| | Проблемы современной экономики, N 2 (54), 2015 | | НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ | | Павлова О. Н. аспирант Института проблем региональной экономики РАН (г. Санкт-Петербург)
| |
| | Постоянное развитие технологий требует формирования высококвалифицированных трудовых ресурсов, способных справляться с усложняющимися задачами производства и экономики, в связи с чем, важным является проблема развития современной молодежи и создание специальных условий, среды, в которой бы формировались высококвалифицированные кадры. Соответственно главной задачей государства, общества и образовательных учреждений является организация образовательного процесса таким образом, чтобы все участники были заинтересованы в достижении целей и высоких результатов. Тогда процесс формирования ЧК и ИК будет эффективным фактором развития экономики, основанной на знаниях и модернизации российской экономики | Ключевые слова: человеческий капитал, интеллектуальный капитал, система олимпиад | УДК 334.012.64; ББК 65.29 Стр: 395 - 397 | ХХI век – век быстро развивающихся технологий. Создание таких технологий невозможно без квалифицированных специалистов с высоким уровнем интеллекта и большим творческим потенциалом. С другой стороны, ХХI век – век глобального экономического кризиса. Стабилизация экономики в таких условиях возможна только за счет выпуска инновационной продукции, технологий и услуг. Характерной чертой такого продукта является наличие в нем доли «знания». Для выпуска соответствующей продукции необходима интеграция науки, образования и промышленности (бизнеса), реформирование системы образования, увеличение профессионально подготовленных кадров, повышение престижа и ценности науки и образования, стабильного их финансирования.
В последнее время проблемы человеческого и интеллектуального капитала (ЧК, ИК) находятся в сфере особого внимания ученых-экономистов, а современный этап развития экономики называют экономикой знаний, т.е. – экономикой, основанной на интенсивном и эффективном использовании знаний» [6–8].
Понятие ЧК и ИК тесно связаны. В структуру ЧК входят такие компоненты как мобильность, адаптивность, мотивация, информация, менталитет, культура, воспитание, талант, творческие способности, интеллект, интеллектуальные способности, врожденные или природные способности, опыт, образование, энергия и здоровье. Интеллект в структуре человеческого капитала играет ключевую роль. Вместе с составляющей здоровье (психическое), интеллект развивает мобильность и адаптивность индивидуума. Интеллект воплощается в знаниях, умениях, квалификации, таланте, творческих и познавательных способностях человека. За счет интеллекта обеспечивается отдача от трудовой деятельности в виде качества и производительности труда. Без интеллектуальной составляющей человеческий капитал не будет капиталом.
Развитие означает рост, расширение, улучшение или совершенствование, т.е. изменения связанные с возникновением качественно нового состояния. Ключевым ресурсом развития являются знания. В постиндустриальном обществе исследования и разработки осуществляются с использованием сложного оборудования, а научное знание все больше развивается по междисциплинарным направлениям. Специалисты, задействованные в проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, преподаватели и вспомогательный персонал, обслуживающий сложное оборудование (научные комплексы) и обеспечивающий его бесперебойную работу, должны обладать высоким уровнем знаний и подготовленности. От квалифицированности, информированности и мотивированности специалистов зависит эффективность решения поставленных задач. Они открывают новые законы, формулируют теории, которые впоследствии превращаются в новые методы, технологии, продукты и т.д., которые являются основой будущих инноваций и развития общества [1]. Поэтому «экономика знаний» предъявляет особые требования к современным специалистам. Специалист будущего должен обладать следующими качествами: быть высококвалифицированным, высокоинтеллектуальным, с большим творческим потенциалом, мотивированным и ориентированным на создание чего-либо нового и готовый работать с самоотдачей, быть адаптивным и мобильным. Адаптивность – умение при необходимости переключаться с одного вида деятельности на другой, что позволяет своевременно решать неотложные вопросы, добиваться максимального успеха в преодолении проблем и достижении целей. При формировании ИК нужно принимать во внимание быструю устареваемость знаний, нелегкую доступность и сложное распространение знаний, отсутствие необходимого количества ИК.
По одному из определений развития потенциала человека «развитие человека представляет собой процесс расширения его возможностей или шансов. В принципе, эти возможности/шансы могут быть бесконечными и меняться с течением времени. Но на всех уровнях развития, три самых необходимых из них для людей это вести долгую и здоровую жизнь, приобретать знания и иметь доступ к ресурсам, необходимым для поддержания достойного уровня жизни. Если эти основные возможности недоступны, многие другие возможности остаются также недоступными. Но человеческое развитие на этом не заканчивается. Дополнительные возможности, очень ценятся многими людьми, и колеблются от политической, экономической и социальной свободы до возможностей быть творческими и продуктивными, наслаждаться самоуважением и гарантированными правами человека» [4]. Чем больше шансов будет предоставлено молодежи, тем более здоровыми, развитыми и квалифицированными они могут быть. Таким образом, для формирования ИК с заданными параметрами необходимо инвестирование в здоровье, образование, менталитет и мобильность. Менталитет общества и семьи очень важен, т.к. от него зависят ценности, воспроизводимые в семье и обществе. Эмоциональная составляющая (климат) необходима для эффективного усвоения новых знаний. От образования, в частности от сложности и насыщенности образовательных программ зависит уровень интеллекта. Мобильность и адаптивность стали приобретать особое значение в современном мире, это связано с происходящими социальными и политическими изменениями (процессы глобализации: миграция, интеграция; развитие информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и т.д.). Процессы глобализации и развитие ИКТ могут оказывать как положительное воздействие на формирование ИК, в связи с открывающимися новыми возможностями, так и отрицательное. Социально-политические изменения могут вызывать появление неопределенности в жизни людей и, как результат, приводить к депрессии. Формируемый ИК должен быть открыт социальным изменениям, мобильности и адаптивности.
Развитие ЧК и ИК идет поэтапно и для их формирования важно как формальное образование, так и неформальное. Формальное образование включает в себя школьное образование, высшее/среднее профессиональное и дополнительное образование в рамках концепции «образование в течение всей жизни». Неформальное образование – это воздействие, которое оказывают семья и общество (государство), в котором развивается и формируется ИК. Под «поэтапным развитием ИК» подразумевается формирование ИК в разные периоды жизни – от рождения и до окончания трудоспособного возраста. Важно, что развитие ЧК и ИК могут осуществлять: семья, общество (государство), образовательные учреждения и работодатели, и сам человек, но максимальный эффект развития ИК достигается путем одновременного воздействия на него всех возможных участников, создания максимально благоприятных условий для его качественного развития и на всех этапах его формирования. По одному из исследований, проводимому среди обучающихся различных курсов кафедры компьютерных технологий (КТ) Университета ИТМО, большое влияние на их развитие и формирование оказывают семья и окружение. 41% опрошенных показал, что для них фактором, мотивирующим их для повышения их уровня удовлетворенности жизнью является именно семья и окружение. Для 29% мотивирующим фактором является сама учеба. Для 27% – будущий профессиональный рост и карьера и для 3% работа, что связано с тем, что не многие обучающиеся работают в данный момент. | | | Рис. 1. Факторы, мотивирующие повышение удовлетворенности жизнью | Таким образом, явно прослеживается тенденция большого влияния семьи и окружения на формируемый ИК и ЧК, что должно учитываться всеми заинтересованными участниками, т.е. семьей, государством и учебными заведениями, при выборе методов и способов развития человеческого потенциала и формирования самого интеллектуального и человеческого капитала.
В работе с современной молодежью мы сталкиваемся с проблемами инфантильности, индифферентности подростков, которая мешает добиться чего-то в жизни и стать преуспевающим человеком [2]. Вдобавок большая часть современной молодежи характеризуется отсутствием трудолюбия и усидчивости. Многие являются интернет зависимыми и тратят свое время бесцельно и впустую. А компьютерные игры и телевидение препятствуют долговременной сосредоточенной умственной деятельности. Знания и технологии могут, как ускорять, так и замедлять прогресс общества. Перечисленные черты современной молодежи сформированы отрицательным влиянием технологий и знаний. Необходимо максимально эффективное использование информационных компьютерных технологий и знаний, чтобы они служили на благо обществу. Одно из направлений – это развитие системы интернет олимпиад в области точных наук – математики, физики, программирования и информатики и привлечение молодежи к активному в них участию. Олимпиада это состязание учащихся учреждений среднего и высшего образования, требующее от участников демонстрации их знаний и навыков в области одной или нескольких изучаемых дисциплин. Опыт последних лет показывает, что одним из наиболее результативных средств, которое доказало свою работоспособность даже в тяжелых социально-экономических условиях, являются олимпиады по информатике и программированию. Олимпиады – хорошее решение проблемы проведения свободного времени, а также формирования будущего ИК. Олимпиады открывают больше возможностей, способствуют решению проблем связанных с эффективным развитием молодежи.
Также олимпиады являются одним из методов выявления потенциала у подростков. Олимпиады позволяют найти и отобрать способных подростков, которые в дальнейшем могут обучаться по углубленным программам. Они открывают возможность поступления в вуз без вступительных экзаменов, что является большим стрессом для подростков. Также олимпиады – это шанс для подростков из малообеспеченных семей получить хорошее образование. Не имея денег на платное обучение, но, имея способности или талант, можно поступить на желаемую специальность. Олимпиады помогают подросткам определиться в выборе профессии. Чтобы понять, не разочаровались ли обучаемые в выбранной профессии и связывают ли они свою будущую работу с этой областью, был проведен опрос среди студентов 3 курса кафедры компьютерных технологий (КТ) Университета ИТМО. Данные представлены на рис.2. Исследование показало, что большая часть обучающихся имеет желание остаться в рамках получаемой специальности. Более того, желание работать по профессии подтверждает следующее: а) обучающиеся сделали правильный выбор профессии; б) профессия популярна среди молодежи; в) обучающиеся мотивированы; г) с большой долей вероятности обучающиеся будут улучшать свои навыки и умения, что приведет к формированию более высококвалифицированной рабочей силы. | | | Рис. 2. Желание остаться в рамках профессии (2014 г.) | Олимпиады требуют серьезной подготовки и вырабатывают усидчивость и трудолюбие. Один из огромных плюсов олимпиад, это то, что они формируют интерес к информатике, программированию, математике и физике и вовлекают подростков в занятия. Возобновление интереса к занятиям математикой, программированием и физикой имеет важное для общества значение, так как в последнее время наблюдался спад интереса к точным наукам. Олимпиады являются эффективным времяпрепровождением, которое может принести пользу в будущем. По материалам конференции «Позитивное развитие молодежи» [3] – самое эффективное инвестирование, это инвестирование в самих себя. Многие подростки относятся к математике или программированию как к хобби, т.е. занимаются с большим увлечением. А это означает, что они мотивированны, т.к. занимаются любимым делом. Мотивированность подростков подтверждает тот факт, что некоторые подростки являются победителями и призерами двух и более олимпиад (таблица 1). Данные представлены по абитуриентам, поступавшим КТ Университета ИТМО с 2011 по 2014 гг.
Таблица 1
Количество участников олимпиад, имеющих два и более дипломов победителей и призеров, на момент их поступления по специальности КТ Университета ИТМОКоличество дипломов | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2 диплома | 25 | 8 | 25 | 29 | 3 диплома и более | 1 | 4 | 5 | 4 | Всего | 26 | 12 | 30 | 34 |
Это показывает, что система олимпиад приносит положительные результаты в закладывании и развитии интересов современной молодежи в области наукоемкого знания, тем самым создавая возможность для его дальнейшего развития. Развитие системы Российских олимпиад – это инвестирование семьей и государством/ обществом в образование подростков, а также эффективный метод формирования интеллектуального и человеческого капитала.
Роль Олимпиад в развитии современной молодежи и формировании будущего ЧК и ИК велика. Олимпиады являются эффективной системой выявления и отбора способной молодежи для дальнейшего обучения. Олимпиады помогают с выбором будущей профессии. Олимпиады развивают умственные и творческие способности и оказывают огромное влияние на формирование высококвалифицированных специалистов. Они способствуют формированию таких качеств как усидчивость, упорство и трудолюбие. Они мотивируют и развивают интерес к точным наукам. Олимпиады являются эффективным времяпрепровождением. Олимпиады по программированию и информатике дают возможность получить самую востребованную профессию в ближайшем будущем и т.д.
Подготавливая подростков к олимпиадам, развивая и популяризируя систему олимпиад в области точных наук, государство и семья инвестируют в развитие умственных способностей и творческого потенциала молодежи. Т.е. осуществляются вложения в будущий ИК и ЧК страны. Можно сказать, что система олимпиад и участие в них является показателем того, насколько семья и общество заботятся о формировании развитого человеческого и интеллектуального капитала. |
| |
|
|