| | Проблемы современной экономики, N 2 (54), 2015 | | СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВ ЕВРАЗИИ И ДРУГИХ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН | | Атаниязов Ж. Х. доцент кафедры финансов Ташкентского финансового института,
кандидат экономических наук
| |
| | В статье рассматривается роль финансово-промышленных групп в развитии экономики и оцениваются возможности их создания с участием коммерческих банков. Выявлены особенности и перспективы создания финансово-промышленных групп в Узбекистане | Ключевые слова: финансово-промышленные группы, конкурентоспособность, кластер, антимонопольная политика, экономическая интеграция, интеграция промышленных и финансовых капиталов, капитализация, портфельные инвестиции, горизонтальная и вертикальная интеграция | УДК 336(575.1); ББК 65.292 Стр: 285 - 289 | В современных экономических условиях формирование и успешная деятельность интегрированных компаний и, в первую очередь, финансово-промышленных структур, несомненно, является важнейшим фактором повышения эффективности и обеспечения устойчивого экономического роста промышленного производства. Опыт развития экономики многих развитых стран подтверждает необходимость и целесообразность разумной кооперации и интеграции производства, создание крупных производственных структур, объединяющих на добровольной основе взаимосвязанные, но юридически самостоятельно функционирующие предприятия. Одно из направлений такого развития связано с формированием финансово-промышленных групп — формы экономической интеграции юридически самостоятельных лиц для реализации инвестиционных или иных проектов, способствующих повышению конкурентоспособности и расширению рынков сбыта производимых товаров и услуг, повышению эффективности производства, созданию новых рабочих мест.
Мировой опыт развития экономики свидетельствует о том, что в условиях рынка ФПГ являются формой проведения успешного крупного бизнеса. В разных странах практические подходы к финансово-промышленной интеграции имеют свою историческую, географическую и национальную специфику. Объединение промышленного и банковского капитала в финансово-промышленные группы выступает основной формой организации системы производства, составляя каркас технологического комплекса эффективных экономик большинства экономически развитых стран мира.
В Республике Узбекистан в процессе реализации экономической политики уделяется большое внимание развитию интеграции банковско-финансовой системы и отраслей промышленности. В настоящее время актуальными вопросами являются привлечение средств коммерческих банков для повышения уровня капитализации и укрепление финансовой устойчивости предприятий различных отраслей промышленности, совершенствование механизма финансового оздоровления и управления экономически несостоятельными предприятиями, структурного изменения экономики, модернизации производства, технического и технологического переоснащения.
Президент Республики Узбекистан И.А. Каримов, обращая внимание на роль банков в развитии экономики, подчеркнул следующее: «естественно, что роль банков и других финансовых институтов в ускорении экономического развития чрезвычайно важно. Мы прекрасно понимаем, что без банков нет промышленности, без банков нет экспорта, без банков нет инвестиций» [1]. Таким образом, обеспечение устойчивого экономического роста посредством усиления интеграции банковской сферы и промышленности становится одной из приоритетных задач.
Нужно подчеркнуть, что устойчивому росту нашей экономики служат, прежде всего, принимаемые в нашей стране законы, указы и постановления Президента, регулирующие различные вопросы экономического развития. В частности, принятые для укрепления банковско-финансовой системы важные законодательные документы привели к положительным практическим результатам. Все вышесказанное, в свою очередь, создаёт благоприятную основу для развития предприятий различных отраслей промышленности в нашей стране.
Экономика Республики Узбекистан, будучи включённой в мировую экономику находится в прямой зависимости от её системного устройства и поэтому путь к повышению экономической устойчивости в целом и усилению ее безопасности лежит через стимулирование и создание локомотивов роста, интегрированных во внутреннюю экономическую систему и адекватных мировой. Финансово-промышленные группы, основанные на критериях технологической и финансовой целесообразности, составляют каркас эффективных экономик в индустриальных странах.
Создание ФПГ в Республике Узбекистан можно осуществить в рамках общей программы оздоровления экономики и дальнейшего экономического роста. Стратегия формирования ФПГ должна основываться на существующих в республике экономических реалиях, анализе рынков поставок и сбыта, сложившихся связях предприятий внутри страны и с иными регионами, общегосударственных приоритетах. Эту стратегию необходимо согласовать с другими программами — структурной перестройки, антимонопольной политики, развития малого бизнеса и частного предпринимательства, конверсии и т.д. Опираясь на опыт зарубежных ФПГ необходимо стремиться к четко выраженной специализации отдельных групп, которая позволяет сосредоточить основное внимание на совершенствовании технологии и повышении качества составляющих элементов и конечного продукта в целом. Это, в свою очередь, будет содействовать ускоренному развитию научно-технологического и природно-ресурсного потенциала профилирующей отрасли.
Важнейшей проблемой является выбор принципов построения ФПГ, где структурообразующим предприятием является производство, выпускающее продукцию, пользующуюся платежеспособным спросом, что обеспечивает действенность капиталовложений. Оптимально строить такие ФПГ на базе кластера. Кластер — форма интеграции, целью которой является создание индустриальной основы для повышения конкурентоспособности, высокой производительности и экономического роста бизнеса [2].
Формирование ФПГ на базе кластера должно начинаться со структурообразующих предприятий перерабатывающей промышленности, которые не должны быть банкротами или находиться в предбанкротном состоянии. В противном случае построение структуры будет обречено на неуспех. Сказанное не означает, что предприятие должно быть лидером в своей области. Если его продукция в целом удовлетворяет потребителя, а финансовое состояние предприятия является тяжелым из-за загруженности, то его можно включить в качестве структурообразующего по окончании процесса финансового оздоровления.
Кластеры принимают различные формы в зависимости от своей глубины и сложности, но в большинстве случаев включают компании готового продукта, или сервисные компании; поставщиков специализированных факторов производства, компонентов, машин, а также сервисных услуг; финансовые институты; фирмы в сопутствующих отраслях [3].
Необходимо располагать полной информацией о финансовом состоянии каждого из партнеров данной структуры. Вот почему желательно уже на первом этапе найти банк-партнер, в задачу которого будет входить поддержание данной структуры в конкурентном состоянии и дальнейшее ее развитие. Таких банков может быть не один, а несколько, но тогда они должны составить группу по обслуживанию данной структуры. Отношения между кредитно-финансовыми и промышленными участниками являются определяющими для развития ФПГ.
Таким образом, формирование ФПГ должно начинаться с подбора двух основополагающих звеньев: производителя и банка. В первую очередь они должны определить стратегию развития, а потом уже искать партнеров по бизнесу, способных следовать обозначенным стратегическим целям.
Большинство предприятий до вхождения в ФПГ обычно являются акционерными обществами, принадлежащими отдельным группам собственников. Органическое включение этих предприятий во внутригрупповую систему управления становится возможным на базе централизованного контроля над ними как объектами собственности. Управление реальными собственниками оказывается частью системы управления ФПГ. Координация осуществляется на основе совместных решений руководителей основополагающих субъектов структуры и государственных органов власти. В юридическом отношении это может быть оформлено самыми различными способами.
На практике отдельные типы экономической интеграции в зависимости от отрасли могут сочетаться различными способами. Объединение предприятий вокруг универсальной торговой компании и банка, в универсальных (многоотраслевых), так называемых финансовых ФПГ целесообразно проводить в рамках развития объектов легкой и пищевой промышленности региона в альянсе с крупным банком. В такие ФПГ могут входить разнообразные предприятия регионального значения, объединенные акционерным контролем крупного банка, либо его участием в уставном капитале.
Применительно к вертикально интегрированным группам с характерной жесткой зависимостью участников, можно говорить о производственной (технологической), распределительной и имущественной вертикалях. Производственный альянс (производственные ФПГ) в форме иерархии субподрядчиков разных уровней, поставляющих свою продукцию головной фирме, наиболее целесообразен на базе структурообразующих предприятий электронной, авто- и иной машиностроительной промышленности, где продукт состоит из многих комплектующих.
Распределительный альянс представляет собой систему распределения, возглавляемую крупным производителем или оптовым торговцем. Этот тип групп имеет много общего с системами сбыта продукции, и характерен для развития сельскохозяйственной и сезонных отраслей экономики.
Имущественный альянс или холдинг характеризуется направленным «сверху вниз» контролем над деятельностью участников группы. Такие ФПГ возможно формировать на базе крупных отечественных предприятий добывающей и перерабатывающих отраслей путем организации единой технологической цепочки, что обеспечит выпуск конкурентоспособной продукции с высокой добавленной стоимостью.
Стратегические альянсы охватывают широкий ряд межфирменных организаций, создаваемых для решения некоторых конкретных задач. К таким альянсам относятся: совместные предприятия; консорциумы для реализации инвестиционных проектов; различные формы кооперации, обеспечивающие уже функционирующим ФПГ освоение новых для них видов деятельности и технологий. Стремясь выйти за рамки своей традиционной ориентации, крупные фирмы устанавливают связи с небольшими высокотехнологичными фирмами [4].
Для формирования жизнеспособной ФПГ необходимо последовательно пройти три важных этапа организации. Сначала, общие цели ФПГ должны быть четко сформулированы и приняты всеми участниками. Их конкретный набор и приоритетность диктует главная задача — удержание рынков и завоевание новых. Для этого требуется сформировать законченные структурные звенья, обеспечивающие производство товара, доведение его до конкретных рынков, сбыта, а также перераспределение рисков.
На втором уровне поставленные задачи поддерживаются системой балансировки интересов. Очевидно, что между интересами ФПГ и отдельных ее участников неизбежны противоречия. Наиболее общий рецепт их разрешения — стремление к общей прибыли должно подкрепляться системой ее перераспределения, компенсирующей потери отдельных участников. Как правило, для этого используется механизм переплетения капиталов, в частности, портфельный принцип продажи акций, когда вместе с высокодоходными акциями приобретаются и акции низкодоходных предприятий [5].
Наконец, третий уровень — выстраивание конкретной очередности преобразований. Здесь следует выделить наиболее трудно решаемую проблему: соблюдение общего правила, что в ФПГ без ущерба для других его участников могут входить только здоровые, устойчивые организации. Поскольку в реальности таких немного, то требуется предварительная санация предприятий, вычленение из их состава наиболее эффективных и наделение их правами юридического лица для первоочередного включения в ФПГ.
В силу предназначения ФПГ главнейшим направлением деятельности является финансово-инвестиционное, что предопределяет особую роль региональных банков в работе корпораций. Конкретные схемы работы банка в ФПГ диктуются реальными экономическими условиями функционирования, схемой построения ФПГ, ее организационной структурой, количеством входящих в группу предприятий и их специализацией, масштабами необходимой работы по концентрации основных денежных потоков, их координации, приоритетами осуществления инвестиций из аккумулированных банками источников, потребностями в трасте, также осуществляемом преимущественно банками и многими другими факторами. Благодаря вхождению кредитно-финансовых институтов в ФПГ достигаются стратегические выгоды, связанные в первую очередь с повышением мобильности развития и реализации технологического потенциала всей группы. Скорость технологического обновления производства, темпы наращивания выпуска конкурентоспособной продукции во многом зависят от того, насколько инвестиционные возможности корпорации превышают объемы финансирования.
В рамках ФПГ могут найти применение современные банковские технологии, все многообразие банковских операций и схем использования финансовых инструментов. В обычной деловой практике банки не используют все возможности банковской техники не только потому, что не позволяет финансовая база или отсутствует развитая банковская инфраструктура. Главная причина этой ограниченности связана с ненадежностью клиентуры, непрогнозируемостью их финансового положения, а также недоверие к их деловой репутации. Большое значение играет и недоработанность правовой базы для реализации банками своих прав.
ФПГ как форма интеграции промышленного и банковского капитала характеризуется множеством путей возникновения и форм существования. Объединение банков и промышленных предприятий не имеет законченный характер, структура, как правило, находится в динамике и имеет множество вариаций. Состав, структура и форма управления каждой конкретной группы определяются индивидуально, на основе реального состояния производства. Однако чаще всего можно выделить две позиции банка как внутреннего финансового института ФПГ [6]:
1. Первая заключается в выполнении им функций так называемого «карманного банка». Роль банка подчиненная, сугубо обслуживающая. Банк полезен только в управлении потоком наличности (cash flow) и ликвидностью предприятий-членов ФПГ, может играть также незначительную роль в инвестициях. Роль подобных банков, чаще небольших, в выдаче гарантий, поиске иностранных инвесторов, маркетинговых и информационных услугах крайне мала. Если в ФПГ роль банка представляется вспомогательной — это верный знак недостаточной жизнеспособности ФПГ. Такие группы, как правило, отличаются слабым менеджментом, который оборачивается постепенным «съеданием» банков и резким сокращением собственных финансовых ресурсов.
2. Вторая позиция заключается в выполнении банками роли финансового центра группы, т.е. банк становится в центре всех финансовых потоков ФПГ и единолично руководит ими. Именно банк осуществляет финансовый менеджмент ФПГ в целом, руководит деятельностью всех остальных финансовых институтов, если они имеются. Банк действует в группе как компетентный советник и партнер. Чаще всего именно банк является инициатором организации ФПГ и стоит в самом центре создания.
Мировой опыт свидетельствует, что кредитно-финансовые институты входят в число наиболее активных участников объединений. Объективно этому способствует то обстоятельство, что именно в этих структурах сконцентрированы ресурсы, которые могут быть направлены на удовлетворение инвестиционных потребностей. Исходя из этого, основное преимущество создаваемых с участием финансово-кредитных институтов ФПГ состоит в первую очередь в возможности использования эффективных механизмов направления денежных потоков в сферу инвестиций. Таким образом, главной особенностью финансово-промышленной группы является обязательное наличие в ней банковского капитала. Именно участие банка является тем решающим обстоятельством, которое отличает ФПГ от любой другой крупной организационной структуры.
Наибольший экономический и финансовый эффект для всей ФПГ достигается, когда руководящая роль в группе принадлежит банку. Банку для создания работоспособной, приносящей прибыль ФПГ, предстоит большая организационная работа: реструктуризация предприятий, создание прозрачной, понятной западному инвестору управленческой системы, оздоровление финансовых систем предприятий и т.д.
Одним из основных факторов, определяющих качество развития и функционирования ФПГ, является качество финансового менеджмента, осуществлением которого должен заниматься банк. Наличие прозрачной структуры и хороших менеджеров в ФПГ повышает и ее привлекательность для инвесторов. Задача финансового менеджмента — осуществление финансовой стратегии и политики ФПГ [7]. Существует два подхода к осуществлению финансового менеджмента в рамках ФПГ:
● финансовый менеджмент осуществляется банком, входящим в структуру группы или его дочерней фирмой, структурно подчиненной банку;
● финансовый менеджмент осуществляется центральной компанией ФПГ или центральным предприятием, вокруг которого построена группа. В любом случае — это нефинансовая структура [6].
Первый подход является предпочтительным. В этом случае банк может обеспечить наиболее высокий уровень финансового менеджмента в ФПГ. Это обусловливается двумя причинами:
1) процесс эффективного управления финансами для обеспечения наилучшего функционирования банка как финансового института происходит в банке ежедневно и почти на каждом рабочем месте, поэтому банк обладает большим опытом в финансовом менеджменте, чем любая другая организация;
2) банк обладает штатом квалифицированных специалистов, которые имеют специальное экономическое и финансовое образование, профессиональное для банка.
В ФПГ, кроме банка, могут входить и другие финансовые институты. Это компании по страхованию, финансовые, инвестиционные, пенсионные фонды, компании потребительского кредита, факторинговые, риэлторские и лизинговые, кредитные товарищества и др. Эти организации обладают значительными финансовыми ресурсами, которые должны обращаться внутри группы для наилучшего ее функционирования. Они должны храниться на счетах в банке и банк, в конечном итоге, распоряжается всеми этими средствами. У этих средств есть важная особенность — эти ресурсы средне- и долгосрочные и поэтому представляют для банка особый интерес. Все это вместе дает возможность использования синергического эффекта для аккумуляции ресурсов с целью их дальнейшего инвестирования в производство. Эффект возникает благодаря возможности быстро формировать необходимые суммы из ресурсов разной длительности и полученных из разных источников, удлинять краткосрочные ресурсы, шире использовать диверсификацию на разных рынках, покрывать возможные риски в одном секторе финансового рынка прибылями на другом, использовать их небольшую стоимость по сравнению с обычными источниками и методами привлечения [8, 9].
Финансовый капитал должен находиться в определенном соотношении с промышленным капиталом. Его цель — организация и обслуживание денежного оборота, причем не только ради прибыли, сколько ради обеспечения непрерывности воспроизводственных процессов хозяйственной структуры ФПГ. Именно для обеспечения этой непрерывности и бесперебойности производственных процессов банк должен периодически (до фазы реализации продукции) обеспечивать производство заемными средствами. Для этого служит краткосрочное кредитование и кредитование по принципу овердрафта. Кроме обеспечения производства, в кредитовании заложен еще и дополнительный источник повышения научно-технического уровня производства, который предоставляется при недостатке собственных средств у предприятий и организаций на эти цели. При недостатке гарантий, а также информации, банки готовы предоставлять кредит только по высоким процентным ставкам или только предприятию, которое банк очень хорошо знает или имеет механизм влияния на него. Поэтому именно структура ФПГ могла бы помочь в этом отношении, поскольку она создает реальные связи партнеров и знание ими друг друга.
Кредитуя предприятия-члены финансово-промышленной группы, банк должен быть заинтересован в получении таких процентов по кредиту, которые будут по силам предприятию, не поставят его в такое положение, когда остановится производство из-за нехватки финансовых ресурсов. Наоборот, производство должно возродиться, расшириться, предприятие должно приносить прибыль, часть которой придет в банк. Кроме того, банк выиграет от увеличившихся оборотов по текущему счету, эти средства можно опять пустить в оборот. И, безусловно, вернется кредит и проценты по нему, что даст доход банку. Получив дополнительные ресурсы, банк может получить с них прибыль за счет вложения уже по обычным рыночным ставкам в кредиты сторонним клиентам или в ценные бумаги на фондовом рынке. Банк должен рассматривать операцию кредитования как первую ступень в цепи финансовых операций со своими же ресурсами, которые останутся здесь же и в дальнейшем принесут еще прибыль, полученную столько раз, сколько раз сможет банк использовать те же самые ресурсы. Эти ресурсы достаются банку практически бесплатно, при умелом финансовом менеджменте банк может формировать из них ресурсы разных сроков и размещать на внешнем рынке, получая дополнительный доход.
В процессе финансового менеджмента, выполняемого банком, появляется синергический эффект, который приводит, с одной стороны, к снижению потребности в оборотных средствах, необходимых для бесперебойного функционирования предприятий ФПГ, а с другой, — к увеличению инвестируемых в нефинансовый реальный сектор экономики средств. Осуществляя финансовый менеджмент для всей ФПГ, банк также должен взять на себя управление рисками, особенно имея в виду то, что в настоящее время существует много различных программных аналитических продуктов, которые позволяют осуществлять эту работу с использованием методов математического моделирования.
Одним из необходимых условий организации деятельности финансово-промышленных групп с участием коммерческих банков является высокая степень их капитализации. По данным анализа, коммерческие банки должны обладать значительным капиталом, чтобы быть способными удовлетворить потребности предприятий, входящих в состав финансово-промышленной группы в финансовых ресурсах, владеть их акциями и финансировать перспективные инвестиционные проекты в рамках группы.
По результатам проводимых в Республике Узбекистан мероприятий по расширению ресурсной базы коммерческих банков с целью укрепления финансовой устойчивости банковской системы и повышения инвестиционной деятельности коммерческих банков в реальном секторе экономики совокупный капитал банков по сравнению с 2007 годом увеличен в пять раз или на 5,4 трлн сум и составляет по состоянию на 1 января 2015 года 6,9 трлн сум, банковские активы увеличились по сравнению с 2007 годом в шесть раз или на 46,9 трлн сум и составляют по состоянию на 1 января 2015 года 56,2 трлн сум.
Уровень текущей ликвидности банковской системы вот уже в течение ряда лет превышает 64 %, что в 2 раза больше минимального уровня, установленного международными стандартами.
Активы банков по сравнению с 2013 г. возросли на 28,2 % и составили более 56,2 трлн сумов.
В 2014 году коммерческими банками осуществлен ряд масштабных мер в рамках приоритетных задач на 2014 г., ориентированных на ввод современных и высокотехнологичных промышленных производств и мощностей, модернизацию ведущих отраслей экономики, ускорение технического и технологического обновления.
В результате общий объем кредитов, направленных в реальный сектор экономики увеличился на 31,2 % по сравнению с 2013 г. и на начало 2015 года составляет более 34,8 трлн сумов. А по сравнению с 2005 г. увеличился более чем в 9,5 раза. | | | Рис.1. Объем кредитов, направленных в реальный сектор экономики Узбекистана, (млрд сум) [10] | Объем кредитов, выданных на инвестиционные цели, по сравнению с 2010 г. увеличился более чем в 2,6 раза и по состоянию на 1 января 2015 г. составил более 8,5 трлн сумов, что свидетельствует о повышении активности коммерческих банков и увеличении их инвестиционной деятельности по модернизации, технологическому и техническому перевооружению предприятий. | | | Рис.2. Объем кредитов на инвестиционные цели (млрд сум)[10]. | На сегодняшний день в банковской системе Узбекистана наиболее приемлемыми для финансово-промышленной интеграции являются четыре коммерческих банка страны — Национальный банк внешнеэкономической деятельности, ОАКБ «Узпромстройбанк», Государственно-акционерный коммерческий банк «Асака» (ОАО), ОАКБ «Агробанк». На их базе вполне возможно формирование как горизонтальных так и вертикально-интегрированных финансово-промышленных групп, где могли бы реализоваться все упомянутые выше интеграционные функции этих банков. Средние по величине банки, уступающие в размере активов и уровню капитализации, могут участвовать в ФПГ вкупе с крупными банками или самостоятельно в региональных проектах.
Таким образом, есть потенциальная возможность отечественных банковских структур развить процесс концентрации и централизации капитала в экономике республики посредством соединения сфер обращения, производства, финансирования. В свою очередь промышленный капитал, испытывая острую нехватку оборотных и основных средств для поддержания существующей деятельности и дальнейшего развития своего производства, также стремится к слиянию с банковским. В условиях современных рыночных отношений, банки являются необходимым элементом финансово-промышленной группы, которые должны активно участвовать в их создании и развитии, имея на то объективные экономические предпосылки.
В работе по формированию финансово-промышленных групп важно использовать опыт концернов, трестов, промышленных конгломератов, в том числе и по взаимодействию с малым предпринимательством, однако применительно к сегодняшнему Узбекистану к формированию ФПГ следует отнестись осторожно. ФПГ, хотя и имеют ряд объективных предпосылок для своего создания, являются сейчас инородным образованием в экономике республики. Для становления такого нового класса структур, как ФПГ, необходимо выполнение ряда мероприятий, создающих благоприятную среду (правовую, экономическую, информационную и др.).
В ходе исследования теоретических основ и мирового опыта участия банков в составе ФПГ, анализа современного состояния деятельности ФПГ в мире получены следующие научные выводы и предложения:
1. Для организации деятельности ФПГ в Узбекистане необходимо принять Закон Ресублики Узбекистан «О финансово-промышленных группах», как основного законадательного документа, регулирующего создание и функцирование ФПГ.
2. Повышение уровня капитализации банков за счет увеличения их уставных капиталов, выпуска и активного размещения акций на фондовых рынках для привлечения в капитал банков свободных денежных средств населения, субъектов предпринимательства и потенциальных инвесторов, в том числе зарубежных.
3. Широкое участие коммерческих банков своим капиталом в инвестиционных процессах по созданию новых современных производств, а также модернизации, техническому и технологическому перевооружению существующих предприятий, обеспечивающих на этой основе расширение производства конкурентоспособной, экспортоориентированной продукции и повышение занятости населения.
4. Концепцией развития финансово-промышленных групп необходимо предусмотреть создание ФПГ на базе технологически и кооперационно-связанных промышленных предприятий, выпускающих сложную наукоемкую продукцию, обеспеченную платежеспособным спросом и конкурентоспособную на внешнем и внутреннем рынках, которые отвечают целям и приоритетам социально-экономической политики республики.
5. Состав участников и организационно-правовые формы ФПГ могут быть разнообразными, учитывающими этапы полного цикла воспроизводства, финансовый и научно-производственный потенциал предприятий, их роль в овладении конкретными сегментами рынка.
6. Создание ФПГ должно осуществляться с учетом антимонопольных ограничений, вытекающих из действующего законодательства для недопущения получения крупными ФПГ монопольного влияния на местных товарных рынках и ограничения доступа к ФПГ иных хозяйствующих субъектов.
В процессе формирования финансово-промышленных групп открываются благоприятные возможности для реализации различных схем интеграции потенциала финансовых, производственных и коммерческих структур при сохранении юридической самостоятельности каждого из участников группы. Их отличительной чертой выступает огромный синергетический эффект, получаемый от умелой оптимизации всех видов ресурсов, а также способность к саморазвитию в рыночных условиях, образующие эффективную и устойчивую кооперацию, направленную на развитие приоритетных направлений экспортно-ориентированного общественного производства.
Но в то же время формирование ФПГ в Узбекистане целесообразно. Они служат обеспечению надежных, отвечающих требованиям качества поставок и сбыта, оживлению и повышению конкурентоспособности отечественного производства. Процессы создания ФПГ в Республике Узбекистан как инструмента реализации приоритетов промышленной политики и концентрации инвестиционных ресурсов должны основываться на индивидуальной проработке и тщательной экспертизе проектов организации совместного использования промышленного потенциала и банковского капитала, направленных на стимулирование развития в областях, имеющих решающее значение для преодоления кризисных явлений в экономике и социальной сфере. В то же время при индивидуальном создании конкретных ФПГ следует устранять потенциальные возможности появления негативных тенденций, чему должны способствовать объективная экспертиза проектов ФПГ, систематический анализ их деятельности и введение специальных регулируемых мер. |
| |
|
|