| | Проблемы современной экономики, N 2 (54), 2015 | | ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ УСЛУГ | | Каранец С. М. доцент кафедры экономики таможенного дела
Санкт-Петербургского им. В.Б. Бобкова филиала
Российской таможенной академии, кандидат экономических наук
| |
| | В статье проанализированы основные тенденции, наблюдаемые в структуре спроса и предложения на рынке услуг культурных благ, предлагаемых публичными библиотеками, начиная с 1990 по 2014 гг.; проведен сравнительный анализ показателей социальной эффективности их работы на селе и в городе; показаны последствия внедрения информационных технологий и их влияние на структуру спроса читателей | Ключевые слова: публичная библиотека, социальная эффективность, книжный фонд, оборот ресурсов библиотек, культурные блага, читатели и пользователи библиотечных услуг, спрос и предложение | УДК 338.22 304.4 Стр: 319 - 322 | На рынке социально-культурных услуг особую нишу занимают публичные библиотеки. Как правило, они функционируют в условиях монополистической конкуренции либо олигополии. Конкуренцию им составляют ведомственно разобщенные партийные, профсоюзные, школьные, библиотеки учебных заведений (университетов, академий, колледжей), библиотеки различных министерств, например, Министерства обороны, крупных фирм, ТНК. Их миссия, в отличие от публичных библиотек, состоит в том, что они нацелены на удовлетворение культурных потребностей конкретной институциональной структуры, определенной группы населения.
Всего современная библиотечная система России насчитывает примерно 130 тыс. библиотек различных форм собственности, в том числе государственной, муниципальной, частной, совместной и иностранной. Удельный вес общедоступных библиотек в системе составляет 31%. Их можно проклассифицировать по занимаемому статусу на национальные (Российская государственная библиотека, Российская национальная библиотека), национальные библиотеки субъекта федерации, региональные. По территориальному признаку общедоступные библиотеки подразделяются на находящиеся на территориях сельских поселений, городов и поселков городского типа. В зависимости от финансирования библиотеки бывают федерального, регионального и муниципального уровня. По организационно-правовой форме библиотеки могут быть зарегистрированы, как Федеральное государственное учреждение, бюджетное учреждение, казенное учреждение культуры и др.
Проводимая социально-культурная политика в РФ направлена на финансирование сокращающегося числа общедоступных библиотек. На данном сегменте рынка предложение услуг культуры оказывают 39,8 тыс. общедоступных библиотек, из которых 30 тыс. (или 76% от общего числа) расположены в сельской местности. Если до 1993 г. темпы прироста численности общедоступных библиотек составляли менее 10%, то, начиная с 2011 г., они превзошли рубеж 30% (см. рис. 1). Как видно из рисунка, 1990 г. был взят за базовый год. За последние три года в городах и поселках городского типа темп прироста преодолел рубеж 50%. | | | Рис. 1. Число общедоступных библиотек в РФ
Рассчитано по [3].
Примечание: за базовый взят 1990 г. | | | Рис. 2. Ввод в действие библиотек, тыс. томов книжного фонда
Рассчитано по [3; 10]. | Ситуация во многом усугубляется хаотичным, бессистемным, волнообразным строительством новых библиотек. В 1993, 1995, 1998, 2000, 2005, 2007–2010, 2013 гг. было введено от 1 до 3 млн томов книжного фонда. Однако, при пересчете на 1000 жителей, это составляет от 7 до 20 томов (в зависимости от года). В 1994, 2002, 2011–2012 гг. — свыше 3 млн томов, что соответствует от 44 до 98 томов на 1000 жителей России (см. рис. 2).
Взятый курс на оптимизацию сети библиотек протекает по-разному, в зависимости от их расположения. В городах и поселках городского типа тенденция сокращения числа библиотек проходит на фоне наращивания общего числа экземпляров, приходящихся на одну библиотеку. Оптимизация городских библиотек напрямую связана с их интеграцией, укрупнением.
В сельской местности наблюдается другая картина. Закрытие библиотек сопровождается сокращением библиотечных фондов и уменьшением общего числа экземпляров, приходящихся на одну библиотеку. Если в 1990 г. в среднем на балансе сельской библиотеки находилось 10 млн экземпляров, то в 2011–2013 гг. — только 9 млн экземпляров. Это в 7 раз меньше по сравнению с обеспеченностью городской библиотеки.
Структурные перекосы наблюдаются и в распределении истощенного совокупного библиотечного фонда. В 2013 г. он насчитывал 851 млн экземпляров. Его пропорция распределения между городскими и сельскими библиотеками составляет примерно 2,1:1.
Проведем сравнительный анализ показателей эффективности работы публичных библиотек (число выдачей на душу населения, число выдачей на единицу фонда, то есть оборот ресурсов, общие размеры фонда на душу населения и т.д.). Полный перечень показателей эффективности можно найти в документе ЮНЕСКО «Руководство ИФЛА по развитию службы публичных библиотек. Международная федерация библиотечных ассоциаций и учреждений» [6].
Рассматривая показатели работы публичных библиотек с 1990 по 2013 гг., можно сделать вывод, что эффективность работы библиотечной службы не зависит от имеющихся ресурсов. Так небольшой библиотечный фонд на селе имел, начиная с 2010 г. г., большую оборачиваемость ресурсов, по сравнению с числом выдачи на единицу фонда в городских библиотеках. Это можно объяснить возможным дублированием со стороны конкурентов, оказываемых библиотечные услуг в городе.
Другой показатель эффективности, число выдачей на душу населения, подтверждает сделанный вывод. За последние 23 года в целом по стране он снизился на два пункта (см. рис. 3). Однако число выдачей на душу сельского населения на три-четыре пункта выше, чем на душу городского населения. | | | Рис. 3. Количество выданных экземпляров на душу населения в РФ
Рассчитано по [3; 10]. | Третий показатель эффективности, общие размеры фонда на душу населения, также показывает убывающую эффективность. Несмотря на то, что население России с 1990 по 2013 гг. уменьшилось на 3 млн человек, его влияние на изменение фондообеспеченности в расчете на одного жителя нивелируется низкими объемами новых поступлений. Темпы списания устаревшей, ветхой литературы значительно опережают новые поступления. В сельской местности, где численность населения за 23 года изменилась всего на 1,7 млн человек, особенно остро стоит проблема обновления книжного, журнального и газетного фондов библиотек.
С общим падением эффективности работы публичных библиотек емкость рынка культурных услуг значительно уменьшилась. Если в 1990 г. было зарегистрировано 72 млн пользователей, 68% из которых проживало в городе, то в 2013 г. их численность сократилась на 21 млн пользователей (см. рис. 4). Как было отмечено ранее, «ёмкость рынка находится в прямой зависимости от числа потребителей, уровня их расходов и проводимой государством политики в области распределительных отношений» [12].
Среди причин сокращения емкости рынка можно назвать, во-первых, рост числа домохозяйств, использующих доступ к сети Интернет по месту жительства, в интернет-кафе и по месту работы. Согласно проведенному в 2013 г. выборочному обследованию бюджетов домашних хозяйств, 73% домохозяйств используют доступ к сети для прочтения новостной информации, статей, пользование электронными библиотеками, энциклопедиями [4].
Во-вторых, за анализируемое время изменилась доступность печатной продукции для потребителей. Индекс потребительских цен на печатные издания (к декабрю предыдущего года) снизился со 125,7% в 2000 г. до 107,3% в 2012 г. В товарной структуре оборота розничной торговли удельный вес книг, газет и журналов составил 0,6% от 21394,5 млрд руб. в фактически действовавших ценах [5].
В-третьих, произошло падение величины спроса со стороны молодежи и научных работников, т.е. основных потребителей услуг городских публичных библиотек. В декабре 2014 г. на Международной научно-практической конференции «Национальная библиотека и ее читатель: проблемы трансформации» именно молодежь и научные сотрудники были названы главными читателями (по мнению руководителей, сотрудников национальных, муниципальных библиотек России и Финляндии). Начиная с 2007/2008 учебного года, численность студентов, обучающихся на очных отделениях в российских высших учебных заведениях, стала сокращаться (с 3,6 млн до 2,6 млн в 2014/2015 уч. году). С 2006/2007 учебного года уменьшается контингент очно-заочного (вечернего) факультетов, а начиная с 2010/2011 учебного года — студентов-заочников, аспирантов и докторантов. За последние шесть лет общая численность студентов сократилась на 2,3 млн человек [7]. Фактором, препятствующим сокращения спроса со стороны обучающихся, является «острая необходимость в увеличении продолжительности обучения, массовом получении высшего образования и обучении в течение всей жизни (по концепции Life Long Learning)» Рынок труда информационной экономики предъявляет повышенные требования к уровню и продолжительности образования. Ожидаемая продолжительность обучения в европейских странах (G 7) уже составляет в среднем 17 лет [11].
При рассмотрении относительных показателей, можно заключить, что культурные услуги публичных библиотек более популярны среди жителей села. Реальный спрос предъявляют 44% сельского населения и только 36% городского населения. Небольшие доходы не позволяют увеличивать личные потребительские расходы на приобретение газет, журналов, книг. Низкий, по сравнению с городом, удельный вес домохозяйств, имеющих ПК, подключенных к системе Интернет, делает востребованным и актуальным услуги сельских публичных библиотек.
Если сравнивать реальный и потенциальный спрос, то можно увидеть значительный резерв для расширения ёмкости рынка и прекращения падения эффективности публичных библиотек. С одной стороны, состояние уровня защиты и охраны авторских прав, интеллектуальной собственности в нашей стране изменяется. Этому способствовало вступление России в ВТО, внесение дополнений в законодательство. Следовательно, публичные библиотеки, в зависимости от состава фондов, остались практически единственным институтом в обществе, который заинтересован в расширении бесплатного доступа к продуктам интеллектуальной собственности.
С другой стороны, в условиях, когда индекс физического объема валового внутреннего продукта России сокращается (с 107,3% к предыдущему году в 2003 году до 100,6% в 2014 г.), а инфляция или индекс потребительских цен (в процентах к декабрю прошлого года) только в 2014 г. составил 111,4%, становятся востребованными услуги публичных библиотек, доступ к которым не зависит от величины располагаемого дохода [8]. На этапе спада экономической конъюнктуры будет расти численность безработного населения, мигрантов, вынужденных переселенцев, граждан, подверженных высокому риску бедности Культурные блага публичных библиотек помогут удовлетворить их информационные потребности и решить проблему социального исключения.
За анализируемое время (с 1990 по 2014 гг.), по мере внедрения информационных технологий, в структуре спроса на блага публичных библиотек произошла трансформация. Согласно классификации РНБ, владельцы читательских билетов подразделились на читателей, заказывающие печатную продукцию (традиционная аудитория библиотек), пользователей электронных ресурсов, получающих большинство информации в электронном формате, и удаленных пользователей (имеющих доступ к фондам библиотек без фактического посещения) [2]. Адаптация читателей к новым возможностям публичных библиотек в эпоху пятого технологического уклада происходила по мере наращивания и удешевления вычислительной техники, электроники, средств связи, услуг организаций, подключающих ПК к сети Интернет.
Технологическое отставание учреждений социально-культурной сферы с годами нарастает по сравнению с фондообеспеченностью промышленности или аналогичных НКО развитых капиталистических стран. В настоящее время только каждая вторая отечественная публичная библиотека имеет доступ к сети Интернет. По плану Министерства культуры РФ, «доля публичных библиотек, подключенных к информационно-телекоммуникационной сети», в общем количестве библиотек достигнет показателя 100% только в 2020 г. [1].
Таким образом, на современном этапе развития происходит переосмысление роли публичных библиотек. В условиях рынка, когда на первый план выходят вопросы о конкурентоспособности, коммерциализации интеллектуальной собственности, имеется значительный задел для роста социальной эффективности работы публичных библиотек. Более половины из оставшихся публичных библиотек расположены в сельской местности. Их услуги актуальны для 44% сельского населения. Однако взятый курс на оптимизацию сети публичных библиотек протекает на фоне снижения эффективности работы. Расширение внедрения информационных технологий и 100% внеочередное подключение публичных библиотек к высокоскоростному Интернету будет способствовать росту числа потребителей культурных услуг, преодолению информационного неравенства домохозяйств, накоплению человеческого капитала. Проблема сокращения библиотечных фондов и низких темпов роста новых поступлений также будет частично решена. Однако это не урегулирует вопросы, связанные с финансированием капитального и текущего ремонта, строительства, качественно новым материально-техническим снабжением отрасли. | | | Рис. 4. Количество зарегистрированных пользователей публичных библиотек, млн человек
Рассчитано по [3; 4; 10] |
| |
|
|