциала ПК (данный вид конкурентоспособности представляет собой количественную оценку потенциала ПК и определяется конкурентными преимуществами во внешней и внутренней среде);
– конкурентоспособность демонстрируемых продуктов кинопроизводства (рис.1).
Повышение конкурентоспособности предприятия кинопоказа и создания прогноза ее повышения предполагает необходимость оценки и анализа всей совокупности факторов, определяющих конкурентоспособность.
Рис.1. Составляющие и факторы конкурентоспособности предприятий кинопоказа

Базой роста конкурентоспособности таких предприятий является:
– качество и доступность оказываемых предприятием услуг;
– полнота реализации функций предприятия кинопоказа.
Исследование функций предприятий кинопоказа позволило провести их классификацию, в рамках которой можно выделить две группы выполняемых функций: экономические (производственная, реализационно-маркетинговая, бюджетная и градообразующая) и социальные (общие, выполняемые всеми предприятиями кинопоказа и дополнительные, связанные с реализацией социальной ответственности и предполагающие выполнение социальной ответственности).
Нами была проведена оценка значимости 12 факторов конкурентоспособности предприятий кинопоказа (рис.2). Как видно из рис.2, для посетителей все более важным является участие предприятий кинопоказа в социальных проектах. По мнению многих такое участие – это важная часть имиджа предприятия.
Рис. 2. Факторы конкурентоспособности предприятий кинопоказа

Ввиду высокой конкуренции, в последнее время выполнение предприятиями кинопоказа социальных функций становится все более значимым фактором конкурентоспособности. Именно поэтому сегодня ощущается необходимость в диверсификации социальной функций предприятий кинопоказа (социальной диверсификации).
Под социальной диверсификацией предприятия кинопоказа можно понимать расширение выполнения спектра его социальных функций и реализацию социальной ответственности путем применения различных механизмов и использования внутренних и внешних возможностей и ресурсов с целью повышения посещаемости посредством улучшения имиджа предприятия.
Социальная диверсификация должна отвечать следующим условиям:
– связанность, т.е. расширение функций возможно только в рамках специализации предприятия кинопоказа;
– ориентация на максимальное использование существующей базы предприятий кинопоказа;
– минимизация рисков;
– долгосрочность (реализация социальных функций должна стать постоянной частью стратегии развития предприятия кинопоказа);
– ориентация на потребителя;
– недопущение снижения качества оказываемых услуг.
Социальная диверсификация предприятий кинопоказа может быть как однонаправленной (реализация одной социальной функции), так и разнонаправленной (реализация нескольких социальных функций).
Реализация предприятиями кинопоказа социальных функций является реальным фактором повышения конкурентоспособности, поскольку способствует:
– улучшению имиджа предприятия кинопоказа;
– демонстрации легитимности деятельности, надёжности финансового благополучия, успешности и стабильности предприятия;
– повышает интерес к предприятию со стороны потребителей и лояльность со стороны органов власти;
– популяризации предприятия.
Для успешной реализации социальных функций необходимо выбрать стратегию социальной диверсификации предприятий кинопоказа, которая может определяться имеющимися социальными проблемами в отрасли. Для определения основных проблем в сфере кинопоказа был проведен опрос двухсот человек, проживающих в нескольких субъектах Северо-Западного федерального округа (Санкт-Петербург, Ленинградская область, Псковская область и Новгородская область), в котором опрашиваемым были заданы вопросы об их посещении ПК за полгода, о количестве посещений и о причинах непосещения.
Результат опроса позволил выявить следующие проблемы развития отрасли кинопоказа в Российской Федерации:
1. Неравномерность размещения предприятий кинопоказа.
2. Размещение ПК в основном в крупных городах.
3. Отсталость и негативное состояние материально-технической базы ПК в малых городах и сельских территориях.
4. Отсутствие специализированных предприятий кинопоказа (детских, авторских кинотеатров).
5. Высокая стоимость билетов для многих категорий граждан.
6. Недостаточное количество льготных и бесплатных сеансов для малообеспеченных граждан.
7. Отсутствие сети сельских кинотеатров.
Таким образом, анализ вышеназванных проблем позволил сформировать следующие стратегии социальной диверсификации для предприятий кинопоказа:
– Стратегия «Обеспечение доступности услуг для отдельных групп». Такая стратегия предполагает организацию бесплатных кинопоказов для отдельных групп населения (детей, пенсионеров, инвалидов и т.д.).
– Стратегия «Организация сельского кинопоказа» (организация показов фильмов широкой аудитории в различных условиях);
– Стратегия «Организация специализированных кинофестивалей и кинопоказов» (ориентирована на поддержку малобюджетного кино, молодых режиссеров и т.д.);
– Стратегия «Создание специализированных кинотеатров» (например, детских);
– Стратегия «Участие в благотворительных проектах» (перечисление части прибыли на благотворительные цели).
Механизмом реализации любой из этих стратегий может стать продажа билетов с социально добавленным значением (билет с социально добавленным значением – это документ, удостоверяющий право на получение услуг предприятия кинопоказа и содержащий информацию о том, что часть выручки от продажи данных услуг, направляется на социальные проекты, реализуемые в рамках стратегии социальной диверсификации).
В последние годы выполнение предприятиями кинопоказа социальных функций постоянно расширяется.
Прежде всего, расширяется выполнение такой функции, как обеспечение доступности услуг предприятий кинопоказа. Ее выполнение может предусматривать организацию бесплатных и льготных сеансов определенных категорий граждан, развитие сети передвижных сельских киноустановок в сельской местности, создание специализированных предприятий кинопоказа.
Можно привести пример проекта сети кинотеатров «Киномакс» и фонда помощи детям «Обнаженные Сердца», предполагающего проведение всероссийской благотворительной программы «Подари кино детям».
Эта программа направлена на оказание помощи детям с особым развитием, а также детям из семей, находящихся в социально-опасной ситуации. Алгоритм проведения акции следующий: посетители кинотеатров «Киномакс» приобретают благотворительный билет стоимостью 100 рублей (действителен на посещение любого сеанса в любом из 28 кинотеатров «Киномакс» по всей России). «Киномакс» передает также билеты в Фонд «Обнаженные сердца», который распределяет эти билеты между различными благотворительными организациями (количество билетов зависит от количества зарегистрированных в организациях детей). Оставшиеся билеты передаются в комитеты, управления, департаменты социальной защиты (в 19 городах) и в детские дома.
Средства (в полном объеме), полученные от продажи таких билетов направляются в Фонд «Обнаженные сердца», который использует их для реализации различных программ Фонда.
То есть, можно говорить о том, что социальная диверсификация является фактором повышения конкурентоспособности предприятия кинопоказа, результатом применения которой будет увеличение посещаемости предприятия, в том числе, благодаря положительному отношению со стороны общества и власти.


Литература
1. Федеральный Закон «О государственной поддержке кинематографии РФ» от 22 августа 1996 г. № 126-ФЗ // Российская газета. – 1996. – 29 авг.
2. Волынова Т.С. Социально-экономические особенности развития инфраструктуры кинопоказа // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). – 2012. – № 8(16) //www.sisp.nkras.ru.
3. Портер М. Конкурентная стратегия: методика анализа отраслей и конкурентов. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2005.
4. Российская кинематография 2006: Информационно-аналитический бюллетень / Федеральное агентство по культуре и кинематографии; Российское агентство «Информкино». – М., 2009.
5. http://www.kino-teatr.ru

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия