| | Проблемы современной экономики, N 2 (54), 2015 | | ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ | | Сивцева Т. В. аспирант Финансово-экономического института Северо-Восточного университета имени М.К. Аммосова (г. Якутск) Ноговицын Р. Р. заведующий кафедрой менеджмента в горно-геологической отрасли Финансово-экономического института
Северо-Восточного Федерального Университета им. М.К. Аммосова (г. Якутск),
доктор экономических наук, профессор
| |
| | В статье раскрывается экономическая значимость использования потенциала лесного массива Якутии в создании внутреннего углеродного рынка в контексте выполнения Указа Президента и распоряжения Правительства Российской Федерации, заложенных в Программе развития экономики до 2020 г | Ключевые слова: Республика Саха (Якутия), Киотский протокол, торговля квотами, сток углерода, экосистема | УДК 336.531.2:630 (571 56) Стр: 268 - 270 | В настоящее время в разделе экономической науки, связанном с решением проблем охраны окружающей среды, актуализируются инициативы по созданию внутреннего углеродного рынка для обеспечения сокращения объема выбросов парниковых газов предприятиями, лесными и другими хозяйствами. Многие европейские страны приняли политические решения о введении налогов на выбросы углекислого газа.
Россия является участником Киотского протокола, принимает участие в работе его органов и представляет в секретариат РКИК ежегодные отчеты о выбросах ПГ (парникового газа). Указом Президента РФ от 30 сентября 2013 г № 752 «О сокращении выбросов парниковых газов» [1] и распоряжением Правительства РФ от 2 апреля 2014 г. № 504-р [2] органам исполнительской власти субъектов РФ рекомендовано осуществлять необходимые мероприятия по обеспечению сокращения объема выбросов парниковых газов к 2020 г. до уровня не более 75% объема указанных выбросов в 1990 г.
Поскольку «Протокол Киото» обязывает научно-исследовательские институты разрабатывать стратегию компенсации промышленных выбросов биологической фиксацией атмосферного углерода с учетом знания биологии круговорота углерода, [3] необходимо отметить, что на изучение лесного покрова планеты возлагаются основные надежды в реализации статей Киотского протокола в региональном секторе экономики.
Сегодня фитомасса лесов рассматривается как основная характеристика, определяющая ход процессов в лесных экосистемах и используемая в целях экологического мониторинга, устойчивого ведения лесного хозяйства, моделирования продуктивности лесов с учетом глобальных изменений, изучения структуры и биоразнообразия лесного покрова, оценки углеродо-доминирующей емкости лесов. Существует мнение, что сток углерода обеспечивается исключительно лесами северного полушария.
Республика Саха (Якутия) с ее обширными таежными, горно-лесными и тундровыми экосистемами представляет собой громадный резервуар органического материала, накопленного в течение столетий, а повсеместно распространенная, близко залегающая к поверхности земли, высокольдистая мерзлота является консервантом парниковых газов прошлых эпох, аккумулированных тысячелетиями. По нашим подсчетам, запасы связанного углерода в почвах лесных и тундровых экосистем Якутии составляют 17133 млн т, примерно 1/4 часть общего запаса углерода в почвах лесорастительных регионов России.
Повышение средней годовой температуры воздуха в области развития криолитозоны способно вызвать активизацию биогеохимических процессов, ускорить высвобождение законсервированных в вечной мерзлоте парниковых газов. Вместе с тем, вклад мерзлотных экосистем в глобальный и континентальный баланс углерода до сих пор остается малоизученным.
По прогнозной оценке, удвоение концентрации углекислоты в атмосфере произойдет в середине текущего столетия, что приведет к увеличению планетарной температуры на 1,5°С. Повышение температуры может составить 7–8°С в средних и высоких широтах и достигать 12°С на полюсах. Анализ данных 400 обсерваторий мира, проведенный японскими учеными, показывает, что повышение планетарной температуры воздуха за 1980–1990 гг. составило в среднем 0,3°С. Из всех парниковых газов на долю углекислоты в повышении температуры воздуха приходится около 43%. Таким образом, обогащение атмосферы парниковыми газами представляет собой серьезную не только эколого-социально-экономическую, но и политическую проблему жизнеобеспечения человечества [4].
Оценка величины поглощения углерода мерзлотными экосистемами имеет прямой экономический выход в рамках ратификации Россией Киотского Протокола ООН по сокращению выбросов парниковых газов в атмосферу. Этот показатель может использоваться для подсчета индустриального выброса отдельно взятой страны. Любая добавочная верифицированная поглотительная емкость может быть продана в рамках торговли эмиссией. В конечном счете, легкоранимые мерзлотные экосистемы Якутии должны быть выведены в устойчивое русло развития в соответствии с функционированием социальной, экономической и экологической систем.
Согласно Киотскому протоколу, страны могут осуществлять инвестиции в проекты совместного осуществления непосредственно или через международные фонды. Кроме того, они могут разработать правила для инвестирования в проекты компаниями. К государственным проектам чаще прибегают страны ЕС, а частные проекты шире используются в Канаде и Японии.
До вступления Протокола в силу большинство проектов осуществлялось за счет международных или государственных фондов и в рамках различных международных и национальных программ.
Угроза, которую создает изменение климата для долгосрочного развития и которая не позволяет бедным переступить черту бедности, вызывает особую озабоченность Всемирного банка. Мероприятия в области углеродного финансирования представляют собой естественное продолжение миссии Банка, нацеленной на сокращение числа бедных. Банк делает все возможное, чтобы бедные страны смогли в своих интересах использовать те действия, которые предпринимаются на международной арене для противодействия изменениям климата, в том числе воспользоваться выгодами, создаваемыми развивающимся углеродным рынком сокращений выбросов парниковых газов [5].
Углеродные фонды стали создаваться вначале 2000-х гг. с целью покупки квот и инвестирования в проекты по сокращению выбросов парниковых газов. Полученные в результате осуществления сделок разрешения на выбросы поступают на счет фондов, которые предоставляют инвесторам гарантии выполнения обязательств по Киотскому протоколу. Странам, в которых могут осуществляться проекты по снижению выбросов, фонды предлагают набор примерных вариантов таких проектов, а также предоставляют техническую и консультационную помощь для их разработки.
Всемирный банк является распорядителем средств девяти углеродных фондов, участниками которых являются государственные и частные организации: Прототипный углеродный фонд (ПУФ); Нидерландский фонд проектов совместного осуществления и Нидерландский фонд Механизма чистого развития; Углеродный фонд местного развития (УФМР); Биоуглеродный фонд; Итальянский углеродный фонд; Испанский углеродный фонд; Датский углеродный фонд.
Перечисленные фонды являются государственными или функционируют как государственно-частные партнерства, распорядителем средств которых является Всемирный банк, выступающий в качестве доверенного лица. Фонды покупают сокращения выбросов парниковых газов, получаемые при реализации проектов в развивающихся странах или странах с переходной экономикой, от имени участников фондов и осуществляют платежи при передаче сокращений выбросов.
Сокращения выбросов могут использоваться для выполнения обязательств в рамках Киотского протокола или в соответствии с другим регулируемым или добровольным режимом сокращения выбросов парниковых газов. Все единицы сокращения выбросов покупаются от лица участников фондов, представляющих государственный и частный сектор. Всемирный банк выполняет функцию честного посредника, добиваясь того, чтобы выгоды углеродного финансирования получали также и развивающиеся страны, и страны с переходной экономикой. Всемирный банк проводит регулярные консультации с целым рядом заинтересованных сторон, включая Комитет принимающих стран, состоящий из представителей развивающихся стран, для обсуждения структуры и деятельности углеродных фондов [6].
Таким образом, в настоящее время возникла значимая проблема в исследовании реализации статьи Киотского протокола как соглашения об охране и экономическом обосновании роли лесной экосистемы в обеспечении сокращения объема выброса парникового газа как необходимого условия для создания внутреннего углеродного рынка и инвестиции лесных проектов органами власти и ведомствами.
По оценкам многих экспертов участие в реализации Киотского протокола позволяет России стать крупнейшим продавцом квот на выбросы парникового газа на мировом рынке и привлечь десятки миллиардов долларов в виде зарубежных инвестиций.
Республика Саха (Якутия) имеет большие перспективы в сфере торговли квотами на парниковые газы, так как Якутия является одним из крупнейших регионов России по лесопокрытой площади и запасам древесины. Общая площадь лесного фонда равна 256,1 млн га, в том числе покрытая лесной растительностью — 158 млн га, огромный резервуар углерода в виде надземной и подземной биомассы растений и их остатков, гумуса и торфов.
По данным Т.Х Максимова в лиственничных лесах Сибири ежегодно аккумулируется от 0,4 до 1,0 млрд т. углерода в год, что сопоставимо с данными по европейским и тропическим лесам. Чистая биомная продуктивность (NBP) лиственничных лесов Сибири оценена в пределах 0,26086 млрд т углерода в год и обладает значительным потенциалом поглощения парниковых газов [7].
На основе анализа работ исследователей можно отметить следующую экономическую значимость от Киотского соглашения.
1. Создание внутреннего углеродного рынка в России будет способствовать привлечению инвестиций от крупных компаний в сектор экономики. К ним относятся инвестиции проектов по снижению объема выбросов парниковых газов и решение экологических проблем по сохранению лесного массива в мерзлотных экосистемах. Участие в работе глобального углеродного рынка выгодно для России и Якутии, т. к. уровень затрат на сокращение объема выброса парниковых газов в нашей стране один из самых низких в мире.
2. Наиболее существенным фактором, влияющим на снижение выброса парниковых газов, является использование имеющегося потенциала лесного массива в России, в том числе Якутии. Субсидирование предприятий и хозяйств в мероприятиях по обеспечению сокращения объема выбросов парниковых газов способствуют увеличению потенциала субъектов России по продаже квот на мировом рынке.
3. Для снижения объема выбросов парниковых газов лиственничными лесами в России необходимо уже в ближайшее время реализовать проекты с целью привлечения инвестиций международных программ по снижению объема выбросов парниковых газов. Как показывают количественные оценки, скорейшее начало торговли квотами будет не только способствовать снижению выбросов парникового газа, но и благоприятным фактором привлечения инвестиций по сохранению лесной экосистемы. |
| |
|
|