Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 2 (54), 2015
НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ
Павлова О. Н.
аспирант Института проблем региональной экономики РАН (г. Санкт-Петербург)

О проблемах формирования человеческого и интеллектуального капитала для инновационной экономики
Постоянное развитие технологий требует формирования высококвалифицированных трудовых ресурсов, способных справляться с усложняющимися задачами производства и экономики, в связи с чем, важным является проблема развития современной молодежи и создание специальных условий, среды, в которой бы формировались высококвалифицированные кадры. Соответственно главной задачей государства, общества и образовательных учреждений является организация образовательного процесса таким образом, чтобы все участники были заинтересованы в достижении целей и высоких результатов. Тогда процесс формирования ЧК и ИК будет эффективным фактором развития экономики, основанной на знаниях и модернизации российской экономики
Ключевые слова: человеческий капитал, интеллектуальный капитал, система олимпиад
УДК 334.012.64; ББК 65.29   Стр: 395 - 397

ХХI век – век быстро развивающихся технологий. Создание таких технологий невозможно без квалифицированных специалистов с высоким уровнем интеллекта и большим творческим потенциалом. С другой стороны, ХХI век – век глобального экономического кризиса. Стабилизация экономики в таких условиях возможна только за счет выпуска инновационной продукции, технологий и услуг. Характерной чертой такого продукта является наличие в нем доли «знания». Для выпуска соответствующей продукции необходима интеграция науки, образования и промышленности (бизнеса), реформирование системы образования, увеличение профессионально подготовленных кадров, повышение престижа и ценности науки и образования, стабильного их финансирования.
В последнее время проблемы человеческого и интеллектуального капитала (ЧК, ИК) находятся в сфере особого внимания ученых-экономистов, а современный этап развития экономики называют экономикой знаний, т.е. – экономикой, основанной на интенсивном и эффективном использовании знаний» [6–8].
Понятие ЧК и ИК тесно связаны. В структуру ЧК входят такие компоненты как мобильность, адаптивность, мотивация, информация, менталитет, культура, воспитание, талант, творческие способности, интеллект, интеллектуальные способности, врожденные или природные способности, опыт, образование, энергия и здоровье. Интеллект в структуре человеческого капитала играет ключевую роль. Вместе с составляющей здоровье (психическое), интеллект развивает мобильность и адаптивность индивидуума. Интеллект воплощается в знаниях, умениях, квалификации, таланте, творческих и познавательных способностях человека. За счет интеллекта обеспечивается отдача от трудовой деятельности в виде качества и производительности труда. Без интеллектуальной составляющей человеческий капитал не будет капиталом.
Развитие означает рост, расширение, улучшение или совершенствование, т.е. изменения связанные с возникновением качественно нового состояния. Ключевым ресурсом развития являются знания. В постиндустриальном обществе исследования и разработки осуществляются с использованием сложного оборудования, а научное знание все больше развивается по междисциплинарным направлениям. Специалисты, задействованные в проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, преподаватели и вспомогательный персонал, обслуживающий сложное оборудование (научные комплексы) и обеспечивающий его бесперебойную работу, должны обладать высоким уровнем знаний и подготовленности. От квалифицированности, информированности и мотивированности специалистов зависит эффективность решения поставленных задач. Они открывают новые законы, формулируют теории, которые впоследствии превращаются в новые методы, технологии, продукты и т.д., которые являются основой будущих инноваций и развития общества [1]. Поэтому «экономика знаний» предъявляет особые требования к современным специалистам. Специалист будущего должен обладать следующими качествами: быть высококвалифицированным, высокоинтеллектуальным, с большим творческим потенциалом, мотивированным и ориентированным на создание чего-либо нового и готовый работать с самоотдачей, быть адаптивным и мобильным. Адаптивность – умение при необходимости переключаться с одного вида деятельности на другой, что позволяет своевременно решать неотложные вопросы, добиваться максимального успеха в преодолении проблем и достижении целей. При формировании ИК нужно принимать во внимание быструю устареваемость знаний, нелегкую доступность и сложное распространение знаний, отсутствие необходимого количества ИК.
По одному из определений развития потенциала человека «развитие человека представляет собой процесс расширения его возможностей или шансов. В принципе, эти возможности/шансы могут быть бесконечными и меняться с течением времени. Но на всех уровнях развития, три самых необходимых из них для людей это вести долгую и здоровую жизнь, приобретать знания и иметь доступ к ресурсам, необходимым для поддержания достойного уровня жизни. Если эти основные возможности недоступны, многие другие возможности остаются также недоступными. Но человеческое развитие на этом не заканчивается. Дополнительные возможности, очень ценятся многими людьми, и колеблются от политической, экономической и социальной свободы до возможностей быть творческими и продуктивными, наслаждаться самоуважением и гарантированными правами человека» [4]. Чем больше шансов будет предоставлено молодежи, тем более здоровыми, развитыми и квалифицированными они могут быть. Таким образом, для формирования ИК с заданными параметрами необходимо инвестирование в здоровье, образование, менталитет и мобильность. Менталитет общества и семьи очень важен, т.к. от него зависят ценности, воспроизводимые в семье и обществе. Эмоциональная составляющая (климат) необходима для эффективного усвоения новых знаний. От образования, в частности от сложности и насыщенности образовательных программ зависит уровень интеллекта. Мобильность и адаптивность стали приобретать особое значение в современном мире, это связано с происходящими социальными и политическими изменениями (процессы глобализации: миграция, интеграция; развитие информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и т.д.). Процессы глобализации и развитие ИКТ могут оказывать как положительное воздействие на формирование ИК, в связи с открывающимися новыми возможностями, так и отрицательное. Социально-политические изменения могут вызывать появление неопределенности в жизни людей и, как результат, приводить к депрессии. Формируемый ИК должен быть открыт социальным изменениям, мобильности и адаптивности.
Развитие ЧК и ИК идет поэтапно и для их формирования важно как формальное образование, так и неформальное. Формальное образование включает в себя школьное образование, высшее/среднее профессиональное и дополнительное образование в рамках концепции «образование в течение всей жизни». Неформальное образование – это воздействие, которое оказывают семья и общество (государство), в котором развивается и формируется ИК. Под «поэтапным развитием ИК» подразумевается формирование ИК в разные периоды жизни – от рождения и до окончания трудоспособного возраста. Важно, что развитие ЧК и ИК могут осуществлять: семья, общество (государство), образовательные учреждения и работодатели, и сам человек, но максимальный эффект развития ИК достигается путем одновременного воздействия на него всех возможных участников, создания максимально благоприятных условий для его качественного развития и на всех этапах его формирования. По одному из исследований, проводимому среди обучающихся различных курсов кафедры компьютерных технологий (КТ) Университета ИТМО, большое влияние на их развитие и формирование оказывают семья и окружение. 41% опрошенных показал, что для них фактором, мотивирующим их для повышения их уровня удовлетворенности жизнью является именно семья и окружение. Для 29% мотивирующим фактором является сама учеба. Для 27% – будущий профессиональный рост и карьера и для 3% работа, что связано с тем, что не многие обучающиеся работают в данный момент.
Рис. 1. Факторы, мотивирующие повышение удовлетворенности жизнью

Таким образом, явно прослеживается тенденция большого влияния семьи и окружения на формируемый ИК и ЧК, что должно учитываться всеми заинтересованными участниками, т.е. семьей, государством и учебными заведениями, при выборе методов и способов развития человеческого потенциала и формирования самого интеллектуального и человеческого капитала.
В работе с современной молодежью мы сталкиваемся с проблемами инфантильности, индифферентности подростков, которая мешает добиться чего-то в жизни и стать преуспевающим человеком [2]. Вдобавок большая часть современной молодежи характеризуется отсутствием трудолюбия и усидчивости. Многие являются интернет зависимыми и тратят свое время бесцельно и впустую. А компьютерные игры и телевидение препятствуют долговременной сосредоточенной умственной деятельности. Знания и технологии могут, как ускорять, так и замедлять прогресс общества. Перечисленные черты современной молодежи сформированы отрицательным влиянием технологий и знаний. Необходимо максимально эффективное использование информационных компьютерных технологий и знаний, чтобы они служили на благо обществу. Одно из направлений – это развитие системы интернет олимпиад в области точных наук – математики, физики, программирования и информатики и привлечение молодежи к активному в них участию. Олимпиада это состязание учащихся учреждений среднего и высшего образования, требующее от участников демонстрации их знаний и навыков в области одной или нескольких изучаемых дисциплин. Опыт последних лет показывает, что одним из наиболее результативных средств, которое доказало свою работоспособность даже в тяжелых социально-экономических условиях, являются олимпиады по информатике и программированию. Олимпиады – хорошее решение проблемы проведения свободного времени, а также формирования будущего ИК. Олимпиады открывают больше возможностей, способствуют решению проблем связанных с эффективным развитием молодежи.
Также олимпиады являются одним из методов выявления потенциала у подростков. Олимпиады позволяют найти и отобрать способных подростков, которые в дальнейшем могут обучаться по углубленным программам. Они открывают возможность поступления в вуз без вступительных экзаменов, что является большим стрессом для подростков. Также олимпиады – это шанс для подростков из малообеспеченных семей получить хорошее образование. Не имея денег на платное обучение, но, имея способности или талант, можно поступить на желаемую специальность. Олимпиады помогают подросткам определиться в выборе профессии. Чтобы понять, не разочаровались ли обучаемые в выбранной профессии и связывают ли они свою будущую работу с этой областью, был проведен опрос среди студентов 3 курса кафедры компьютерных технологий (КТ) Университета ИТМО. Данные представлены на рис.2. Исследование показало, что большая часть обучающихся имеет желание остаться в рамках получаемой специальности. Более того, желание работать по профессии подтверждает следующее: а) обучающиеся сделали правильный выбор профессии; б) профессия популярна среди молодежи; в) обучающиеся мотивированы; г) с большой долей вероятности обучающиеся будут улучшать свои навыки и умения, что приведет к формированию более высококвалифицированной рабочей силы.
Рис. 2. Желание остаться в рамках профессии (2014 г.)

Олимпиады требуют серьезной подготовки и вырабатывают усидчивость и трудолюбие. Один из огромных плюсов олимпиад, это то, что они формируют интерес к информатике, программированию, математике и физике и вовлекают подростков в занятия. Возобновление интереса к занятиям математикой, программированием и физикой имеет важное для общества значение, так как в последнее время наблюдался спад интереса к точным наукам. Олимпиады являются эффективным времяпрепровождением, которое может принести пользу в будущем. По материалам конференции «Позитивное развитие молодежи» [3] – самое эффективное инвестирование, это инвестирование в самих себя. Многие подростки относятся к математике или программированию как к хобби, т.е. занимаются с большим увлечением. А это означает, что они мотивированны, т.к. занимаются любимым делом. Мотивированность подростков подтверждает тот факт, что некоторые подростки являются победителями и призерами двух и более олимпиад (таблица 1). Данные представлены по абитуриентам, поступавшим КТ Университета ИТМО с 2011 по 2014 гг.

Таблица 1
Количество участников олимпиад, имеющих два и более дипломов победителей и призеров, на момент их поступления по специальности КТ Университета ИТМО
Количество дипломов2011201220132014
2 диплома2582529
3 диплома и более1454
Всего26123034

Это показывает, что система олимпиад приносит положительные результаты в закладывании и развитии интересов современной молодежи в области наукоемкого знания, тем самым создавая возможность для его дальнейшего развития. Развитие системы Российских олимпиад – это инвестирование семьей и государством/ обществом в образование подростков, а также эффективный метод формирования интеллектуального и человеческого капитала.
Роль Олимпиад в развитии современной молодежи и формировании будущего ЧК и ИК велика. Олимпиады являются эффективной системой выявления и отбора способной молодежи для дальнейшего обучения. Олимпиады помогают с выбором будущей профессии. Олимпиады развивают умственные и творческие способности и оказывают огромное влияние на формирование высококвалифицированных специалистов. Они способствуют формированию таких качеств как усидчивость, упорство и трудолюбие. Они мотивируют и развивают интерес к точным наукам. Олимпиады являются эффективным времяпрепровождением. Олимпиады по программированию и информатике дают возможность получить самую востребованную профессию в ближайшем будущем и т.д.
Подготавливая подростков к олимпиадам, развивая и популяризируя систему олимпиад в области точных наук, государство и семья инвестируют в развитие умственных способностей и творческого потенциала молодежи. Т.е. осуществляются вложения в будущий ИК и ЧК страны. Можно сказать, что система олимпиад и участие в них является показателем того, насколько семья и общество заботятся о формировании развитого человеческого и интеллектуального капитала.


Литература
1. Павлова О.Н. Определение структуры научно-инновационного потенциала ВУЗа в контексте модернизации экономики // Экономика и предпринимательство. – 2014. –Т.8. – N. 4, Ч.1. – С.405–407.
2. Павлова О.Н., Янова Е.А. Социокультурный феномен «молодежь» как фактор формирования человеческого капитала национальной экономики: Доклад на всеросс. конф. «Молодежь России: проблемы и тенденции социально-правовой социализации», Санкт-Петербург, Россия, Ноябрь 2014 г.
3. Buchmann, M. “Self-Investments of Adolescents and their Cognitive Development”, Paper read at the conference “Positive Youth Development (PYD) in the Context of the Global Recession”, Praha, Check Republic, October 2014.
4. Human development report. – Oxford University Press, New York, Oxford, 1990. – pp.10.
5. Silbereisen, R.K. “Dealing with Uncertainties of Life under Threat of Social and Political Change”, Paper read at the conference “Positive Youth Development (PYD) in the Context of the Global Recession”, Praha, Check Republic, October 2014.
6. Шматко А.Д. Организационно-экономическое моделирование систем менеджмента качества: Автореф. дисс. на соискание ученой степени канд. экон. наук / С. – Петерб. госуд. инженерно-экономический ун-т. – СПб, 2004.
7. Шматко А.Д. Основные вопросы организации финансирования инновационной деятельности организаций // Вестник экономической интеграции. – 2010. – Т.1. – № 11. – С. 80–83.
8. Шматко А.Д. Проблема вариативности финансовой поддержки инновационной деятельности высокотехнологичных предприятий // Экономика и предпринимательство. – 2013. – № 10 (39). – С. 722–724.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия