Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 2 (54), 2015
НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ
Гильманов Д. В.
руководитель дополнительного офиса филиала «Северо-Запад»
Акционерного банка «Алданзолотобанк» ОАО в г. Санкт-Петербурге


О роли малого предпринимательства в повышениИ темпов промышленного роста в посткризисных условиях
В статье рассматривается роль малого предпринимательства в росте экономики страны, и особенно в устойчивом развитии промышленного производства и в выполнении социальных программ. Анализируются меры Правительства России по поддержанию малого предпринимательства в посткризисных условиях. Предложена модель экономического механизма функционирования малых предприятий, направленная на повышение их эффективности
Ключевые слова: малое предприятие, предпринимательство, эффективное распределение ресурсов
УДК 334.012.64; ББК 65.29   Стр: 394 - 395

Моделирование хозяйственной деятельности малых предприятий (МП) имеет большое значение на современном этапе развития российской экономики и ее ведущей составляющей – промышленности, которой присущи многомерность характеристик, показателей и критериев оценки. Построение достоверных экономических моделей позволяет воспроизвести многовариантность среды функционирования малого предприятия, получать количественные оценки результатов деятельности, как математических ожиданий критериев и показателей, так и характеризующих затраты и результаты, достигнутые предприятием в условиях риска и неопределенности.
Министр экономического развития России А. Улюкаев предложил создать Агентство государственного развития малого и среднего бизнеса. Соответствующую инициативу он озвучил на заседании Госсовета. Министр пояснил, что в новую структуру могли бы войти Банк поддержки малого и среднего предпринимательства, который сейчас входит в группу Внешэкономбанка, а также Агентство кредитных гарантий. А. Улюкаев уточнил, что новое агентство могло бы заниматься планами закупок у малого и среднего бизнеса со стороны государственных монополий и госкомпаний [1].
Был предложен комплекс мер по развитию малого и среднего бизнеса, который, по замыслу властей, за пять лет должен привести к увеличению доли таких предприятий в российском ВВП вдвое. В настоящее время доля малого и среднего бизнеса в российском ВВП составляет 21%, но к 2020 г. она должна составить 45–50% [2]. Известно, что в других странах с развитой экономикой эта доля составляет 40% и более.
Доля малого и среднего бизнеса в России в общем обороте продукции и услуг – всего 25%. Также крайне мал показатель инвестиций в основной капитал – всего 6% от их объема по стране в целом. Люди не спешат браться за создание своего бизнеса. Так, сейчас лишь около 6% граждан являются начинающими предпринимателями или владельцами нового дела [3].
Главный пункт в пакете предложенных правительством мер по поддержке малого и среднего бизнеса – создание единой структуры для его поддержки на базе Агентства кредитных гарантий и «МСП Банка». Правительство готовит предложения по созданию этого института в форме акционерного общества [2].
В числе других предложений – упрощение процедуры регистрации и ослабление налоговой нагрузки, а также передача части налогов в региональные бюджеты, чтобы те могли увеличивать программы для поддержки предпринимателей.
Значение развития малого бизнеса в России выражается в следующих направлениях: увеличение количества малых предприятий позволяет заполнить все российские рынки и наиболее полно удовлетворять потребности населения в товарах и услугах; для создания мелких фирм не требуются крупные инвестиции и длительный срок их создания. Мировой практический опыт говорит о том, что с макроэкономической точки зрения, развитие малого бизнеса – это одно из действенных направлений антимонопольной политики и обеспечения конкурентной среды. Развитие малого бизнеса позволяет в значительной степени решить или смягчить проблему безработицы, появляется средний класс и класс мелких собственников, заинтересованный в стабилизации экономики и наведении элементарного порядка в стране.
К конкурентным преимуществам малых форм предпринимательства можно отнести следующие:
• мелкие предприятия проще в управлении, так как им не требуется создавать сложные управленческие структуры;
• мелкие фирмы могут быстрее и дешевле перевооружаться, внедрять и апробировать новую технологию, достигать оптимального сочетания автоматизированного и ручного труда;
• малые предприятия отличаются своей гибкостью и восприимчивостью к конъюнктуре рынка, быстрее реагируют на спрос потребителей.
Также велика социальная значимость развития малого бизнеса. К подобным факторам относят: более полное удовлетворение потребностей граждан в продукции и услугах; улучшение качества обслуживания; более высокую удовлетворенность людей, особенно высокообразованной рабочей силы, рассматривающей свою работу, прежде всего, как средство самовыражения; формирование среднего класса в обществе как основы для развития экономики и повышения жизненного уровня граждан; формирование многочисленного класса мелких собственников, которые в наибольшей степени заинтересованы в обеспечении порядка и стабильности в обществе и экономике; снижение социальной напряженности в обществе.
Рассмотрим «модель экономического механизма предприятия» (дальше просто «механизм»), которая отражает подход к моделированию деятельности МП. Предполагается, что задачей «механизма» является трансформация всех осуществляемых малым предприятием затрат и используемых ресурсов в конечный экономический результат деятельности. По аналогии с техническими системами, модель «механизма» представляет собой определенный набор элементов или «частных механизмов» и систему прямых и обратных связей между ними. Внутри «механизма» находятся следующие последовательно соединенные «частные механизмы»:
Элементы распределительного механизма:
– распределение ресурсов;
– распределение затрат;
– распределение результатов (прибыли)

Ресурсами для предприятия являются собственные и заимствованные источники средств. Они могут быть направлены на расширение внеоборотных активов предприятия (основных производственных фондов), а также на формирование/увеличение или прирост запасов (оборотных активов). Также ресурсы необходимы для изготовления продукции и транзакционных издержек.
Элементами механизма трансформации в «модели экономического механизма предприятия» являются следующие:
ресурсы – затраты;
затраты – результаты (продукты);
продукты – реализация (продажи);
продажи – прибыль (экономический результат).

Экономическими результатами функционирования «механизма» трансформации являются:
прирост активов;
прибыль;
производительность;
экономический рост;
рыночный спрос на продукцию предприятия.
Важное значение для МП имеет фактор рыночного спроса на продукцию. Схема модели экономического механизма малого предприятия представлена на рис. 1
Рис. 1. Схема модели экономического механизма малого предприятия

Важным дополнением модели «механизма» для МП должны служить частные модели взаимодействия между элементами «механизма» в процессе экономического управления предприятием. Так, должны быть предусмотрены модели оптимизации всех управленческих решений в рамках действия «механизма». Кроме того, должен быть блок нормативной информации для использования в оптимизационных моделях, который должен включать: планы капитальных вложений; общеэкономические нормативы для МП (оборачиваемость, деловая активность, эффективность капитальных вложений); перспективные планы развития, финансово-хозяйственная отчетность.
Также сюда должны относиться перспективные планы МП по приросту и трансформации в ходе хозяйственной деятельности нематериальных активов, не отражаемых в финансовой отчетности МП (например, разность между рыночной и балансовой стоимостью предприятия).
Таким образом, можно заключить, что развитие малого предпринимательства играет ключевую роль в росте экономики страны в целом и промышленности – в частности, а также имеет большую социальную значимость. Правительство России для выхода из кризисной ситуации предлагает комплексные меры по поддержанию роста и развития малого предпринимательства в нашей стране.


Литература
1. http://kommersant.ru/doc/2703650
2. http://www.bbc.co.uk/russian/business/2015/04/150407_putin_small_business
3. http://www.rg.ru/2015/04/07/putin-stenogramma.html
4. Бригхем Ю, Гапенски Л. Финансовый менеджмент. Полный курс. В 2-х т. / Пер. с англ. – СПб.: Экономическая школа, 2005.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия