| | Проблемы современной экономики, N 2 (54), 2015 | | ИЗ ИСТОРИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ И НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА | | Бражник М. В. доцент кафедры бухгалтерского учета и аудита
Уральской государственной сельскохозяйственной академии (г. Екатеринбург),
кандидат экономических наук
| |
| | На основании изучения и анализа значительного количества законодательных актов и нормативных правовых документов рассмотрены вопросы приведения системы и структуры органов государственного управления агропромышленным комплексом в Российской Федерации в соответствие с положениями Конституции и вопросы дальнейшего реформирования органов государственного управления агропромышленным комплексом в период февраля и марта 1996 года | Ключевые слова: агропромышленный комплекс Российской Федерации, органы государственного управления агропромышленным комплексом, АО «Ростсельмаш», государственная монополия на алкогольную продукцию, государственная поддержка фермерских страховых компаний | УДК 338.24:338.436.33; ББК 65.32–2я 73 Стр: 373 - 378 | Распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 февраля 1996 г. № 131-р [80] во исполнение Указа Президента от 17 октября 1995 г. № 1046 «О мерах по обеспечению агропромышленного комплекса Российской Федерации зерно- и кормоуборочной техникой и государственной поддержке структурной перестройки акционерного общества «Ростсельмаш»« [39; 62] и распоряжения Президента от 17 октября 1995 г. № 464-рп [83; 84] было утверждено Положение о наблюдательном совете по координации работы и осуществлению мер государственной поддержки АО «Ростсельмаш».
Утвержденным Положением было определено, что наблюдательный совет создан в соответствии с Указом Президента от 17 ноября 1995 г. № 1046 «О мерах по обеспечению агропромышленного комплекса Российской Федерации зерно- и кормоуборочной техникой и государственной поддержке структурной перестройки акционерного общества «Ростсельмаш»« [39; 62] и распоряжения Президента от 17 октября 1995 г. № 464-рп [83; 84].
В своей деятельности наблюдательный совет руководствуется Конституцией, законами Российской Федерации, указами и распоряжениями Президента, постановлениями и распоряжениями Правительства, Соглашением между Правительством РФ, администрацией Ростовской области и акционерным обществом «Ростсельмаш» о мерах по стабилизации производства зерно- кормоуборочной техники и государственной поддержке структурной перестройки акционерного общества «Ростсельмаш» (Соглашением), а также утвержденным Положением. В соответствии с Указом Президента от 17 октября 1995 г. № 1046 «О мерах по обеспечению агропромышленного комплекса Российской Федерации зерно- и кормоуборочной техникой и государственной поддержке структурной перестройки акционерного общества «Ростсельмаш»« [39; 62] наблюдательному совету переданы функции по представлению интересов государства по принадлежащим государству акциям акционерного общества «Ростсельмаш» и предприятий-смежников, входящих в состав промышленно-финансовой ассоциации «Ростсельмаш».
Главными задачами наблюдательного совета явились организация и координация работы по выполнению Указа Президента Российской Федерации от 17 октября 1995 г. № 1046 [39; 62], разработка и реализация мер государственной поддержки структурной перестройки акционерного общества «Ростсельмаш» с целью оптимального использования имеющегося научно-технического и производственного потенциала и повышения конкурентоспособности выпускаемой техники.
Кроме того, Положением были определены основные функции и направления деятельности наблюдательного совета; его права; периодичность, порядок проведения заседаний наблюдательного совета и условия их правомочности; правила членства; порядок принятия решений и компетенция наблюдательного совета в этой области.
Постановлением Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 6 февраля 1996 г. № 42-СФ «О Регламенте Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» [54] был утвержден (с последующими изменениями и дополнениями [64; 8; 9; 10; 11; 12; 13; 57; 14; 15; 16; 17; 22; 1; 23; 2; 18]. — М.Б.) Регламент Федерального Собрания РФ (в соответствии с постановлением Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 30 января 2002 г. № 33-СФ [55], Регламент Совета Федерации Федерального Собрания РФ, утвержденный 6 февраля 1996 года № 42-СФ [54] с последующими изменениями и дополнениями, был признан утратившим силу. — М.Б.).
Статьей 15 главы 3 «Комитеты и комиссии Совета Федерации» части первой «Органы и общий порядок работы Совета Федерации» данного Регламента был определен (с последующим изменением [64]. — М.Б.) перечень комитетов, образуемых в соответствии с частью 3 статьи 101 Конституции РФ Советом Федерации из числа членов палаты и являющихся постоянно действующими органами палаты, в который был включен Комитет Совета Федерации по аграрной политике.
Статьей 23 утвержденного Регламента было определено, что Комитет Совета Федерации по аграрной политике:
а) готовит заключения по принятым Государственной Думой федеральным законам в области аграрной политики;
б) готовит предложения и заключения по вопросам своего ведения;
в) готовит предложения и заключения по соответствующим разделам проекта федерального бюджета;
г) организует проведение парламентских слушаний по вопросам своего ведения.
Указом Президента от 8 февраля 1996 г. № 165 «О Федеральной службе России по обеспечению государственной монополии на алкогольную продукцию» [60] (данный Указ в связи с изданием Указа Президента от 10 января 1998 г. № 14 «О Государственном комитете Российской Федерации по обеспечению государственной монополии на алкогольную продукцию» [28; 49] был впоследствии Указом Президента Российской Федерации от 29 марта 1998 г. № 303 «О признании утратившим силу Указа Президента Российской Федерации от 8 февраля 1996 г. № 165 «О Федеральной службе России по обеспечению государственной монополии на алкогольную продукцию» «[48] признан утратившим силу. — М.Б.) с последующим изменением [51; 49] в целях укрепления государственной монополии в сфере производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции, обеспечения государственного контроля за соблюдением Федерального закона от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции» [29; 20; 21; 5; 19; 7]. Государственная инспекция по обеспечению государственной монополии на алкогольную продукцию при Правительстве была преобразована в Федеральную службу России по обеспечению государственной монополии на алкогольную продукцию.
Данным Указом было установлено, что Федеральная служба России по обеспечению государственной монополии на алкогольную продукцию является федеральным органом исполнительной власти.
При этом предписывалось считать Федеральную службу России по обеспечению государственной монополии на алкогольную продукцию правопреемником Государственной инспекции по обеспечению государственной монополии на алкогольную продукцию при Правительстве РФ.
Правительству РФ поручалось утвердить Положение о Федеральной службе России по обеспечению государственной монополии на алкогольную продукцию и привести свои нормативные акты в соответствие с данным Указом.
Указом Президента РФ от 13 февраля 1996 г. № 192 «О признании утратившим силу Указа Президента от 11 июня 1993 г. № 918 «О восстановлении государственной монополии на производство, хранение, оптовую и розничную продажу алкогольной продукции»« [47] в связи с принятием Федерального закона от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции» [29; 20; 21; 5; 19; 7] был признан утратившим силу Указ Президента от 11 июня 1993 г. № 918 «О восстановлении государственной монополии на производство, хранение, оптовую и розничную продажу алкогольной продукции» [24].
Постановлением Правительства РФ от 21 февраля 1996 г. № 165 «О государственной поддержке фермерских страховых компаний» [27] в целях оказания государственной поддержки фермерским страховым компаниям, облегчения доступа фермеров к инвестиционным и кредитным ресурсам Министерству финансов РФ было поручено в недельный срок погасить задолженность за 1995 год по оплате вклада государства в уставные капиталы фермерских страховых компаний, определенных Межведомственной комиссией для содействия созданию фермерских страховых компаний и их эффективному функционированию, образованной в соответствии с постановлением Правительства РФ от 26 января 1995 г. № 87 «О государственной поддержке фермерских страховых компаний» [26], в сумме 15,3 млрд рублей за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете 1996 года на поддержку крестьянских (фермерских) хозяйств.
Кроме того, данным постановлением было признано целесообразным осуществление деятельности указанной Межведомственной комиссии на постоянной основе.
Постановлением Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 22 февраля 1996 г. № 88-СФ «Об утверждении структуры и штатов Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» [74] с последующими изменениями [58; 11] и дополнением [59] в соответствии с частью 3 статьи 38 Регламента Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации [54; 64; 8; 9; 10; 11; 12; 13; 57; 14; 15; 16; 17; 22; 1; 23; 2; 18] (в соответствии с постановлением Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 30 января 2002 г. № 33-СФ «О Регламенте Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» [55] Регламент Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, утвержденный постановлением Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 6 февраля 1996 года № 42-СФ [54] с последующими изменениями и дополнениями, был признан утратившим силу. — М.Б.) в состав Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ был включен ряд структурных подразделений, в том числе аппараты комитетов Совета Федерации (с использованием кадрового состава реорганизуемых аппаратов комитетов (комиссий) Совета Федерации первого созыва). При этом в организационную структуру Аппарата Совета Федерации был включен и Аппарат Комитета Совета Федерации по аграрной политике.
Кроме того, данным постановлением было признано утратившим силу постановление Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 9 декабря 1995 года № 715-I СФ «Об утверждении структуры и штатов Аппарата Совета Федерации» [73].
Постановлением Правительства РФ от 28 февраля 1996 г. № 193 «О приведении некоторых решений Правительства Российской Федерации в соответствие с постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 1995 г. № 1145» [46] в связи с принятием постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 1995 г. № 1145 «Об упорядочении деятельности по развитию собаководства» [68] было внесено дополнение в Положение о Министерстве сельского хозяйства и продовольствия РФ, утвержденное постановлением Правительства от 12 августа 1994 г. № 920 «Об утверждении Положения о Министерстве сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации» [69] (данное постановление утратило силу [70; 71; 65]. — М.Б.), в результате чего был дополнен перечень функций, выполнение которых возлагалось на Министерство сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации.
Кроме того, данным постановлением было признано утратившим силу постановление Правительства от 7 мая 1992 г. № 290 «О мерах по совершенствованию собаководства в Российской Федерации» [41].
На основании постановления Правительства от 6 марта 1996 г. № 244 «О мерах по реализации Федерального закона «О племенном животноводстве»« [40; 37; 63] в соответствии с Федеральным законом от 3 августа 1995 г. № 123-ФЗ «О племенном животноводстве» [42; 6] в составе Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ был создан Департамент животноводства и племенного дела, осуществляющий функции специально уполномоченного органа по управлению племенным животноводством. Данным постановлением предусматривалось создание органами исполнительной власти субъектов РФ в соответствии с законодательством РФ государственных органов по управлению племенным животноводством на соответствующей территории.
Кроме того, данным постановлением были утверждены Положение о порядке деятельности главных государственных инспекторов в области племенного животноводства (с последующим изменением [37; 63]. — М.Б.) и Положение о лицензировании деятельности в области племенного животноводства (позднее данное положение — абзац третий пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации от 6 марта 1996 г. № 244 — было признано утратившим силу [37; 63]. — М.Б.).
Положение о порядке деятельности главных государственных инспекторов в области племенного животноводства определило порядок деятельности последних по контролю за выполнением законодательства РФ, норм и правил ведения племенного животноводства.
Положение о лицензировании деятельности в области племенного животноводства определило перечень организаций, уполномоченных на ведение лицензионной деятельности, и порядок лицензирования деятельности граждан (крестьянских (фермерских) хозяйств) и юридических лиц независимо от их организационно-правовой формы в области разведения племенных животных, производства и использования племенной продукции (материала).
Постановлением Правительства от 16 марта 1996 г. № 286 «О годовом фонде оплаты труда работников центрального аппарата Государственной хлебной инспекции при Правительстве Российской Федерации» [25] был установлен годовой фонд оплаты труда работников центрального аппарата Государственной хлебной инспекции при Правительстве в размере 420,5 млн рублей исходя из предельной численности работников этого аппарата в количестве 50 единиц (без персонала по охране и обслуживанию зданий).
Кроме того, данным постановлением финансирование расходов, связанных с реализацией пункта 1 данного постановления (в части установленного фонда оплаты труда. — М.Б.), было предписано осуществлять в пределах средств, предусмотренных в федеральном бюджете на 1996 год для Государственной хлебной инспекции при Правительстве Российской Федерации на государственное управление.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 марта 1996 г. № 307 «О правительственных координационных и консультативных органах» [44] с последующими изменениями [3; 34; 32; 35; 4; 36; 67; 43; 45; 61; 56; 50] были, в частности, упразднены:
● Комиссия Правительства РФ по проведению весеннего сева и уборки урожая, образованная распоряжением Правительства от 15 марта 1995 г. № 344-р [77];
● Комиссия Правительства РФ по реализации Указа Президента от 10 марта 1994 г. № 457 «О проведении в Тульской области эксперимента по созданию организационно-правовых и экономических условий развития регионального агропромышленного комплекса» [52], образованная в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 25 мая 1994 г. № 760-р [75];
● Правительственная комиссия по осуществлению контроля за использованием и обеспечением возврата бюджетных ссуд, выданных в 1993–1994 гг. для финансирования закупок сельскохозяйственной продукции в федеральный и региональные продовольственные фонды, и процентов за пользование ими, а также передаче этих средств для авансирования товаропроизводителей (поставщиков) в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 2 декабря 1994 г. № 53-ФЗ «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд» [30; 6], образованная распоряжением Правительства РФ от 24 июля 1995 г. № 1034-р [79].
При этом координация вопросов, входящих в компетенцию указанных комиссий, была возложена на Продовольственную комиссию Правительства РФ (образованную в соответствии с постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 22 февраля 1993 г. № 151 «О Продовольственной комиссии Совета Министров — Правительства Российской Федерации» [53; 72; 76; 78]. — М.Б.).
Председателю Продовольственной комиссии Правительства Российской Федерации было поручено внести в Правительство Российской Федерации проект решения по уточнению Положения об этой Комиссии и ее состава.
Кроме того, данным постановлением были признаны утратившими силу решения Правительства Российской Федерации о ряде координационных и консультативных органов в связи с завершением работы либо передачей их вопросов другим органам. В числе утративших силу решений Правительства были, в частности, перечислены:
● распоряжение Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 1 марта 1993 г. № 347-р [85];
● распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 мая 1994 г. № 760-р [75];
● распоряжение Правительства Российской Федерации от 15 марта 1995 г. № 344-р [77];
● распоряжение Правительства Российской Федерации от 24 июля 1995 г. № 1034-р [79].
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 марта 1996 г. № 346 «Об изменении состава Межведомственной комиссии по проблемам потребительского рынка» [66] (утратило силу [33; 31; 81; 82]. — М.Б.) был изменен состав Межведомственной комиссии по проблемам потребительского рынка, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 1994 г. № 1277 «О Межведомственной комиссии по проблемам потребительского рынка» [38] (утратило силу [33; 31; 81; 82]. — М.Б.). При этом в состав данной комиссии был, в частности, введен заместитель председателя правительства Свердловской области (по вопросам сельского хозяйства и потребительского рынка. — М.Б.), и выведен, среди прочих, заместитель главы администрации Свердловской области (по потребительскому рынку. — М.Б.). |
| |
|
|