| | Проблемы современной экономики, N 2 (54), 2015 | | СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВ ЕВРАЗИИ И ДРУГИХ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН | | Кислова О. Е. аспирант кафедры экономической теории экономического факультета
Санкт-Петербургского государственного университета
| |
| | В статье проанализированы основные причины трудовой миграции в некоторых странах Европы и выявлены последствия от миграции для принимающих мигрантов стран. Для анализа были взяты наиболее развитые страны Европы — лидеры по числу притока иностранной рабочей силы за последние десятилетия — Франция, Великобритания и Германия | Ключевые слова: трудовая миграция, страны исхода, страны приема, низкоквалифицированная рабочая сила | УДК 331.556.4; ББК 65 Стр: 295 - 298 | Начиная с 50-х гг. XX века страны Западной Европы стали миграционным реципиентом, принимая значительные потоки мигрантов из Восточной Европы, стран Азии и Африки. Это связано, прежде всего, с бурным индустриальным ростом во Франции в послевоенный период, распадом колониальной системы к концу 1950-х гг. и появлением новых независимых государств в Азии и Африке. Был инициирован крупномасштабный импорт низкоквалифицированной рабочей силы. За два с небольшим десятилетия (с 1950 по 1973 гг.) в регион прибыло около 20 млн. иностранных работников, большая часть из которых — выходцы из третьих стран — были сосредоточены в Германии, Великобритании и Франции, составив к 1973 г. 10–12% рабочей силы [1, c. 20]. Согласно статистике, в 2013 г. в Германию по разным мотивам прибыло 9 845 244 иностранцев, в Великобританию — 7 824 131, Францию — 7 439 086 [2]. По сравнению с другими странами Европейского Союза (ЕС), Германия, Франция и Великобритания в последние десятилетия занимают лидирующие позиции по числу прибывающих иностранцев.
Связи между бывшими метрополиями и колониями, основанные на ранних миграционных потоках и семейных связях, общности языка и возможность получения гражданства стали определяющими в закономерности расселения мигрантов во Франции и Великобритании, которые в свое время имели значительное число колоний.
Основы миграционных связей между Германией и Турцией были заложены при подписании в 1960-е годы двухсторонних соглашений между этими странами о найме рабочей силы. Это было связано, прежде всего, с трудовыми связями, возникшими в послевоенный период. Однако, несмотря на приостановление организованной миграции после 1964 г. она трансформировалась в иную форму и стала миграцией по линии воссоединения семей, но главная причина оставалась экономическая.
Расширение интеграционных процессов в Европе способствовало миграционным потокам, существующим исторически, и создало новые. Такая идея, как свободное экономическое пространство подразумевает отсутствие преград для передвижения ресурсов, в том числе рабочей силы и капитала. Подписание Шенгенского соглашения еще более облегчило передвижение трудовых мигрантов в пределах европейского пространства. Кроме того ЕС постоянно расширяется в географическом отношении, что снимает барьеры на пути миграции из стран — новых членов ЕС. Подобные миграционные связи существуют в виде потоков приграничных рабочих между Германией и Польшей.
Как видно из таблицы 1, основными странами исхода мигрантов в 2013 году были развивающиеся страны Азии и Африки, что обусловлено, в первую очередь, длительными культурными, политическими и языковыми связями между этими странами — бывшими колониями и их колониальными державами (Великобритания и Франция). Неравномерность экономического и демографического развития этих стран, а также ряд других причин обусловили крупные миграционные потоки между ними.
Таблица 1
Количество мигрантов по основным странам исхода, 2013 [2]Страны приёма | Основные страны исхода | Количество прибывших, тыс. чел. | Доля от общего числа прибывших, % | Общее число прибывших, тыс. чел. |
---|
Германия | Турция | 1 543 787 | 15,7 | 9 845 244 | Польша | 1 146 754 | 11,6 | Великобритания | Пакистан | 476 144 | 6,1 | 7 824 131 | Индия | 756 471 | 9,7 | Франция | Алжир | 1 406 845 | 18,9 | 7 439 086 | Марокко | 911 046 | 12,2 |
По утверждению И. Цапенко, «ключевым условием миграции населения является разрыв между группами стран в уровне экономического развития и соответственно в уровне и качестве жизни населения» [3, c. 16]. Уровень и качество жизни между основными странами исхода и притока мигрантов в рассматриваемых нами странах существенно отличаются. Как видно из таблицы 2, данное различие выражается в более низком значении ВВП на душу населения, продолжительности жизни, обучения в школе и других факторов в странах исхода, по сравнению со странами приёма мигрантов. Так, по данным таблицы 2, в 2013 г. ВВП на душу населения Турции составил 8,5 тыс. долл., что составляет примерно 22,2% соответствующего показателя в Германии, в Алжире 3,2 тыс. долл. или 9,4% от ВВП Франции, в Пакистане — 773 долл. или 2% от ВВП Великобритании.
По оценке Международной организации труда (МОТ), в странах-донорах миграционных потоков с высоким уровнем доходов средний уровень заработных плат не превышает 20% аналогичного показателя в странах — реципиентах [7, c. 59]. Разрыв в уровне оплаты труда лиц схожей квалификации в странах исхода и приёма иностранной рабочей силы в некоторых странах может достигать 10-кратного, а иногда и 30-кратного размера. Немаловажную роль, побуждающую покинуть место своего постоянного жительства, играет уровень образования и состояние здравоохранения. Как видно из таблицы 2, среднее количество лет обучения в школе в странах исхода в 3 раза меньше, по сравнению со странами приёма. Это только цифры, которые не затрагивают качество образования, при учёте которого разрыв в уровне образования будет ещё больше. Доступность медицинской помощи в странах исхода на крайне низком уровне. Всё это свидетельствует о низком человеческом капитале большинства жителей стран исхода мигрантов.
Таблица 2
Сравнительные показатели уровня экономического и социального развития стран исхода и притока мигрантов, 2013Страна | ВВП на душу населения (тыс. долл.) | Ожидаемая продолжительность жизни при рождении, лет | Врачи, на 10,000 населения* | Среднее число лет обучения в школе* | Доля грамотного населения, % |
---|
Страны приёма | Германия | 38219,83 | 80,7 | 36,9 | 12,9 | 99 | Франция | 34250,17 | 81,8 | 33,8 | 11,1 | 99 | Великобритания | 37569,79 | 80,5 | 27,7 | 12,3 | 99 | Страны исхода | Турция | 8483,33 | 75,3 | 17,1 | 7,6 | 94,1 | Польша | 10584,80 | 76,4 | 20,7 | 11,8 | 99,7 | Пакистан | 772,90 | 66,6 | 8,1 | 4,7 | 54,9 | Индия | 1123,20 | 66,4 | 6,5 | 4,4 | 62,8 | Алжир | 3215,21 | 71,0 | 12,1 | 7,6 | 72,6 | Марокко | 2462,17 | 70,9 | 6,2 | 4,4 | 67,1 | * данные за 2012 год
Составлено и рассчитано по данным: [4, c. 160, 188; 5; 6]
Однако, несмотря на низкий уровень социально–экономического развития, развивающиеся страны показывают более высокие темпы прироста населения, в отличие от развитых стран. Демографический дисбаланс между странами исхода и приёма мигрантов обусловлен, прежде всего, различиями в уровне рождаемости и смертности (табл. 3), степени урбанизации, вовлечённости женского населения в общественное производство (табл. 4) и отношения к семье и других факторов. Рассмотрим некоторые из них.
Как видно из таблицы 3, почти все страны исхода показывают естественный прирост населения, в несколько раз превышающий аналогичный показатель стран приёма мигрантов (за исключением Польши, где при низком коэффициенте естественного прироста населения наблюдается высокий уровень безработицы).
Таблица 3
Коэффициент рождаемости, смертности и естественного прироста населения (на 1000 населения) [6]Страны | Родившихся | Умерших | Естеств. прирост населения |
---|
1990 | 2000 | 2013 | 1990 | 2000 | 2013 | 1990 | 2000 | 2013 |
---|
Страны приёма | Германия | 11,4 | 9,3 | 8,4 | 11,6 | 10,2 | 11,2 | -0,2 | -0,9 | -2,8 | Великобритания | 13,9 | 11,4 | 12,3 | 11,1 | 10,2 | 9,3 | 2,8 | 1,2 | 2,9 | Франция | 13,4 | 13,3 | 12,6 | 9,3 | 8,9 | 9,0 | 4,1 | 4,4 | 3,6 | Страны исхода | Турция | 26,1 | 21,5 | 17,2 | 8,2 | 6,4 | 6,1 | 17,8 | 15,1 | 11,1 | Алжир | 32,2 | 19,6 | 24,3 | 6,2 | 5,3 | 4,3 | 26,1 | 14,3 | 19,9 | Пакистан | 40,3 | 31,2 | 23,8 | 10,1 | 8,0 | 6,7 | 30,3 | 23,2 | 17,1 | Индия | 30,7 | 25,6 | 20,2 | 10,6 | 8,9 | 7,4 | 20,1 | 16,7 | 12,9 | Польша | 14,3 | 9,8 | 9,9 | 10,2 | 9,5 | 1,3 | 4,1 | 0,3 | 8,6 | Марокко | 30,0 | 22,0 | 18,7 | 7,1 | 6,1 | 4,8 | 22,9 | 16,0 | 14,0 |
Быстрый рост населения, не обеспеченное соответствующим трудоустройством и, как следствие, материально не способное обеспечить себя и членов своей семьи, создаёт избыток трудовых ресурсов, устремлённых попасть на заработки или для постоянного жительства в наиболее развитые страны Европы, в которых существует нехватка трудовых ресурсов.
С 60-х гг. XX-го века в странах ЕС коэффициент рождаемости упал почти в два раза, достигнув такой ситуации, при которой не обеспечивается простого воспроизводства поколений. По некоторым оценкам, в ближайшие несколько десятилетий население ЕС уменьшится на 12% [8, c. 575]. Ситуация с нехваткой трудовых ресурсов ещё более усугубляется в определенные периоды и в некоторых сферах занятости, где чаще всего используется труд мигрантов. Например, в сельском хозяйстве в период сбора урожая, туризме по определённым видам работ, в промышленности и т.д. Некоторые виды работ из перечисленных для местных жителей сопряжены с определёнными трудностями — низкой оплатой труда при тяжёлых условиях, которые не позволяют им соглашаться на предложенные условия труда.
На демографическую ситуацию стран Западной Европы оказывают существенное влияние отношение к официальному браку и состояние семейных отношений, которые существенно отличаются от стран Азии и Африки, в большей части из которых сохраняется традиционный уклад семьи, развод осуждается. Большинство стран Западной Европы отошли от традиционных семейных ценностей, в чём можно убедиться по статистике браков и разводов (на 1000 чел. населения): число зарегистрированных браков во Франции за 20 лет сократилось с 7,78 в 1991 г. до 3,54 в 2011г., т.е. почти в два раза, а число разводов осталось практически на прежнем уровне — 1,85 и 1,99 соответственно [6]. Похожая ситуация складывается и в других странах Западной Европы. Данное обстоятельство отрицательно сказывается на количестве детей, которых в официальном браке, как правило, рождается больше.
Следующим фактором, оказывающим влияние на демографическую ситуацию страны, является средний возраст вступления в брак. Традиционно браки, заключенные в более раннем возрасте, сопровождаются большим количество рождённых детей. Данная тенденция чаще всего встречается в странах с тёплым климатом. Об этом писал ещё А.Маршалл: «…в тёплых странах можно наблюдать ранние браки и высокую рождаемость» [9, c. 270]. Это утверждение находит свое подтверждение в рассматриваемых нами странах исхода мигрантов — Азии и Африки: высокий уровень естественного прироста населения в условиях тёплого климата.
Значительное влияние на уровень рождаемости, как было уже сказано выше, влияет уровень образования женского населения фертильного возраста и его занятость в общественном производстве. Как видно из таблицы 4, почти половина занятого населения в экономике стран приёма — женского пола. Высокий уровень образования стимулирует женскую часть населения к участию в общественном производстве в ущерб семье, что сдерживает желание иметь более одного ребёнка и отрицательно сказывается на демографической ситуации в стране.
Таблица 4
Численность занятых в экономике (тыс. чел.) и доля женщин среди нихСтраны | 2000 | 2005 | 2009 |
---|
Германия | 36466 | 36654 | 38797 | В т. ч. женщин | 15998 | 16684 | 17938 | Доля женщин в численности занятых (в %) | 43,87 | 45,5 | 46,23 | Великобритания | 27366 | 28666 | 28923 | В т. ч. женщин | 12517 | 13192 | 13475 | Доля женщин в численности занятых (в %) | 45,74 | 46,02 | 46,6 | Франция | 23331 | 24977 | 25691 | В т. ч. женщин | 10486 | 11627 | 12203 | Доля женщин в численности занятых (в %) | 44,9 | 46,5 | 47,5 | Составлено и рассчитано по данным: [10, c. 52, 54]
Воздействие миграции на экономический рост стран-реципиентов миграционных потоков находится в зависимости от многих факторов, и прежде всего, от характеристик мигрантов. Как правило, высококвалифицированная рабочая сила позитивно влияет на динамику хозяйственного развития страны, и наоборот, приток неквалифицированного контингента рабочей силы оказывает негативные последствия на экономическое развитие принимающих стран. Данное обстоятельство показывает, что повсеместное использование неквалифицированных специалистов может привести к снижению уровня производительности труда в тех секторах экономики, где чаще всего привлекается труд мигрантов.
В первый период трудовой миграции в ФРГ иностранная рабочая сила была занята в основном в сфере строительства — более 40%. В последнее время труд мигрантов в странах Европы всё больше занимает нишу третичного сектора. Так, в 2001–2002 гг. 80% рабочих мест Великобритании, на которых трудились мигранты, приходился на третичный сектор, 37% — на «прочие услуги». Большая часть этих рабочих мест связана с использованием неквалифицированного труда, как например услуги по уборке или общественное питание. Во Франции 51 тыс. иностранцев на дому осуществляют уход за престарелыми и детьми [11, c. 62].
По данным некоторых исследований, мигранты способствуют сбалансированному функционированию экономики, выполняя общественно необходимые работы и заполняя те ниши, в которых наиболее сильно проявляется структурная нехватка рабочей силы. Например, в ФРГ в 60–70-е годы иностранные работники работали в тех отраслях, на которые приходился наибольший рост хозяйственного развития страны: автомобильной индустрии, химической промышленности, электроэнергетике, сталелитейном производстве. К тому же использование иностранной рабочей силы, занятой в сфере неквалифицированного труда, не препятствовало проведению рационализации в данных отраслях.
Однако в некоторых случаях замена дешёвого труда мигрантами замедляет процесс модернизации производства и снижает его конкурентоспособность. Как, например, случилось в ФРГ в 50–60-е годы, когда в результате повсеместного использования труда мигрантов продолжали действовать небольшие предприятия с устаревшим оборудованием. В результате в тех отраслях, где особенно широко применялся труд мигрантов, не обновлялась производственная база, что привело к большим потерям в годы структурной перестройки экономики 80-х годов таких отраслей, как угледобыча, судостроение, сталеплавильная промышленность, текстильная индустрия, строительство [3, c. 125].
Спрос со стороны стран ЕС на низкоквалифицированную рабочую силу вызван в первую очередь потребностью в трудовых ресурсах в области услуг, что вызвано ростом доходов, расширением среднего класса и возрастающим участием женщин в трудовых процессах. Данный спрос может быть удовлетворен мигрантами, для которых заработная плата в стране пребывания даже на низкооплачиваемых рабочих местах во много раз превышает уровень дохода в собственной стране.
Очевидно, что в долгосрочной перспективе экономика может расти только за счет повышения производительности труда, которое происходит в результате роста квалификации работников и совершенствований в результате внедрения НТП в средства производства. Если приток мигрантов будет состоять в основном из неквалифицированных работников, то средний уровень квалификации населения (если считать вместе с мигрантами) снижается. Следовательно, приезд неквалифицированной и низкоквалифицированной рабочей силы уменьшает темпы роста экономики в долгосрочной перспективе. И наоборот, привлечение высококвалифицированных иностранных работников может благотворно сказаться на экономическом развитии принимающих мигрантов стран.
По результатам проведённого анализа можно сделать вывод, что использование иностранного труда и миграция в целом оказывает положительное влияние на динамику экономического роста принимающих стран. Но, не смотря на это, в некоторых секторах экономики эффект от трудовой миграции может быть прямо противоположным. |
| |
|
|