| | Проблемы современной экономики, N 2 (54), 2015 | | ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ | | Мачахова А. К. магистрант 1 курса Финансово-экономического института
Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова (г. Якутск)
| |
| | Республика Саха (Якутия) является обладателем огромного природного богатства, в том числе природного газа. Очевидно, интерес к данному ресурсу огромен не только внутри страны, но и за его пределами. В статье описывается нынешнее состояние газовой отрасли. Автор рассматривает, какие проблемы и перемены возникнут с приходом крупномасштабного проекта «Сила Сибири» и как именно данный проект повлияет на социальное и экономическое развитие республики | Ключевые слова: Республика Саха (Якутия), газовая отрасль, Сила Сибири, НДПИ | УДК 622.691 (571.56); ББК 26.343 (2Рос.Яку) Стр: 257 - 258 | Отечественный и мировой опыт развития газовой отрасли отдаленных и труднодоступных регионов выявил ряд характерных проблем, с которыми сталкиваются участники освоения месторождений природного газа. В их числе: специфика применяемых технологий добычи и транспортировки углеводородного сырья, более высокие требования к организации процесса освоения месторождений, в том числе связанные с охраной окружающей среды, сложные природно-климатические условия, изначально слаборазвитая инфраструктура удаленного региона и учёт интересов проживающего на территории коренного населения. Возможность конструктивного решения названного круга проблем во многом определяет прогресс в социальном и экономическом развитии региона.
Республика Саха (Якутия) была и остается регионом, где горнодобывающая промышленность в решающей степени определила производственную инфраструктуру и определяет доходную часть бюджета. Якутия располагает громадным по объему и уникальными по составу и качеству сырья природно-ресурсным потенциалом. Перспективные и прогнозные ресурсы газа Якутии оцениваются в 10,4 триллионов куб.м. при среднем потреблении по республике 1,59 млрд куб.м. в год [1].
Добычу природного газа ведут четыре недропользователя на пяти месторождениях: ОАО «ЯТЭК»: Средневилюйское и Мастахское месторождения; ОАО «АЛРОСА-Газ»: Северный блок Среднеботуобинского месторождения; ООО «Ленск-Газ»: Отраднинское месторождение; ОАО «Сахатранснефтегаз»: локальный участок Среднетюнгского месторождения.
Газотранспортная система республики состоит из четырех локальных газотранспортных систем, функционирующих замкнуто и технологически независимо друг от друга. Поставки природного газа производятся для обеспечения выработки электрической и тепловой энергии.
Учитывая замкнутость четырёх газотранспортных систем республики и в связи с газификацией сёл с малым количеством населения без крупного промышленного потребителя, в период до 2018 года большого роста добычи газа в республике не прогнозируется. На данный момент, указанные газотранспортные системы остаются изолированными, поставки газа осуществляются только для нужд жилищно-коммунального хозяйства. Тем не менее, за счет реализации мероприятий по газификации населенных пунктов, задача газификации которых поставлена Президентом Республики Саха (Якутия), прирост по 20-ти сёлам должен будет составить порядка 43,5 млн куб.м. к 2018 году.
В прогнозируемый период газотранспортная система Центральной Якутии останется локальной. Следовательно, единственным способом увеличить объёмы добычи и транспортировки природного газа до 2018 г. будет являться создание крупного потребителя внутри существующего локального рынка, то есть организация переработки природного газа. Кроме того, развитие газопереработки позволило бы частично покрыть потребности республики в моторных топливах и снизить зависимость от сезонности завоза из-за пределов республики. В противном случае, ввод новых месторождений в Центральной Якутии может не повлечь за собой рост добычи газа, а лишь перераспределит объёмы реализации газа между поставщиками.
Проекты по переработке природного газа, имеющие достаточную степень проработанности, на данный момент отсутствуют. Прекращена реализация проекта строительства газохимического комплекса в центральном регионе Республики Саха (Якутия) (ООО «Восточно-сибирская газохимическая компания») и проекта завода GTL (ОАО «ЯТЭК») [2].
Начиная с 2018 года, стало возможным расширение рынка сбыта в связи с обустройством Чаяндинского нефтегазоконденсатного месторождения (запасы газа — 1,2 трлн куб.м.) и строительство магистрального газопровода Якутия — Хабаровск — Владивосток «Сила Сибири» с пропускной способностью 61 млрд куб.м. газа в год.
Строительство газопровода «Сила Сибири» стало возможным почти после десяти лет переговоров по согласованию условий поставок газа из России в Китай. В мае 2014 года российский газовый монополист «Газпром» и Китайская государственная нефтегазовая компания CNPC подписали контракт, который предусматривает поставку китайским потребителям 38 млрд куб.м. газа ежегодно в течение 30 лет. Транспортировка газа по трубопроводу «Сила Сибири» с Чаяндинского месторождения начнется в 2019 году. Как ранее сообщал председатель правления российского концерна Алексей Миллер, общий объем соглашения должен был составить 400 млрд долл. Так как экспортная цена на газ оставалась неизвестной, эксперты провели расчеты исходя из объявленной стоимости контракта, срока его действия и объемов поставок и определили, что тысяча куб.м. газа обойдется Китаю примерно в 350 долл. Но поскольку с мая цена на нефть упала на 25%, а цены на газ привязаны на нефть, сумма контракта теперь не 400, а 300 млрд долл. Соответственно, экспортная цена также будет снижена.
Согласно проекту, газопровод «Сила Сибири» будет проложен от Чаяндинского нефтегазоконденсатного месторождения в Якутии через Хабаровск до Владивостока, при этом в районе Благовещенска от него будет сделано ответвление в Китай. Также к «Силе Сибири» планируется подключить и перспективное Ковыктинское газоконденсатное месторождение, расположенное в Иркутской области.
Для Якутии проект должен стать, прежде всего, драйвером для роста уровня социально-экономического развития региона. В частности, строительство газотранспортных мощностей на ее территории обеспечит возможность развития газификации. Газопровод «Якутия — Хабаровск — Владивосток» пройдет, в том числе, через южные районы Якутии. Трасса газопровода выбрана таким образом, чтобы мероприятие по газификации охватило максимально возможное число населенных пунктов.
Кроме того, создание Якутского центра газодобычи позволит повысить уровень занятости местного населения. При эксплуатации газопровода и добычных объектов «Газпрома» на территории республики необходимо будет задействовать около 3000 специалистов. Сегодня «Газпром» организует подготовку специалистов, в том числе из числа жителей Якутии, в российских профильных образовательных центрах, стимулирует разработку новых образовательных программ.
Мощная ресурсная база на Востоке России, последовательное формирование крупных центров газодобычи и создание необходимых транспортных коридоров позволит организовать в республике новый центр экспортных поставок российского газа, ориентированный на Азиатско-Тихоокеанский регион [3].
Несмотря на все вышеперечисленные положительные моменты проекта «Сила Сибири», на сегодняшний день еще нет четкого представления, как будет выглядеть будущее проекта и как конкретно повлияет на социально-экономическое развитие Республики.
Есть достаточно оснований полагать, что проект для Республики станет стимулом для развития. Но с другой стороны, получается, что после окончания проекта, в Чаяндинском месторождении не останется сырья для покрытия даже собственных потребностей республики, ведь потребление природного газа по республике составляет 1,59 млрд куб.м. в год, около 90% из этого количества приходится на выработку электро- и теплоэнергии, а оставшаяся часть идет на нужды населения, а из Чаяндинского месторождения собираются транспортировать 38 млрд куб.м. газа ежегодно в течение 30 лет. В пользу проекта «Сила Сибири» выступает закон Российской Федерации «О недрах», где в статье 2.1. говорится, что запасы газа от 50 млрд кубических метров входят в перечень участков недр федерального значения [4].
Более того, в ноябре 2014 года в комитете Госдумы по бюджету и налогам была поддержана идея налоговых льгот для магистрального газопровода «Сила Сибири». Поправка предусматривает обнуление налога на добычу полезных ископаемых в течение первых 15 лет разработки месторождений, находящихся полностью или частично в границах Иркутской области и Якутии, а в период с 16-го по 24-й год разработки месторождения предполагается выравнивание ставки налога.
Кроме того, поправками устанавливается налоговая ставка в размере 0% на период до 2035 года в отношении объектов недвижимого имущества магистральных газопроводов и сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью, объектов газодобычи, объектов производства и хранения гелия, строительство которых осуществляется в настоящее время в рамках реализации проекта «Сила Сибири». [5]
Как известно, доходы от уплаты налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) по нефти и газовому конденсату с 2010 года были централизованы в федеральном бюджете. До этого 5% доходов от уплаты НДПИ зачислялись в бюджеты субъектов РФ. Вместо этого субъектам РФ, в бюджеты которых должны были поступать доходы от уплаты НДПИ по природному газу, поступают в виде дотации с целью обеспечения сбалансированности бюджетов.
На 2015 год поступление НДПИ в государственный бюджет Республики Саха (Якутия) прогнозируется в размере 13 031 млн рублей, в том числе за счет алмазов 11 564 млн рублей, угля — 378 млн рублей, золота — 1 088 млн рублей [6]. Таким образом, финансовых поступлений от всего проектного мероприятия «Сила Сибири» в бюджет Республики Саха (Якутия) не предполагается.
Следует отметить, что для Газпрома диверсификация сбыта — самый эффективный путь для сохранения доходности и дальнейшего развития, поэтому газовому концерну стратегически важен выход на азиатский рынок, в частности в Китай. Интерес к региону обусловлен динамичным развитием энергетического рынка Азии и расположением крупнейших ресурсных центров России в непосредственной близости к нему.
Многие эксперты также полагают, что проект имеет для России больше политическое, нежели экономическое значение. Амбициозный проект газовой трубы в Китай куда более выгоден покупателю топлива, чем продавцу, в данном случае России.
С 2018 года для двух существующих газотранспортных систем Западной Якутии (от Северного блока Среднеботуобинского месторождения и от Отраднинского месторождения) планировалось присоединение к магистральному газопроводу «Сила Сибири» и, соответственно, начало поставки природного газа за пределы республики. В свою очередь, это привело бы к росту денежного потока в республиканский бюджет. Однако, на данный момент возможность разрешения доступа независимых производителей природного газа к магистральному трубопроводу «Сила Сибири» находится на стадии рассмотрения. Исходя из последних действий «Газпрома» можно сделать вывод, что как таковой цели вывода социально-экономического состояния региона на следующий уровень развития нет. Заинтересованность газового монополиста заключается в пополнении собственной ресурсной базы и максимизации прибыли [7].
В итоге, республика лишается возможности эффективного и рационального использования собственного сырья. Здесь необходимо отметить статью 9 п.1 основного закона государства, обладающего высшей юридической силой, Конституции Российской Федерации, в котором говорится, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. [8] Таким образом, население Якутии является владельцем недровых ресурсов на всей территории. А также, согласно требованиям земельной ренты, в бюджете республики должно оставаться не менее 25% стоимости ископаемой в республике продукции, добытой за счет раздела каждого ее вида [9].
Исходя из вышесказанного, необходимо провести работы на законодательном уровне по приведению федеральных законов в соответствие с Конституцией РФ, что должно повлечь за собой справедливое распределение налогов и платежей по природным ресурсам, например, по НДПИ по природному газу. Нужно отстоять долю Республики Саха (Якутия) в 25% от добычи природного газа, а далее и других не менее важных природных ресурсов республики, что будет являться действительным драйвером социально-экономического развития региона. |
| |
|
|