Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 2 (54), 2015
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВ ЕВРАЗИИ И ДРУГИХ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
Ишмуратова В. Г.
начальник отдела экономики Научно-производственной фирмы «Биомаг» (г. Уфа),
кандидат экономических наук


Преодоление бедности в Индии: исторические этапы, проблемы и перспективы
В статье обобщен исторический опыт Индии в преодолении массовой бедности. Показано, что из-за существенного отличия Индийской модели развития от восточноазиатской, в целом, и китайской, в частности, в этой стране реализовывался иной подход в сокращении ее масштабов. Рассмотрены причины бедности, пути и проблемы ее преодоления
Ключевые слова: Индия, растущая экономика, демократия, кастовое неравенство, борьба с бедностью
УДК 330; ББК 65   Стр: 292 - 295

Существует мнение [1], что в ближайшие десятилетия позиции США и Запада в мировом раскладе сил ослабнут, а значение развивающихся стран, особенно Китая и Индии, возрастет. Демографические прогнозы сходятся в том, что в Китае прирост населения скоро прекратится, и оно даже может начать сокращаться. Индия же через десять лет станет первой страной мира по численности населения. Что касается экономических и политических сценариев развития Индии, то они диаметрально противоположны: от успеха и лидерства в мире до коллапса из-за демографических, социально-экономических и политических проблем. Причем многие экономисты продолжают утверждать, что главные проблемы этой страны обусловлены, прежде всего, недостаточной поддержкой бедного населения, т.к. Индия характеризуется наибольшей бедностью среди населения, чем любая другая крупная нация на Земле.
Настоящая статья посвящена рассмотрению основных этапов борьбы с бедностью в Индии со второй половины ХХ столетия, её причинам, путям и проблемам в её преодолении.
Как же Индия стала такой бедной страной? Ведь ещё Адам Смит в 1776 г. в своей книге «Богатство наций» отмечал, что эта страна, в особенности провинция Бенгал, является одним из богатейших регионов мира, и объяснял развитость индийской экономики развитой текстильной индустрией и процветающей торговой системой, использующей навигацию по рекам и удобные морские карты [2, с. 20]. Последующие два века британской колонизации, естественно, привели к упадку экономического развития Индии, поэтому голод и нищета превратились в постоянные атрибуты этой страны. После обретения независимости в 1947 г. в результате более чем вековой борьбы с британскими колонизаторами в Индии установилась многопартийная демократическая система с гласностью и различными политическими правами для населения, и голодные времена уже так часто не повторялись. Более или менее стабильный политический подъем пробил наконец-то потолок экономической стагнации. Экономический рост в 3,5% в год в первые три десятилетия после получения независимости казался огромным, но он был недостаточным для быстрого развития и сокращения бедности, особенно в сельских районах [3, c. 1]. В 80-х годах ХХ в. он увеличился до 5%, а после экономических реформ 90-х экономика начала расти еще быстрее: экономический рост достигал 7% и выше, увеличиваясь более чем на 9% в 2005–2007 гг. [2, c. 19].
Многие утверждают, что проблемы и беды Индии в течение трех десятилетий раннего пост-колониального периода возникли из-за социалистического планирования, начатого в 1951 г. [3, c. 1], хотя они не совсем правы. В то время как социалистические страны придавали особое значение всеобщему и бесплатному образованию всего населения, Индия не делала этого вовсе. Так, «Базовая образовательная система», развернутая по инициативе Махатмы Ганди, предполагала, прежде всего, обучение практическим навыкам и противопоставлялась обычному образовательному процессу в начальной школе [4, c. 1].
Перспективы развития улучшились в 80-х гг., когда Индия проходила вторую фазу экономического развития, чему способствовали положительные изменения в сельскохозяйственном секторе. В эту декаду рост ВВП достигал 5%. «Зеленая революция», начатая после засух 1965–1967 гг. для уменьшения зависимости от иностранной помощи, дала свои результаты: в 80-х урожайность увеличилась на 30% в сравнении с 10% в 70-х. В результате, рост сельскохозяйственного сектора превысил 3% в год. Также, что было особенно важно для сокращения бедности в стране, заработная плата в этом секторе увеличивалась на 5% в год в реальном исчислении. Как итог, впервые в эти десятилетия произошло резкое уменьшение бедности, как в сельских, так и городских районах [3, c. 1].
Конец 80-х был для Индии периодом растущих бюджетного и торгового дефицитов и иностранного долга. Все эти дисбалансы привели к глубокому кризису начала 90-х, углубленному растущими ценами на нефть. В Индии не оставалось резервов иностранной валюты, и она едва не осуществила суверенный дефолт. Развернутая в стране Программа реструктуризации в 1991–1993 гг. опиралась на Международный валютный фонд [5, c. 419]. Вынужденно принятая в это время Программа шоковой терапии (сокращение расходов по всем видам государственных программ, включая социальные) позволила осуществить, начиная с 1991 г., экономические реформы по преобразованию плановой закрытой экономики, что было большим достижением этого периода и снизило уровень бедности в стране. Индийское правительство и неправительственные организации инициировали ряд программ по сокращению масштабов бедности, в том числе субсидирование продуктов питания и других предметов первой необходимости, расширение доступа к кредитам, улучшение методов ведения сельского хозяйства и ценообразования, а также содействие образованию и планированию семьи. Эти меры позволили ликвидировать голод, сократить абсолютный уровень бедности более чем вдвое, а также снизить уровень неграмотности населения.
Однако после двух последних десятилетий быстрого экономического роста (по этому показателю Индия сегодня является второй среди больших трансформационных экономик мира) она все еще одна из беднейших стран мира: доход ВВП на душу населения в ней ниже, чем во многих странах суб-Сахарной («черной») Африки [2, c. 49]. Так, за эти годы рост среднего расхода на душу населения для сельского и городского жителя составил лишь 1 и 2%, соответственно [6, c. 1]. Также произошло резкое снижение заработной платы в сельскохозяйственном секторе: от 5% в год в 80-х до 2% в 90-х и около 0% в начале 2000-х [2, c. 30]. Одной из главных причин этого являются быстрые темпы роста её населения, составляющего к настоящему времени более 1.2 млрд.
Рост реальной заработной платы в других секторах экономики, особенно для неквалифицированного труда, был также замедлен. Так, согласно МОТ, в первое десятилетие нынешнего века она составляла 2.5% в год против 12% в другой развивающейся стране — Китае. Причем темпы её роста были гораздо ниже таковых для ВВП Индии [2, c. 31].
К настоящему моменту Индия проходит период стагфляции: экономический рост снизился до 4-5%, инфляция составляет 9% в год, промышленное производство замедляется, инвестиции снижаются, государственные финансы используются неэффективно. Только 3% индийцев выплачивают подоходный налог, что, несомненно, не наполняет государственную казну. Большая часть индийской экономики является примитивной: развитие её инфраструктуры на пару декад позади Китая. Промышленное производство вносит только 15% в ВВП, и только 11% рабочих мест в нем задействовано, около 90% рабочих мест сосредоточено в неформальном секторе, хотя декларативно Индия находится на пути к индустриализации.
Развитие сельского хозяйства во многих регионах страны находится на стадии феодального строя. В нем работают около 60% людей, вклад которого в ВВП не превышает 18%. Как результат, экономическое чудо Индии достигло сегодня своего лимита [7].
Десятилетие назад казалось, что Индия в экономическом соревновании обгонит Китай. Почему это не произошло?
Во-первых, для пост-колониальной Индии главной целью всегда являлось поддержание быстрого и устойчивого роста экономики при недостаточном внимании к развитию социальной инфраструктуры и пренебрежении человеческим капиталом, что разительно отличало её от других азиатских стран: Японии, Южной Кореи, Китая. Так, в Индии практически никогда не проводилось перераспределение государственных доходов в поддержку бедных и неимущих. Как результат, ускоренный экономический рост независимой Индии не смог обеспечить улучшение качества жизни беднейших слоев населения [8, 9, c. 23].
В то же время в КНР китайские лидеры, несмотря на скептическое отношение к демократии, посчитали приоритетными целями борьбу с бедностью и неграмотностью, что помогло быстрому экономическому и социальному развитию страны. К тому же, начиная с 2004 г., в Китае развернута система всеобщего государственного здравоохранения, и, кроме того, к настоящему времени системой государственного социального страхования охвачено около 95% его населения [2, c. 65–68].
Индия входит в когорту стран БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, ЮАР). У этих стран много общих черт, начиная с гигантского населения. Эти страны характеризуются аналитиками как наиболее быстро развивающиеся. Выгодное положение им обеспечивает наличие в этих регионах большого количества важных для мировой экономики ресурсов: в Бразилии хорошие условия для производства сельскохозяйственной продукции, Россия — крупнейший в мире экспортер минеральных ресурсов, у Южно-Африканской Республики также богатые недра, Индия обладает дешевыми интеллектуальными ресурсами, у Китая в целом — дешевая рабочая сила.
В то же время среди стран БРИКС есть немалые различия, в том числе в политическом строе. Так, Индия, Бразилия и ЮАР более близки по институциональным стандартам к Западу: все они претендуют на вхождение в состав постоянных членов Совбеза ООН в случае его реорганизации [10].
Особенные отличия среди этой «пятерки» присущи Индии. Во-первых, её ВВП на душу населения составляет половину таковой в Китае, третью часть — в Бразилии и лишь четвертую — от уровня в России. Во-вторых, во всех странах, кроме Индии, отмечается всеобщая грамотность среди молодежи. В Индии в 2006 г. одна пятая часть мужского и одна четвертая часть женского населения в возрасте 15–24 лет не могла ни читать, ни писать. В третьих, такая же ситуация наблюдается по всеобщей детской вакцинации, кроме того, более 40% из них недоедают. В Индии государственная система здравоохранения, в отличие от коммерческой, очень плохо развита. Расходы на здравоохранение в Индии в последние 20 лет в среднем составляли около 1% от ВВП в год, тогда как в Китае — 2.7%, России — 3.2%, Бразилии — 4.2% [2]. Таким образом, Индия является наиболее бедной среди стран организации БРИКС.
Во всех государствах существуют неравенства разных типов. Индия — особый случай. Известно очень мало стран в мире, которые имеют такое множество неравенств в разных измерениях: экономическое, а также по классам, кастам и полу.
Какова же сегодня ситуация в Индии по экономическому неравенству? По этому вопросу в экономической литературе имеется мнение, что по уровню доходов оно сопоставимо с данными других стран. Но эта точка зрения построена на величине 0.35 индекса Джини, полученной с учетом денежных расходов Индии, в отличие от стран, использующих данные по доходам, надежной информацией о которых она не располагает. Последняя обнародованная Всемирным Банком величина коэффициента Джини 0.54 по уровню доходов населения, свидетельствует, что по данному показателю Индия близка к Бразилии и странам Южной Африки с высокой степенью неравенства [9, c. 23].
Официальная черта бедности в Индии широко обсуждается во многих дебатах. В ценах 2011 г. она составляет 32 рупии в городских условиях и 26 рупий в сельских районах в день на человека. Эти крайне низкие нормативы по установленным многие десятилетия назад стандартам для бедности соответствуют уровню крайней нищеты, и потому полностью неприемлемы. Самым ужасным является то, что даже при такой низкой официальной черте бедности в 2009–2010 гг. 350 миллионов (30%) населения Индии проживали ниже этой черты, причем многие из них свыклись с такой судьбой [2, c. 189–190].
Термин «каста» стал применяться к структуре индийского общества европейскими колонизаторами не ранее XIX века. В индийской системе используются понятия «варна» и «джати». Варна включает в себя большие касты или сословия индийского общества: брахманы (священнослужители), кшатрии (воины), вайшья (торговцы, скотоводы и земледельцы) и шудры (прислуга и рабочие). Внутри этих категорий существует деление на касты или джати — сословия по профессиональному признаку. Различных каст и подкаст в Индии — множество, к тому же существуют местные касты. Есть еще индийцы, которые существуют вне каст, или «неприкасаемые» — далиты, изгои индийского общества. К этой группе относится 16-17% населения Индии. Отношение к кастовому сословию со стороны государства характеризуется осторожностью и противоречивостью: с одной стороны существование каст признано индийской конституцией, с другой, любая дискриминация по кастовому признаку карается законом [11].
Многие отмечают [12], что кастовые различия в Индии в ХХ веке сократились. В прошлом в большей части страны далитам не разрешалось пользоваться велосипедом, обуваться, посещать храмы и даже сидеть в присутствии людей высших каст. К настоящему времени многие из этих пережитков исчезли или уменьшились в результате реформирования системы социальных норм и ценностей, распространения образования и, конечно, сопротивления самих угнетенных. Несмотря на это, было бы большой ошибкой считать, что кастовые различия в скором времени уйдут в прошлое. Главное то, что каста является инструментом силы в индийском обществе, даже когда кастовая система постепенно утрачивает свою жесткость и барбаризм. Так, продолжающееся влияние каст на государственные институты иллюстрируется социологическим опросом, проведенном в крупнейшем городе северной Индии — Аллахабаде. Представители двух самых высоких каст — брахманов и каяшт (подкаста писарей в касте кшатрий) — занимали более половины высоких постов в прессе, университетах, среди высших чинов в полиции и профсоюзах и т.д., превышая в 4 раза их пропорцию в населении штата. Не отмечено значительного присутствия среди них и далитов, в качестве преподавателей в университетах, да и то, вероятно, благодаря государственным квотам [2, c. 219]. Да и другие опросы свидетельствуют, что высшие касты доминируют в прессе, советах директоров компаний и даже в составе спортивных команд, например, по крокету и водному поло. В советах директоров индийских компаний более 90% его членов принадлежали к высшим кастам и почти половина из них (45%) были брахманами. При этом во многих случаях (70%) не существовало никакого разнообразия, означающего, что все члены директоров принадлежали к одной касте [13, c. 41].
Что касается мусульман, то многие из них занимают высшие ступени в обществе Индии, т.к. еще в период британской колонизации большинство высших каст были широко ими представлены, и многие из них не эмигрировали в Пакистан после разделения страны в 1947 г. В то же время бóльшая часть бедных мусульман — потомков низших каст индийцев, перешедших в ислам во избежание кастового неравенства, все равно пребывают в таких же ужасных экономических и социальных условиях, как и представители низших каст индийцев [14]. Причем в законодательных документах, дающих особые привилегии притесненным ранее кастам при поступлении на работу в государственный сектор или получении образования, бедные мусульмане как категория не включены.
Итак, присущая Индии несправедливость как кастовое неравенство ведет к еще бóльшему разрыву между разными слоями общества, в том числе и в религиозном контексте.
Половое неравенство в Индии является огромной проблемой не только для самих женщин, но и их мужей и детей, которые могли бы получить больше выгоды от более социально активных и информированных матерей. Как и кастовые отношения, половое неравенство нивелируется в последние годы, и, на первый взгляд, создается впечатление, что Индия стоит на пути разрушения традиционных барьеров разделения населения по половому признаку. Так, женщины Индии принимают активное участие в государственной и общественной жизни страны, занимая много постов в научной и политической сферах, музыке и литературе [2, c. 224]. Однако, с одной стороны, женской половине населения предоставляется возможность занимать от 33 до 50% всех постов в различных государственных органах, с другой, высшие из них — Индийский парламент и ассамблеи штатов — являются «мужскими» организациями: доля женщин в них не превышает 10% [2, c. 226]. Также ничтожно мала, по международным стандартам, доля женщин на рабочих местах, и она не растет [15], что разительно отличает Индию от других азиатских стран — Японии, Южной Кореи и Китая. Одной из главных проблем полового неравенства в стране является повышенная смертность девочек в сравнении с мальчиками из-за недостаточного внимания к их здоровью и питанию. Существуют и другие проявления патриархата в Индии в социальных и культурных отношениях: наследство передается по мужской линии, женщины не могут свободно путешествовать, в разных слоях индийского общества отмечается насилие против женщин (домашнее и изнасилования). Таким образом, раздел индийского населения (по классу, касте и полу) на привилегированных и остальных в сочетании с экономическим неравенством сохраняет бедность в Индии.
Знаковыми для индийской администрации и бизнеса являются коррупция и самое отвратительное её проявление — взяточничество. Почему коррупция в Индии процветает? Этому способствуют информационный вакуум, скрытое поощрение и отсутствие реального наказания.
Для устранения первой из причин в 2005 г. был принят закон «The Right to Information Act», открывающий неограниченный доступ к каждому государственному документу любому гражданину Индии в срок не более 30 дней [16]. Кроме того, по этому Акту государственные агентства обязаны распространять всю важную информацию, как общественное достояние, не дожидаясь запросов граждан. Причем госслужащий, не предоставляющий информацию вовремя, может подвергнуться наказанию в виде штрафа. К тому же, все эти права и обязанности контролируются независимыми наблюдателями. Отрадным и вызывающим оптимизм является то, что этот закон чрезвычайно популярен среди населения Индии и широко используется: за год поступает более миллиона запросов и бóльшая часть из них выполняется [17].
Школьное образование в Индии страдает, в основном, из-за двух недостатков: отсутствия его всеобщности и плохих стандартов [2, c. 120]. Еще великий индийский писатель Рабиндранат Тагор говорил, что огромные страдания Индии связаны с тем, что ее фундамент был построен в отсутствие образования [18, c. 237]. Умение читать, писать и считать вносит огромный позитивный эффект в качество жизни людей из-за:
● осознанного понимания окружающего мира и информированности;
● возможности получения достойной работы и повышение квалификации;
● защищенности в правовых и политических вопросах;
● сокращения числа барьеров, возникающих из-за классовых и кастовых различий;
● понимания необходимости привлечения современной медицины в решении проблем со здоровьем;
● осознания индийскими женщинами своих прав в семейных отношениях и сокращения детской смертности [2, c. 107-109].
Не так давно адресность считалась главной целью социальной политики в Индии. В основе ее лежала простая идея — сфокусировать государственные ресурсы на бедных. Такая политика казалась чрезвычайно действенной, хотя на практике выявились серьезные проблемы. Так, с 1997 г. в практику распределения государственных ресурсов был введён термин «хозяйства, живущие за чертой бедности». Идентификация этих хозяйств проводилась по 13 индикаторам при переписи населения в 2002 г. Оказалось, что этот метод является неэффективным, т.к. многие индикаторы необъективны и их трудно проверить, что открывает «двери» для ошибок, преференций и обмана. К тому же, бедность не является статичным явлением: успешные хозяйства сегодня могут стать бедными в следующем году из-за болезней, неурожаев, безработицы и других причин, а перепись и выявление беднейших хозяйстве проводится только один раз в 10 лет. Таким образом, процесс идентификации хозяйств за чертой бедности полон ошибок: три независимые национальные переписи в 2005 г. подтвердили, что половина беднейших хозяйств не внесены в список таковых, тогда как более богатые хозяйства находятся в нем, и иногда они эксплуатируют беднейших [2, c. 192-193]. Ошибки включения в список «хозяйств за чертой бедности», прежде всего, обусловлены чрезвычайно низкой официальной чертой бедности, т.к. очень тяжело исключить поддержку хозяйствам, живущим на сумму не более 26 рупий в день в сельских районах.
Более эффективными являются государственные программы, основанные на альтернативном подходе «самоотбора (самооценки)». Например, индийская система школьного питания, обеспечивающая калорийным обедом всех обучающихся в государственных школах и охватывающая более 120 миллионов детей. Причем большинство из них из семей «по самоотбору» и принадлежат к беднейшим слоям населения [2, c.194].
Другой программой, построенной на принципе самоотбора, является «Акт о гарантии национальной занятости (NREGA)». Она аналогична таковой, выдвинутой президентом США Рузвельтом в 1939 г. в борьбе с безработицей [19, c. 157]. По этому Акту любой сельский житель старше 18 лет может подать прошение на работу, причем предполагается, что богатые хозяйства не будут посылать членов своих семей на эти рабочие места. Отмечается [20], что принцип «самоотбора» и в данном случае оказался эффективным: рабочие места заняты лишь беднейшими слоями населения.
Осуществление государственных Программ по предоставлению услуг и социальной страховке для вдов, инвалидов и престарелых, а также образовательных стипендий для детей из беднейших слоев населения не умаляют действенность денежных трансферов [19, c. 153]. При этом для предотвращения коррумпированности среди чиновников государственного и местного управления принято решение и начато воплощение в жизнь решения о распределении государственных пенсий и пособий непосредственно на банковские счета. При этом лишь около трети индийских домохозяйств имеют их, поэтому привлечение значительной части оставшихся домохозяйств в банковскую систему страны требует огромных усилий и затрат, бóльшая часть которых ляжет на плечи правительства. Для страны с населением в 1.2 миллиарда решение о прямых выплатах является революционным, т.к. программа предназначена не только для борьбы с коррупцией, но и служит средством повышения уровня жизни миллионов людей, живущих в бедности.
Таким образом, неформально удерживаемая в современном обществе кастовая система отличает Индию от других стран мира и способствует поддерживанию классового неравноправия, являясь непреодолимым барьером. Половое неравенство также развито в этой стране, особенно в северных и западных регионах. При этом взаимное проникновение и подкрепление различных видов неравенств создает угнетающую социальную систему, где беднейшие слои живут в ужасающих условиях. Правительственная доктрина Индии до последнего времени связывала вопросы сокращения бедности с экономическим ростом страны. Как показывает опыт других развивающихся стран, никому не удается решить эту проблему без определенных мер и реформы в области распределительных отношений.
На современном этапе в Индии приходят к выводу, что без текущей социальной политики, направленной на снижение масштабов бедности и неравенства, определения их оптимальных уровней с точки зрения, как экономического роста, так и сохранения человеческого капитала, невозможно радикально решить проблему нарастающего социально-экономического расслоения, угрожающего безопасности страны.


Литература
1. Гринин Л.Е. «Дракон» и «тигр»: модели развития и перспективы // Историческая психология и социология истории. — 2013. — № 1.
2. Drиze J., Sen A. An Uncertain Glory: India and its Contradictions. — Princeton University Press, 2013.
3. Datt G., Ravallion M. Shining for the Poor Too? // Economic and Political Weekly. — 2010. — V. 45, N 7.
4. Gandhi M.K. (1937), editorial published in Harijan, 5 June; partly reprinted in Narayan (1968).
5. Ghosh A. Pathways through financial crisis: India // Global Governance: A Review of Multilateralism and International Organizations. — 2006. — Т. 12, № . 4.
6. National Sample Survey Office (2001b), Key Indicators of Household Consumer Expenditure in India 2009-2010 (New Delhi: NSSO).
7. How Modi Can Unleash India // The Economist. 24.05.2014
8. Asian Development Bank (2012), Asian Development Outlook 2012: Confronting Rising Inequality in Asia (Manila, ADB).
9. World Bank (2011), Perspectives on Poverty in India: Stylized Facts from Survey Data (Washington, D.C: World Bank).
10. Субботин А. Кирпичики БРИКС. Альянс быстроразвивающихся стран составит конкуренцию лидерам // Газета Поиск. — 2014. — № 10–11.
11. Касты — это только в Индии! — Tourweek. 3.01.2015 — Сайт: http://tourweek.ru/articles/world/258985
12. Ambedkar B.R. (2011), Reminiscences of Untouchability, reprinted from Government of Maharashtra (1979-98), vol. 12 (New Delhi: Critical Quest).
13. Ajit D., Donker H., Saxena R. Corporate Boards in India: Blocked by Caste? // Economic and Political Weeklyю — 2012. — V. 47, N 32.
14. Sachar Committee Report (Government of India, 2006).
15. Chandrasekhar C.P., Ghosh J. (2011). Women’s Work in India: Has Anything Changed, Macroscan, August; Сайт: http:www.marcoscan.org.
16. Aakella K.V., Kidambi S. Challenging Corruption with Social Audits // Economic and Political Weekly. — 2007. — V. 42, N 5.
17. Central Information Commission (2012), Annual Report 2011-12 (New Delhi: CIC).
18. Dutta K., Robinson A. (1995), Rabindranath Tagore: The Myriad-Minded Man (New York: St. Martin’s Press).
19. Bhagwati J., Panagariya A. Why Growth Matters. How Economic Growth in India Reduced Poverty and the Lessons for Other Developing Countries. A Council on Foreign Relations Book. Public Affairs, New York, 2013.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия